Одухотворение как педагогическая цель

Борис Бобылев
Сегодня на наших глазах происходит процесс восстановления основ русской педагогики, истоком которой является святоотеческая учительная традиция. Это обстоятельство глубоко и всесторонне раскрывается в фундаментальном учебнике Н.В. Маслова «Основы русской педагогики»[1]. Значительную роль в воссоздании духовного строя отечественной педагогики играет деятельность Всероссийского историко-патриотического общества «Наследники Александра Невского и  Московской педагогической академии, внедривших в практику российского образования серию трудов, пособий, словарей, хрестоматий, учебных материалов и разработок. Данные материалы  создают надежные дидактические предпосылки для духовно-нравственного образования и воспитания современных школьников и студентов, для развертывания системы подготовки и переподготовки учителей в этой сфере. Ключевое значение в разработанной дидактической системе играют труды схиархимандрита Иоанна Маслова, посвященные монастырскому педагогическому наследию, заключающие в себе методологическую базу для организации духовно-нравственного образования и воспитания в школе и вузе. В этой связи следует прежде всего назвать труд схиархимандрита «Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении»[2] с приложением к нему – «Симфонией по творениям Тихона Задонского» [3]. Отец Иоанн Маслов не только сумел объединить, сконцентрировать весь доступный материал, связанный с именем Тихона Задонского, но и смог «одухотворить» его, раскрыть спасительную суть, внутреннюю стройность учения святителя, сделав его мысли доступными и доходчивыми для современного читателя.

В «Симфонии по творениям Тихона Задонского» развертывается система понятий, составляющих содержание  совершеннейшего закона веры и нравственности, который преподал людям Искупитель мира.  При этом показывается неразрывная связь нравственности с верой, подлинная любовь к человеку невозможна без любви к Богу.

Одним из центральных понятий, определяющих систему педагогических идей, представленную в «Симфонии», является понятие благодати. При этом указывается, что человек по своей природе бывает удобопреклонен ко греху; победить же немощь своего естества он может только при помощи благодати Святого Духа. Очень важное значение для привлечения благодати в душу человека имеет  его самопознание, которое именуется у святителя Тихона началом спасения. Человек не в состоянии себя исправить надлежащим образом, если он не познает кроющегося в сердце зла, ибо как неопознанная болезнь пребывает неисцельной и приводит к смерти, так и скрытое зло, подобно смертоносному яду, грозит вечной гибелью. Наилучшим путем к стяжанию благодати служит смирение.  Стремление стать лучше, совершеннее может возникнуть только у того, кто глубоко осознал свою греховность и духовную нищету. Смиренный человек считает себя недостойным милости Божией, но достойным всякого наказания. И это является источником терпения.  Самоукорение помогает человеку великодушно, без ропота и терпеливо переносить все жизненные испытания и скорби, ибо добродетель смирения "без терпения быть не может, и где терпение истинное, тамо и смирение". Добродетель терпения не ограничивается в своем благотворном влиянии на одного, отдельного человека, но распространяется на семью и общество в целом. Ни один человек не свободен от каких-либо немощей, но более всего эти немощи заметны и сказываются в семейном кругу. Поэтому терпение и снисхождение к немощам друг друга следует прежде всего приобрести супругам. Только в этом случае могут сохраняться в семье мир и согласие. Подобным образом терпение оказывает свое спасительное действие и в обществе. Если от нетерпения происходят в мире всевозможные нестроения, ссоры, войны и убийства, то посредством терпения "все сие зло отвращается. Ибо где терпение, тамо нет ссоры и брани". По словам святителя, терпение более сохраняет общество, нежели оружие, и более сохраняет города, нежели стены.

Благодать Божия стучится в дверь сердца каждого человека, призывая лежащего во грехах к покаянию. Сердечная печаль "по Бозе", по словам святителя Тихона, не только очищает душевную скверну, но и удерживает от поползновения к греху, а слезами, проливаемыми при этом, "сетующая и скорбящая душа прохлаждается, как дождем воздух".

Схирахимандрит Иоанн Маслов пишет о том, что святитель Тихон подводит читателя к выводу: духовно-нравственное совершенствование человека возможно только «при наличии нераздельного взаимодействия Божественной благодати и человеческих усилий»[2:221]. Благодать, вселившаяся в сердце, обновляет его и, украшая плодами добродетелей, делает храмом Духа Святого Человек с таким обновленным сердцем становится чутким к восприятию слова Божия, призывающего его на всякое доброе дело.  Переоценка прежних духовных ценностей, перенесение центра стремлений, желаний и помышлений с внешних предметов на внутренний мир, освобождение от всего греховного, что отдаляет от Бога, доставляют человеку истинную свободу и очищение сердца, духовную целеустремленность, сосредоточенность, способность ко всякому доброму делу как в Церкви Христовой, так и в обществе.

Всеобщий нравственный закон в «Симфонии» представлен не в виде сухого перечня требований и отвлеченных рассуждений, но в виде конкретной, живой и одухотворенной целостности, неизменно вызывающей отклик в сердце, во всем существе каждого человека, обращающегося к сему источнику, текущему в жизнь вечному. Об этом, в частности, свидетельствует мой опыт работы с этой энциклопедией нравственности в вузах г. Орла. Впервые я использовал «Симфонию» в 2000 году на занятиях со студентами – будущими преподавателями начальных классов в рамках спецкурса по воспитательной работе. Признаюсь, тогда были опасения, что студенты не смогут правильно воспринять содержание этой книги  – ведь почти все они выросли во внецерковной и большей частью атеистической среде. Но эти опасения оказались напрасными. Как показали занятия по спецкурсу, христианский идеал соответствует насущной духовной потребности студентов, их поискам смысла жизни, нравственных ориентиров в окружающем мире. Об этом также свидетельствуют их сочинения, написанные по материалам  труда схиархимандрита Иоанна Маслова. Работы студентов насыщены цитатами из «Симфонии по творениям святителя Тихона Задонского». Вместе с тем выдержки из высказываний святителя в большинстве случаев используются осмысленно, творчески, они помогают выразить позицию авторов работ, их отношение к сложным вопросам духовной и нравственной жизни.

Студенческие тексты свидетельствуют о том, что знакомство с христианством, со святоотеческой учительной традицией значительно расширяет духовный и культурно-исторический кругозор молодых людей, побуждая их задумываться о подлинных ценностях и цели жизни человека и человечества. Особенно ярко это проявляется в сочинениях на темы: «Гордость», «Смирение», «Надежда», «Совесть», «Соблазн» и др. Так, студентка А.Проворная в своем сочинении на тему «Смирение» пишет: «Одна из добродетелей, потерянных человеком, - смирение. Смирение является основой, почвой, на которой выращиваются многие добродетели присущие христианину. Святитель Тихон Задонский называет смирение азбукой духовной жизни, он отмечает,  «что алфавит или азбука начинающим учиться чтению книжному, то есть христианам, хотящим учиться христианскому житию, есть смирение. «Алфавит» есть начало и основание христианских добродетелей Без того бо всякое духовное созидание нарушается и падает». Удивило то повышенное внимание, которое студенты проявили к темам «Смерть» и «Крещение» (а всего было предложено более сорока тем).

«Надо одуматься, осмотреться – в этом нам помогает святое Крещение и данные обеты «Кто будет веровать и креститься, спасен будет». Слово это сказал Спаситель наш Господь для укрепления и утешения нашего: что может быть более утешительно верной и крещеной душе, чем эти слова, которые обещают ей вечное спасение». Это слова из сочинения студентки Анны Лукиной «Крещение»
«Без мене не можете творити ничесоже»,_ говорил Спаситель. Подтверждением этих слов являются многие сочинения студентов, в которых неожиданно проявляются духовная зоркость и чуткость. Приведу  еще один яркий пример – отрывок из сочинения студентки Усковой Елены «Любовь»:: «Несмотря на то, что человек отступил от Бога, Он все равно любит его. Многие дети предают своих родителей, но родители, вопреки предательству, любит, думают, заботятся о них. Так и Бог. Он сотворил человека. И, несмотря на предательство, Он все равно любит нас, а любовь есть прощение».

Результаты опыта, полученного в условиях факультета начального обучения, позднее были использованы мной в несколько других педагогических условиях – при преподавании курсов «Русский язык», «Культура речи и стилистика», «Риторика» на различных факультетах Орловского технического университета. Знакомство с «Симфонией по творениям Тихона Задонского» схиархимандрита Иоанна Маслова становится для студентов подлинным откровением. Они начинают осознавать свою духовную природу, приходят к пониманию подлинных истоков нравственности человека. В качестве свидетельства приведу отрывок из эссе студентки строительного факультета Маргариты Курбатовой: «Говорят, что все младенцы – ангелы, и только приобретенное впоследствии, извне превращает нас в обычных людей с пороками и недостатками. Так, может быть, эти ангелы остаются жить внутри нас? Этот вопрос я задавала себе не раз и, прочитав выдержки из «Симфонии по творениям Святителя Тихона Задонского», поняла, что была недалека от истины, так как в ней говорится, что совесть – это глас Божий. Я считаю, что это лучшее доказательство того, что Бог всегда рядом: он помогает не совершать ошибок, отвращает от беды, говорит с нами. Это и есть совесть».
Одной из главных задач речеведческих курсов в условиях современного вуза является преодоление пагубного воздействия «языкового подвала», разрушительного влияния низкой и пошлой речевой стихии на речь и душу студентов. Как известно одной из основ русского литературного языка является церковнославянский язык. Именно благодаря церковно-славянскому языковому наследию мы имеем возможность варьировать форму выражения в зависимости от значимости предмета речи. Благодаря «Симфонии» студенты получают возможность погрузиться в атмосферу высокого стиля русского языка.

Высокая сторона языка отражает устремление человеческого духа к горнему, имеет молитвенную природу. «Держи очи долу, а душу ввысь», - учили Глинские старцы. Студенты пишут об этом в своих эссе на тему: «Современная русская речь и духовная мораль», а также «Совесть и речь человека».

Студент факультета электроники и приборостроения Дмитрий Тарасов подчеркивает в своей работе: «…Происхождение мысле-словесного согласия проистекает из общего источника: совершенного Слова Божия, воплощенного в текстах священного Писания. Русский язык сегодня – это не только новые речевые технологии, телевизор, компьютер, массовая пресса. Это – и его церковно-славянская основа, глубокомыслие и сердечная сосредоточенность молитвы, богослужения, проповеди, всякий текст, обращенный к духу и душе человека».

Молодые люди остро чувствуют борьбу добра и зла в современной жизни, стремятся осознать подлинные истоки, направление, смысл этой борьбы, они ощущают ложность потребительского, «наслажденческого» идеала западной цивилизации, призывающего «брать от жизни все». Студентка Кира Кузьменко пишет: «Упрощение всех сложностей бытия до «мыльной оперы», до примитивно «интересного» – это всемирного масштаба болезнь человеческого духа. Таким образом, язык современной рекламы внушает нам, что красота, сила, богатство, здоровье, молодость, успех являются основными ценностями, которым следует стремиться. А истинные ценности – такие, как добро, честь, достоинство, справедливость остаются в тени…И если бы человек в такой пестрой среде культурного воздействия подчинился бы всем призывам и любому нажиму, то он был бы вовлечен в вихрь хаоса, беспорядка и распада. Сохранить свою неповторимость, остаться самим собой помогает нам духовное наследие, Великое слово Библии».

В последние несколько лет мне приходится наблюдать изменения в составе, уровне подготовки, нравственных установках студентов. Картина весьма неоднородна. Наряду со снижением уровня школьной образовательной подготовки значительного числа абитуриентов наблюдаются и обратные процессы. При обращении  к страницам «Симфонии по творениям Святителя Тихона Задонского» отдельные студенты демонстрируют не только нравственную чуткость и эмоциональную непосредственность, но также достаточную зрелость и глубину суждений. Так,  сочинение студентки отделения «Дизайн одежды» Марии Дыкановой, написанное в мае этого года, посвящено развитию темы «Воздержание не только от злых дел, но  и от злых помыслов». В сочинении приводятся слова Тихона Задонского: «и как вне не  делаем зла, так и внутрь не делать зла; но как вне являемся добрыми, так и внутрь быть добрыми, по подобию доброго дерева». Студентка пишет: «От того, какого качества помыслы и желания человека, зависит его духовное состояние. И если он «вне не делает зла, и внутрь не мыслит зла», то он чист душой и в ладах со своей совестью. Достичь такого совершенства нелегко, порой и всей жизни оказывается мало, чтобы «истинное души с телом согласие в благочестии иметь… Причины человеческих трагедий кроется внутри самого человека. Все зло, совершаемое в мире, исходит из человеческого сердца. Тем более нам необходимо сейчас возрастать духовно… «Тако будем истинно доброе древо, которое и вне и внутрь доброе».

Одним из самых глубоких по сути и потрясающих по своей обнаженной искренности является эссе будущего архитектора Глеба Скачкова, посвященное теме «Любовь» (также написано весной 2013 года). Позволю себе привести обширные цитаты из него: «Главный смысл жизни христианина – это спасение души, которое лежит для него через покаяние. Покаяние своих грехов и сердечное желание избавиться от страстей к ним понуждающим есть ключ к нашему счастью… Я подходил к написанию с этой мыслью, но созерцание боли и тревоги в сердце заставила обратиться к другой теме. Эта тема – любовь… Господь даровал нам любовь, а она порождает жизнь, является началом всего благого и созидательного… Когда человек открывает свое сердце Богу и любит Его, то он любит все лучшее, что нам даровано, все те добродетели, которые даровал нам Господь… В «Симфонии по творениям святителя Тихона Задонского есть глава – «Любовь к ближнему есть выражение любви к Богу». Там есть такие слова: «Аще убо кто ближнего своего не любит, тот и Бога не любит, а кто ближнего не любит, тот на него враждует (ибо в человеце или вражда, или любовь сердцем обладает); а кто на человека враждует, тот враждует и на Бога, понеже Бог человека любит, как выше показано». В сердце или вражда или любовь – так и во всех отношениях нашей жизни. К делу подходишь либо с любовью, либо с враждою, противлением. В стремлении к Богу мы обретаем любовь, отдаляясь, теряем ее, при этом приобретаем зло и творим несчастье. Чтобы любящим не жить в постоянной ссоре, их сердца должны быть устремлены друг к другу, как написано в «Симфонии»: «Любовь из двух сердец делает одно». Если они одинаковы в своем стремлении и любви к Богу, то они станут единым целым и не будет среди них раздора, который говорит об их не единомыслии. Любовь – это самое простое и чистое чувство, но чтобы оно не было очернено, нужно много понуждать себя очищению, покаянию, и, когда на сердце будет чисто, то наполнится оно любовью и будет искомое счастье».

Приведенные выдержки из сочинений демонстрируют разумно-жизненное отношение  студентов к учению Христа и словам святителя Тихона Задонского. Мы видим тем самым, как святоотеческое наследие становится реальным педагогическим фактором современности, оказывающим воздействие на души наших воспитанников, и, опосредованно, на всю ситуацию в образовании, помогая очищать и одухотворять атмосферу наших вузов и школ.


 
ЛИТЕРАТУРА
 
1. Маслов Н.В. Основы русской педагогики: Православное воспитание как основа русской педагогики. – М., Самшит-издат, 2007.
2. Схиархимандрит Иоанн (Маслов) Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении. – М.: «Самшит», 1995.
3. Схиархимандрит Иоанн (Маслов) Симфония по творениям святителя Тихона Задонского. – М.: Самшит-издат, 2003.
4. Схиархимадрит Иоанн (Маслов) Лекции по пастырскому богословию. – М., 2001,