Рядом. Часть 8

Юлия Нет
                Моему читателю Бондаревой Елене,
                которая отмечает День Рождения
                раз в четыре года , посвящается!
                29.02.16г.
               
***

   На улице было всё так же сумрачно и тоскливо, словно сама погода скорбила вместе со мной, не позволяя солнечной радости нарушить моё горе. Тяжелые серые облака давили непомерным грузом, а резкие порывы ветра, с силой врываясь в ткань одежды, пробирали  тело насквозь.
   Чем ближе я подъезжал к её дому, тем сильнее разрасталось во мне волнение и дрожь. Было странно признаться самому себе, но я боялся. Боялся увидеть глаза тех людей, для которых Ева была смыслом жизни, и которые потеряли её так же, как и я.   Я  в уме пытался сформулировать слова, которые мне предстояло сказать им, но не мог. Мысли сбивались, а построенные было фразы вмиг распадались, подобно карточному домику. 

   После моего короткого звонка дверь мне открыла  невысокая приятной внешности женщина. Светлые, с едва заметной сединой волосы были аккуратно забраны в тугой пучок. Голубые глаза с опухшими от слёз веками были наполнены горечью и скорбью. Сердце моё больно сжалось. Все эти дни я примерно представлял себе, какую боль испытывают сейчас её родители. Я ожидал слёз, криков, рыданий. Но сейчас, видя эти глаза, лишённые жизни, я оторопел.  Те немногие слова, которые мне удалось выстроить  в подготовленную речь, камнем встали в моём горле. Я не в силах был произнести не слова. Мне казалось, что я слышал, как в моей голове тикают стрелки часов, отсчитывая время, в течение которого я молча смотрел в эти глаза, так до боли похожие на глаза Евы.

- Я чем-то могу вам помочь? – спустя несколько бесконечных минут произнесла  женщина чуть охрипшим голосом.

- Здравствуйте! – выдавил я. – Я тот человек, который находился вместе с Евой в том подвале… Я второй похищенный… Меня зовут Макс…

   Лицо женщины исказилось гримасой боли, она закрыла рукой рот, и её плечи дрогнули от подступивших рыданий. В тот момент я был готов ко всему: что она прогонит меня, что будет обвинять меня в том, что я не смог помочь Еве, я даже готов был принять на себя её удары и проклятия. Но  я никак не ожидал, что она кинется мне на грудь, в слезах обнимая меня, как родного человека.  Я осторожно приобнял её, подавляя в себе собственные слёзы. Моё горло сковало так, будто кто-то невидимый затягивал на мне удавку. Если бы  мне надо было  произнести хоть слово, то я просто физически не смог бы этого сделать. Но в тот момент я понял, что мы оба не нуждаемся в словах и объяснениях. Наши чувства были абсолютно одинаковыми, и ими можно было поделиться без слов.

   Женщина  оторвалась от меня столь же неожиданно, как и прильнула, торопливо вытирая мокрые глаза, словно извиняясь передо мной за позволенную минутную слабость.  Она потянула меня за руку, приглашая пройти в дом. Её ладонь излучала нежное тепло, которое может исходить только от материнских заботливых рук. Это прикосновение немного успокаивало мои взбудораженные нервы, напоминая касания моей собственной мамы, которые я так давно не ощущал.  Я шагнул следом.

- Я очень рада, что вы пришли  к нам, - тихо сказала она, обернувшись.

- Вы знали обо мне?  - удивился я.

- Да, знала. Следователь рассказал о вас. После вашего освобождения, они изъяли записи с камер наблюдения. Они теперь знают всё.  Знают, кто убил мою девочку… Знают, кто защищал её… Вы были с ней до последней минуты, хорошо, что она была не одна, - голос её стал почти не слышен от подступивших слёз, и на минуту ей пришлось замолчать, чтобы восстановить способность говорить. – Мы и сами на днях собирались навестить вас в больнице, но вы нас опередили. Я рада, что вас так быстро выписали. Видимо, вы быстрее оправились, чем предполагали врачи…

- Меня не выписывали, я ушёл оттуда сам.

   На её лице застыло удивление.

- Просто я хотел быстрее попасть к вам… Я должен был… Это было последним желанием Евы.

   Я думал, что буду чувствовать себя чертовски неуютно в обществе скорбящего человека, буду ощущать себя непрошеным гостем, появившемся на пороге дома во время чумы. Но уже очень скоро неловкость, возникшая между нами, пропала. Всё вокруг - уютная, пусть и не дорогая обстановка, атмосфера тишины и заботы, чашка горячего чая, дымящаяся передо мной – расслабляли меня с каждой минутой.. Мне было комфортно рядом с этим человеком, таким чистым и излучающим добро. И на несколько мгновений я даже забылся в её присутствии, окружённый заботой и её мягким голосом, рассказывающим мне о жизни Евы.

- Знаете, Макс. Когда-то давно, когда она была совсем маленькой, Ева забралась ко мне на колени. Я сейчас даже не вспомню, почему я тогда плакала, только она сказала мне: «Мамочка, я не дам тебе горевать! Я буду сушить твои слёзы!» И она, сидя на моих коленях, дула на моё лицо так долго, что мне и впрямь перехотелось плакать и даже стало чуть смешно от её усилий. Она вся покраснела от напряжения, но ей удалось выполнить задуманное… Почему-то сейчас я особенно часто вспоминаю это, когда мне становится слишком тяжело…

    Мы долго сидели в сумерках задёрнутых штор и делились друг с другом  воспоминаниями, она  - яркими и лёгкими, я –  серыми и тяжёлыми.  Я никогда бы по собственной воле не стал рассказывать матери, потерявшей своего ребёнка, о всех  несчастьях, которые ему пришлось перед этим перенести. Но она  с такой надеждой смотрела на меня, слушая мои рассказы, что я понял – нельзя её лишать последней возможности быть рядом с дочерью, даже если мои рассказы причиняли ей боль.
   Сам же я жадно слушал о том, как всё это время велись наши безрезультатные поиски.  Как выяснилось потом, полиция всегда была рядом, вокруг нас, нужно было лишь сделать шаг, но что-то этот шаг сделать не давало… Роковые совпадения, сломавшие наши жизни…

- Если бы тот мальчик, химик, не сделал звонок, не знаю, разговаривала бы я с вами сейчас… - тяжело вздохнула моя собеседница.

- Если бы тот мальчик, - парировал я. – сделал звонок чуть раньше, мы бы разговаривали сейчас втроём…

   На минуту она притихла, погрузившись мыслями в раздумья. Она не плакала, не билась в рыданиях от утраты, но то тихое горе, вуалью покрывшее её лицо, было для меня страшнее любых истерик.

- Не вините его, Макс. Он  слишком молод и слишком запутался в жизни. Но он сумел вовремя одуматься и этим спас вашу жизнь… Хотя бы вашу… Он получил сильное ранение, и неизвестно, сможет ли он полноценно жить, но возможно, ему удастся жить так, чтобы искупить свои грехи.
 
   Глядя на неё, я поражался тому, насколько добрым и всепрощающим может быть человек, и в чём-то я даже завидовал её смирению. Возможно, если бы я принял все беды, как есть, то двигаться дальше было бы легче. Но это было выше моих сил.  Я простить не смогу.

- Вы замечательная женщина… - тихо сказал я. – Теперь я знаю, в кого ваша дочь была таким светлым человеком. Она вас очень любила. И хотела, чтобы вы знали об этом. Для этого я к вам и приходил.

- Я знаю, – её руки на коленях чуть дрожали, теребя тонкий  платок. Заметив, что я встаю, собираясь уходить, она  с надеждой посмотрела на меня. – Мы всегда будем рады вам, Макс! Жаль, что моего мужа нет сегодня дома, он очень хотел познакомиться с вами… Приходите к нам чаще. Ноша становится не такой тяжелой, когда делишь её с кем-то. Не несите своё горе в одиночку!

   Выходя,  я заметил чуть приоткрытую дверь в соседнюю комнату. Через образовавшийся проём в мою сторону лился необычный жёлто-оранжевый свет, оставляя на тёмном полу яркую полосу. Казалось, что комната светится изнутри. Несколько секунд я не мог сдвинуться с места, заворожено разглядывая это чудо.

- Там комната Евы… Была… - услышал  я из-за спины приглушённый голос.

   Моё сердце дрогнуло от звука её имени. Глядя на чуть приоткрытую дверь, я представил, как её тонкие пальцы дотрагивались до неё, отворяя. Как ежедневно тёплый оранжевый свет обволакивал её силуэт.  Там был её мир. Там осталась часть её...  Я набрался смелости.

- Можно мне войти туда? – я в надежде заглянул в печальные голубые глаза за мной.

- Конечно! – произнесла женщина, наполнив свои слова материнской нежностью. – Можете находиться там сколь угодно долго.

    С трепетом в сердце я осторожно ступил внутрь. Первым, что бросилось мне в глаза, были ярко-апельсиновые занавески, плотно закрывающие окно. Именно сквозь них проникал свет с улицы, наполняя комнату оранжевым свечением.  Оно было таким же тёплым и ласковым, как сама Ева.  Я тихо прикрыл за собой дверь, замкнув за собой её сказочный мирок.
    Стоя посредине комнаты, я думал о том, что в сущности совсем не знал её. Точнее, не знал её настоящую.  Я видел лишь её боль, страх, горе, никогда не задумываясь о том, насколько она могла быть жизнерадостной. Я так редко видел улыбку на её губах, что её печаль стала  для меня  неотъемлемой привычной вещью. И вот сейчас, глядя на фотографии из её прошлой жизни, я испытывал невероятную боль от того, что мне никогда уже не удастся узнать прежнюю Еву.
    Снимков было настолько много, что в некоторых местах стены комнаты были сплошь укрыты коллажами, составленными ею из кусочков жизни. На них я видел все этапы становления Евы.  Вот она совсем ещё ребёнок – светловолосая маленькая девочка, протягивающая к объективу камеры руку, с сидящей на ней бабочкой. Вот Ева в окружении большой компании сверстников – подростков, дружно машущих руками по просьбе фотографа.  Вот и  совсем свежие снимки, на которых я видел её в том возрасте, в котором узнал.  Они все настолько разнообразные: цветные и черно-белые, большие и маленькие, портретные и в окружении природы или близких людей. Но всех их объединяло одно – я не нашёл ни одной фотографии, на которой бы она не улыбалась…
    Я осторожно пальцами скользил по картинкам, впитывая в себя её образы. Мне казалось, что пока я вижу всё это, она будет рядом, такая же счастливая и сияющая.  Но закрыв глаза, я не смог восстановить её новый облик. В своей памяти я видел лишь большие синие испуганные глаза, наполненные слезами.
    На письменном столе лежали тетради, конспекты.  Некоторые из них были открыты, а на полях виднелись заметки, второпях оставленные Евой, некоторые заложены на определённых страницах карандашами или небольшими листочками бумаги – милая будничность, некогда окружавшая жизнь прилежной ученицы.
    Я тяжело опустился на её небольшой уютный диванчик, уронив лицо в окружение мягких плюшевых подушечек, яркими пятнами покрывающих его.  Прошло столько времени, но они до сих пор хранили её запах, как будто Ева встала с него всего час назад  и просто вышла ненадолго. Всё вокруг меня просто кричало о ней, напоминая и тревожа. Казалось, что даже вещи ждут её возвращения, не в силах поверить в то, что больше никогда она не войдёт в эту дверь, так же как не мог поверить в это я.

   Я пробыл в комнате Евы наверное больше часа, бережно смакуя воспоминания о ней, окружённый атмосферой её присутствия. Когда я  поднял голову, за окном уже смеркалось. Выйдя за дверь, я увидел, что её мать сидит на кресле, смиренно сложив руки на коленях и глядя в одну точку. Видимо, всё то время, что я пробыл в маленьком мире Евы, она терпеливо ждала всё на том же месте, стараясь не нарушить моего уединения. Увидев меня, она едва заметно грустно улыбнулась мне и встала. 

- Вы позволите мне взять это? – я робко показал ей  диванную подушечку, прихваченную из комнаты Евы. – Просто она напоминает…

   Она не дала мне договорить, освободив меня от тяжелых слов, и безмолвно кивнула, осторожно погладив меня по плечу. Я лишь сдавленно смог прошептать «спасибо».

   Уже на выходе, прощаясь, она заглянула мне в глаза:

- Только не впадайте в уныние, Макс! Вы выжили. Так было угодно Богу. Значит, он уготовил вам какое-то важное предназначение в жизни. Вы должны жить дальше. Хотя бы ради памяти о Еве. Она бы не хотела, чтобы вы были несчастливы.

   Я не смог ответить ей…


***
   За окном медленно поднималось солнце. Его не было видно за серыми тяжёлыми облаками, но я знал, что оно встаёт, по тому, как моя комната постепенно наполнялась светом и тенями на стенах. Этой ночью я не спал… Подушка цвета радуги под моей щекой  наполняла меня  родным запахом и воспоминаниями. Мне мерещились картинки на стене «оранжевой комнаты». Одна за другой, они пролетали в моём воображении, не давая мне успокоения. Хотя прогнать эти видения я и не старался, мне хотелось видеть её… живую… настоящую, путь и ценой бессонной ночи.
   Когда солнце встало на столько, что я смог видеть окружающую меня обстановку, я поднялся с пола.  Все мои действия  - душ, еда, сборы в дорогу – были похожи на движения запрограммированного робота, и я поймал себя на мысли, что продолжаю ту же «механическую» жизнь, которую я вёл в заточении подвала. Действия не имеют смысла, жизнь не имеет надежд на будущее. Всё, что я осуществляю, лишь только продлевает существование моего тела. Порой мне казалось, что во мне не осталось души, только одна оболочка, которая вопреки всему продолжает дышать.  Я не мог понять только одного – для чего?
    Я не знаю того, кто сказал, что время лечит, но мне хотелось просто кричать о том, насколько он не прав. Прошло уже столько дней, но легче мне не становилось. Напротив, с каждым новым днём моя тоска нарастала, словно снежный ком. Продолжать жить, зная, что виноват, хоть и косвенно, в смерти близкого человека было тяжелее с каждым днём.
    Обернувшись к стене, я ногтем продрал на стене свежую «насечку».  Десять неровных порезов на моих ценных когда-то обоях бахромились  рваными краями. Десять дней свободы… Десять дней, как умерла Ева… Десять дней, как кончилась моя жизнь…

    Я не хотел идти в полицию к следователю, но всю ночь слова матери Евы не давали мне покоя. Я должен сделать это ради неё. Должен продолжать жить и помочь наказать людей, совершивших преступление.
    Отделение полиции встретило меня  суетой и жутко-тёмными стенами. Было непонятно, выкрашены ли они так для нагнетания страха на преступников, или просто никто никогда не пытался отмыть слои грязи, нарастающей на них. Разглядывая удручающий пейзаж, я отыскал нужный мне кабинет и постучал в дверь, из-за которой тут же раздался лающий звук кашля.

- Войдите! – расслышал я сквозь него.

   Кабинет был погружён в дымку сигаретного яда, такую плотную и тяжёлую, что из неё  можно было бы слепить комок, как из снега. Напротив меня сидел человек  с красными от напряжения щеками и шеей, передавленной узким воротником рубашки. Он безучастно взглянул на меня, кивнув на стул перед собой.

- Прошу, присаживайтесь!

   Сидя перед ним, я видел стопки папок, покрывающих его немаленький стол. «Дело №…», «Дело №…», «Дело №…».  Их было так много! Многоэтажные стопы чужих сломанных жизней.
   Следователь достал папку с моим делом, даже не спросив моего имени, и на минуту я ощутил себя дерзко прославившейся  знаменитостей.

- Я что-то должен вам рассказывать?

- Да в общем-то нет. Мы знаем практически всё. Камеры наблюдения всё за вас рассказали. От вас нужны лишь подписи и присутствие в суде, когда Хасан сможет давать показания.

    По моей коже побежали мурашки, колючие и противные. На несколько секунд мир вокруг меня словно остановился и затих в преддверии неминуемой катастрофы. Лишь только в голове эхом звучало его имя, произнесенное моим собеседником.

- Он живой???

     Я столько дней жил в полной уверенности, что он был убит тогда во время захвата, что сейчас эта новость казалась мне концом света.  Я был уверен в его смерти настолько, что даже не задал этот вопрос матери Евы, будучи у неё дома, а она ни разу так о нём и не упомянула.  Все эти дни я почти не вспоминал о нём, считая его мертвецом  Никто не упомянул о нём! А он тем временем где-то сейчас живой, дышит тем же воздухом, что и я. Воздухом, которым должна была дышать Ева.
    Мысли летели в моём сознании со скоростью ракеты, разжигая во мне ярость. Мне казалось, что я готов потерять сознание, только не понимал, от злости или от того, что перестал дышать. Меня словно парализовало. Мой собеседник, заметив изменения в моём лице, внимательно смотрел на меня.

- Живой, – тихо сказал он, усмехнувшись. – Живучий, как таракан. Ему пробило лёгкое и позвоночник во время захвата, но он выжил. Правда парализован… Вероятнее всего навсегда.

   Я почти не слушал, что говорил следователь. Слова «живой» хватало вполне моему сознанию, и оно не нуждалось в подробностях. Оно крутилось в моей голове назойливой мухой, не желающей улетать и отвлекающей от всего. Неужели это возможно? За что мне всё это?

- Вы меня слышите? Эй, с вами все в порядке? – следователь помахал рукой перед моим лицом, возвращая меня в реальность.  Я кивнул, не в силах произнести ни слова.

- Я понимаю вашу реакцию… - сочувствующе произнёс он. -  Понимаю, что вы перенесли и испытываете сейчас. Но такова жизнь! Поверьте мне, очень часто невинные люди страдают от того, что просто оказались не в то время и не в том месте. Вам просто не повезло.

- Просто не повезло? – ошарашено спросил я. – Вы видели всё, что происходило, и считаете, что мне просто не повезло???? Вот так вот всё просто?

- Да… - детектив с задумчивостью Шерлока Холмса закурил очередную сигарету. – На самом деле, на вашем месте мог оказаться любой подвернувшийся человек. Хасан -  просто свихнувшийся фанатик. Он помешан на своих сумасбродных идеях. Сила личности, подчинение, угнетение… всё такое. Синдром неудавшегося Бога. – он усмехнувшись, выпустил дым. – Похищения, убийства, шантаж, список можно продолжать и продолжать… Эпизодов ему с лихвой хватит на всю оставшуюся жизнь. Самое смешное, что он пытался создать лекарство, бесследно убивающее человека, хотя таких существует уйма. Именно его он опробовал на вашей сокамернице. - Он небрежно ткнул пальцем в сторону небольшой ампулы, стоящей на столе. – Полнейшее сумасшествие на мой взгляд. Как только ему станет чуть лучше, мы будем ходатайствовать о признании его невменяемости.

    Я не слушал. Я смотрел на маленький стеклянный пузырёк, еле видный среди бумажных завалов на столе. В нём, переливаясь янтарными красками, находилась жидкость, убившая человека, ставшего мне таким близким и родным. Несколько миллилитров смерти.  Я не мог понять своих противоречивых чувств, но точно знал, что испытываю к нему ненависть, как к одушевленному предмету.
    Тем временем детектив  сухо и буднично рассказывал о том, как долго полиция пыталась найти Хасана, совершившего множество преступлений. И как рады они были тому, что неожиданный звонок вывел их на него, приписав ему очередной грех. Мне хотелось возразить ему, сказав, что это совершенно не их заслуга, но вступать в споры уже не было сил. Сейчас меня волновало лишь то, что человек, заслуживающий тысячи смертей, лежит где-то в чистой сухой постели, окруженный заботой медицинского персонала.
    Кабинет полицейского был переполнен табачным дымом и его нудным голосом, зачитывающим  мне протоколы.. И мне было трудно понять, отчего именно так кружится голова. Казалось, что так плохо физически мне не было с того дня, как я очнулся на больничной койке. Я почти не разбирал слов в его речи, лишь монотонный гул его голоса неприятными нотами звучал на фоне пульсирующей болью правды.  Я подписал кучу документов, даже не вчитываясь в их суть. Мой взгляд лишь выхватывал из строк слова полицейской хроники: «…извлечено тело пострадавшей…», «…смерть в результате применения сильнодействующего препарата…», «… по результатам вскрытия…», «…множественные поражения…».  Буквы двоились и расплывались, будто мой мозг пытался защититься от ранящих меня слов, а я в тот момент думал лишь о том, что должна была испытать её мать, выносившая Еву под сердцем и спустя годы читающая выбитую на бумаге хронику её смерти.

- Что с ним будет дальше?

- Не знаю… Честно говоря, мне не особо интересно. Мы поймали его. В ближайшие дни я планирую взять с него показания в больнице, когда разрешат врачи. Потом передадим его суду, а дальше он – их проблема. Скорее всего, его направят в психиатрическую клинику и дело закроют.

- А как же наказание? Он просто проведёт свою жизнь в психушке. Живой, сытый, среди людей? Из-за него погибла ни в чём не виновная девушка, и он даже не заплатит за это? Вы должны посадить его!

- Что вы от меня хотите? Чтобы я его убил?  - он с вызовом смотрел на меня. –  Вас спасли. А убитая им девчонка - не ваша проблема!  Она вам вообще никто. Вы – лишь свидетель по её делу. Успокойтесь, и живите дальше.

- Не вам судить, кто она мне! И не вам давать мне советы о том, как жить дальше! – я просто кипел от злости. - Я всего лишь хочу, чтобы он получил своё! Разве это много за то, что он сделал?

    С минуту мой собеседник сидел молча. Не было понятно, стало ли ему хоть немного стыдно за свои слова, или он просто был ошеломлён моей яростью, но лицо его стало чуть мягче.

- Поверьте мне, то, в каком он состоянии, будет лучшим наказанием для него, чем тюремное заключение.

- Вы можете мне сказать, где он сейчас?

   Страж закона тяжело вздохнул.

- Зачем вам это? Вы не боитесь наделать глупостей, от которых потом будете страдать?

- Вы полагаете, что сейчас я не страдаю?

    Он долго молчал, не зная, что ответить мне, и старательно пряча глаза от моего напряженного взгляда. Я знал, что вряд ли получу от него ответы, в конце концов – это тайна следствия, но не попытаться я не мог.

    На столе визгливо зазвонил телефон, выдернув меня из транса тревожного ожидания. Мне показалось, что я услышал напротив вздох облегчения от того, что внезапный звонок давал моему собеседнику несколько минут отдыха от неприятного ему разговору. Детектив, извинившись, взял трубку и отошёл к окну.

 - Кисуля, я слушаю тебя! – его негромкий  голос был приторно сладким и таким отличающимся от недавнего сухого тона, что мне стало не по себе. – Даааа! …. Конечно, я буду вовремя!..... А что ты хочешь, бесстыдница? …

    Он захихикал, наигранно и скабрёзно, саданув этим звуком меня в самые глубины сознания. Меня стало подташнивать. Осознание того, что его не волнует моё состояние, что он не собирается щадить моих чувств, что жизнь вокруг течёт бурным потоком со всеми своими радостями, шалостями, пошлостями и наслаждениями, было болезненным и неприятным. Я не ждал сочувствия со всех сторон, но, тем не менее, было очень страшно знать о том, что всем вокруг наплевать.
    Я смотрел в спину хихикающего и жеманничающего следователя, понимая, что в этот момент его совершенно не заботит моё присутствие.  С проворностью пронырливого  вора я схватил  со стола то, что, как мне казалось, могло бы излечить мою душу или, по крайней мере, притупить мою боль – маленький стеклянный пузырёк, сверкающий огнём.
    Я уже закрывал дверь кабинета, когда расслышал голос из его глубин:

- Подождите минуточку, мы не договорили с вами…

   Я прибавил шаг. Твёрдая уверенность в том, как пройдут несколько последующих дней, придавала мне сил. Я выслежу Хасана, чего бы мне ни стоило. Следователь выведет меня к нему. Впервые за несколько дней у меня появился смысл жизни.

Продолжение следует.