Весенняя Сакмара. Часть 2

Анатолий Емельяшин
                Весенняя Сакмара. Часть 2

                Фото: экипаж «Адмирала» в пороге.

        Как и предполагалось, порог Яман-Таш напомнил о себе сам. Глухой рёв донёсся из-за очередного поворота, заставив чалиться. Вся толпа, закрепив байдарки, повалила на разведку.
        Разведали две ступени, побросали камешки в сливы – нет ли камней под белой водой – и пошли.
        Казначея, единственную в группе представительницу «слабого пола», перед порогом высадили на берег, не смотря на её протесты и просьбы.
        Проси не проси, а мы всё же не позволим ей рисковать: утонет, кто тогда нам борщ варить будет? Вручаем ей фотоаппараты и кинокамеру – пусть с берега снимает. Пересел и я на капитанское место.

        Поочерёдно экипажи сваливаются со слива, пропадают на мгновенье в белом бурлящем валу и лезут на волну носом, как будто собираются оторваться от воды и взлететь в воздух. От удара жесткой волны загорелись щёки, в глазах побежали разноцветные зайчики. Ничего себе пощечина! До искр из глаз!
        За второй ступенью причаливаем: сразу за поворотом ревёт третья, по описаниям – самая сложная. Идём смотреть. Срезаем по кустарнику излучину и выходим к самому низу слива, в подпорожье.

        Все смотрят на гребни метровых валов и молчат. Потом закуривают и тоже молчат. Такого препятствия мы ещё не видали. Плохо обозначенные сливы, беспорядок валов и крутящиеся «бочки» за обливными камнями. Впечатляет и пугает.
        Наконец, «Адмирал» вытягивает вперёд руку с указательным пальцем, нацеленным в хаос валов за водопадным метровым сливом, и неуверенно начинает:
– Вот по тому сливу… в левый вал…
– Знаешь, – прерывает его завхоз, – я лучше знаю! И повернувшись спиной к реке, продолжает: – вот по той тропе… между кустиками…
        Мнения разделяются. В конце концов, нам с командиром удаётся убедить остальных, что нам нужно, позарез нужно пройти порог, и мы пройдём его вдвоём в одном экипаже.
        Накануне сплава мы с Женей прилетели из Риги, где выиграли первенство Прибалтики по ТВТ на реке Амата. Мы чувствовали себя уверенно и считали способными покорить любое препятствие. Как же упустить это?   Утверждение оппонентов: «или никто, или все!» – есть не что иное, как зажим прав руководителя. Пусть обносятся и страхуют под ступенью!

        Но спор вдруг решается очень просто. Пока мы препирались, кто-то из саратовцев, шедших за нами следом, слегка просмотрев порог с правого  берега, ринулся в него.
        Первопроходцы вразнобой отчаянно махали вёслами, но всё же правильно вошли в слив и, чудом увернувшись от ребристых камней ниже слива, пронеслись мимо.
– Ну, уж если саратовцы прошли!… – вскричал кто-то.
        Но остальные уже ничего не слушали, ломились через кусты к байдаркам.
        Еле-еле удалось установить очерёдность прохода и порядок страховки.

        Прыжок со слива оказался проще, чем ожидали. Но в валах потрепало основательно, и на плёс перед четвёртой ступенью вышли все мокрые до нитки.  И фартуки не помогли, вода сбила их вниз и ворвалась в байдарки. Решили встать на ночлег, хотя и планировалось пройти порог полностью.
        На утро осталась четвёртая ступень, каменистая и самая протяжённая.  По-моему это даже не ступень порога, а подпорожная шивера с крутым падением.
        Лагерь разбили на нешироком уступчике перед стометровой скалой Яман-Таш, чьё имя носит и порог. Рядом остановились саратовцы.

        Быстро надвинулась тёмная ночь. Костёр выхватывает из чернильной тьмы оживлённые лица ребят, решающих в ожидании ужина какую-то очередную проблему. Казначей, она же медбрат по совместительству, уже звенит склянками. В кружках что-то булькает. Ага! Профилактика простудных заболеваний! После купания положено!

        После ужина мы с Володей консультировали саратовцев по маршруту в верховья Вишеры, куда они собираются идти летом. Материалов для разработки маршрута у них не больше, чем было у нас два года назад. Из карт – только административная областная.
        Часа два рисовал им карту горного узла Денежкин камень, лоцию Вишеры и её притоков. А вернулись в лагерь – из палаток уже доносился такой мощный храп, что ели вокруг качались и со скалы осыпались мелкие камни. Видимо, и во сне экипажи продолжали доказывать друг другу свои мнения о тактике сплава, и состязались на полную мощь лёгких.

        А впереди ещё было добрых полторы сотни километров воды, шивер, порогов и перекатов. Группа спала, и вряд ли могли предполагать ребята, какие ещё трудности и опасности ожидают их на этом пути.

        Не знал "Адмирал" Женя, что завтра, после самой тщательной разведки, он всё же сходу сядет на камень в последней ступени Яман-Таша, и мне придётся, обходя его накренившуюся байдарку, бросать свою через гряду острых камней, разрывая в клочья днище.

        Не знали "киношникуи" Толя и Виталий, что в тридцати километрах ниже они на большой скорости наскочат на металлический прут сооруженного на перекате закола для верш. Он сомнёт форштевень, разрубит шпангоут и разрежет оболочку байдарки от носа до середины.
        Байдарка повиснет на этом штыре и будет вмиг заполнена водой. И они будут освобождаться от фартука уходящей под воду байдарки и выпадать из неё.  А затем по грудь в воде вытаскивать её из потока на берег.

        И ни кто не предполагал, что уже через день задует холодный ветер, налетят метели и придётся проходить шиверы и пороги в беснующемся тумане снежных зарядов, направляя байдарку окоченевшими от холода руками в сливы исключительно по слуху.
        Снег будет валить из каждой тучи, а тучи регулярно, с разрывом в 10-15 минут, наползать с северо-запада. И что эти весенние метели будут досаждать до конца маршрута.

        В таком заряде метели мы подходим ко второму по сложности порогу – Баракальскому. Он, согласно лоции, расположен у устья правого притока – реки Баракал.
        Приток мы не заметили:  то ли очередной заряд метели помешал, то ли плохо смотрели по сторонам, то ли штурман-неучь плохо контролировал карту. Самокритично, но я и до сих пор не знаю, выше или ниже устья Баракала расположен одноимённый порог.

        Причаливаем для осмотра второго по сложности препятствия на маршруте.  Экипажи на разведку уже не идут, ленятся. Что ж, наметить путь прохождения – это удел капитанов. Идём втроём, осматриваем вход в порог, основные «падуны», место чалки после прохождения,  согласуем линию движения и взаимопомощи в случае оверкиля.
        Разведку провели при хорошей погоде. А вот только сели в байдарки, налетел очередной заряд метели, –  порог проходим в условиях ограниченной видимости.

        Дальше идём уже без разведок, причаливаем только чтобы размять ноги. Погода «замордовала», принуждает даже самых жизнерадостных думать о прекращении сплава. И мы его прекращаем, как только река выходит из горной части, становится «болотом». «Лопатить» ещё полсотни вёрст по такой реке ни кого не прельщает. До станции Кувандык добираемся на тракторе.

        И только в поезде ребята немного отойдут. Забудут тяжести, аварии, холод воды и мрак весенних метелей.
        С восторгом будут вспоминать стремительный бег Сакмары, её звенящие шиверы и пороги с метровыми валами, глубокие каньоны с отвесными скалами, весеннее пробуждение природы – всё то, чем интересен сплав по бурной весенней воде.
                Май 1969г.