О любви

Карина Буянова
Странная тоска сжала мое уже почти успокоившееся сердце. Внезапно стало тяжело дышать. В голове мысль: "Где ты, родной?" - и хочется плакать. Но я изменилась. И уже родной, а не любимый, да и заплакать не выходит. Разучилась.

Во мне разбередили грусть по прошедшей любви, и теперь не удается забыть об этом чувстве. Всё живо во мне: каждый прожитый день, каждый взгляд, каждое его слово и действие.

Я будто сроднилась с ним душой. Душа - часть меня, которую невозможно оторвать. Те светлые прекрасные чувства, которых он не понял, уже ушли, уступив место иным. Теперь он мне как брат, младший меня лет на десять, я переживаю за него, волнуюсь, хочу оградить его от плохого. Глупо, не правда ли?

Чувства. Что есть чувства? О Господи! Правы, тысячу раз правы те, кто считает, что чувства возникают от избытка свободного времени! Это святая истина. Мы сами создаем себе и счастье, и горе, в наших собственных руках наше состояние, наша жизнь. Любовь, романтика... Эфемерное нечто, которое вытесняет все остальные отрасли нашей жизни, эгоистично становясь на первый план. А потом, когда туман рассеивается, мы приходим в себя - и где мы при этом? Либо на краю, либо на дне, либо, что самое худшее, на том же месте, где и были. Зря потерянное время - вот и вся любовь.

И в то же время она прекрасна. Да, мы теряем время, даже годы, но мы приобретаем. Что именно? Вечность. Человек, прошедший сквозь любовь и выживший - Человек с большой буквы. Он словно заново рождается, он видит и ощущает по-новому. Его душа чиста и светла. Он счастлив оттого, что живет.

Быть может, мыслию небесной
И силой духа убежден,
Я дал бы миру дар чудесный,
А мне за то - бессмертье он?!

Лермонтов ошибался. Не мир дает человеку бессмертие. Его достигает сам человек. Через любовь. И дражайший Михаил Юрьевич не достиг бы его, если бы не проводил мгновенья у ног своих возлюбленных, если бы не терзался и не рос духовно с каждой неудачей.

"Через терний к славе" - так это, кажется, говорится? Терний - это любовные муки, а слава - это гармония души и тела, полное отсутствие томления и боли. Равнодушие? Нет, гармония. Когда приятно просыпаться и засыпать, да и просто дышать для себя, а не для него. Когда ты, подобно ребенку, радуешься восходу солнца и грозовой буре, когда не можешь плакать...

Люди издавна спорят о счастье. Считается, что счастье бывает от любви. Я поняла и осознала другое. Возможно, я не первая скажу это, но я дошла до этого сама, набив шишки. Счастье - это гармония внутри человека. Это стабильность его психики и отсутствие слез или злости. Счастье - это глубокое спокойствие и непоколебимое равновесие. Вот, что такое счастье. Любящий не может быть счастлив. Он далек от гармонии. Он то безумно рад, готов обнять весь мир, то вдруг впадает в уныние и пустоту. То ревность осветит его существо, то слезы душат его грудь... И потом, любовь, подобно болезни, рано или поздно проходит. Нет на земле вечной любви и вечной зелени. Нельзя любить постоянно. Для многих жизнь и любовь одно и то же. Тогда остается лишь пожалеть их. Я отпустила любовь, освободив от нее душу, в которой тот же час воцарилась гармония. Счастье.

2003 г.