Улыбка

Василий Насонов
             / случай из педагогической практики /

                В педагогической практике очень часто встречаются очень сложные ситуации, в которых иногда следует  быстро, порой моментально  принимать правильные решения. Что значит принимать правильные решения? Это значит только одно, чтобы впоследствии не приходилось отвечать, особенно в уголовном порядке, за принятые решения.
                Это только легко сказать:принять правильное решение. А ты попробуй найди это правильное решение. Оно с неба готовое тебе не падает, чтобы тут же сразу и озвучить. Долго приходится ломать голову для того, чтобы вообще принять какое-то решение. А будет ли оно правильным или ошибочным, покажет время. Жизнь. Практика. Они же тебе и покажут наказание за ошибочное решение. Так стоит ли так безрассудно рисковать? Часто ответственность администрация учебного заведения просто перекладывает на педагога, при этом не спрашивая о его желании. Приведу один конкретный пример из своей личной педагогической практики.
                В нашем училище не было «медицинской комнаты», хотя вопрос об этом неоднократно поднимался педагогами на педагогическом совете. Администрация, как всегда в подобных ситуациях, легко ссылается на отсутствие средств. На нет, как говорится в народе, и суда нет. Другими словами, выходите из этой щекотливой ситуации сами как хотите, но и вы же  будете в первую очередь нести ответственность. В том числе и уголовную. Вот такую очень удобную и лёгкую позицию часто занимает администрация, власть.
                Я вообще сделал для себя такой неожиданный парадоксальный вывод:позиция любой власти – минимум телодвижений. Почему? Как бы чего не вышло. Лучше, на всякий пожарный случай, перестраховаться. А совсем недавно услышал такой замечательный чиновничий перл:наше дело прокукарекать, а там хоть не рассветай. Очень удобная и выгодная для чиновника - бюрократа позиция «человека в футляре».А всё потому, что инициатива, самодеятельность очень часто наказуема. А кому же хочется, чтобы его наказывали ?Лучше и проще отсидеться в окопе. Переждать волнения наверху , лихие, смутные часы,дни... Словом, когда гроза пройдёт, то можно и подышать свежим воздухом.
              А учащиеся, известно какие в училище. Одно слово – ПэТэУшники и ПэТэУшницы. И сознание соответствующее – ПэТэУшное. Уж больно оно напоминает мне сознание некоторых  правительственных чиновников сегодня. И вот подходит к тебе такой святой и невинный учащийся перед последней парой и настойчиво просит отпустить его с последних уроков. И причину вескую и убедительную представляет:болит живот.
                Что делать в подобной ситуации? Был бы врач или, на худой конец, медсестра, то и проблем никаких бы не было. Переложил бы на неё ответственность за принятие решения. Она – специалист в своей области знаний, а я специалист совсем в другой области знаний. Болезнь живота, и других биологических частей тела не по моей части. По части словесника болезни души, которыми маются литературные герои, например, того же Ф.М.Достоевского в преступлениях и наказаниях. Или маленькие люди у Гоголя. Но мне, как литератору, всё же ближе врач – труэнт А.П.Чехов, который больше чем врач, ибо он ещё и – труэнт!..
                Вот такие горькие размышления навещают педагога, когда он внимательно смотрит в чистые и наивные глаза учащегося. Изучает:врут они или всё -таки говорят правду? Я вообще замечаю, куда там народным артистам до артистического таланта ПэТэУшников. Вот кто истинные народные артисты! Точнее, артисты из народа. Их артистический талант даже подсказал мне идею создать в училище народный театр. Так соврёт, что иной раз даже сам начнёшь сомневаться. Подумаешь, что невозможно же так беззастенчиво и нагло врать прямо  глаза в глаза. Ну, прямо, как твоя любимая кошка, которая написает тебе в домашние тапочки и тут же ласково начинает ласково мурлыкать, тереться о твои ноги и так же  святыми наивными и невинными глазками на тебя же и смотреть.
                И тут вдруг в голову сама собой приходит до гениальности очень простая идея о спасительной улыбке. Ну, как я не мог сразу догадаться об этом удивительно простом и доступном каждому педагогу медицинском методе распознания болезни живота.
                - Улыбнись, -с таким же  невинным видом предлагаю учащемуся.
                Он улыбается. Улыбка тут же широко, чуть ли не до ушей, расползается по всему его счастливому и беззаботному  детскому лицу пройдохи. Прохиндея. Ну, как же, сейчас он смоется домой, а несмышлённыши останутся на учебной  литературной каторге. Учитель -  не врач, не будет же он рисковать собой и за-за какой там болезни живота ПэТэУшника. Себе дороже. Слабо ему не отпустить. Проверено и доказано на практике.
                - Человек, у которого болит живот так не улыбается, - смело выношу я медицинский вердикт.
                ПэТэУшник  с понурой головой нехотя побрёл на урок русской художественной литературы.               

              P.S. Почему я вспомнил о своём методе распознания болезни живота? В одной из программ передачи «Таблетка» на Первом канале зашла речь о том, как с помощью улыбки можно распознать инсульт…