Глинская пустынь и идеал современного образования

Борис Бобылев
Довлеет дневи злоба его» – сказано в Евангелии. Мы вспоминаем каждый раз эти слова, когда сталкиваемся с неспособностью людей оценить истинный масштаб происходящего. Говоря о прошлом, настоящем и будущем, о течении времени, о годах и веках, мы пользуемся человеческой шкалой отсчета, человеческими мерами ценностей. Но для Бога тысяча лет – как один день. В Боговоплощении исчезают границы между временным и вечным. С Христом в мир приходит праздник, а праздник всегда – вне времени. И именно в это вневременном единении душ во Христе исполняется Святое Дело Православной Церкви.

Сейчас нередко можно столкнуться со стремлением осмыслить роль Православия в современном мире. «Православие в ХХ1 веке» – так называют круглые столы, беседы, встречи. Подобная постановка вопроса подразумевает некоторую историческую перспективу. В соответствии с этой перспективой Православие может рассматриваться как некоторая традиция, локализованная во времени. При этом возникает ряд ассоциаций: культура нуждается в бережном сохранении, мы – деятели культуры, наша задача – спасение ее. Однако Православие не укладывается в эти привычные ходы мысли. Православие – это, прежде всего, Церковь. Церковь же как явление Вечности на земле не нуждается в спасении. Она может обойтись без нас. Но мы обойтись без нее не можем. Таким образом речь должна идти не о том, как ввести Православие в ХХ1 век, но о том, как ХХI век может войти в Православие.

Чем же отличается путь к Православию, к Церкви в ХХI веке? Есть ли здесь принципиальные отличия по сравнению с прошлыми веками? Надо признать, что в основном, в главном путь этот не изменился, как не изменился в природе своей человек. «Если бы четыре правила арифметики представляли не способы, как посредством сложения, вычитания, умножения и деления можно производить не счисление внешних предметов, а доказывали бы наличие грехов и сколько у кого страстей и как нехорошо иметь их, то и эти правила ни для кого не были бы убедительны», – писал епископ Варнава – один из многочисленных исповедников российских ХХ века. Нам труднее всего признать, что за всё, без исключения, в нашей собственной жизни несем ответственность только мы сами и наше спасение зависит только от нас самих. Авва Исаак Сирин говорил, что лучше тот, кто видит себя самого, чем тот, кто видит ангелов. «Как ни тяжел крест, который человек несет, но дерево, из которого он сделан, выросло на почве его сердца», – писал одному из своих духовных чад оптинский старец Амвросий.

Когда мы делаем первые шаги к Церкви, нас встречает множество соблазнов и искушений. Один из опаснейших и среди них – соблазн подмены внутренней сосредоточенной работы по очищению своего сердца внешней рассеивающей суетой – наслаждением дивной церковной культурой, паломническими поездками, общественной деятельностью, направленной, казалось бы, на самые благие цели – пропаганду и защиту Православия. Но, по словам святителя Феофана Затворника, легче пройти самый трудный паломнический путь, чем путь к собственному сердцу. Как учат святые отцы, все мы находимся в разной степени прелести, поклоняясь идолу самости. «Поклонение золотому тельцу, собственной персоне – какое это беспросветное страдание!» – писала Великая княгиня Елизавета Федоровна, отвечая своим светским знакомым на вопросы о том, почему она хочет уйти от мира. Освобождение от прелести самопоклонения чрезвычайно болезненно. Поэтому мир испытывает неприязнь по отношению к Православию, требовательно тревожащему совесть людей, стремящегося отвратить людей от наркотического упоения земным, преходящим, тленным. Оставив на время попытки уничтожить Православие, мир сейчас делает все, чтобы изолировать его от жизни, заключить Церковь в ограду культурного заповедника, родового кладбища. Желание уютно устроиться на земле без Бога, о котором писал в свое время Ф.М.Достоевский, сегодня сильно, как никогда. Но, как говорит церковный писатель второго века Ерм, «Милостив Бог, Он не даст нам погибнуть в нашем благополучии, пока не сокрушит костей наших».
Мы находимся в опасном положении. Но у нас есть еще пока время для выхода из него. Путеводным для нас является целожизненный подвиг православных подвижников благочестия, в плеяде которых яркими звездами сияют имена глинских старцев. Благодаря трудам схиархимандрита Иоанна Маслова у нас есть сейчас возможность опереться на бесценный опыт богомудрых насельников Глинской пустыни, прошедших самый трудный путь – путь к собственному сердцу, сумевших освободиться от мучительства страстей, явивших нам образ рая на земле. «Глинский патерик» Иоанна Маслова доносит до нас многочисленные примеры этого явления благодати Божией в наше время.

О монахе Иакинфе: «В общении с ним так чувствовалась эта вечная жизнь, мир иной, что самые трудные скорби казались незначительными, страсти умирялись, и человек невольно начинал смотреть на земную жизнь лишь как на приготовление к вечности».

Об иеродьяконе Георгии: «Когда молодые монахи просили у него духовного наставления, то он говорил, что главное – хранить в душе мир. Этот мир есть место, недосягаемое для лукавого».

О схиархимандрите Серафиме Амелине: «Внутренний мир, мир Христов, который царил в его смиренномудрой душе, нес отец Серафим всем окружающим, объединял миром и любовью разных людей. Какое-то излучение от него шло, теплота духовная, поэтому достаточно было побыть рядом, чтобы все получить: и утешение, и умиротворение, и разрешить вопросы, ничего не спрашивая».

«Теплота духовная» - это определение лучше всего выражает то, что несет с собой Православие в наш охладелый, сиротствующий мир. Где истоки этого тепла? Ответ на этот вопрос находим в «Глинском патерике»: «В лице Иисуса Христа дается не просто пример, но живая, вечно действующая Божественная Личность, с которой пастырь теснейшим образом связывается, от Которой он может постоянно черпать живую благодать».

Все сказанное имеет непосредственное отношение к той ситуации, которая сложилась в нашем образовании. Главной проблемой современного образования является проблема идеала, без решения которой бессмысленными и мертвыми являются и все самые продуманные до мелочей стандарты, планы, и самое современное техническое обеспечение, и самые современные методы обучения. Можно говорить о деполитизации школы, но не о ее деидеологизации. Лишить ее идеала – значит лишить ее души. Вы спросите, есть ли такой идеал у отечественной школы? Да, есть! Этим идеалом живет отечественная школа уже более тысячелетия, со дня Крещения Руси. «Идеалом  совершенства» называет его К.Д.Ушинский. Он пишет: «Этот идеал надобно внедрять детям с детства, этот идеал – Христос. Каждый христианин рожден для высшего совершенства!»*  Заслугой Ушинского является то, что он кладет этот Идеал во главу угла своей педагогической системы, создавая такие формы подачи материала, такие методы учебной работы, которые сами по себе, в силу своих глубинных основ оказались способными нести свет христианского мировидения, благотворно воздействовать на души детей и в богоборческие годы нашего образования.Мы все учились в начальной школе по учебникам, созданным под значительным влиянием «Родного слова» К.Д.Ушинского. В основу же этой учебной книги  была положена идея литургического годового круга, которая определяет характер и расположение литературного материала. Так, например, стихотворение Ф.И.Тютчева «Весенние воды» помещено под рубрикой «Великий вторник». Это стихотворение удивительно соответствует атмосфере ожидания великого события – Воскресения Иисуса Христа: «Еще в полях белеет снег, а воды уж весной шумят». Ликование  и торжество, звучащие в словах «Весна идет! Весна идет!»  сродни ликующей радости пасхальных песнопений.
Современные концепции развивающего обучения исходят из материалистического  представления о человеке как своеобразном пучке социальных и биологических функций – для духа в них нет места. Между тем Ушинский писал, что материалистическая теория развития человека должна бы совершенно выбросить слово развитие, потому что по ней нет в человеке ничего, что могло бы развиваться; и внутреннейшее человека есть тоже сплетение следов; внутри же человека нет ничего кроме пустых первичных сил, которые могут наполняться всякими возбуждениями, каково бы то ни было их нравственное значение…Ни одна материалистическая теория не может говорить о развитии, ибо когда нет души с ее собственным содержанием, то развиваться нечему»** .

Вместе с тем в современной отечественной педагогике все настойчивее пробивается живая христианская струя. В этой связи можно упомянуть получивший столь широкий резонанс опыт курских педагогов по преподаванию основ православия в общеобразовательной школе. Замечательные плоды в области христианской педагогики дает сотрудничество Института общего образования Министерства образования РФ с Историко-патриотическим обществом «Наследники Александра Невского», положивших начало выпуску «Библиотеки духовного просвещения».Очень важно, что педагоги сегодня получили возможность опираться в своей воспитательной работе на труды отечественных подвижников благочестия, на опыт использования их в школе.

Ценнейшим пособием по организации воспитательной работы с молодежью является Симфония по творениям святителя Тихона Задонского, составленная схиархимандритом Иоанном Масловым.В прошлом году мне довелось апробировать эту книгу на занятиях со студентами – будущими преподавателями начальных классов в рамках спецкурса по воспитательной работе. Признаюсь, были опасения, что студенты не смогут правильно воспринять содержание «Симфонии» – ведь почти все они выросли во внецерковной и большей частью атеистической среде. Но эти опасения оказались напрасными. Как показали занятия по спецкурсу, христианский идеал соответствует насущной духовной потребности студентов, их поискам смысла жизни, нравственных ориентиров в окружающем мире. Об этом также свидетельствуют их сочинения, написанные по материалам  труда схиархимандрита Иоанна Маслова. Сочинения студентов насыщены цитатами из «Симфонии по творениям святителя Тихона Задонского». Вместе с тем они в большинстве случаев используются осмысленно, творчески, они помогают выразить позицию авторов работ, их отношение к сложным вопросам духовной и нравственной жизни.
Знакомство с христианством значительно расширяет духовный и культурно-исторический кругозор студентов, побуждая их задумываться о подлинных ценностях и цели жизни человека и человечества. Особенно ярко это проявляется в сочинениях на темы: «Гордость», «Смирение», «Надежда», «Совесть», «Соблазн» и др. Так, студентка А.Проворная в своем сочинении на тему «Смирение» пишет: «Одна из добродетелей, потерянных человеком, - смирение. Смирение является основой, почвой, на которой выращиваются многие добродетели присущие христианину. Святитель Тихон Задонский называет смирение азбукой духовной жизни, он отмечает,  «что алфавит или азбука начинающим учиться чтению книжному, то есть христианам, хотящим учиться христианскому житию, есть смирение. «Алфавит» есть начало и основание христианских добродетелей Без того бо всякое духовное созидание нарушается и падает». Удивило то повышенное внимание, которое студенты проявили к темам «Смерть» и «Крещение» (а всего было предложено более сорока тем).

«Надо одуматься, осмотреться – в этом нам помогает святое Крещение и данные обеты «Кто будет веровать и креститься, спасен будет». Слово это сказал Спаситель наш Господь для укрепления и утешения нашего: что может быть более утешительно верной и крещеной душе, чем эти слова, которые обещают ей вечное спасение». Это слова из сочинения студентки Анны Лукиной «Крещение»
«Без мене не можете творити ничесоже»,_ говорил Спаситель. Подтверждением этих слов являются многие сочинения студентов, в которых неожиданно проявляются духовная зоркость и чуткость. Приведу  еще один яркий пример – отрывок из сочинения студентки Усковой Елены «Любовь»:: «Несмотря на то, что человек отступил от Бога, Он все равно любит его. Многие дети предают своих родителей, но родители, вопреки предательству, любит, думают, заботятся о них. Так и Бог. Он сотворил человека. И, несмотря на предательство, Он все равно любит нас, а любовь есть прощение»

Истинно: «Дух, идеже хощет дышит, и глас его слышити» (Иоан.3,8); и еще: «Немудрое Божие премудрее человеков, и немощное Божие сильнее человеков» (1 Кор.1,25).

Безусловно, студенты сделали только первые шаги по пути духовного образования. Однако есть основания утверждать, что проведенный спецкурс, знакомство с жизнью и трудами схиархимандрита Иоанна Маслова, с историей Глинской пустыни оказали большое влияние на ценностные установки будущих учителей. Настроение большинства студентов очень хорошо выразила в своем сочинении студентка Екатерина Киселева: «Я не могу назвать себя сильно набожной, что определено во многом влиянием воспитания и того строя, при котором я росла. Но по себе знаю: когда тяжело на сердце, хочется сходить в церковь, там отдыхаешь душой, оставляя в тех стенах все печали и невзгоды. Я знаю, что не роскошь и деньги, а вера , правда и те дети из Печерской Лавры из фильма «Детская молитва» спасут мир, потому что с ними Бог, а значит, за ними будущее».

Проведенный спецкурс дает основания для некоторых выводов. Самый важный из них – признание острейшей необходимости введения предметов и курсов духовно-религиозного характера в массовую учебную практику. Наши дети, сами не осознавая этого, испытывают сильнейший духовный голод.

Сегодня в школе нужны уже не «Основы православной культуры». В самом названии этого учебного предмета заключена уступка «духу мира сего». Перефразируя начальный тезис моего выступления, скажу: сегодня не Православие нужно вводить в культуру, но культура должна войти в Православие. В школе должен быть восстановлен «Закон Божий». Только этот предмет, в котором идеал совершенства получает свое открытое и полное выражение, может стать подлинным связующим, животворящим началом современного отечественного образования, наполнить  его разумно-жизненным смыслом, внести центростремительную силу в распадающуюся на наших глазах единую систему народного образования.
«Исследуйте Писания, ибо вы думаете чрез них иметь жизнь вечную; а они свидетельствуют о Мне.

Но вы не хотите придти ко мне, чтобы иметь жизнь»(Иоан.5,39-40).
Это сказано нам. Мы не только должны слушать слова Спасителя, но, наконец, услышать их.

Схиархимандрит Иоанн Маслов говорил своим духовным чадам: «Важно не внешне, а внутренне быть интересным… Устроится внутреннее, и внешнее устроится». Данные слова можно отнести и ко всему нашему обществу. Экономика, политика, социальные отношения – это  проекции нашего внутреннего состояния. Наш затяжной кризис имеет духовные истоки. Это все яснее осознается сегодня и в правительстве. Вице-премьер правительства России Валентина Матвиенко в интервью программе «Время», посвященном встрече с президентом по поводу проблемы беспризорности, подчеркнула, что главной причиной появления сирот при живых родителях является духовное состояние современной семьи. Мне недавно пришлось общаться с этими детьми в школе-интернате, расположенном в пригороде Орла – селе Знаменка. На базе этой школы во время зимних каникул проводились очередные занятия с особо одаренными старшеклассниками, Они приехали из различных районов Орловской области. Наши старшеклассники жили бок о бок с детьми – коренными обитателями интерната: почти у всех этих детей были родители, но им не к кому было поехать  на каникулы. В последний день занятий мы решили показать нашим одаренным ученикам видеофильм «Почему мы православные?». Явилась мысль: организовать просмотр в комнате отдыха, где собирались вокруг телевизора в морозные рождественские дни сиротствующие дети интерната. Однако появление монахов, священников на экране вызвало у детей насмешки. Послышались нелепые дразнилки, кощунственные реплики. Пришлось перенести просмотр в учебный класс. Вспоминаю этих бедных детей, и сердце сжимается: что будет с ними в будущем? Что будет со всеми нами?

Можно, конечно, во всем обвинить органы образования, поругать за косность директоров школ. Тем более, что основания для этого есть. Так, директор той самой Знаменской школы-интерната выставила за дверь священника местной сельской церкви, который предложил помощь в воспитании сиротствующих детей, со словами: «Я не могу нарушить закон об отделении Церкви от государства. Этот жупел советских времен, при том, что сам закон утратил силу еще в 1992 году, продолжает сегодня устрашать многих. Но что там закон! Дело не в законе и не в косности директоров школ. Дело в нас самих. Мы продолжаем нести в душе следы многолетнего рабства, страшась почувствовать себя до конца свободными. И мы все являемся прямыми виновниками религиозного одичания наших детей, их хронического духовного голода.

«Вы есте свет мира: Не может град укрыться верху горы стоя. Ниже вжигают светильника и поставляют его под спудом, но на свещнице, и светит всем, иже в храмине суть»(Мф. 5,14-15). Эти слова Спасителя обращены ко всем нам. Но им предшествуют другие слова : «Вы – соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ник чему не годна, как разве выбросить ее вон на попрание людям» (Мф. 5,13). Слышите, дорогие братья и сестры? У нас нет выбора – светить или не светить миру. Если мы не будем нести миру свет, причастниками которого себя считаем и чувствуем, мы обречены на попрание миром.
Какой бы предмет мы ни преподавали, в какой бы области мы ни были специалистами, мы должны стремиться к наполнению нашей сферы деятельности христианским смыслом, обращая тех, кого мы учим и вместе с ними себя к идеалу человеческого совершенства, запечатленному в нашей душе, - образу Иисуса Христа.
Последними словами глинского старца, апостола Алтая архимандрита Макария Глухарева, закончившего свои дни на Орловщине в Болховском Оптином монастыре было: «Свет Христов просвещает всех! Ему же принадлежат замечательные стихотворные строки, приведенные в «Глинском патерике» о.Иоанном Масловым: «О. Сердце, сердце, будь готово Хвалу Господню возвещать!» Последуем же этому призыву, дорогие братья и сестры!
*Ушинский К.Д.Собрание сочинений в 11 Т. – Т.10. – М.-Л., с.323.
** Там же, с.299