О четырех центрах человеческой психики

Евгений Терещенко
Происхождение учения о четырех центрах человеческой психики мне неизвестно, несмотря на его достаточно широкую популярность. Впервые я столкнулся с ним в книге известного теософа П.Д.Успенского, «Психология возможной эволюции человека». Могу предположить, что Успенский теорию о четырех центрах заимствовал у своего учителя Г.Гурджиева, а последний у каких-то представителей старых восточных школ.

Согласно этому учению, в человеке есть четыре основных центра: инстинктивный, двигательный, эмоциональный и интеллектуальный. Разницу между интеллектуальным и эмоциональным центром обычно все хорошо понимают, и я не буду на этих центрах останавливаться. В то же время, различение инстинктивного и двигательного центров иногда представляет трудность для любителей психологии, и на эти центры имеет смысл обратить внимание.

Если функции инстинктивного центра являются ВРОЖДЕННЫМИ, то функции двигательного центра являются ПРИОБРЕТЕННЫМИ. Их можно назвать НАВЫКАМИ, АВТОМАТИЧЕСКИМИ ДЕЙСТИЯМИ.

У человека нет ИНСТИНКТИВНОЙ, ВРОЖДЕННОЙ способности ездить на велосипеде, этому умению нужно учиться. В процессе обучения, у человека образуются НАВЫКИ, и со временем он будет садиться на велосипед и ехать на нем АВТОМАТИЧЕСКИ.

У человека нет врожденной способности играть на пианино, но обучившись, он сможет приобрести НАВЫКИ этой игры и дойти в ней до высочайшего автоматизма. Музыкант, исполняющий бурную третью часть «Лунной сонаты» или «Аппассионаты», не вспоминает, какую клавишу следует нажимать в данное мгновение. Если во время исполнения сонаты у него вдруг включится интеллектуальный центр, он тут же собьется. НАВЫКИ И АВТОМАТИЧЕСКИЕ ДЕЙСТВИЯ присутствуют во всех профессиях: у токарей, хирургов, каменщиков, шахтеров и других. Что же касается инстинктивного центра, то его обучать особенно не нужно. Если человек здоров, его основные инстинктивные функции: дыхания, питания, выделения, сна, размножения работают, как часы.

Само разделение наших функций на 4 группы элементарно и его можно преподавать в начальных классах школы. Другое дело, что концепция центров – это не только их классификация, но также описание их взаимодействия друг с другом, что представляет уже бОльшую сложность.

В некоторых случаях центры действуют синхронно и помогают друг другу. Пианист может механически «отбарабанить» бетховенскую сонату, а может исполнить ее «с душой», если при исполнении он задействует ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ центр. Токарь может механически выполнять простую работу, используя только двигательный центр, умом «витая в облаках». Но, при выполнении сложной работы, ему приходится задействовать ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ центр.

Но бывает иначе. При временных отклонениях в психике, например, в стрессовой ситуации, один из центров, имеющий собственную память, может выполнять работу других центров, в ущерб результату. Когда двигательный центр подменяет собой интеллектуальный, действия человека становятся импульсивными и неосознанными, когда интеллектуальный центр подменяет собой двигательный, действия человека становятся неуверенными, замедленными. И так далее. При нормальной, сбалансированной психике, каждый центр человека выполняет только свою работу, не вмешиваясь в чужую.

По утверждению П.Успенского, потенциально в человеке содержатся также другие, «высшие» центры, но для их развития необходима длительная и упорная работа над собой. У подавляющего большинства людей, наличествуют только основные четыре центра. На мой взгляд, теория центров не является окончательной и оставляет простор для творчества всем любителям эзотерики и психологии. Так, исследуя эмоциональный и интеллектуальный центры, в них можно найти разные уровни, разные типы.