Парадоксы времени в социальном пространстве

Зуев Андрей Яковлевич
ПАРАДОКСЫ ВРЕМЕНИ в СОЦИАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

        «Пространство», «время», «внешнее» и «внутреннее»  вне материальной сущности – понятия пустые и бессодержательные. Материальная сущность – материя в движении.  Если время идёт, течёт и летит, то его и нет вовсе. Всё, что происходит и изменяется, описывается всеобщей философской категорией «движение». Нет такой физической сущности как «время» и «пространство», которые существуют сами по себе, без материи и  движения. Направленность, продолжительность и количество движения (энергия) – атрибуты движения. Всякий материальный объект имеет свои пространственно-временные свойства и присущий ему энергетический потенциал.  Время – атрибут движения - всеобщей формы бытия материи - и формально-безразличная физико-математическая категория, выражающая сравнительную продолжительность  двух произвольно выбранных движений.  Указанное определение времени требует пояснений. 
    
       1. Всеобщая форма бытия материи –  движение материи. Если время движется, изменяется и течёт, то это согласно определению абстрактной формы движения и соответствует понятию всеобщего движения. Иначе говоря, движение есть, а никакого времени нет. Всё то, что происходит и изменяется, является сущностью движения и не является сущностью никакого другого понятия. Таким образом, в понятие «время» людьми вкладывается сущность понятия «движение». Два понятия выражают одну и ту же сущность, следовательно, это одно и то же или сама существенная связь.

       2. Атрибутом всякого сложного движения является его продолжительность, обусловленная взаимодействием более простых движений. Продолжительность  движения (его внутреннее время) не может быть постоянной, поскольку зависит от множества других  движений (и случайных тоже), составляющих его. Каждый материальный объект, находящийся в движении, обладает своим внутренним временем, образуемым совокупностью движений, в которые этот объект вовлечён.

       Внутреннее время (продолжительность движения материального объекта) зависит от внутренних и внешних материальных процессов, находящихся в существенной связи, однако никак не зависит от сравнительной продолжительности двух произвольно выбранных движений.  Проще говоря, продолжительность жизни человека, измеряющаяся количеством прожитых лет, никак не связана (не связана существенной связью) с количеством прожитых лет. 

       3. Формально-безразличная физико-математическая категория не предполагает существенной связи между двумя произвольно взятыми движениями, поскольку выражает только лишь сравнительную продолжительность различных движений без учёта их качества, не смотря на то, что продолжительность одного из них (вращение Земли вокруг собственной оси) принято считать величиной эталонной.  Времени в качестве всеобщего физического и материального феномена без движения материи не существует вовсе. Формальная  категория «время» есть, а действительного всеобщего физического времени, вне системы координат конкретного движения материального объекта, нет. Мы измеряем не движение временем, а время движением.

       4. Сравнительная продолжительность различных движений, из которых сравниваются два движения, может относиться к каждому  из этих движений как противоречивое единство  «внутреннего» и «внешнего». Такое время противоречиво уже само по себе, поскольку сравнивает продолжительность внутреннего движения материального объекта в одной системе координат с внешним произвольно взятым движением в другой системе координат. Между движениями, происходящими в различных системах координат вместо существенной связи (причинно-следственной обусловленности) возможны только формально-безразличные сопоставления.

       5. Действительным, то есть реально существующим, временем следует считать продолжительность  движения материального объекта той или иной формы движения материи, на котором фокусируется внимание наблюдателя и фиксируется существенная связь  его с бытием. Иначе говоря,  продолжительность жизни конкретной  личности необходимо оценивать в единстве с её качеством, независимо от формального сравнения с продолжительностью    природного движения (вращения Земли).    
 
       6. В категории времени содержится  противоречие между «внешним» и «внутренним», а также, противоречие между сущностным и формальным  понятием о времени. Таким образом, с этим знанием отпадает необходимость в употреблении понятий внутреннего и внешнего времени там, где существует в действительности лишь совокупная продолжительность движений конкретного объекта, взятая в сравнении с движением иного материального объекта по чисто формальному признаку. Другого, так называемого, внешнего, физического времени, в таком случае, не существует вовсе.

       7. Из всего ранее сказанного следует тот вывод, что при изменении качества  (степени сложности движения) и количества движения материального объекта, изменяется  скорость течения его внутреннего времени. С изменением характера (формы) движения изменяется и его продолжительность. Качество развивающейся материи определяется усложнением формы её движения. Продолжительность жизни сознательной личности всегда больше (имеется в виду количество вместе с её качеством) благодаря жизни со знанием, обеспечивающим значительное преимущество для её бытия.

       Человек, живущий со знанием, имеет высокое качество жизни и потому способен управлять временем её течения.   К примеру, саногенное мышление – мышление, рождающее здоровье, позволяет длительное время сохранять жизнеспособность органов и систем человеческого тела.  Разумный человек может управлять временем своей жизни. Формальная логика отрицает, а диалектическая логика допускает такую возможность. Мы помним, однако, одно из положений диалектической философии об относительности человеческого знания. Оно относительно бытия и сущности.

        Продолжительность жизни (время её ограниченного течения) имеет значение только лишь в сфере  бытия. В сфере сущности мы имеем дело с категорией, противоположной времени – с «вечностью». В сущности не только продолжительность жизни, но и сама жизнь смысла не имеет. Правда, относительность знания вовсе не исключает обладания истинным знанием, поскольку «относительное» не является противоположным «конкретному». Истина же всегда конкретна. Она объединяет противоположности -  бытие с сущностью.

       ПРОСТРАНСТВО и ВРЕМЯ не существуют сами по себе и отдельно друг от друга.  Пространство-время имманентно (внутренне) присуще всеобщим формам движения материи. Под гнётом формальной логики мы привыкли думать, что само по себе существует пространство, в котором совершается движение материи. На самом деле пространство-время является феноменом, производным от движения материи. Форма движения материи определяет свойства пространства-времени. Иными словами, движение первично, а пространство-время вторично.

       В общей теории относительности А.Эйнштейн доказал, что пространство-время – феномен изменчивый. Пространство может быть деформированным и искривлённым, а время способно замедлять и ускорять своё течение (изменять вектор своего движения). Все изменения пространства-времени связаны с особенностями того или иного движения материи. В процессе развития материи усложняется движение материи, появляются новые его формы, каждой из которых соответствует своё пространство-время.

       В процессе развития   могут возникать комбинации различных форм движения материи. В этом случае, пространство-время  изменяет свои привычные свойства.  В физике элементарных частиц сделано открытие, которое никак не укладывается в рамки формальной логики. Одна и та же элементарная частица, попирая  привычные представления о пространстве-времени, может находиться в нескольких местах пространства одновременно: «привычное» не всегда оказывается правильным. Наше понятие о пространстве-времени нельзя считать исчерпывающим. Как и любое другое человеческое знание, оно относительно.
 
       Всякое движение имеет направление, то есть, вектор движения. В физической форме движения материи оно объёмно и описывается  системой координат в трёх измерениях. К этим измерениям добавляется время. Получается, что физические тела существуют (движутся) в четырёх измерениях. Социальной форме движения материи соответствует  своя форма пространства-времени, тесно связанная с феноменом отражения. Движение, в которое вовлекается субъект (социальный объект), может быть не только внешним по отношению к нему, но и внутренним, то есть, направленным вовнутрь.

       Речь идёт, в том числе, о реальном, действительном «ВНУТРЕННЕМ ПРОСТРАНСТВЕ ЛИЧНОСТИ», «ВИРТУАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ» и «НООСФЕРЕ». Во  «внутреннем» пространстве живёт и своё «внутреннее» время, которое подчиняется «внутреннему движению». Разумеется, никому не дана возможность усилием воли воздействовать на поясное время, исключая президента и председателя правительства,  но никто из нас к этому и не стремится.  Суточное время, кстати, тоже изменяется,  из-за  почти незаметного замедления вращения планеты Земля.

       Единицей измерения продолжительности явления в физическом пространстве принято считать одну секунду и всё, что из неё складывается. Единицей измерения времени движений внутреннего пространства личности, с учётом его социального качества,  можно считать ОДНУ ЧЕЛОВЕЧЕСКУЮ ЖИЗНЬ. Эти два измерения и связаны, и не связаны одно с другим. Сознательно формируя движение,  физиологические и психические процессы в себе самом, человек как часть (момент) социальной формы движения материи, обладая известной степенью свободы, может ускорить или замедлить течение времени своего внутреннего пространства. Всем известно о двух вариантах человеческого возраста: возраст паспортный и возраст биологический. Далеко не всегда один возраст соответствует другому.

       Моему Великому Учителю и кумиру академику АМН России Фёдору Григорьевичу Углову в 100-летнем возрасте был задан вопрос о том, как ему удалось к такому уважительному возрасту сохранить физическое здоровье, общественную активность и оптимизм? Он ответил: «За всю свою жизнь я не выпил ни одной рюмки вина и не выкурил ни одной сигареты». В награду за его трезвую и здоровую жизненную позицию «внутреннее время», отпущенное природой на его жизнь замедлило своё течение.

       В процессе  индивидуального развития, в онтогенезе, за свою относительно короткую жизнь, человек успевает повторить все эволюционные и революционные изменения в движении развития, на которые человечество и весь животный мир потратили миллионы лет.  Жизнеспособность, накопленная во множестве поколений, постепенно увеличивает продолжительность жизни, замедляя внутреннее время её течения.
 
       Эволюцию органического мира и развитие    человечества тоже, в сущности можно считать единым движением. Движение это бесконечно и, следовательно, вечно во времени. Однако же бесконечное движение содержит в себе бесконечную цепь конечных событий,  звенья которой взаимодействуют не механически (метафизически), образуя «дурную бесконечность», а как моменты движения бесконечного. Филогенез (историческое, эволюционное развитие) человека логично представить в качестве единого, целостного и бесконечного процесса, переходящего во множество конечных и бесконечных движений.

       К бесконечному движению уже неприменима такая категория сферы бытия как «время». В «бесконечном» всевластвует понятие «вечность». У неё нет ни прошлого, ни будущего времени. Она не может быть бытием для чего-то ещё и, потому, вечность – для-себя-бытие. Вечность просто есть (для себя) и едина во множестве.  В сфере сущности нет ни прошлого, ни будущего, а есть только то, что здесь и сейчас, что происходит и развивается в настоящем.

        Настоящим  является развивающееся социальное бытие, которое содержит в себе и «прошлое» и «будущее». Всё развитие человечества (результат, как   развернувшееся начало, прежнего эволюционного движения) фиксируется покоем в определении (в-себе-бытии) конкретного человека в настоящем, здесь и сейчас. Таким образом, давно минувшее время, на самом деле никуда не исчезло, а навсегда сохранилось в настоящем бытии. Здесь же, в настоящем, содержится и будущее время, проявляясь должествованием бытия-для-иного, и существует как  ещё неразвитое начало. 

       Вопреки укоренившейся в христианстве парадигме однонаправленного и необратимого течения времени, оно в социальном бытии может менять направление и скорость своего течения.  С момента зачатия человека за период внутриутробного развития «насос времени» обеспечивает запас необходимого времени (жизнеспособности), которое отпущено на одну человеческую жизнь. Надо научиться разумно и рачительно расходовать этот запас. Впрочем, «насос времени» может работать в течение всей жизни.

       Здоровье можно сохранить, накопить и приумножить пока оно есть, пока исправен «насос». Только вот вернуть утраченное человеком здоровье из-за глупости и невежества никак нельзя. В жизни человека есть два времени с разным направлением течения, которые соответствуют всеобщим противоречивым тенденциям: возникновению и прехождению. Время движется из настоящего в прошлое и из прошлого через настоящее в будущее одновременно.

       Продолжительность жизни личности необходимо измерять не только количеством прожитых лет, но и  теми критериями, которые соответствуют социальному пространству-времени, то есть количеством и качеством социально-значимых событий в единицу социального времени – в одну человеческую жизнь. Социально-значимым событием следует считать всякое проявление (движение) жизни человека, вектор которого совпадает с вектором движения развития социальной формы движения материи. Такое событие (движение) должно быть направлено на самосовершенствование и совершенствование окружающего нас мира. Это событие – каждое доброе дело, привносящее гармонию в социальный мир. Чем выше производительность (эффективность, скорость) жизни – количество добрых дел в единицу земного времени, тем больше продолжительность её.

       Думаю, уже пора подытожить и сформулировать важное знание, состоящее в том, что всё самое главное в жизни человека и общества происходит в настоящем,  здесь и сейчас. Никогда нельзя откладывать «до лучших времён» свою настоящую жизнь, счастье, радость и наслаждение повседневным бытием. Если человек не умеет быть счастливым сегодня и вопреки трудным жизненным обстоятельствам, скорее всего, он и не будет счастлив никогда.
      
       Приобретая в учении новое ЗНАНИЕ, мы, к сожалению, не всегда помним о том, каким великим трудом и затраченным временем оно доставалось нашим предкам. Современный человек получает знание без тех великих усилий, то есть, почти  даром, вероятно, по этой причине  не всегда должным образом оценивает и, потому, легко утрачивает его. Известно ведь, что история никогда никого ничему не учит, она наказывает за плохо выученные уроки.

        Огромное количество «прошлого времени» живёт в коротких мгновениях времени настоящего, благодаря чему увеличивается количество событий с участием  человека, происходящих в условную единицу социального времени. Если разумно распорядиться «внутренним временем», оно замедляет своё течение, увеличивая продолжительность жизни, даруя достойной личности ИСТОРИЧЕСКОЕ БЕССМЕРТИЕ. С точки зрения диалектики, в социальной форме движения материи, человек, живущий со ЗНАНИЕМ и СМЫСЛОМ, способен и управлять временем.

       19.05.2013 г.