Концерт Вольфа Мессинга в деревенском клубе

Виктор Болгов -Железногорский
«Концерт Вольфа Мессинга в деревенском клубе»

      Удивительную эту историю мне рассказал мой двоюродный брат Александр Константинович К, когда я с сыном Михаилом, а также, брат Николай, и наша тётя Галина Романовна, гостили у него в июле 2014 года в деревне Балахтон, что находится в Козульском районе Красноярского края, в шести километрах от бывшей деревни Марьинка. В доме, что Саня с женой Ниной, купили и отстраивали, уже гостили их дочка- Оксана с шестилетним сыном Глебкой. К слову: Оксана Александровна, с отличием закончив институт и аспирантуру, защитила докторскую, и ныне преподаёт в Красноярском государственном университете на кафедре биологии. А старшая дочь Александра и Нины – Наталья Александровна – известная в Красноярске художница. И у неё есть дочь-студентка Анастасия. Вот такие продвинутые у нас родственники.
       Но продолжу начатую историю:
Побывав на Марьинском, заросшем бурьяном деревенском кладбище, и заехав по пути назад к бывшим «марьинцам», что живут там же в Балахтоне, - мы, проголодавшись, наконец-то расположились за большим столом – пообедать. Где обед там, как водится, бутылочка с алкоголем и разговоры. Вот так за бутылочкой и разговорами, я услышал о невероятном для здешних мест событии, можно сказать сенсации краевого масштаба!

       В далёком 1964 году, когда была цела деревня Марьинка, входившая в Ново-Козульский леспромхоз. Марьинское отделение леспромхоза шибко заметно отличилось в плане заготовки древесины. В СССР отличников было положено награждать и поощрять: орденами – что получили – руководители Края, медалями – отличившимся руководителям Козульского района, почётными грамотами для рядовых ударников какой-то там очередной пятилетки и… праздничным концертом для тружеников села!
          Кроме того, известный в годы Хрущёвской оттепели министр, отвечающий за успехи в лесной отрасли народного хозяйства, пообещал наградить особо отличившихся автомобилями и мотоциклами. Были составлены заявки отличившихся и отправлены в Москву.
          И вот, в краснознамённое лето 1964 года, Нагрянула в Марьинку делегация из Красноярска с группой артистов из самой Москвы. На каком транспорте они прибыли в притаёжную отдалённую от районного центра деревню Саня не помнит. Как-никак с того времени пол века прошло! Дороги хорошей не было. Да и транспорт в 1964 году в Марьинку редко заезжал. Даже план по лесозаготовкам, марьинские мужики перевыполнили пользуясь конной тягой. На что в Марьинке имелась конюшня и группа конюхов, у которых, мой и Санин общий дед Роман, служил «старшим конюхом». Не помнит Саня и количество прибывших гостей, и расспросить некого. Старое-то поколение всё уже в мир иной отбыло, как и деревня Марьинка.
Марьинского отделения нет, а Новокозульский леспромхоз ещё стоит. Торгует сибирской древесиной.
          Балахтон, по сравнению с крепкой деревней Марьинкой, в те годы, был маленьким небогатым совхозом, занимавшемся полеводством. Однако именно в этом селе была церковь, переоборудованная в советское время в большой клуб и средняя школа и больница были там же. Но знаменитый, прославившийся на всю страну Новокозульский леспромхоз был богаче. Даже Марьинское отделение леспромхоза заметно отличалось в лучшую сторону от ближайших обычных деревень. В Марьинке, помимо конюшни, ещё стояла единственная на ближайшую округу, лесопилка с пилорамой, где шла заготовка дранки. И добротные, рубленные избы пятистенки были крепче, и в каждом подворье своя пасека, и скота и птицы много держали. Деньги водились.
          Вот и прибыла в нашу небольшую по размерам, всего в две улицы, деревню Марьинку, целая бригада артистов из московской филармонии.
          Большой начальник -министр лесного хозяйства СССР, лично в Марьинке не был, на своей правительственной «Чайке» к крыльцу бревенчатого деревенского клуба не подкатывал с эскортом чиновничьих машин и поздравительную речь с маленькой сцены, украшенной портретом Ленина, красными транспарантами и флагами начальственно не толкал для угрюмых сибирских мужиков и баб, собравшихся в клубе, типа: «Товарищи лесорубы, лесопильщики, и в целом, если объёмно сказать, лесозаготовители! Торжественно поздравляю вас, в вашем лице ваш леспромхоз, а также всю лесозаготовительную отрасль сельского хозяйства, Красноярского края, РСфСР, СССР и лично министерство лесной промышленности со мною во главе, с выдающимся рекордом и с победой во всесоюзном соревновании!» 
          Нет. Ничего такого не было. Может и было одно его торжественное выступление в Красноярске, но не дальше. Было же другое. Министр оказался честным на слова человеком, - выполнил своё обещание о выделении Новокозульскому леспромхозу по заявке энного количество, дефицитных в те годы, автомобилей и тяжёлых мотоциклов с колясками марки «Урал». Молодец, министр, все бы такие; тогда и теперь были! Даже труженикам Марьинского отделения леспромхоза доставили 2 автомобиля «Москвич» (их получили отличившиеся работники леспромхоза: Кривенко и Шульга) и 7 мотоциклов – другим счастливым ударникам лесного хозяйства. Директора же Новоказульского леспромхоза, наградили не-то  автомобилем ГАЗ-69, не-то персональной новой «Волгой» с оленем на капоте! Заслужил!
          Саня конечно же не может знать – как дали людям вожделенную технику; в виде бесплатных наград, или продали по доступной цене? Остаётся только догадываться. А артисты, прибывшие в Марьинку и высадившиеся, возле деревенского клуба, наверное, с грузовика, как шумный цыганский табор, остались на радость и потеху жителей Марьинки на целый день!
          На концерт московских артистов в Марьинку съехались: кто на телегах, кто верхами многие жители соседних деревень. (из Балахтона, Поперечки, Малфино, Шадрино, Ничково…) Вся «Клубная» деревенская улица, от колодца до колодца, была заставлена повозками… повсюду слышалось конское ржание.
          По воспоминанию Сани – на улице была выставлена двухсотлитровая пузатая дубовая бочка с пивом. Разливали всем желающим. А вот за плату или даром – Саня тоже не помнит.
          Помещение клуба было забито битком пришедшим на концерт по праздничному одетым народом. Шутка сказать – такое редкостное для деревень событие!
          Не попавшие внутрь клуба, толкались на крылечке клуба над которым трепыхался на ветерку полинялый красный флаг, и на зелёной лужайке напротив клуба. Заглядывали в окна.

          Артистов было немного, но художественные номера были
разнообразные, поэтому Концерт проходил несколько часов. Занятые в художественных номерах, известные и не очень, Артисты и артистки, играли на музыкальных инструментах, пели, плясали, говорили животами, даже художественно свистели…  Остальные, в ожидании своей очереди или уже отработав, - разбрелись вдоль раскинувшегося за клубом, белеющего гусями и утками, деревенского пруда, над насыпной опилочной плотиной которого нарезали свои круги кулики и деревенские ласточки-касатки. и рядом с клубом на озарённой солнцем деревенской улице, где возле повозок, сонно возились в луже свиньи, туда-сюда между колёс телег, шмыгали куры, из-за ворот изб лаяли псы, блеяли овцы, и повсюду гудели безучастные к событиям пчёлы.
 
          Из калитки противоположно стоящего к клубу дома, где жили Освальды - ссыльные немцы Поволжья, вышла шестнадцатилетняя девушка, Маруся Освальд, и заметив возле клуба Саню, направилась к нему. Возле самого клуба толкался среди зевак и я - всего-то как день назад прибывший в деревню с родителями. Зачисленный в начале лета учащимся в ГПТУ -10. учиться на слесаря авторемонтника. Мне, как Маше Освальд было 16 лет, а сене и того меньше -15.

 Вместе мы и пропихнулись в клуб, где некоторое время, стояли прижатые к белёной стенке…
          Концерт московских приезжих артистов завораживал! Но самое интересное было впереди.
       Под занавес концерта, отдельно выступил со своим «концертом-представлением» знаменитый фокусник-иллюзионист, гипнотизёр и прорицатель Вольф Мессинг.
И это достоверный факт!
Впрочем, сведения о том особенном для Козульского района, концерте очень скудны. Я нашёл лишь одну короткую заметку в старой краевой газете, где было сказано лишь о самом факте концерта для отличившегося леспромхоза и в частности – коротенько о выступлении самого Вольфа Мессинга.
Но, моя тётушка Галина Романовна, заядлая читательница, жившая в Марьинке, до переезда в город,  будучи часто в городской библиотеке, где-то вычитала более подробную информацию Воспоминания очевидцев. В частности, воспоминания известной народной артистки Ларисы Малеванной, о концерте Вольфа Мессинга в Красноярском театре имени Пушкина, или в ТЮЗЕ, где она, в одном из театров, некоторое время играла в спектаклях… -
       Здесь я абсолютно не претендую на точность. И меня, можно, при желании, легко поправить, назвав точно места концертов Вольфа Мессинга в Красноярске. Если они там вообще проходили.
          Там же, в той библиотечной литературе, что попалась на глаза Галине Романовне, сказано, как знаменитый на весь мир артист –иллюзионист Вольф Мессинг оказался в центральной Сибири и ездил по её малым городам, посёлкам и даже отдалённым деревням. 
          Возможно, некоторые, ещё живые, старожилы Марьинки и Балахтона, смутно, но ещё помнят тот деревенский концерт Вольфа Мессинга.
       Тогда, возле сцены, прямо сидя на полу, и на ступеньках, скопилась Марьинская малышня, завороженно, как на сказку, смотревшая концерт. были и дети постарше, что  смотрели на происходящее на клубовской сцене, сидя на корточках на деревянном полу. Они должны помнить!
Кое-что запомнил и мой убелённый сединой, полысевший, чем-то похожий на деда Романа, двоюродный братишка Александр.
Что же касается меня, то я запомнил и того меньше.

          Как я уже отметил, было ему в 1964 году 15 лет! И звали его просто Саня. А ещё, тогда, прозвище к нему прилипло, данное ему в детстве моей сестрой Валей – «чепик». Впрочем, это так, лишь к слову о прежней жизни, и к истории о деревенском концерте Мессинга не относится.

          Знаменитый на весь мир артист-иллюзионист в 1964 году был уже в годах. И находился в опале у самого «хозяина» страны Никиты Хрущёва. После разоблачительного съезда КПСС, на котором Хрущёв обрушился с критическим докладом о культе личности товарища Сталина, Хрущёв искал поддержки своего антисталинского курса и у знаменитого на весь мир Вольфа Мессинга, но пожилая мировая знаменитость отказал главному «кукурузнику» страны, что-либо худое говорить о Сталине, спасшем его от террора Лубянки. За что был наказан мстительным Никитой. Вольфу Мессингу отказали проводить концерты в Москве и во всех центральных городах вокруг столицы. Разрешили выступать лишь в малых городах, и посёлках, а также в Сибири и Дальнем Востоке. Где Мессинг и гастролировал все последние годы своей жизни.
          Если задаться вопросом: Почему всемирно известный маг-гипнотизёр, Вольф Мессинг, Хрущёва не загипнотизировал? - думаю ответ прост -  Мессинг во многом зависел от власти, от её расположения и опалы. За ним следили. Да и не был он  на столько всесильным, этаким потусторонним демоном чтобы с Органами бодаться. Прежде всего он был настрадавшимся человеком. У него были свои серьёзные опасения насчёт ответного удара власти, попытайся он загипнотизировать Хрущёва.
          Так Вольф Мессинг сначала дал два концерта в Красноярске, потом в Канске, Ачинске, Козульке и наконец оказался в простом деревенском клубе!
 
       Чудо? Сказка? Фантастика? – и да, и нет. Потому что, эта фантастическая история, была истинной правдой. Я запомнил знаменитость плохо. Видимо на меня лично большого впечатления его выступление на сцене деревенского клуба,не произвело.
А вот мой двоюродный брат Саня, запомнил знаменитого артиста всех времён и народов, хорошо и почему-то страшным.

       И вот, уже будучи убелённым сединой, дедом, когда показывали кинофильм о жизни Вольфа Мессинга, где в главной роли чем-то отдалённо похожий на Мессинга Евгений Князев, вспомнил тот приезд в деревню самого Мессинга, вспомнил не всё, лишь отрывочно. Но и этого было достаточно для открытия!
Чем он по-братски и поделился со мной.
       Я слушал его рассказ с удивлением, и не сразу вспомнил  - а ведь и я был свидетелем того концерта.
          Тогда, в далёком 1964 году, на дощатой сценке простого деревенского клуба, Густые седые волосы знаменитейшего артиста, с залысинами, и сгорбленная фигура – выдавали в Вольфе Мессинге старика.
Но голос и особенно пронзительный, проникающий во внутрь человека взгляд – были по-прежнему живыми. Пронзительный взгляд и пугал тогда 15 летнего деревенского паренька Саню.
Но почему-то, совершенно не был страшен для меня - горожанина.
          Александр смутно помнит весь концерт и выступление иллюзиониста но мог бы и это не помнить, если бы сам, по приглашению Мессинга, «к желающим из зала» не вызвался на сцену. «Желающих» испытать на себе силу гипноза, каким обладал выдающийся иллюзионист, было не много:
Я - Витька приезжий в деревню из города, и растерявшийся Саня. Маша,Освальд, в испуге вообще спряталась за нас.
Взрослые же вообще ни в какую не желали подниматься на сцену, по просьбе Вольфа Мессинга, смеялись, шутили, балагурили и не шли.
Тогда Знаменитый маг-иллюзионист, обратил взор на нас троих,  оказавшимися у самой сцены.
-Ну дети, кто из вас самый отважный и не побоится такого страшного, лохматого дядьку, как я?! - обратился Он к нас всем троим.
       В зале раздался смех. И чей-то крик из гущи рядов:
-Саня, Чепик, не дрейфь, если что откачаем!

-Не бойтесь, с вами ничего дурного не произойдёт!..  Я жду? - раздался голос мага со сцены.
       Видя замешательство Сани и  испуганные глаза Маши, я шагнул вперёд.
-Можно мне?
Этот момент, мне запомнился очёнь четко.
 
       Вольф Мессинг, сверху сцены, мгновенно, но и внимательно, посмотрел мне прямо в глаза и сказал:
-Нет, не ты - отойди как подальше, лучше за двери.
В зале снова засмеялись, посчитав это за шутку.
На что я насупился, и не собирался никуда уходить.

       Вольв Мессинг показал рукой на Саню и Машу - поднимайтесь сюда, ко мне , молодые люди!
       Саня и Маша, как бы повинуясь приказу Вольфа Мессинга, поднялись на сцену и встали рядом, боязливо поглядывая на странного артиста.
       А я, остался стоять с обиженным видом, и смотреть за происходящим на сцене.С которой послышался голос, обращённый лично ко мне, этого ставшего неприятным не дядьки: - Мальчик, отойди ещё подальше, туда к дверям. Ты мешаешь проводить мне сеанс.
Зрители зашикали: отойди раз просят, мешаешь.
-Чем я мешаю ? - недоуменно  пожимал я плечами, но всё же отошёл , но не к самим дверям, - а чтобы видеть сцену.

          Давно это было, и всё же Саня, вспомнил почти всё сразу, а я постепенно.
Саня вспомнил, как Мессинг заставлял его и Машу, «каменеть» говорить какие-то непонятные ему Сане слова, проделывал на их глазах, и глазах всего зрительного зала,  замысловатые фокусы с монетами… появляющимися и исчезающими в разных неожиданных местах.
Всё это маг показывал зрителям и Марусе, что стояла перед великим Мессингом с широко открытыми глазами и боялась хоть к чему-либо притронуться, Даже когда Мессинг вынул из её рта очередную монету. Не проронила ни слова. Наверное, Марусе казалось, что она спит и находясь во сне, видит неправдоподобный сон.
          Потом, очередь дошла до Сани. Достав из внутреннего кармана пиджака кольцо, диаметром примерно в 15 сантиметров, Мессинг скомандовал Сане: «Открой рот!» Саня послушно открыл. Неожиданно для Сани, - Вольф Мессинг, каким-то образом, будто бы продел кольцо прямо в щёку Сани.
– «Потяни – целое?» 
Саня послушно потянул… - «целое!»
          В зале раздались громкие аплодисменты! В ответ на оживление деревенской публики, какая-то деревенская баба даже охнула, осуждающе:
-«Ох, что делается, люди добрые. Мальца мучают!.. Разве ж так можно?!»
Но на бабёнку тут же прицыкнули, и она замолчала.

         - «Теперь вращай!..» - велел Мессинг.
Саня стал вращать кольцо, что, было отчётливо видно ему и всем зрителям, густо набившим светлицу большой деревенской белёной внутри  избы, то есть "зал" клуба,-
Сане и всем, кроме меня единственного,  казалось, что стальное кольцо, пробив на сквозь кожу, проходило сквозь щёку. Саня даже чувствовал языком нахождение кольца у него во рту. В испуге он схватился за щёку и потянул кольцо за край – пытаясь вытащить.
       Я непонимающе смотрел на Санин ужас. Я лично никакого кольца в щеке у Сани ни не заметил.
-«Не бойся!» – приказал усталым голосом Мессинг, и опустил руки мальчика-подростка вниз. – «Это тебе только кажется. Ты не должен бояться».
          Мессинг вынул кольцо из щеки Сани. - демонстрируя его залу:
-Прошу, почтенную публику, убедиться – кольцо целое и щека мальчика ничуть не пострадала. 
          В зале загрохотали аплодисменты. Кто-то из приезжих лесорубов даже одобрительно крикнул Мессингу:
-«Молодец, артист!» И, обернувшись к другим зрителям, таким же простым лесорубам как он, добавил: «Вот мужик даёт!»  и тут же пошутил:
- «Приеду домой – суну жене обруч от бочки в рот, чтобы меньше болтала!»
          Саня же, тотчас схватился за щёку, - боясь, что в щеке осталась дыра от кольца. Но никакой дыры разумеется не было
.
          -Спасибо, молодой человек и вы девушка – это Мессинг, с
лёгкой отеческой улыбкой, обратился уже к Марусе Освальд – за смелость и оказанную мне помощь.
Когда Саня И маша спустились в полусознательном сознании со суены, - маша тотчас убежала домой. А саня обратился ко мне:
Посмотри, Витька - в щеке дырки от кольца нет?
На что я пытался убедить его, что ему кольцо привиделось, что никакой дырки нет и быть не может.
Но Саня был уверен - кольцо было!

          Больше Саня о концерте Вольфа Мессинга ничего не помнит.
Запомнил только, как в зале смеялся народ и особенно покатывались от смеха ребятишки. Да и тот удивительный, редкостный в истории концерт, вскоре подошёл к концу.
Саня, потом ещё долго ощущал  в своей щеке стальное кольцо. И видел
кошмарные сны..
          Вот, пожалуй, и всё! Время сгладило нюансы памяти о том времени. А жаль! Ещё мне жаль, что в тот 1964 году я будучи в деревне не был допущен самим Волфом Мессингом на сцену. А потом и вообще запамятовал тот год? 
       Интересно, сумел бы я противостоять гипнозу самого Вольфа Мессинга?! Однако, что ж теперь фантазировать и предполагать. История не терпит сослагательного наклонения.
          Да это так. Что-то с годами в памяти притупляется, что-то наоборот вдруг всплывает из глубин. Вот и у меня к семидесяти всплыло воспоминание, что оказывается, в тот год, в то лето, и я сам был на этом памятном концерте в деревенском клубе.

       Вдруг отчётливо вспомнилось, как в дом моего деда забежал Саня и позвал меня на концерт. Я вышел, и мы вдвоём пошли мимо дома Освальдов в сторону клуба. Смотрим. - из калитки вышла Маша Освальд, - позвали её.
       В клуб протиснулись с трудом, добрались до помоста сцены.
Вспомнилось, как Вольф Мессинг говорил ободряюще Сане и Маше:
-"Ничего не бойтесь. Ну-ну, смелее!"
Как Саня и Маша, боязливо, но послушно. поднялись, а я остался с любопытством смотреть на происходящее внизу.
Видимо для гипнотических  экспериментов не годился.
       Когда Саня в панике пытался вырвать из щеки воображаемое кольцо, весь набитый деревенским народом зал клуба, видел  кольцо и страдание Сани. И только я не видел. Сколько не вглядывался - не было кольца. Мне было смешно и одновременно жалко Саню.
            На следующий день, когда артисты уехали, и вся улица перед клубом опустела, рано утром, когда везде лежала холодная роса. Мой дед Роман Корнеевич, подогнал к своей избе кобылу "Гранату", запряжённую в телегу и мы, то есть; дед Роман, моя мама, Надежда Романовна, Галина (младшая сестра мамы), ещё кто-то и я, -  выехали на дальний покос. "Н-но юрка пэвня!" - прикрикнул дед белорус на кобылу и та неспешно потрусила мимо колодезного сруба, по заросшей зелёной муравой улице, в сторону ворот деревенской околицы.