Математика до и после 3-х лет. Сказки.
Детей следует учить математике как можно раньше, поскольку это будет способствовать физическому развитию мозга, а следовательно и тому, что мы называем интеллектом и, кроме того, математические вычисления- это одна из высших функций человеческого мозга. И пусть ваш ребенок еще не умеет говорить, но мозг его уже работает.
( Необходимо изготовить карточки из плотной бумаги или картона размером, например, 40 на 40 мм с цифрами и соответствующей надписью: карточку с цифрой один 1- Понедельник, 2- Вторник, 3- Среда, 4- Четверг, 5- Пятница, 6- Суббота, 7- Воскресенье, карточку с цифрой 7. Ребенок должен постараться запомнить рисунки на карточках и как они произносятся. Прослушать сказку и ответить на вопросы с использованием карточек ).
В одной маленькой деревушке жила злая и скупая женщина с дочкой и падчерицей. Дочку она любила, а падчерица ничем ей не могла угодить. Что ни сделает падчерица - все не так, как ни повернется - все не в ту сторону.
Пока дочка то наряжалась да прихорашивалась, то по горнице расхаживала или на дворе прохлаждалась, падчерица в доме чистила, прибирала, варила, стирала, шила, пряла, ткала, траву для скота косила, коров доила - всю работу делала. А мачеха знай бранит ее да ругается целый день. И не смягчало ее то, что та все терпеливо сносила,- напротив, от этого она обращалась с бедной девушкой все хуже и хуже. А все из-за того, что падчерица с каждым днем становилась все красивей, а дочка - все безобразней.
И подумала мачеха: «Какая мне радость держать красавицу падчерицу в доме? Будут приходить парни в гости, станут влюбляться в падчерицу и не захотят любить мою дочку. Потолковала она с дочкой, и надумали они такое, что никому другому и в голову бы не пришло.
Однажды - было это вскоре после Нового года, в трескучий мороз,- захотелось дочке яблок покушать. Мачеха и говорит падчерице :
- Бери корзину и ступай, в лес, набери мне румяных яблок. Моя дочка хочет яблок.
- Боже мой! Милая сестрица, что это тебе в голову пришло? Слыханное ли дело, чтобы под снегом яблоки росли? - ответила бедная падчерица.
- Ах ты гадкая грязнуха! Как ты смеешь разговаривать, когда я тебе приказываю? - закричала на нее мачеха.
- Ступай сейчас же вон! И без яблок не возвращайся!
И мачеха выгнала падчерицу из дому, дверь за ней захлопнула да на ключ заперла. Была зима. Шел январь месяц. Снегу намело столько, что от дверей его приходилось отгребать лопатами, а в лесу на горе деревья стояли по пояс в сугробах и даже качаться не могли, когда на них налетал ветер. Люди сидели в домах и топили печки. Ветер снегом ей глаза порошит, платок с нее рвет. Идет она, еле ноги из сугробов вытягивает. Все темнее становится кругом. Небо черное, ни одной звездочкой на землю не глядит, а земля чуть посветлее. Это от снега.
И вдруг далеко меж деревьев сверкнул огонек - будто звезда среди ветвей запуталась. Падчерица и пошла на этот огонек. Тонет в сугробах, через бурелом перелезает. "Только бы, - думает, - огонек не погас!" А он не гаснет, он все ярче горит. Уж и теплым дымком запахло и слышно стало, как потрескивает в огне хворост. Девочка прибавила шагу и вышла на полянку.
Светло на полянке, точно от солнца. Посреди полянки большой костер горит, чуть ли не до самого неба достает. А вокруг костра лежит семь камней и на них сидят люди - кто поближе к огню, кто подальше, среди них были и две девушки. Сидят и тихо беседуют. Это были семь дней недели. Самый старший из них, день Воскресенье, сидел на самом высоком камне.
Смотрит на них падчерица и думает: кто же они такие? На охотников не похожи, на дровосеков еще того меньше: одеты были они, кто в джинсовый костюм, кто в спортивный костюм, а один из них в нарядном городском костюме, это был день Воскресенье. Вокруг них, на небольшом расстоянии, находились большие амбары, и каждый из молодых людей сидел напротив своего амбара.
Сидят у самого огня и о чем- то говорят и весело смеются.
И вдруг обернулся самый старший из них - самый высокий, бровастый, и поглядел в ту сторону, где стояла девочка.
Испугалась падчерица , хотела убежать, да поздно. Спрашивает ее молодой человек , сидящий на самом высоком камне и одетый в городской костюм, громко:
- Ты откуда пришла, чего тебе здесь нужно?
- Я пришла за яблоками, - ответила падчерица. Засмеялись все присутствующие у костра.
- Это в воскресенье -то яблоки ? Вон чего выдумала!- Сказал молодой человек Воскресенье.
- Не я выдумала, - отвечает падчерица, - а прислала меня сюда за яблоками моя мачеха и велела мне без яблок не возвращаться. Все дни недели поглядели на нее и стали между собой переговариваться. Стоит девочка, слушает, а слов не понимает - будто это не люди разговаривают, а деревья шумят. Поговорили они, поговорили и замолчали.
А Воскресенье обернулся и спрашивает:
- Что же ты делать будешь, если не найдешь яблок ? Ведь раньше вторника их нельзя будет достать.
В лесу останусь, - говорит падчерица, - буду ждать вторника. Уж лучше мне в лесу замерзнуть, чем домой без яблок вернуться. Сказала это и заплакала.
- Ладно, сейчас что - нибудь придумаем, но ответь мне сначала на вопрос: «Ты знаешь, кто мы и сколько нас» ? – обратился к девочке Воскресенье.
- Нет, не знаю,- ответила падчерица. А ты умеешь считать ,- спросил Воскресенье .
- Я умею считать до десяти 10,- сказала падчерица.
- Тогда слушай нашу историю и запоминай. Наш род очень древний, нашего прапра…прадеда звали Юлий Цезарь , о нем известно с древних времен. Наш далекий дед Месяц, у которого были близнецы четыре дочки. Чтобы не спутать их, он назвал их просто: Неделя 1, Неделя 2, Неделя 3 и Неделя 4. Они были очень похожи друг на друга.
Вот неделька, в ней семь дней,
Поскорей знакомься с ней.
Так пели все мамы Недели перед сном своим непохожим друг на друга детям.
У каждой из четырех 4 сестер родилось пять 5 сыновей и две 2 дочери - это дни недели, которых они назвали все одинаково: самый младший день Понедельник, самый старший день Воскресенье. Когда мы подросли, сестры собрались и договорились о последовательности , кто из детей за кем будет идти. Эту последовательность поддержал и наш далекий дед Месяц. Вот здесь у костра собрались все дети одной из сестер Недели 1- это мои родные братья и сестры.
Первым идет самый младший брат – день Понедельник.
Младший братец Понедельник
Работяга не бездельник.
Он неделю открывает
Всех трудиться зазывает.
Далее вторым 2 по- старшинству день Вторник. О нем можно сказать:
Вторник следует за братом,
У него идей богато.
Далее третьим 3 по- старшинству идет сестра Среда. О ней можно сказать:
За братом Вторник идет Среда- сестрица
Непристойно ей лениться.
Далее четвертым 4 по- старшинству Четверг. О нем можно сказать:
Брат Четверг и так и сяк,
Он мечтательный чудак.
Далее пятым 5 по- старшинству идет сестра Пятница. О ней можно сказать:
Пятница- сестра, которая умела
Побыстрей закончить дело.
Далее шестым 6 по- старшинству идет Суббота. О нем можно сказать: Брат Суббота- не выходи на работу.
Далее седьмым 7 по- старшинству иду я, Воскресенье. Обо мне можно сказать: В гости ходит Воскресенье, Очень любит угощенье.
Видишь, вокруг нас находятся большие амбары с замками на дверях, только на одном амбаре нет замка. Это потому, что сегодня воскресенье- это день клубники, из амбара выдаем сегодня клубнику для детей . Каждый амбар опекает один из нас, например, я, Воскресенье, опекаю амбар с клубникой. Понедельник – опекает сливы, Вторник- яблоки, Среда- черешню и вишню, Четверг- арбузы и дыни, Пятница- груши , Суббота- бруснику и смородину. Все эти фрукты и ягоды предназначены для детей, которым несладко живется в родительском доме.
-Раз ты умеешь считать, сказал Воскресенье, - посчитай сколько всего амбаров?
Падчерица начала: «Один 1, два 2, три 3, четыре 4, пять 5, шесть 6, семь 7».
-Правильно, - сказал Воскресенье.
Про свою маму, как и про других ее сестер, могу сказать, что они были большие проказницы, имели много поклонников и в конце концов, так как они были очень похожи друг на друга, запутались с поклонниками , поэтому и дети появились все разные у одной мамы , но похожие на своих двоюродных братьев и сестер.
- Дни недели идут один за другим и никогда не встречаются, только кончится один день , сразу начинается другой, поэтому собраться всем вместе и поговорить с своей матерью никак не удается-, сказал день Воскресенье.
Кончится одна неделя начинается другая и опять все начинается с понедельника.
-Да, я все поняла и теперь никогда вас не спутаю с охотниками и дровосеками. Я поняла, что я прошу невозможного и не знаю , что сказать и что со мной будет.
- Во- первых, повтори счет от единицы 1 до семи 7 и наоборот от 7 до 1 и после каждой цифры называй соответствующего моего брата или сестру недели. - Один 1- Понедельник, два 2- Вторник, три 3- Среда, четыре 4- Четверг, пять 5- Пятница, шесть 6- Суббота, семь 7- Воскресенье. И назад: семь 7- Воскресенье, шесть 6- Суббота, пять 5- Пятница, четыре 4- Четверг, три 3- Среда, два 2- Вторник и один 1- Понедельник, - медленно , но уверенно проговорила падчерица.
- Молодец, ты способная и я вижу трудолюбивая девушка,- сказал день Воскресенье, - и мы поможем тебе.
( Ребенок тоже должен повторить очередность дней недели и при этом выложить соответствующие карточки в определенной последовательности)
Все братья и сестры- дни недели внимательно слушали разговор Воскресенья с падчерицей и иногда кивали головой.
И вдруг один из них , день Вторник, встал и подошел к дню Воскресенье :
- Братец Воскресенье , уступи мне на час свое место!- сказал Вторник.
Погладил свои усы Воскресенье и говорит: - Я бы уступил, да не бывать Вторнику прежде Понедельника.
-Ладно уж, - проворчал другой день , это был Понедельник,
- Уступи , я спорить не стану ! Мы все хорошо ее знаем : то у проруби ее встретишь с ведром, то в лесу с вязанкой дров. Всем дням недели она своя. Надо ей помочь. Мы своих не бросаем.
- Ну, будь по- вашему,- сказал Воскресенье.
- Братец Вторник, садись теперь ты наверх, на мое место,- сказал Воскресенье.
День Вторник взобрался на самый высокий камень и сказал: «Я задам тебе девочка вопрос, ответишь , получишь яблоки, не ответишь, ну извини, яблок тебе не будет.
Вопрос. В корзине лежит несколько яблок. Их меньше 8. Сколько яблок в корзине, если все их можно раздать поровну двум дням Среде и Четвергу или трем дням Среде, Четвергу и Пятнице.
Падчерица задумалась, мысленно она вспомнила счет от 1 до 10, вспомнила какие цифры больше, а какие меньше, состав четных и нечетных цифр и дала ответ.
- Правильно, молодец,- сказал день Вторник.
( Ребенок должен вспомнить считалку : один 1, два 2, три 3, четыре 4, пять 5, шесть 6, семь 7, восемь 8, девять 9, десять 10. Должен вспомнить , что все цифры предыдущие всегда меньше последующих, значит цифры от один 1 до семи 7 меньше цифры восемь 8. Состав нечетных цифр не подходит, он должен объяснить почему. Он должен рассмотреть состав четных цифр и убедиться, что только одна цифра подходит, чтобы удовлетворить требованиям дня Вторника и дать правильный ответ).
Вторник взмахнул палкой над огнем. Огонь взвился вверх столбом. Вторник встал, подошел к своему амбару , открыл замок и сказал:
- Заходи быстрей в амбар и бери яблоки !
Падчерица обрадовалась , забежала в амбар , набрала румяных яблок: три 3 штуки , больше она брать постеснялась, ведь яблоки нужны другим детям. Потом сказала дням недели большое спасибо, поклонилась и поспешила домой.
Удивилась сестра, удивилась и мачеха , когда увидели, что она спешит домой с яблоками. Отворили они ей дверь, и весь дом наполнился запахом румяных яблок. Где же это ты их нарвала?- сердито спросила сестра.
- Они хранятся в большом амбаре на большой поляне. Их там видимо-невидимо,— спокойно ответила падчерица.
Сестра вырвала корзину с яблоками у нее из рук.
На другой день сидела родная дочка у печки, и захотелось ей груш.
- Ступай , принеси мне груши из лесу,- приказала она падчерице.
- Боже мой! Милая сестрица, что это пришло тебе в голову? Слыханное ли дело, чтобы зимой груши созревали?
- Ах ты, гадкая грязнуха! Как ты смеешь разговаривать, когда я тебе приказываю? Ступай сейчас же , и без груш не возвращайся!- пригрозила родная сестрица.
Мачеха сунула ей сумку и выгнала падчерицу вон, дверь за ней захлопнула и на ключ заперла.
Заливаясь слезами, пошла падчерица в лес. А там сугробы снега стеной стоят, и нигде ни следа человеческого. Долго бродила падчерица по лесу. Голод ее мучил , мороз до костей пробирал. Вдруг видит тот же огонек. И опять она, идя на огонек, пришла к костру. Вокруг него опять сидели семь дней недели, и выше всех- сидел Понедельник.
- Дни добрые, позвольте мне погреться, я совсем замерзла, - попросила падчерица. Понедельник кивнул головой и спрашивает :
- Зачем опять пришла, девица? Чего здесь ищешь?
- Пришла по груши, - ответила падчерица.
- Да ведь сегодня день понедельник, а в понедельник хозяин я, Понедельник , специалист по сливе.
- Знаю,- печально ответила падчерица,- да сестра с мачехой велели груши им принести и без груш не возвращаться. Прошу Вас покорно, дни недели, скажите, где бы нарвать или достать груш.
Тут сошел со своего места Понедельник , подошел к падчерице и сказал : «Мы тебе рассказали про все дни недели, и под каким номером мы идем друг за другом. Груши будут только в пятницу, а сегодня понедельник. Меня зовут, как ты уже поняла, Понедельник , назови последовательность следования день за днем в недели».
- Один 1- понедельник, два 2-вторник, спасибо тебе Вторник за яблоки, три 3- среда, четыре 4- четверг, пять 5-пятница , шесть 6- суббота и семь 7- воскресенье - сказала падчерица.
- Все правильно,- сказал день Понедельник.
Понедельник подошел к дню , который сидел напротив него, и сказал:
- Сестрица Пятница, садись ты теперь на мое место, - я думаю, что ни Вторник, ни Среда, ни Четверг не будут возражать.
Пятница взобралась на самый высокий камень и говорит: «Так, девушка, ты пришла за грушами, помоги мне решить одну задачу про груши.
Воскресенье не любит груши, он любит клубничку и никогда не берет ни одной груши , Понедельник берет одну 1 грушу, Вторник берет три груши 3, Среда берет пять 5 груш , а Четверг обожает груши, но я никогда не знаю сколько он берет груш. Скажи мне , сколько возьмет груш Четверг, чтобы не нарушить числовую закономерность?
Задумалась падчерица. Она проанализировала числа 0, 1, 3, 5… и поняла, сколько возьмет день Четверг груш.
-Да,- сказала падчерица,- Четверг действительно любит груши,- и назвала, сколько груш возьмет Четверг и объяснила , как она пришла к такому выводу.
(Ребенок должен проанализировать ряд 0, 1, 3, 5, …, и поняв, в чем заключается закономерность этого ряда цифр, легко может определить цифру, которая идет после цифры пять 5 с учетом выявленной закономерности).
- Молодец, умница, все правильно,- сказала Пятница. Теперь день Четверг не проведет меня своими хитрыми ответами.
Взмахнула Пятница палкой над огнем. Огонь взвился в три раза выше,
Пятница встала , подошла к своему амбару , открыла замок и сказала :
- Заходи быстрей в амбар и бери груши !
Падчерица обрадовалась , забежала в амбар , взяла три груши 3 , больше брать постеснялась. Потом сказала дням недели большое спасибо, поклонилась и поспешила домой.
Удивилась сестрица , удивилась и мачеха, когда увидали, что падчерица спешит домой с грушами. Отворили они ей дверь , и она подала им три груши. Сестрица взяла себе две 2 груши и одну грушу отдала своей матери. Но падчерице они не сказали: «Возьми себе грушу». Таких сладких груш они ни разу в жизни не едали. В первый раз отведали.
- Где же это ты их сорвала? - спросила сестра.
- Они лежат в амбаре на поляне, их там видимо-невидимо,- спокойно ответила падчерица.
Только она сказала, что их много, как сестра накинулась на нее:
- Ах ты гадкая грязнуха! Почему же ты больше не принесла? Верно, сама по дороге съела?
- Милая сестрица, не ела я ни одной груши. Постеснялась я брать много, ведь они нужны другим маленьким детям.
- А, чтоб тебя нелегкая взяла! - забранилась сестра и кинулась бить ее.
Мачеха не захотела отставать и схватила дубинку. Но падчерица не далась им в руки, убежала на кухню и спряталась где-то за печью.
- Мама, дай мне сумку, я сама в лес пойду. Эта дрянь непременно все съест по дороге. А я найду то место и все яблоки и груши стрясу или возьму из амбара и хоть сам черт на меня напустись!
Так кричала сестра падчерицы, и мать напрасно ее отговаривала. Повесила сестра сумку на плечо, набросила платок на голову, закуталась хорошенько и пошла в лес.
Мать только руки ломала в отчаянии от того, что ее дочка задумала.
Пришла сестра в лес. Сугробы снега там стеной стоят, и нигде ни следа ноги человеческой. Бродила сестра , бродила, потому что охота яблок и груш поесть гнала ее все дальше и дальше,- ну просто мученье! Вдруг вышла она на поляну, посредине поляны догорал костер, вокруг костра лежали семь небольших камней, но на поляне никого и ничего не было, наверное они переместились на другую поляну , подумала сестра падчерицы.
И пошла она искать новую поляну, где , как она подумала, разместились дни недели со своими амбарами, в которых хранятся: яблоки, груши и другие фрукты и ягоды. А погода все портилась и портилась. Небо покрылось тучами, повалил снег, подул холодный ветер. Сестра ничего не видела на шаг перед собой и все больше и больше тонула в глубоких сугробах. Руки и ноги у нее замерзли, колени подломились, и наконец, она упала в изнеможении...
Ждет мать дочь , глядит в окошко, выходит посмотреть за дверь. Проходит час, другой, а дочери все нет и нет «Что она, от яблок и груш не может никак оторваться, что ли? Пойду сама погляжу»,- решила мать, взяла сумку, закуталась шалью и пошла дочку искать.
Снег валит все гуще, ветер дует все сильней, сугробы стоят, как стены. Шагает она по сугробам, зовет Дочь - ни одна душа не отзывается. Заблудилась, сама не знает, куда забрела, ругает дочь. Руки и ноги у нее замерзли, колени подломились, упала и она...
А падчерица дома приготовила обед, прибрала в избе и подоила корову. Ни сестры, ни матери все нету.
- Что же это они так долго? - беспокоится падчерица , садясь вечером за прялку. Сидит она за прялкой до поздней ночи, а о них ни слуху ни духу.- Ах боже мой! Что с ними приключилось? - волнуется добрая девушка и с тоской смотрит в окошко. Там ни единой души -только после у стихшей вьюги сияют звезды, земля искрится от снега, да крыши трещат от мороза. Печально опустила падчерица занавеску. С утра опять стала ждать их и к завтраку, и к обеду, но так и не дождалась ни сестры , ни матери: обе замерзли в лесу.
После них остались падчерице домик, коровка, садик, поле и лужок возле дома. А пришла весна, нашелся и хозяин всему этому богатству - красивый парень, который женился на доброй падчерице, и они славно зажили в любви и мире. Мир да любовь всего дороже!
Вопросы.
Разложи карточки с цифрами вразброс.
1. Сколько близнецов Недель было у далекого дедушки Месяца?
2. Сколько дней в неделе? Выбери нужную карточку.
3. Какой день следует после среды? Выбери нужную карточку.
4. Какой день следует после воскресенья? Выбери нужную карточку.
5. Сколько лежало в корзине яблок, если известно, что их меньше 8, которые можно поделить поровну между двумя 2 или тремя 3 посетителями.
6. Сколько груш взял Четверг из амбара?
Вот и сказки конец, а кто слушал и ответил на вопросы молодец!
При желании родители могут сами усложнить или упростить математические примеры, используемые в сказке, а карточки заменить, например, кубиками или другими однотипными предметами с соответствующим обозначением. Для решения математических примеров можно вырезать отдельные карточки.
И помните, «После трех уже поздно», именно под таким названием вышла книга Масару Ибука, основателя фирмы SONY. Мало кто знает, но этот человек добился ничуть не меньшего в своей национальной ассоциации раннего развития детей, чем на ниве восхождения мегазвезды SONY.