Миниатюра восьмая. Сашка

Татьяна Губейдулина Пашукова
В одно лето – было мне тогда десять лет – в деревню к бабушке приехали мои тетя с дядей и привезли своего сына Сашу, моего двоюродного брата. Четырнадцатилетний Саша не очень, по видимости, хотел ехать, но что поделаешь.

И начались приключения.

Однажды мы поспорили на пятьдесят рублей (по тем временам для детей – большая сумма!), кто раньше встанет. Я проснулась часов в пять утра, но увидела, что брат еще спит, и решила подождать, пока он проснется, чтобы тогда и позлорадствовать. Уснула, конечно, и проснулась, когда Саша с триумфаторским видом меня разбудил…


В другой день решили мы натопить баню. Понятно, что никто бы нам этого не разрешил, и, пока взрослые обедали и беседовали, мы натаскали дров, разожгли огонь и уселись на скамейку в саду. С криками «Что вы тут подожгли, разбойники!» из дому выбежала тетя, которой мы с гордостью сообщили, что топим баню. Надо сказать, что дым валил черный, густой – и вправду как на пожаре.

Решив, что нужно наблюдать за огнем в каменке, мы открыли дверь в парную и остолбенели: дым висел, как занавеска! Что делать? Намочили тряпочки, приложили к носу и рту и зашли. Кто-то из нас догадался опуститься на четвереньки – дыма сантиметрах в пятидесяти над полом не было, зато выше он клубился, как темно-серый потолок. Так и передвигались.


А еще в другой день я, качаясь на качелях (это был предмет отдельной гордости, эти качели; мне их сделал дедушка), почувствовала, что падаю. Оказалось, один из столбов согнулся, как колено, и вся конструкция рухнула. На счастье, я не пострадала. И решили мы с Сашей, что надо немедленно вкопать новый столб и починить качели. Почему-то мы были уверены, что столб для вкапывания должен быть острый.

Сказано – сделано. Мы выбрали добротное длинное бревно, Саша взял топор, и мы взялись затачивать столб. Саша работал топором, а я сидела на бревне, чтобы оно не болталось.

Разумеется, стук топора привлек в сад взрослых. Всплеснув руками, бабушка ахнула:

 – Заточили! Столб как карандаш заточили!

Так и не пригодился наш столб. Дедушка вкопал другой, незаточенный.