Музеи

Иван Татаренко
Татаренко Иван Петрович

Музеи

(рассказ)

Современная эпоха характеризуется в международном понимании, как нестабильное существование одних государств с другими - соседями. Одни государства считают себя независимыми, сильными, косо смотрят на своих, по их мнению слабые, государства, вынашивая планы вмешательство во внутренние дела государств, вместо того, чтобы рассматривать их как мирных соседей.
Следует рассматривать вопрос как определить вопрос отношений между сильными и несильными государствами или союзами государств. Этот вопрос как раз состоит на повестке дня всех государств мира, как определились отношения между сильными и более слабыми, когда малые государства в прошлом находились в некоторой зависимости от сильных, когда повсеместный быт отличался друг от друга. С чем можно было сравнить быт одних государств с другим, так как повсеместно все государства находятся в различных природных зонах или местностях. Чистого равенства здесь провести невозможно, так как материальные условия одних отличаются от других. Между государствами возникают всевозможные трения, которые уже невозможно устранить мирными переговорами. Малым государствам по образцу больших государств приходится строить защитные сооружения в виде укрепленных мест с содержанием в них воинских подразделений.
Как и до падения Римской империи, так и после, вновь образовавшиеся государственные объединения столкнулись, особенно в конце первого и в начале второго тысячелетия, с вопросами борьбы с кочевыми воинственными племенами Южной Европы и Южной части тогдашней Руси в Приазовье, при Каспии, в черноморских, придонских степях с внешними врагами половецкого и татаро-монгольского нашествий. Эти набеги варваров заставляли славян укреплять берега рек, открытые местности, удобные места проживания людей. Часть людей уходили из обжитых при приближении кочевых завоевателей места, другая часть никуда не уходили и о оказывали сопротивление завоевателям.
Вследствие этих причин степные поселения окраин России по течению больших рек населялись казацкими свободными толпами, которые с одной стороны несли пограничную службу против кочевых хищников.
Восточная равнина от Вислы до Урала не поражала всевозможными чудесами, как отзывается древний Геродот, одно только поразило в ней наблюдательного Геродота: "В Сафии - нет ничего удивительного, кроме рек, ее орошающих, они велики и многочисленные. Так, по четырем главным речным системам Российская земля разделилась на четыре главных части. Первую составила озерная часть Новгородская, вторую - Область Западной Двины - то есть область Киевскую или Полоцкую, третья область - Днепра, - т.е. область древней собственной Руси, четвертая область Верхней Волги, область Ростовская. Фактически произошло огосударствление огромных территорий, которые теперь требовалось защищать их границы, строить укрепленные районы, где бы всегда находилась правительственная стража.
Аналогичное положение происходило и в Европе.Первое тысячелетие и начало второго, до середины, происходит установление государственности с главами правителей. Они тоже вынуждены прибегать к строительству не только своих укрепленных замков и заботиться о защите городов...
За прошедшие века человечество сделало очень много, построило много городов, транспортных узлов морских портов, овладело и использует ядерную энергию, овладевает космическим пространством, растут новые города, существуют государства со своими границами, армиями. Военно-политические конфликты потрясают мир, страх пугает людей войнами. Замки, построенные в свое время для обороны и отражения неприятеля, остались. Только они изменили свое предназначение, заняв место в культуре. Их хозяева превратили в прекрасные музеи по истории старины и являются культурным достижением всех государств. В Европе и Азии, работают в области культуры более ВОСЬМИСОТ замков-музеев, российских храмов-крепостей. Такие грандиозные военные сооружения-крепости, как французская линия обороны "Мажино", финляндская линия обороны имени Маннергейма, российская крепость в городе Портартур, Гибралтар и другие, которые вошли в мировой культурный фонд ЮНЕСКО.
Есть в Китае один из интересных музеев, в котором ежегодно бывают тысячи туристов и экскурсантов со всего мира и государств. Старая быль повествует. В Китае есть остров Хайнань. Его называли край света. Так это было или по другому китайские императоры ссылали на вечное поселение за оскорбление чиновников, императорской власти, разбойников, воров, убийц, насильников не взирая на личность и занимаемый административный пост. Шли века. Остров Хайнань продолжал существовать, как и продолжали его считать краем света Десять веков ссылали людей на остров Хайнань. Но оттуда не возвращался ни один из сосланных. Случилось так, что старый император умер, новым стал его молодой сын... Джоу. К нему привели провинившегося сына крестьянина на расправу.
-Чем виновен твой сын? - спросил крестьянина-отца.
-Хотел жениться на молодой красивой девушке. А она сказала: ты беден, замуж за тебя не пойду. Да еще рисуешь всяких драконов на моих окнах, пусть всевышний тебя за это накажет.
-Ты художник? - спросил император.
-Да!
-Отправить его на край земли. Завтра я еду на остров Хайнань. Я его заберу с собой. Посмотрю как живут все сосланные, чем занимаются, что интересное на острове!
Целую неделю на тройке красивых жеребцов, запряженных в императорский тарантас, добирались до проклятого народом острова на краю земли. Император позвал к себе крестьянского парня, посадил его рядом с собой, спросил:
-Кто тебя учил рисовать?
-Дедушка, - ответил парень.
-Где он сейчас?
-Его сослали навечно на остров Хайнань.
-За что сослали?
-За то, что он нарисовал Китайскую стену такой, какая она есть.
-Он жив или умер?
-С острова Хайнань слухи до тебя не доходят, а до нас и вовсе.
Императорская карета во всю свою силу через день доставила императора до морского порта, из которого можно плыть на край света китайской земли. Три дня император и его свита плыли до страшного острова Хайнань. Император Мао все смотрел на юношу, спросил:
-Ты меня сможешь нарисовать?
-Смогу. Только станьте на капитанский мостик.
Император без всякой плохой мысли выполнил просьбу юноши, который успевал делать наброски для портрета императора. А ему уже надоело стоять на капитанском мостике, сошел с него. Подошел к художнику. Долго смотрел на полотно
-Неужели это я, - промолвил.
-Ты, император, как живой, - хором подтвердили чиновники. - Такого художника не следует отправлять на остров.
-Это я посмотрю. Но даю тебе еще одно задание. Ты знал моего отца?
-Знал!
-Тогда его нарисуй! А дедушку моего знал?
-Так точно знал и даже однажды его нарисовал на троне.
-Тогда рисуй обеих.
Три дня плыл император на остров Хайнань, погода на море стояла штилевая. День был так прекрасен, что целые дни с корабля не видели горизонта с землей. Пассажиры просто наслаждались морским путешествием и ни в чём не перечили императору, который тоже радовался, что корабль не попал в морской шторм, а плыл под легкими дуновениями теплого ветерка в направлении невидимого острова. Император подошел к художнику, промолвил:
-Лезь по веревкам на грот-мачту и смотри пока не увидишь берег земли!
-Слушаюсь, - ответил юноша и стремглав полез на грот-мачту.
Солнце при заходе словно потонуло в тихом море. В небе засияли многочисленные звезды, широкой дорогой виднелся Млечный путь. Уже перед самым рассветом взошла луна, осветила море, такое же красивое, как и в середине дня. На востоке заалела небо. Наступил рассвет. Большое оранжевое солнце словно выплыло из морской поверхности моря и стало подниматься в небо. В это время с грот-мачты все услышали голос художника с вершины мачты:
-Вижу землю!
-Какая она? - спросил император.
-Это настоящий остров в зелени, прекрасные постройки, прямые улицы, весь город в зелени...
Корабль подошел к причалу, остановился. На пристани собралась масса прекрасно одетого народа, мужчины в шляпах, женщины в красивых платьях с отличными прическами. Улицы чистые. Нигде не видно ни одной соринки. Среди пришедших на встречу стоял и ждал команды духовой оркестр.
Первыми с корабля сошли три чиновника. В руках держали портрет императора, второй портрет отца, третий с портретом дедушки императора. Нога императора ступила на твердую землю - громко заиграл духовой оркестр. Интернационал.
-Так остров Хайнань настоящий город - думал император.
Подошел губернатор города, спросил:
-Что, господин императору, желаете у нас увидеть?
-Покажите мне все хорошее, что есть у вас...
-Два дня император знакомился с историческими достопримечательностями. Все ему нравилось. Ведь это не просто город, а настоящий огромный музей, с отражением всех исторических эпох, от эпохи края земли до настоящего времени. Император долго стоял и глядел на прекрасную картину художника "Крестьянская Красная Армия", которая сражалась против японских захватчиков в тридцатые годы прошлого века.
Что привлекло императора к экспонатам музея, так это то, что все они были сделаны рунами сосланных людей, которые были чиновники, мастеровые, крестьяне, поэты, писатели, художники, скульптуры. Император долго смотрел на красочно выполненную художником картину "Крестьянская Красная Армия".
-Кто нарисовал эту картину? - спросил губернатора.
-Си-Юнь-Хань, сын которого стоит рядом с вами.
-Ты поедешь сейчас со мною в столицу, сделаешь Пекин таким же городом-музеем как Хайнань, а губернатором будет художник сын СИ...
Император еще несколько раз приезжал на остров Хайнань, но теперь с российским послом Иваном Капустой. Император хотел удивить Ивана содержанием музея, заметив:
-Мне кажется, что город музей на острове Хайнань самый лучший в мире, как ты думаешь, Иван?
-Считаю, самый лучший в мире музей находится в Москве-на ВДНХ...

9 января 2016