По ровной местности - реки текут извиваясь и завиваясь , как мышиные
тропки , но всё одно - вокруг холмов . Холм , длиной километра четыре, с огибающей его с двух сторон, речкой Мышанкой , давно заселён крепкой деревней - селом.
Холм и ограничил , видимо , дальнейший рост села . (Село от деревни отличалось в России тем ,
что в селе была церковь , а в деревне часовня, значит и в Беларуси также). Центральная улица с асфальтом , положенным на каменную брусчатку ... Жизнь держат крепко, по христиански. В центре села оживший костёл. В него ходит значительно меньшая часть жителей католиков.
Полтора века на видном месте стоит храм Преображения Господнего .
Когда еду в город крещусь на него . Храм отдан солнечным восходам и вечерним зорям , блестит золотым крестом на много вёрст.
Сегодня день Святой Троицы . Ищу место для велосипеда . Их всегда много.
Прихожанки на веломашинах ...( так совсем недавно называли двухколёсных друзей).
На них толстые замки и цепи для поездки в город и село . На церковном дворе велосипеды замыкают не все. Много автомашин и ни одной конской повозки ,
представилось : век назад ни одной машины , а только повозки и несколько веломашин .
Во дворе церкви замечаю - меня рассматривают , узнают чей гость
или новый жилец , купивший дом под дачу . Да и такие уже появились , хотя село не знает переселений в город и заселено плотно .
Мужики стоят кольцом за забором церкви, разговаривают и курят. Не ладно...
Ещё трое на высоком крыльце рассуждают о России, которая так богата, но не умеет распорядиться деньжищами... Раньше общались и обменивались мнением перед кинофильмом у клуба или в бане. Ни кино нет, ни бани. Телевизоры и ванные сократили общение. Вот и несут прежние разговоры в церковь и по советски обсуждают дела государственные.
Храм вместительный. До начала богослужения старушки сидят на клубных стульях и общаются о росте картошки, о ценах и о болезнях.
Прихожан видел, сказал бы Гоголь, "достаточное количество".
Интересно смотрятся семейные посещения.
Собирается сразу три поколения : прабабки шестидесяти
пяти лет, сорокапятилетние бабки , двадцатипятилетние мамы и нулевое
пятилетнее поколение в ангельских платьицах с крылышками . В шляпках и косыночках. Достойно! Хотя статистически - мамы стали на пять лет старше, чем в моё время, время горячего строительства социализма.
В храме зелёный ковёр из листьев камыша . Берёзки срезаны ножовкой и опущены в воду
срезанных пластиковых бутылок и у колонн. Служба ещё не началась .
Исповедь проводит батюшка . Шуршит под ногами камыш , порхают над ним в своём детском танце девочки-ангелочки, хоть запевай Херувимскую .
Благолепие !
Матушка в свечном ящике принимает записочки и принимает жертву за свечи.
Свечи заметно дешевле, чем в городских храмах.
Несёт староста целую корзинку просфор . Осматриваюсь . Впереди две стройные , крепкие женщины за пятьдесят . Сёстры . Одного пошива строгие
костюмы . Туфли на невысоком каблуке , сшиты мастерски и не заводские .
Волосы уложены одинаковыми узлами и покрыты лёгкими косынками . Косынки разного цвета , но блёстки отсвечивают при поворотах головы разными огоньками.
Строго стоят , надёжно и прямо , прямо таки "подиумно"! В школе они явно были отличницами. Отличницами остались и в жизни. Явно, что и в домах их и на огородах благодатно. Богослужение, что где и к чему знают все деревенские женщины, но эти делают всё красиво. Величавость в движении, в поклонах, в установке свечей.
От синхронности их пары дух захватывает. А они так живут!
А вот и причина моего повествования . Самого малого в храме роста
женщинка . Она выше танцующих девочек, и не карлик . Просто маленькая и здоровая . Лицо её , чуть ли не до моего восклицания от удивления ,
похоже на лицо Спаса . Особый лик . Он не похож на привычное нам изображение Христа . Она смотрит за горящими свечами . Руки у неё знают много огородных работ.
На её ножках , как вот бывают переросшие , жёлтые огурцы , такие вот -
то ли туфли , то ли башмачки . На лице её при горящих свечах живая благодать!
Служба прошла на одном дыхании . Только раз осёкся слух , когда
певчая спела с белорусским акцентом : Хрыстос и прысно . На то и Беларусь , сохранившая такое чудо . Христовое всё здесь в этой деревеньке , Христовое. И башмачки , и труд , и выпускники школы , которые через несколько дней оставят слова благодарности школе и храмам. А инициалы и имена белой краской напишут у моста через речку. Выучившись, вернутся продолжить род , как возвращаются белорусские аисты , как вера наша христианская вернувшись, расправила и охватила крылами эту деревенечку...
Боголепие здесь, боголепие, которое возрождается с Христом .
День Святой Троицы .