Введение - работа

Александр Ромодин
Здесь я размещу мои заметки про работу. Вернее, про мое отношение к моей работе. Про взаимоотношения мои и моей работы. Что значит работа для меня? Зачем она мне нужна? Зачем я ей нужен? Вопросы не праздные. Ведь в наше время практически вся жизнь человека уходит на работу. Не связана с работой, а уходит на работу. Значит, от взаимоотношения человека и его работы зависит настроение человека, а от настроения зависит здоровье человека. Т.е. по сути, насколько счастливо и благополучно человек прожил свою жизнь, во многом зависит от его работы.

Для чего мне нужны эти заметки? Цель чисто прагматическая. В последнее время я не удовлетворен своей работой. Я мечтаю ее сменить. И в то же время не могу. Почему? Надо понять, чтобы как-то разрешить это противоречие. Вдруг в результате моих размышлений я пойму, что сейчас у меня хорошая работа и менять ее не надо. Значит, мне надо будет изменить свое отношение к имеющейся у меня работе. Или вдруг я пойму, чего мне не хватает на собеседованиях, чтобы убедить работодателя, что он должен взять меня и только меня, потому что никто, кроме меня, не принесет ему столько успеха. А устроиться на работу сейчас не так-то просто. Избалованные работодатели устраивают многолюдные конкурсы, выбирая себе сотрудников непонятно по каким критериям. Значит, мне надо описать свое поведение на собеседовании, свои ощущения там. И понять, что не так. И при этом не скатиться в интеллигентский скулеж – мол, я такой хороший, а вокруг не понимающие меня сволочи. Таких людей и при Советах было достаточно - непризнанных гениев.

Да, я сейчас работаю. И очень многие люди считают, что все мои переживания идут от того, что я заплыл жиром. «Да ты с жиру бесишься, оглянись вокруг!» - слышу я постоянно. Согласен, я могу позволить себе не просто выживать, а жить. Вряд ли я сел бы за эти заметки, если бы моей семье нечего было есть. Если бы передо мной стоял вопрос элементарного выживания. С другой стороны, я бы задал тогда себе другой вопрос: а зачем вообще мне надо выживать? Если я постоянно голоден, если мне не хватает на необходимое, если я не могу реализовать свое предназначение, то зачем тогда вообще я живу? Т.е. в этом случае мне надо было бы предпринимать какие-то действия по выходу из сложившейся ситуации. Разве мне моя работа свалилась с неба? Разве я не приложил никаких усилий, чтобы сначала найти мою нынешнюю работу, а потом как-то на ней удержаться? Я благополучно работал в московской гидрометеослужбе. Работал спокойно, не напрягаясь. Приходил на работу к 10, часа в 4 уже начинал собираться домой. В обед часа два гулял по Москве. Правда, занимался еще «левыми» делами. Ездил в командировки, которые оплачивались дополнительно, преподавал в школе. И получал за все это гроши, которых едва хватало на самое необходимое. Меня ведь никто не гнал оттуда. Эта организация существует и сейчас, ее не постигла участь различных НИИ и предприятий. И я мог бы спокойно в ней работать, получая минимум, который позволил бы мне просто не умереть с голоду.

Значит, что-то для себя я все-таки сделал сам? Т.е. сам как-то обеспечил себе ситуацию, в которой я могу «беситься с жиру». Или не сам? Или мне все-таки повезло в жизни, и меня ведет по ней какая-то весьма доброжелательная сила? Где баланс моих усилий и этой силы? Это мне тоже надо понять! Я согласен, что в жизни мне повезло. Перечислю основные свои везения:
1. Я родился в семье, в которой меня любили.
2. От природы я получил не такие уж и плохие задатки, которые позволили мне успешно выучиться. А сейчас эти задатки позволяют мне не скатиться вниз. Это очень много, и я должен благодарить Бога за эту милость.
3. Еще при Советах я освоил программирование. Мне очень повезло, что я научился программировать, потому что это оказалось сильно востребовано в «новой России». Ну вот что со мной стало бы, если бы я освоил конструирование самолетов? Где бы я нашел работу после того, как мой НИИ закрыли бы? В рекламе, в продажах? Или стал бы ездить за границу за шмотками и продавать их на рынке? Или все равно вынужден был бы изучать программирование? Т.е. благодаря своему умению программировать я благополучно пережил самые страшные годы. Есть в этом моя заслуга? Нет! Меня кто-то заботливо ведет по жизни за ручку.
4. Ничего из вышеперечисленного не дало бы мне автоматически такие преимущества, если бы я в начале 90-х не оказался в Москве. При мыслях о том, что в 90-х творилось в родном Архангельске, мне просто страшно становится. Там не было работы даже для программистов! Вернее, была, но очень мало. Хватило бы ее мне? Или сидел бы я в Архангельском гидромете на мизерной зарплате, которую бы задерживали по полгода? Кто сделал так, чтобы я встретил москвичку, которая полюбила меня и перетащила к себе? Опять кто-то ведет меня!

Итак, я избежал физических мук, которые приняла страна. Но почему-то не могу избежать моральных мук. Многое хочу понять. О многом хочется почитать, порассуждать, высказать свое мнение.

Для более полного понимания вопроса начать надо с начала, т.е. с детства. Поэтому план заметок я вижу такой:
1. Мое развитие от начала до сегодняшнего дня.
  a. Детство: детский сад и школа как моя первая работа.
  b. Институт. Формирование моих взглядов на работу.
  c. Мое первое рабочее место – средняя школа.
  d. Закладка фундамента моего профессионализма – работа в гидрометслужбе.
  e. Моя современная работа.
2. Рассуждения - что такое работа.
  a. Зачем я хожу на работу – соотношение материального и морального удовлетворения.
  b. Немного о марксизме – что мы продаем работодателю.
  c. Роль личности в успехе – о роли руководителя.
  d. Мое кредо – чем я руководствуюсь в своем отношении к работе.
  e. Что я хочу получить от работы.
  f. 23 февраля и 8 марта – что мы празднуем?
План не окончательный. Возможно, в процессе работы над заметками этот план будет уточняться.

А пока тезисно выскажу основу моего понимания работы, фундамент этого понимания. А в последующих заметках я эти тезисы раскрою подробно. Итак, в основе моего восприятия работы лежат следующие постулаты.
1. Работа – это средство обеспечить свое существование. Цель моего появления на работе – обеспечение моей жизни. Как только я найду другой способ обеспечения своей жизни, я с работы уйду немедленно. Замечу, что если у меня есть семья, то целью моей работы становится и обеспечение жизни моей семьи. Если это не оговаривается специально, то в рассуждениях в мое «я» входит и моя семья.
2. Т.к. работа занимает наибольшую часть жизни, то она не может быть просто средством обеспечения жизни. Работа - это способ самореализации человека. Для  человека работа – это способ реализации своего предназначения. Каждый человек приходит на Землю с какой-то миссией. Работа – наиболее частый (но не единственный!) способ реализации этой миссии.
3. В общественных отношениях, называемых «Работа», нет пола. Работа – это способ добычи. Первоначально добытчиком был мужчина. Охота, видимо, и была его первой работой. Раз на протяжении практически всей истории человечества добытчиком был мужчина, а работа – это способ получения «добычи», то рабочие отношения строятся на мужских принципах. Это чисто мужские взаимоотношения. Если в 19 веке женщина по своему собственному желанию вторглась в эти мужские отношения, то она должна полностью их принять. Если женщину эти отношения тяготят, она должна заниматься тем, для чего она была создана, чем исторически занималась женщина. Поэтому я не принимаю тезис, который иногда звучит на работе: «Она же женщина, учитывай это». Нет, не буду! Потому что каждая женщина, которая приходит в общественное производство, должна понять, что она пришла в мужские отношения.
4. Не надо думать, что если в предыдущем разделе я говорю, что работа – это мужские отношения, то я допускаю матерщину, хамство, мордобитие. Нет. То, что я перечислил, не является мужскими отношениями. А мужским отношением, которое в первую очередь нужно на работе, является партнерство. Мы пришли на работу, чтобы делать одно общее дело. Для того, чтобы каждый достиг своей собственной цели (обеспечить свою жизнь), мы должны достичь общей цели, ради которой мы объединились и через которую каждый достигнет своей личной цели. А раз все мы работаем ради одной общей цели, то мы – партнеры. Все до единого. И руководитель, и подчиненный. Начальник – не барин, а партнер, выполняющий свою функцию. Подчиненный – не мальчик для битья, не козел отпущения, а партнер, выполняющий свою часть работы для достижения общей цели. И все должно быть направлено на организацию этого партнерства. К партнерству должен стремиться как начальник, так и подчиненный. Я не признаю на работе административную иерархию. Я не считаю, что я должен почитать человека только за то, что он мой начальник. Я признаю только технологическую иерархию. Я встроен в эту технологическую иерархию и выполняю свою функцию в этой иерархии, без которой невозможно достижение общей цели. Начальник –организатор этой иерархии, имеющий ту же цель, что и его подчиненные, все члены этой иерархии.
5. Если продолжать говорить об отношениях в коллективе, то уместно будет вспомнить девиз, который, наверно, набил оскомину, но тем не менее не устарел. Этот девиз: «Один за всех и все за одного». Если ты работаешь в коллективе единомышленников, то ты должен горло перегрызть всякому, кто как-то ущемляет членов коллектива. Ты должен в лепешку разбиться, чтобы помочь своему коллеге достойно выйти из трудного положения. Понятно, что такого же отношения я жду и по отношению к себе. Я уж не говорю, что недопустимо создавать отношения, которые объективно будут способствовать усилению противоречий между членами коллектива.
6. «Абсолютная надежность» - вот мое кредо. Но и я жду абсолютного доверия от партнеров. Я хочу верить своим партнерам, и хочу, чтобы верили мне. Доверие должно быть и в моих взаимоотношениях с руководителем. Если я не доверяю руководителю, то я не смогу плодотворно с ним работать. Я должен знать, что руководитель в любой ситуации будет за меня, постоит за меня. И я для такого руководителя буду «рвать когти». Ситуация, когда я попал в какое-то трудное положение, а начальник говорит «Я ничего не могу для тебя сделать», для меня неприемлема.

Вот те тезисы; на которых основаны мои отношения с работой. Вот те критерии, по которым я ищу себе работу, и почему-то не могу найти. Но очень хочу найти ее.