Почему люди верят или не верят в Бога?

Евгений Терещенко
В одной из недавних заметок я высказал мысль, что люди в своей жизни верят обычно в то, во что желают верить, что отсутствие веры в Бога есть следствие нежелания в Него верить. Почему же люди не желают верить в Бога, какие есть причины для этого? На мой взгляд, основных причин, препятствующих религиозной вере, существует три. Попытаюсь их охарактеризовать.

1.На поверхности лежит причина, связанная с нравственными качествами человеческой личности. Понятно, что человек эгоистичный, жестокий, корыстный очень далеко отстоит от Бога и не расположен в Него верить. Соответственно, у него нет и желания обрести веру, ибо она разоблачила бы его порочность, породила страх перед наказанием. А если Бога нет, то все позволено.

2.Так же, понятно, что если человек вырос в атеистической среде, с детства впитал в себя соответствующую «программу», то в более зрелом возрасте ему трудно поменять свое мировоззрение. Усвоенные в детстве и юности идеи обычно очень въедливы.

3.Еще одной причиной, препятствующей вере в Бога, является доминация в психике человека интеллектуального центра над эмоциональным. Люди такого склада уважают рациональное мышление, логику, науку, вера же, напротив, иррациональна и основана на чувстве.

Остановлюсь на третьем пункте подробнее.
Интеллект (дискурсивный рассудок) противится вере. Он закован в клетку собственной познавательной структуры (математика + логика) и к сверхчувственному восприятию и познанию относится скептически. Люди, обладающие сильным интеллектом и верой в его могущество, как правило, являются атеистами или агностиками, по крайней мере, в годы молодости и зрелости. Можно, без риска совершить ошибку, предположить, что индифферентно к вере в Бога относится большинство шахматистов и знатоков клуба «Что? Где? Когда?», то есть, людей с развитым интеллектом. Конечно, ближе к старости, и эта категория людей, под влиянием разных причин, может прийти к вере в Бога.

В отличии от интеллекта, инстинкт и интуиция соединяют человека с реальностью и вере в Бога не препятствуют.

На уровне инстинкта существуют «антропоморфные» религии с верой в личного Бога, понимаемого субъективно, в зависимости от личных качеств самого человека. На уровне инстинктивной веры человек приписывает Богу те черты, эмоции, намерения, которые ему самому понятны, а порой присущи. Чаще всего такая вера свойственна людям простым, не обладающим высокоразвитым интеллектом.

На уровне интуиции вера в Бога существует в иной форме, чем на уровне инстинкта. Бог рассматривается, в первую очередь, как некое Сверхличное Начало, «Мировой разум», «Абсолют», «Всеединство» и т.д., в зависимости от вкуса мыслящего человека и источников его образования. Вера в личного Бога не отрицается, но и не считается единственно верной. Деление религий на хорошие и плохие, правильные и неправильные, отходит на второй план или исчезает вовсе. Появляется идея о том, что все религии ведут к Богу, не исключающая приверженности религии отцов и дедов. Такая вера чаще всего свойственна интеллигенции, людям с развитым интеллектом, но уже осознавшим его ограниченность и недостаточность.