Курочка ряба

Сергей Лавров 2
                Русские народные сказки.



Жили-были дед да баба. И была у них курочка ряба.
Снесла курочка яичко, да не простое - золотое.
Дед бил, бил - не разбил.
Баба била, била - не разбила.
А мышка бежала, хвостиком махнула, яичко упало и разбилось.
Дед плачет, баба плачет, а курочка кудахчет:
- Не плачь, дед, не плачь, баба: снесу вам яичко не золотое - простое!
***
 
Я, как и все в детстве, слышал эту сказку от своих родителей. Потом неоднократно читал вслух её же своим детям. А вот рассказать внуку - язык не поворачивается.
Почему?
Ну сами посудите, какой в ней смысл? И дед, и баба стремились разбить-расколоть это самое, золотое яичко. А как тоже самое действие сделала мышка, то есть конечный результат вот он, достигнут, они стали плакать...
Почему плачут, зачем?

Им стало обидно, что не они стали пионерами в разбитии яйца? Так вроде уже немолоды, умудрёны, так сказать, жизненным опытом и сединами.
Что-то ещё? Об этом сказка умалчивает. А смысл почему-то потерялся.

Я читал и про многочисленные исследования уважаемых литераторов, и про экспозицию фольклористики, и про кумуляцию.
Возможно кто-то не задавался таким вопросом, не читал полного текста традиционного фольклорного произведения, так вот же оно:
***
Жили-были дед да баба, У них была курочка ряба. Снесла курочка яичко: Пестро, востро, костяно, мудрено, – Посадила яичко в осиное дупелко, В кут (*), под лавку. Мышка бежала, хвостом вернула, Яичко приломала. Об этом яичке дед стал плакать, Бабка рыдать, вереи (**) хохотать, Курицы летать, ворота скрипеть, Сор под ногами закурился, Двери побутусились (***), тын рассыпался, Верх на избе зашатался… А курочка ряба им говорит:
– Дед, не плачь, бабка, не рыдай, Куры, не летайте, Ворота, не скрипите, сор под порогом, Не закуривайся, Тын, не рассыпайся, Верх на избе, не шатайся, Снесу вам еще яичко: Пестро, востро, костяно, мудрено, Яичко не простое – золотое.
(*) Кут – угол. (здесь и далее примечания – А.Н. Толстого)
(**) Вереи – столбы у ворот.
(***) Побутусились – выпятились, распузатились.


Ну вот, тут уже сюжет понятен и логичен. Присутствует всё то, что и есть в обыденной жизни. Тут и до правильной сказки как бы и не далеко.
А вот ещё:
***
Курочка*
Жил-был старик со старушкою, у них была курочка-татарушка, снесла яичко в куте под окошком: пестро, востро, костяно, мудрено! Положила на полочку; мышка шла, хвостиком тряхнула, полочка упала, яичко разбилось. Старик плачет, старуха возрыдает, в печи пылает, верх на избе шатается, девочка-внучка с горя удавилась. Идет просвирня, спрашивает: что они так плачут? Старики начали пересказывать: «Как нам не плакать? Есть у нас курочка-татарушка, снесла яичко в куте под окошком: пестро, востро, костяно, мудрено! Положила на полочку; мышка шла, хвостиком тряхнула, полочка упала, яичко и разбилось! Я, старик, плачу, старуха возрыдает, в печи пылает, верх на избе шатается, девочка-внучка с горя удавилась». Просвирня как услыхала — все просвиры изломала и побросала. Подходит дьячок и спрашивает у просвирни: зачем она просвиры побросала?
Она пересказала ему все горе; дьячок побежал на колокольню и перебил все колокола. Идет поп, спрашивает у дьячка: зачем колокола перебил? Дьячок пересказал все горе попу, а поп побежал, все книги изорвал.
*Курочка // Народные русские сказки А. Н. Афанасьева: В 3 т. — М.: Наука, 1984—1985. — (Лит. памятники). Т. 1. — 1984. — С. 83—84.


Прекрасный образец логичности и премудрости крестьянской жизни, только сказание больше похоже на известный анекдот, помните?

- Как дела? Да всё хорошо, только черенок лопаты сломался...(С)

Или в не менее популярной песне:

Всё хорошо, прекрасная маркиза
Дела идут и жизнь легка
Ни одного, печального сюрприза
За исключеньем пустяка

Так ерунда, пустое дело, кобыла ваша околела
А в остальном, прекрасная маркиза
Всё хорошо, всё хорошо*

*Леонид Утесов - Все хорошо, прекрасная маркиза.
***
И что же получается в итоге? А в итоге полное перевирание смысла изначального народного сказания, которое, ко всему прочему, многотиражно издаётся и укореняется в народе уже долгие годы.
Непорядок какой-то. С этим надо что-то делать.
Ну, чтобы язык не костноязычелся.