Сказка о семи днях от Горлова

Максим Горлов 2
Математика до и после 3-х лет. Сказки.               

Детей следует учить математике как можно раньше, поскольку это будет способствовать физическому развитию мозга, а следовательно и тому, что мы называем интеллектом и, кроме того, математические вычисления- это одна из высших функций человеческого мозга. И пусть ваш ребенок  еще не умеет говорить, но мозг его уже работает.

( Необходимо изготовить  карточки из плотной бумаги или картона размером, например,  40 на 40 мм  с цифрами и соответствующей надписью:  карточку  с цифрой один  1- Понедельник, 2- Вторник, 3- Среда, 4- Четверг, 5- Пятница, 6- Суббота, 7- Воскресенье, карточку с  цифрой 7.      Ребенок должен постараться запомнить рисунки на карточках и как они произносятся.  Прослушать  сказку  и ответить на вопросы  с использованием  карточек ).               

В одной маленькой деревушке жила злая и скупая женщина с дочкой и падчерицей.  Дочку она любила, а падчерица ничем ей не могла угодить. Что ни сделает падчерица - все не так, как ни повернется - все не в ту сторону.

Пока дочка  то наряжалась да прихорашивалась, то по горнице расхаживала или на дворе прохлаждалась,   падчерица  в доме чистила, прибирала, варила, стирала, шила, пряла, ткала, траву для скота косила, коров доила - всю работу делала. А мачеха знай бранит ее да ругается целый день. И не смягчало ее то, что та все терпеливо сносила,- напротив, от этого она обращалась с бедной девушкой все хуже и хуже. А все из-за того, что  падчерица  с каждым днем становилась все красивей, а  дочка - все безобразней.               

И подумала мачеха: «Какая мне радость держать красавицу падчерицу в доме? Будут приходить парни в гости, станут влюбляться в падчерицу  и не захотят любить  мою дочку.  Потолковала она с  дочкой, и надумали они такое, что никому другому и в голову бы не пришло.

Однажды - было это вскоре после Нового года, в трескучий мороз,- захотелось дочке  яблок покушать.  Мачеха  и говорит падчерице :

- Бери корзину и  ступай,  в лес, набери мне румяных яблок.  Моя  дочка хочет  яблок.

- Боже мой! Милая сестрица, что это тебе в голову пришло? Слыханное ли дело, чтобы под снегом яблоки  росли? - ответила бедная падчерица.

- Ах ты гадкая грязнуха!  Как ты смеешь разговаривать, когда я тебе приказываю? - закричала на нее мачеха.

- Ступай сейчас же вон! И  без яблок не возвращайся!

И мачеха выгнала  падчерицу  из дому, дверь за ней захлопнула да на ключ заперла. Была зима. Шел январь месяц. Снегу намело столько, что от дверей его приходилось отгребать лопатами, а в лесу на горе деревья стояли по пояс в сугробах и даже качаться не могли, когда на них налетал ветер.  Люди сидели в домах и топили печки. Ветер снегом ей глаза порошит, платок с нее рвет. Идет она, еле ноги из сугробов вытягивает. Все темнее становится кругом. Небо черное, ни одной звездочкой на землю не глядит, а земля чуть посветлее. Это от снега.
  И вдруг далеко меж деревьев сверкнул огонек - будто звезда среди ветвей запуталась. Падчерица  и пошла на этот огонек. Тонет в сугробах, через бурелом перелезает. "Только бы, - думает, - огонек не погас!" А он не гаснет, он все ярче горит. Уж и теплым дымком запахло и слышно стало, как потрескивает в огне хворост. Девочка прибавила шагу и вышла на полянку.

Светло на полянке, точно от солнца. Посреди полянки большой костер горит, чуть ли не до самого неба достает. А вокруг костра лежит   семь  камней и на них сидят люди - кто поближе к огню, кто подальше, среди них были и две девушки.  Сидят и тихо беседуют. Это были  семь дней недели.  Самый старший из них,  день  Воскресенье,  сидел  на самом высоком камне.

Смотрит на них  падчерица  и думает: кто же они такие? На  охотников   не похожи, на дровосеков еще того меньше:  одеты были они,  кто в джинсовый  костюм, кто в спортивный костюм,  а  один из них в нарядном городском   костюме, это был день  Воскресенье.     Вокруг них, на небольшом расстоянии,  находились   большие  амбары,  и каждый из  молодых людей сидел  напротив своего амбара.

Сидят  у самого огня и о чем- то говорят и весело смеются.
И вдруг обернулся самый  старший из них - самый высокий,  бровастый, и поглядел в ту сторону, где стояла девочка.

Испугалась падчерица , хотела убежать, да поздно. Спрашивает ее молодой человек , сидящий на самом высоком камне и одетый в городской костюм,  громко:

- Ты откуда пришла, чего тебе здесь нужно?

- Я пришла за яблоками, - ответила падчерица. Засмеялись  все  присутствующие  у костра.               

- Это в  воскресенье -то  яблоки ? Вон чего выдумала!- Сказал молодой человек Воскресенье. 

- Не я выдумала, - отвечает падчерица, - а прислала меня сюда за яблоками   моя мачеха и  велела мне без яблок не  возвращаться.  Все  дни недели   поглядели на нее и стали между собой переговариваться. Стоит девочка, слушает, а слов не понимает - будто это не люди разговаривают, а деревья шумят. Поговорили они, поговорили и замолчали.

А  Воскресенье  обернулся и спрашивает:

- Что же ты делать будешь, если не найдешь  яблок ? Ведь раньше вторника  их нельзя будет достать.   
 
В лесу останусь, - говорит падчерица,  - буду ждать  вторника. Уж лучше мне в лесу замерзнуть, чем домой без яблок   вернуться. Сказала это и заплакала.

- Ладно, сейчас   что - нибудь придумаем, но  ответь мне сначала на вопрос: «Ты знаешь,  кто мы и сколько нас» ? – обратился к девочке   Воскресенье.

- Нет, не знаю,- ответила падчерица.  А ты умеешь считать ,- спросил Воскресенье .

- Я умею считать  до десяти 10,- сказала падчерица.

- Тогда слушай  нашу историю и запоминай. Наш род очень древний, нашего           прапра…прадеда   звали  Юлий Цезарь  , о нем известно с древних времен.  Наш далекий  дед Месяц, у  которого были близнецы   четыре дочки. Чтобы не спутать их, он назвал их просто: Неделя 1, Неделя 2, Неделя 3 и Неделя 4. Они были очень  похожи друг на друга.

Вот неделька, в ней семь дней,

Поскорей знакомься с ней.

Так пели все  мамы  Недели перед сном своим непохожим друг на друга  детям.

У каждой из четырех 4  сестер родилось  пять 5  сыновей и две  2 дочери -  это дни недели, которых они назвали все одинаково: самый младший   день   Понедельник, самый старший день  Воскресенье.     Когда мы   подросли,  сестры собрались    и договорились  о последовательности  , кто  из детей за  кем будет идти.  Эту последовательность поддержал  и   наш  далекий дед   Месяц.  Вот здесь у костра собрались все дети одной из сестер Недели 1- это мои родные братья и сестры. 

Первым идет самый младший брат  – день Понедельник.

Младший братец Понедельник

Работяга не бездельник.

Он неделю открывает

Всех трудиться зазывает.

Далее вторым  2 по- старшинству день  Вторник. О нем можно сказать:

Вторник следует за братом,

У него идей богато.

Далее третьим 3  по- старшинству  идет сестра Среда. О ней можно сказать:

За братом Вторник  идет Среда- сестрица

Непристойно ей лениться.

Далее четвертым 4  по- старшинству Четверг. О нем можно сказать:

Брат Четверг и так и сяк,

Он мечтательный чудак.

Далее пятым 5  по- старшинству  идет сестра Пятница. О ней можно сказать:

Пятница- сестра, которая  умела

Побыстрей закончить дело.

Далее шестым 6  по- старшинству идет Суббота. О нем можно сказать: Брат Суббота- не выходи на работу.

Далее седьмым 7  по- старшинству иду  я, Воскресенье. Обо   мне  можно сказать:   В гости ходит Воскресенье, Очень любит угощенье.

Видишь,   вокруг нас  находятся большие амбары с замками на дверях, только на одном амбаре нет замка. Это потому, что сегодня воскресенье- это  день  клубники, из амбара выдаем сегодня  клубнику для детей .  Каждый амбар опекает один из нас, например, я, Воскресенье, опекаю амбар с клубникой. Понедельник – опекает  сливы, Вторник- яблоки, Среда-  черешню и вишню, Четверг-  арбузы и дыни, Пятница-  груши ,  Суббота-   бруснику и смородину. Все эти фрукты и ягоды предназначены для детей, которым несладко живется  в родительском доме. 

-Раз ты умеешь считать, сказал Воскресенье, - посчитай сколько всего  амбаров?

Падчерица начала: «Один 1, два 2, три 3, четыре 4, пять 5, шесть 6, семь 7».

-Правильно, - сказал Воскресенье.

Про свою маму,  как и  про других ее сестер,  могу сказать, что они были  большие  проказницы, имели  много поклонников и в конце концов, так как они были очень похожи друг на друга,  запутались с поклонниками , поэтому и дети  появились все разные у одной мамы , но похожие на своих двоюродных братьев и сестер. 

-  Дни  недели  идут один за другим и никогда не встречаются, только кончится один день , сразу начинается другой, поэтому  собраться всем вместе и поговорить с  своей матерью    никак  не удается-, сказал  день Воскресенье.               

Кончится одна неделя начинается другая и опять все начинается с понедельника.    

-Да, я все поняла и  теперь никогда вас не спутаю с охотниками и дровосеками.  Я поняла, что я прошу невозможного и не знаю , что сказать и что со мной будет.

- Во- первых, повтори счет от единицы 1 до  семи 7 и   наоборот от 7 до 1 и после каждой цифры называй соответствующего моего брата или сестру недели. - Один 1- Понедельник, два 2- Вторник, три 3- Среда, четыре 4- Четверг, пять 5- Пятница, шесть 6- Суббота, семь 7- Воскресенье. И назад: семь 7- Воскресенье, шесть 6- Суббота, пять 5- Пятница, четыре 4- Четверг, три 3- Среда, два 2- Вторник и один 1- Понедельник, - медленно , но уверенно проговорила падчерица.

- Молодец, ты способная и я вижу трудолюбивая девушка,- сказал день Воскресенье, - и мы поможем тебе.

( Ребенок тоже должен повторить очередность дней недели и при этом выложить соответствующие  карточки в определенной последовательности)

Все братья и сестры- дни недели   внимательно слушали разговор   Воскресенья  с падчерицей и иногда кивали головой.

И вдруг один из  них ,  день  Вторник,   встал и подошел к  дню  Воскресенье :

- Братец Воскресенье , уступи мне на час свое место!- сказал Вторник.

Погладил свои усы  Воскресенье   и говорит:  - Я бы уступил, да не бывать  Вторнику прежде  Понедельника.

-Ладно уж, - проворчал другой день , это был Понедельник,

- Уступи , я спорить не стану ! Мы все хорошо ее  знаем : то у проруби ее встретишь с ведром, то в лесу с вязанкой дров. Всем дням  недели  она своя. Надо ей помочь. Мы своих не бросаем.

- Ну, будь по- вашему,- сказал  Воскресенье.

- Братец  Вторник, садись теперь ты наверх, на мое место,-  сказал Воскресенье. 

День Вторник  взобрался на самый высокий камень и сказал: «Я задам тебе девочка  вопрос, ответишь , получишь яблоки, не  ответишь, ну извини, яблок тебе не будет. 

Вопрос. В корзине лежит несколько яблок. Их меньше 8.  Сколько  яблок в корзине, если все их можно  раздать поровну  двум дням Среде и Четвергу или трем дням    Среде, Четвергу и Пятнице.

Падчерица задумалась,  мысленно она   вспомнила  счет от 1 до 10, вспомнила какие цифры больше, а какие меньше, состав четных и нечетных цифр и дала ответ.

- Правильно, молодец,- сказал  день Вторник.

( Ребенок должен вспомнить  считалку : один 1, два 2, три 3, четыре 4, пять 5, шесть 6, семь 7, восемь 8, девять 9, десять 10.  Должен вспомнить , что все цифры предыдущие всегда меньше последующих, значит цифры от один 1 до семи 7 меньше цифры восемь 8. Состав  нечетных цифр не подходит, он должен объяснить почему.  Он должен рассмотреть состав четных цифр и убедиться, что только одна цифра подходит, чтобы удовлетворить  требованиям  дня    Вторника    и дать правильный ответ).

Вторник  взмахнул палкой над огнем. Огонь взвился вверх столбом.  Вторник  встал, подошел к своему амбару , открыл замок и сказал: 

- Заходи быстрей в амбар и бери яблоки !

Падчерица обрадовалась , забежала в амбар ,  набрала румяных  яблок: три 3 штуки , больше она брать постеснялась, ведь яблоки нужны другим детям.  Потом сказала    дням недели   большое спасибо, поклонилась и поспешила домой.

Удивилась сестра, удивилась и мачеха , когда увидели, что она спешит домой  с яблоками. Отворили они ей дверь, и весь дом наполнился запахом  румяных  яблок. Где же это ты их нарвала?- сердито спросила сестра. 

- Они  хранятся в большом амбаре на большой поляне.  Их там видимо-невидимо,— спокойно ответила  падчерица.

Сестра вырвала корзину с  яблоками   у нее из рук.

На другой день сидела родная дочка  у печки, и захотелось ей груш.

- Ступай , принеси мне груши  из лесу,- приказала она падчерице.

- Боже мой! Милая сестрица, что это пришло тебе в голову? Слыханное ли дело, чтобы зимой груши созревали?

- Ах ты, гадкая грязнуха! Как ты смеешь разговаривать, когда я тебе приказываю? Ступай сейчас же , и  без груш  не возвращайся!- пригрозила родная сестрица.

Мачеха сунула ей сумку и  выгнала падчерицу вон, дверь за ней захлопнула и на ключ заперла.

Заливаясь слезами, пошла падчерица в лес. А там сугробы снега стеной стоят, и нигде ни следа человеческого. Долго бродила падчерица  по лесу. Голод ее мучил , мороз до костей пробирал. Вдруг видит тот же огонек. И опять она, идя на огонек, пришла к костру.  Вокруг него опять сидели семь дней недели, и выше всех-  сидел  Понедельник.               

- Дни  добрые, позвольте мне погреться, я совсем замерзла, - попросила падчерица. Понедельник   кивнул головой и спрашивает :

- Зачем опять пришла, девица? Чего здесь ищешь?

- Пришла по груши, - ответила  падчерица.

- Да ведь сегодня день  понедельник, а в понедельник хозяин  я,  Понедельник ,   специалист по сливе.

- Знаю,- печально ответила падчерица,- да сестра с мачехой велели груши   им принести   и без  груш  не возвращаться. Прошу Вас покорно, дни недели, скажите, где бы нарвать  или достать  груш.

Тут сошел со своего места Понедельник , подошел к  падчерице  и сказал : «Мы тебе рассказали про все дни недели,   и под каким  номером  мы идем друг за другом.  Груши  будут только в пятницу, а сегодня понедельник. Меня зовут, как ты уже поняла, Понедельник ,  назови последовательность следования  день за днем в недели».               

- Один 1- понедельник, два 2-вторник, спасибо тебе Вторник за яблоки, три 3- среда,  четыре 4- четверг, пять 5-пятница ,  шесть 6- суббота и семь 7- воскресенье - сказала  падчерица.

- Все правильно,- сказал день Понедельник.

Понедельник   подошел к дню  , который сидел напротив него, и сказал:

- Сестрица Пятница, садись ты теперь на мое место, - я думаю, что ни Вторник, ни Среда, ни Четверг не будут возражать.

Пятница  взобралась на самый высокий камень и говорит: «Так, девушка,  ты пришла за грушами,  помоги  мне  решить  одну задачу про груши.

Воскресенье не любит груши, он любит клубничку и никогда не берет ни одной груши , Понедельник берет одну 1 грушу, Вторник берет три груши 3,  Среда берет пять 5 груш , а Четверг обожает груши, но я никогда не знаю сколько он берет груш. Скажи мне , сколько возьмет груш Четверг, чтобы не нарушить числовую  закономерность?               

Задумалась падчерица.  Она проанализировала числа 0, 1, 3, 5… и поняла, сколько возьмет день  Четверг груш. 

-Да,- сказала падчерица,- Четверг действительно  любит груши,-  и назвала, сколько груш возьмет Четверг и объяснила , как она пришла к такому выводу.

(Ребенок должен проанализировать ряд 0, 1, 3, 5, …, и поняв,   в чем  заключается закономерность этого ряда цифр, легко может определить цифру, которая идет после цифры пять 5 с учетом выявленной закономерности).

- Молодец, умница,  все правильно,- сказала Пятница.  Теперь  день Четверг не проведет меня  своими хитрыми ответами.

Взмахнула  Пятница   палкой над огнем. Огонь взвился в три раза выше,

Пятница   встала , подошла  к своему амбару , открыла  замок и сказала : 

- Заходи быстрей в амбар и бери груши !

Падчерица обрадовалась , забежала в амбар ,  взяла  три груши 3    , больше  брать постеснялась. Потом сказала   дням  недели  большое спасибо, поклонилась и поспешила домой.

Удивилась сестрица , удивилась и мачеха, когда увидали, что  падчерица  спешит домой с грушами.  Отворили они ей дверь , и она подала им  три груши. Сестрица  взяла  себе две 2 груши и одну грушу отдала  своей матери. Но  падчерице  они не сказали: «Возьми себе грушу».  Таких сладких груш они ни разу в жизни не едали. В первый раз отведали.

- Где же это ты их сорвала? - спросила сестра.

- Они лежат в амбаре   на поляне, их там видимо-невидимо,- спокойно ответила  падчерица.

Только она сказала, что их много, как  сестра  накинулась на нее:

- Ах ты гадкая грязнуха! Почему же ты больше не принесла? Верно, сама по дороге съела?

- Милая сестрица, не ела я ни одной груши. Постеснялась я брать много, ведь они нужны  другим  маленьким  детям.

- А, чтоб тебя нелегкая взяла! - забранилась  сестра  и кинулась бить ее.
Мачеха не захотела отставать и схватила дубинку. Но падчерица  не далась им в руки, убежала на кухню  и спряталась где-то за печью.

- Мама, дай мне сумку, я сама в лес пойду. Эта дрянь непременно все съест по дороге. А я найду то место и все яблоки и груши  стрясу или возьму из амбара  и хоть сам черт на меня напустись!

Так кричала  сестра падчерицы, и мать напрасно ее отговаривала. Повесила  сестра  сумку  на плечо, набросила платок на голову, закуталась хорошенько и пошла в лес.

Мать только руки ломала в отчаянии от того, что ее дочка задумала.

Пришла  сестра  в лес. Сугробы снега там стеной стоят, и нигде ни следа ноги человеческой. Бродила  сестра , бродила, потому что охота яблок  и груш  поесть гнала ее все дальше и дальше,- ну просто мученье! Вдруг вышла  она на  поляну, посредине   поляны догорал костер, вокруг костра лежали семь небольших  камней, но на поляне никого и ничего  не было, наверное они переместились на другую поляну , подумала сестра падчерицы.               

И пошла она  искать новую  поляну, где , как она подумала, разместились дни недели со своими амбарами, в  которых хранятся: яблоки, груши и другие фрукты и ягоды. А погода все портилась и портилась.  Небо покрылось тучами,  повалил снег, подул холодный ветер. Сестра ничего не видела на шаг перед собой и все больше и больше тонула в глубоких сугробах. Руки и ноги у нее замерзли, колени подломились, и наконец, она упала в изнеможении...

Ждет мать  дочь , глядит в окошко, выходит посмотреть за дверь. Проходит час, другой, а дочери  все нет и нет «Что она, от яблок  и груш  не может никак оторваться, что ли? Пойду сама погляжу»,- решила мать, взяла сумку, закуталась шалью и пошла дочку искать.

Снег валит все гуще, ветер дует все сильней, сугробы стоят, как стены. Шагает она по сугробам, зовет Дочь - ни одна душа не отзывается. Заблудилась, сама не знает, куда забрела, ругает дочь. Руки и ноги у нее замерзли, колени подломились, упала и она...               

А  падчерица  дома приготовила обед, прибрала в избе и подоила корову. Ни сестры, ни матери все нету.

- Что же это они так долго? - беспокоится падчерица , садясь вечером за прялку. Сидит она за прялкой до поздней ночи, а о них ни слуху ни духу.- Ах боже мой! Что с ними приключилось? - волнуется добрая девушка и с тоской смотрит в окошко. Там ни единой души -только после у стихшей вьюги сияют звезды, земля искрится от снега, да крыши трещат от мороза. Печально опустила падчерица  занавеску. С утра опять стала ждать их и к завтраку, и к обеду, но так и не дождалась ни сестры , ни матери: обе замерзли в лесу.

После них остались падчерице  домик, коровка, садик, поле и лужок возле дома. А пришла весна, нашелся и хозяин всему этому богатству - красивый парень, который женился на доброй падчерице, и они славно зажили в любви и мире. Мир да любовь всего дороже!               

Вопросы.

Разложи карточки с цифрами вразброс.

1. Сколько близнецов Недель было у далекого  дедушки Месяца?

2. Сколько  дней в неделе? Выбери нужную карточку.

3. Какой день следует после среды?  Выбери нужную карточку.

4. Какой день следует после  воскресенья?  Выбери нужную карточку.

5. Сколько лежало в корзине яблок, если известно, что их меньше 8,  которые можно поделить поровну между двумя 2 или тремя 3  посетителями.

6. Сколько  груш взял Четверг из  амбара?               

Вот и сказки конец, а кто слушал и ответил на вопросы молодец!               

При желании родители могут сами усложнить или упростить математические примеры, используемые в сказке, а карточки заменить, например, кубиками или другими однотипными предметами с соответствующим обозначением.   Для решения математических примеров можно вырезать отдельные карточки.               

И помните, «После трех уже поздно», именно под таким названием вышла книга Масару Ибука, основателя фирмы SONY. Мало кто знает, но этот человек добился ничуть не меньшего в своей национальной ассоциации раннего развития детей, чем на ниве восхождения   мегазвезды SONY.