Христовая деревенька

Владимир Третьяков 13
   По   ровной  местности - реки текут извиваясь и завиваясь , как мышиные
   тропки , но всё одно - вокруг  холмов . Холм , длиной  километра четыре, с огибающей  его с двух сторон, речкой  Мышанкой , давно заселён  крепкой  деревней - селом.
   Холм и ограничил , видимо , дальнейший рост  села . (Село от  деревни отличалось в России тем ,
 что в  селе была  церковь , а в деревне часовня, значит и в Беларуси также).     Центральная улица с асфальтом , положенным на каменную брусчатку ... Жизнь держат крепко, по христиански. В центре села оживший костёл. В него ходит значительно меньшая часть жителей католиков.
   
   Полтора века на  видном  месте  стоит  храм  Преображения Господнего .
   Когда еду в город  крещусь на него . Храм отдан солнечным восходам и вечерним зорям  , блестит золотым крестом на много вёрст.
  Сегодня день Святой  Троицы . Ищу  место для велосипеда . Их всегда много.
 Прихожанки на веломашинах ...( так совсем недавно называли двухколёсных друзей).
На них толстые  замки и цепи для поездки в город и село . На церковном дворе велосипеды замыкают не все.  Много  автомашин и ни  одной конской  повозки ,
представилось : век назад  ни одной  машины , а только повозки и несколько веломашин .
     Во дворе  церкви замечаю - меня  рассматривают , узнают чей гость
  или новый жилец , купивший дом под дачу . Да и такие уже появились , хотя село не знает переселений в город и заселено плотно .
   Мужики стоят кольцом за забором церкви, разговаривают и курят. Не ладно...
  Ещё трое на высоком крыльце рассуждают о России, которая так богата, но не умеет распорядиться деньжищами... Раньше общались и обменивались мнением перед кинофильмом у клуба или в бане. Ни кино нет, ни бани. Телевизоры и ванные сократили общение. Вот и несут прежние разговоры в церковь и по советски обсуждают дела государственные.               
     Храм вместительный. До начала богослужения старушки сидят на клубных стульях и общаются о росте картошки, о ценах и о болезнях. 
     Прихожан видел, сказал бы Гоголь, "достаточное количество".
  Интересно смотрятся семейные посещения. 
  Собирается сразу три поколения :  прабабки шестидесяти   
 пяти  лет, сорокапятилетние  бабки , двадцатипятилетние мамы  и нулевое
 пятилетнее поколение  в  ангельских платьицах  с крылышками . В шляпках и косыночках. Достойно!  Хотя  статистически - мамы стали на пять лет старше, чем в моё  время, время горячего строительства социализма.
 
    В  храме зелёный  ковёр из листьев  камыша . Берёзки срезаны ножовкой и опущены в воду
   срезанных пластиковых бутылок и у колонн. Служба  ещё не началась .
 Исповедь проводит батюшка . Шуршит под ногами камыш , порхают над ним  в своём детском  танце  девочки-ангелочки, хоть запевай Херувимскую .
    Благолепие !
   Матушка в свечном ящике принимает записочки и принимает жертву за свечи.
   Свечи заметно дешевле, чем в городских храмах.
   Несёт староста целую корзинку просфор . Осматриваюсь . Впереди две стройные , крепкие  женщины  за пятьдесят .  Сёстры . Одного пошива строгие
 костюмы . Туфли на невысоком каблуке , сшиты мастерски и не заводские .
 Волосы уложены одинаковыми узлами и покрыты  лёгкими косынками . Косынки разного цвета , но блёстки отсвечивают при поворотах головы разными огоньками.
  Строго стоят ,  надёжно и прямо , прямо таки "подиумно"! В школе они явно были отличницами. Отличницами остались и в жизни. Явно, что и в домах их и на огородах  благодатно.  Богослужение, что где и к чему знают все деревенские женщины, но эти делают всё красиво. Величавость в движении, в поклонах, в установке свечей.
     От синхронности их пары дух захватывает. А они так живут!

    А  вот и причина моего повествования . Самого малого в храме роста
 женщинка . Она выше  танцующих девочек, и не карлик . Просто маленькая и здоровая  . Лицо её , чуть ли не до моего  восклицания от удивления ,
 похоже на  лицо  Спаса . Особый  лик . Он не похож на привычное нам  изображение Христа .  Она смотрит за горящими свечами . Руки у неё знают много огородных работ.
  На её  ножках , как вот бывают переросшие , жёлтые огурцы , такие вот -
  то ли туфли , то ли башмачки . На лице её при горящих свечах  живая благодать!

      Служба  прошла на одном дыхании . Только раз осёкся слух , когда
певчая спела с белорусским акцентом : Хрыстос  и прысно . На то и Беларусь , сохранившая  такое чудо . Христовое всё здесь в этой деревеньке , Христовое. И башмачки , и труд , и выпускники школы , которые через несколько дней  оставят слова благодарности школе и храмам.  А инициалы и имена белой краской напишут  у моста через речку.  Выучившись, вернутся продолжить род , как возвращаются белорусские аисты , как вера наша христианская вернувшись, расправила и охватила крылами  эту деревенечку...
               
       Боголепие здесь, боголепие, которое  возрождается   с  Христом .
         

      День Святой Троицы .