На Великан

Александр Васильевич Стародубцев
- На Великан, - коротко бросил диспетчер горизонта, когда Семен доложил ему, что состав угля с Дерезовки он вывез и загнал на разгрузку, на опрокид.
В переводе на общедоступный язык это означало, что неделю назад прибывший на шахту новоиспеченный машинист электровоза, Ясенев Семен должен угнать состав порожняка  на участок - Великан и  вывезти из забоя груженый состав угля.

Великан, Дерезовка, Песчанка, Золотарка. - Так назывались участки шахты:"Южная", треста "Дзержинскуголь".
На опрокиде каждую вагонетку поступившего состава загонят, по очереди, в ротор, который медленно провернут на один оборот и тонна коксующегося угля вывалится в бункер скипа.

Скип, это десятитонный короб, похожий на коробок спичек на колесах. Его канат потянет по уклону на гора. На поверхность шахты. А там уголек отсортируют и загрузят в железнодорожные вагоны.
Путь не далек. До станции Фенольная. Там его на химкомбинате переплавят в кокс, пищу доменных печей и отправят в Череповецк на металлургический комбинат.

На Великан, так на Великан. Участок назвали так потому, что на нем разрабатывали пласт угля толщиной метр, двадцать сантиметров. А это, по местным понятиям - много.

Семен зацепил два десятка вагонеток и тяжелым электровозом, что целую смену снуют по шахте на аккумуляторной тяге, потянул состав вверх по квершлагу.

У кого дефицит времени, могут следующее описание пропустить, а я постараюсь, кому интересно,  кратко обрисовать примерное устройство шахты и способы добычи каменного  угля на крутопадающих пластах Донбасса.

                Устройство шахты.

Крутопадающие пласты, образовавшиеся миллионы лет назад, под воздействием движения земной тверди, лежат на большой глубине, подобно наклонно поставленным на полке книгам.
Чтобы добраться до них строят ствол шахты.

 На нужном месте устанавливают копер. Это вышка из стальных конструкции. На верху огромные колеса, через которые перекинуты большой толщины канаты с подвешенными на концах клетями. В клетях опускают и поднимают шахтеров, породу и редко, уголь.

А под копром глубокий колодец, иногда более километра. Это ствол шахты. Поперек его диаметра, горизонтально установлены балки и на них на всю глубину ствола пришиты рельсы, по которым клети скользят при подъеме или спуске, чтобы не раскачались и не ударились на бегу о стены ствола.

От ствола на нужной глубине отходят тоннели. Квершлаги. Они прорублены в толще пород горизонтально и достигают пласта угля. В том месте, где квершлаг достигает пласта угля, от него отходит штрек и эта "нора" простирается по пласту.

Ниже, опустившись по стволу шахты метров на сто-сто двадцать строят другой квершлаг. Он простирается в том же направлении, что и верхний. От него, по пласту прорубают такие же тоннели -  штреки.

Теперь пласт угля  подобен книжке, по верху и по низу которой сделаны проходы. С нижнего прохода шахтеры начинают вырубать из пласта уголь и он сыплется в вагоны узкоколейки, проложенной по штреку и квершлагу до ствола шахты.

Прорубили уголь до верхнего штрека и эта щель становится лавой, очистным забоем. В ней с низу до верху, уступами, чтобы не бомбить нижних собратьев, забойщики вырубают пласт угля. Лава и есть - очистной забой.  Машинисты электровозов едва успевают отвозить составы, груженых углем, вагонеток.

                На великан           Продолжение

По квершлагу ехать приятнее, чем по штреку. Редко, но светят фонари и тоннель не видится из открытой кабины темным заслоном, едва просвечиваемым умышленно ослабленным светом фары. Яркий свет в шахте может ослепить людей.

Миновав подъем на квершлаге, колеса машины старательно простучали по стрелкам разъезда и вытянув вагоны на свободный путь, Семен остановил состав. Теперь по другому пути нужно перегнать  электровоз в хвост вагонеток и толкать их на штрек и далее, до самого участка Великан. А это больше километра.

Скоро машина миновала выходные стрелки разминовки и устремилась на участок. Еще одни стрелки, еще перестук колес и вот уже состав окутала вечная темень штрека. Негромко гудят электромоторы машины. Их перебивает воркоток колес и стук состава. Не часто цокают железные колеса на стыках рельсов узкоколейки.

А вокруг - тишь и непроницаемая темень. Не все новички и не сразу привыкают к потемкам. Полное отсутствие солнечного света пагубно влияет на любые организмы и на человеческий - то же. А вот плесень и грибок себя чувствуют привычно. Белесыми соплинами прилипли к деревянным затяжкам крепи штрека. Млеют.

В штреке воздух медленно движется от квершлага в сторону участка. Там пройдет по забою, напитается угольной пылью и по вентиляционному, безлюдному, стволу высосется вентиляторами прочь. День и ночь воют огромные ветродуи, день и ночь из ствола пышет пыльное облако. В белой рубашке по улице пройдешь лишь один раз. Воротник предательски темнеет.

На каске Семена фонарик. Куда повернешь голову, туда и светит. Светит всю смену.   На поясе висит батарея,   от нее  кабель на каску, а там фонарик.
А если выключить весь свет. -- Вечность. Тишина. Темнота. Покой горы. И словно слышится глубокое дыхание тысячелетий.

Дыхание рабочих будней и нашей спешки, Семен услышал и ощутил за следующим поворотом...

Еще не достигнув этого места, он услышал сквозь шум состава посторонний звук. Сравнить его можно было разве что с беспрерывным фырканьем погрузочной машины, какая работала на воздушном приводе. Этой машиной проходчики штреков грузят в вагонки пустую породу. Но до участка еще далеко. А вереск, уже вереск - усиливается...
Ревущая струя ударила по первой вагонетке.. второй... третьей...

Семен убавил скорость. Пытаясь рассмотреть и понять, что там за рев, встал на ноги и высветил фонариком штрек впереди состава. На штреке было пусто. А ревело...
Рев приблизился и накрыл Семена.
Неведомая сила сорвала с головы каску со светильником и она болталась не кабеле где-то на спине.

Семен успел выключить ход машины и в кромешной темноте, оглушенный  ревом струи, судорожно искал кабель, пытаясь поскорее добраться до головки светильника.
Секунды. Но как они иногда бывают густы и долги. Нашпигованные страхом и оторопью. А ноги рвутся выскочить из машины и убежать. Еще неизвестно куда... но, лишь бы не оставаться тут, возле страшного...

Ревущая темнота не отпускала...
Чтобы пересилить и отогнать этот страх, захотелось закричать громче этого рева...
Наверное в такие моменты рождается в человеке паника?
Наконец, ухватив головку фонарика, Семен направил свет на то место, откуда вырывался рев.

Прорезиненный шланг, метровым куском соединяющий железные трубы воздушной магистрали лопнул и в эту трещину вырывалась струя сжатого воздуха, давлением восемь атмосфер.

Силы этой магистрали хватало для работы всех бурильных молотков проходчиков, работы погрузочной машины и десятков отбойных молотков очистного забоя. А сейчас эта сила вырвалась над волю  и со всей силой ударила по шапке новоиспеченному машинисту...

-У вас там... -
- Знаем. Звонили. Скоро приедут, - сказали в забое.
Подцепив груженый состав угля, Семен двинулся в обратный путь.
С Великана...