Схиархимандрит Иоанн Маслов-теолог и педагог

Борис Бобылев
Одной из центральных проблем современной педагогики является отсутствие теоретического обоснования духовно-нравственного становления личности как единого процесса, неразрывно совершающегося в различных сферах жизнедеятельности. Сегодня как никогда важно создать условия для выстраивания системы воспитания студентов и школьников на основе нравственного закона – с тем, чтобы каждый аспект воспитания рассматривался не изолированно как нечто самодовлеющее, но с позиции единого центростремительного начала – вечных духовных ценностей. Строгие и ясные методологические предпосылки для создания целостной системы духовно-нравственного образования и воспитания  современной молодежи заключают в себе труды схиархимандрита Иоанна Маслова .

В «Симфонии по творениям Тихона Задонского», составленной отцом Иоанном», развертывается система понятий, составляющих содержание совершеннейшего закона веры и нравственности.  При этом показывается неразрывная связь нравственности с верой:  подлинная любовь к человеку невозможна без любви к Богу. Всеобщий нравственный закон в «Симфонии»,  представлен не в виде сухого перечня требований, диктаторского кодекса, но в виде живой и одухотворенной целостности, отражающей мировой педагогический идеал совершенства. В православной традиции высший идеал человеческого совершенства выражен в личности Богочеловека — Господа Иисуса Христа. Единство и целостность  образования сегодня находятся под угрозой из-за утраты цели, одухотворяющего и животворящего идеала. Это ощущают и осознают сегодня многие педагоги, и именно в этом заключается причина широкой востребованности «Симфонии по творениям Тихона Задонского»,  в современной российской школе и вузе. Опыт использования «Симфонии» в школе и вузе свидетельствует, что христианский идеал соответствует насущной духовной потребности  студентов и школьников, их поискам смысла жизни, нравственных ориентиров в окружающем мире.

Необходимость поиска надежных основ для организации духовно-нравственного образования и воспитания молодежи начинает сегодня осознаваться в России на государственном уровне. «Симфония по творениям Тихона Задонского» рекомендована Министерством образования РФ в качестве учебного пособия для школ и вузов. Однако значение этой книги далеко выходит за рамки одной национальной системы образования. По сути дела, «Симфония» представляет собой энциклопедию духовно-нравственной жизни, в целостном и ясном представлении о которой так сегодня  нуждается человечество.

Одной из важнейших проблем  современной педагогики является решение задачи самовоспитания. Схиархимандрит Иоанн Маслов в своих фундаментальных трудах «Глинская пустынь» и «Глинский патерик» раскрывает методы и средства самовоспитания, разработанные монастырскими подвижниками - великими первопроходцами и первооткрывателями. Они на своем опыте изведали все те опасности и трудности, с которыми сталкивается каждый, идущий по пути спасения, они опираются на подлинное знание глубин души человеческой. Ни один из их  педагогических советов не носит отвлеченного характера. Преподобный Серафим Саровский называл Глинскую пустынь «великой школой духовной жизни». Сегодня назрела острая потребность в кардинальном переосмыслении стереотипов, противопоставляющих духовное  и светское образование. Само слово «образование» восходит к слову «образ» Образование изначально на  Руси рассматривалось как воссоздание в человеке образа и подобия Божия. С точки зрения отечественной педагогической традиции, образование человека не может быть не духовным. Преподобный же – это тот, кто восстановил в себе изначальное богоподобие, осуществил в своей жизни идеал совершенства. Не случайно главными книгами для чтения в Древней Руси были жития святых. Эти книги играли выдающуюся дидактическую роль, наглядно показывая возможность творчества жизни – высочайшего из всех видов творчества. «Глинский патерик» Иоанна Маслова восстанавливает в современных условиях  эту педагогическую традицию.
Заслугой отца Иоанна Маслова является также глубокий анализ принципов и основ формирования личности самого педагога, его профессионального мастерства  на примере  учительной деятельности Иисуса Христа. Данный анализ осуществляется  в книге «Лекции по пастырскому богословию». В первую очередь здесь отмечается общественная сторона учительства Христа. Иоанн Маслов пишет: «Выступая со своей проповедью, Иисус Христос требовал от людей пламенной веры, жертвенной любви, полного переворота во всем строе внутренней личной жизни. Все личное в жизни человека должно перестроиться на общественное, греховное – на чистое, земное – на небесное, старое – на новое»*.

Педагогическое мастерство учителя предполагает умение излагать свои мысли с учетом состава и характера обучаемых. Иисус Христос являет нам образец и в этом отношении. Схиархимандрит Иоанн Маслов указывает, что всякий раз Христос применялся к обстоятельствам места и времени, строго сообразовывался с высотою умственного и нравственного развития. Своей паствы. Педагогика буквально переводится с греческого как «детоводительство». Деятельность педагога, ведущего за собой детей, уподобляется деятельности пастыря, который должен стремиться к подражанию Пастыреначальнику Христу. Это подражание, подчеркивает Иоанн Маслов, следует понимать не как внешнее восприятие Христа, а как внутреннее приобщение к его жизни для благодатного питания, духовного возрастания и возрождения: «Аз есмь Лоза, вы же рождие, и иже будет во мне, и Аз в нем, тот сотворит и плод мног, яко без Мене  не можете творити ничесоже» (Ин. 15,5).
___________________________________________________________
*Схиархимадрит Иоанн (Маслов) Лекции по пастырскому богословию. – М., 2001, с.103.