О политике ЕС - из неозвученного

Даная Дан
Мне малоинтересна мировая и отдельно взятого государства политика. До недавнего времени я ею и не интересовалась. Не случись события в Украине, так бы не знала многих государственных деятелей и кто куда идет. Но вот Интернет запестрел фотособытиями с Майдана, и по реакции Запада, я поняла, что случилось нечто грандиозное для всего мира. Казалось, что с того, что один из народов с бывшего постсоветского пространства захотел свободы и независимости. Разве до этого не было Прибалтики, Молдовы, Грузии? Разве несхожая ситуация в становлении независимости и свободе выбора? Грузии и Молдове пришлось пройти через войны, и последствием раскола во взглядах части населения стали спорные территории - непризнанные миром Абхазия, Северная Осетия и Приднестровье. Но, не смотря на это, на не подконтрольные территории, Грузия и Молдова остались верны своему решению строить демократию по примеру Запада. И то, что Молдова в 2014 году подписала  Директиву Европейской Комиссии о «либерализации визового режима со странами-членами ЕС и странами-участницами Шенгенского Соглашения», говорит о многом, что не экономика и не размеры территории приоритетны для Европы, а желание самого народа отдельно взятого государства жить в единой европейской семье. Грузия и Украина только в этом году должны подписать аналогичный договор, но дело не во времени, повторяю, а в желание народа жить согласно европейской модели построения гражданского общества и европейским ценностям, и до этой цели каждое государство идет своими темпами. Для кого-то, для той же Прибалтики, двери Европы распахнулись сразу - народ был более подготовлен к приятию европейских ценностей, а Азербайджан, Армения и Белоруссия еще в пути. Но вернемся к событиям в Украине - почему мир сосредоточил свое внимание на этом государстве. Украина занимает второе место после России по территории среди стран Европы - 603 549 кв. км. Большая территория, как две Италии или три Белоруссии. Но не в территории дело, а в том, что 42 миллиона решило навсегда отказаться от своего советского прошлого, и с уходом Украины в ЕС Россия теряет свое политическое влияние на страны входящие в Евразийский Союз. Экономическая интеграция на постсоветском пространстве терпит крах, а идея Большого Евразийского союза обрисовывает контуры несбыточности. В отличие от первого, сводящегося к «собиранию земель» за счет интеграции со странами бывшего СССР, второй проект ориентирован на более широкую интеграцию с Китаем, Индией, Ираном, Македонией. Мне не понятно, почему нужно идти сложным путем, путем экономического риска, политических конфронтаций, войн, когда без «собирания земель», одной лишь интеграцией в ЕС можно было стать политически и экономически сильным государством. Но оставим свойство русской души - есть более интересные вещи, например, почему страны, не успев войти в ЕС, стремятся стать членами НАТО. В 1999 году - Венгрия, Польша, Чехия. В 2004 - Латвия, Литва, Эстония, Болгария, Румыния, Словакия, Словения. В 2009 - Албания, Хорватия. В настоящее время в НАТО входит 28 стран, перечислю остальные страны: 1949 год - создание блока,  в него вышли Бельгия, Великобритания, Дания Исландия, Италия, Канада, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, США, Франция; в 1952 году к ним присоединились Греция, Турция; в 1955 - Германия;  в 1982 - Испания. К НАТО скоро присоединятся Украина и Грузия - сейчас они Участники ускоренного диалога. Добавим еще стоящих в очереди Азербайджан, Армению, Казахстан, Молдавию и Сербию - в настоящее время они имеют статус Участники Индивидуального партнёрского плана. Еще плюсуем возможных членов, Участников Плана действия по членству, это: Македония, Черногория, Босния и Герцеговина. Всего - 38 стран. Плюс 8 стран, находящиеся под защитой НАТО - Австралия, Австрия, Иордания, Ирландия, Кипр, Мальта, Финляндия, Швеция. Итого - 46 стран в содружестве с НАТО. Но и это еще не все. НАТО подписало соглашение о сотрудничестве с рядом европейских государств. Программа взаимодействия с этими странами называется «Партнёрство ради мира». Среди участников программы: Австрия, Азербайджан, Армения, Беларусь, Босния и Герцеговина, Грузия, Ирландия, Казахстан, Кыргызстан, Македония, Мальта, Молдавия, Сербия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина, Финляндия, Черногория, Швейцария, Швеция.

В «Партнёрство ради мира» входила и Россия, с июня 1994 года, но соглашение со стороны НАТО приостановлено в апреле 2014. В марте 2014 года отношения между Россией и НАТО обострились из-за присоединения Крыма к России. Организация расценила это как угрозу суверенитета Украины и как угрозу европейской безопасности в целом. Соответственно, было принято решение расширить практическое сотрудничество с Украиной, включая проведение совместных учений «в знак поддержки этой страны и процесса демократических реформ». На последующую эскалацию напряженности в отношениях России и НАТО, министр обороны Великобритании Майкл Фэллон прокомментировал Би-Би-Си - «Пресса Британии: Путин стал гарантом контрреволюции», от 18 июня 2015: «Это не НАТО угрожает России. Это Россия сама пытается запугать восточные и северные страны-члены НАТО с помощью полетов (дальней авиации), движения своих подводных лодок, разговоров об обновлении своих баллистических ракет. НАТО не угрожает никому. НАТО не имеет ничего против русского народа. У нас есть противостояние с Путиным, пытающимся изменить границы с помощью силы.» До этого Йенс Столтенберг на итогах внеочередного заседания Совета НАТО по Украине от 5 марта подчеркнул, что ситуация на Украине станет для него главным приоритетом после официального вступления в должность: «Украина является партнёром НАТО и, кроме того, граничит с государствами-членами Альянса». Что из этого мы видим: если какое-то государство подписывает договор о сотрудничестве с НАТО, то эта организация неуклонно действует в его интересах. Для ясности, из той же речи Столтенберга: «Пример Норвегии как страны, являющейся членом НАТО и модернизирующей свои вооружённые силы, показывает, что сила и твёрдость - необходимые условия для ведения диалога с РФ. Здесь нет противоречия. Военная мощь и уверенность в безопасности государства, которую даёт членство в НАТО, необходимы для ведения политического диалога». И эта краткая информация говорит, что НАТО слов на ветер не бросает, что только НАТО является гарантом сохранения суверенитета. Поэтому страны военно не мощные стремятся заручится поддержкой НАТО, для собственной безопасности, для сохранения своих территориальных границ.

Организация Североатлантического альянса (НАТО) была создана в результате подписания 12 странами Западной Европы и Северной Америки соглашения о коллективной защите. Соглашение было подписано в столице США Вашингтоне 4 апреля 1949 года и положило начало существованию самого мощного на сегодняшний день военно-политического блока. Членами НАТО являются 28 стран, ещё 22 страны участвуют в программе НАТО «Партнёрство ради мира», ещё 15 стран сотрудничают с НАТО в рамках других программ.

Мне бы хотелось заострить внимание на факте, что все бывшие советские республики на сегодняшний день, все без исключения, состоят в тех или иных договорах с НАТО. Надо полагать, что то же «Партнёрство ради мира» -первый шаг на пути вступлении в НАТО, и под этим понимается, что на территории этих государств расположены базы НАТО. Понятно, что освободившись от Союза, бывшие советские республики, во избежания повторения быть вновь оккупированными Россией, поспешили заручиться поддержкой НАТО, но зачем же России нужно было вступать в «Партнёрство ради мира», от кого ей защищать свою территориальную целостность? Как выяснилось, что с развалом СССР, развалился и ядерный потенциал России. Свернулось производство ядерного плутония, а без него не обновишь ядерное оружие. Еще при Горбачеве прекратилось изготовление новых ядерных зарядов, а у последних старых советских зарядов гарантийный срок эксплуатации закончился в 90-х. По данным специалистов, в случае ядерной войны, половина российского ядерного оружия взорвется прямо в шахтах, остальные ракеты, если и долетят до цели, то взрывы не будут той мощности, на которую они были рассчитаны ранее, и с каждым годом не обновленные боеголовки теряют в своей мощности и способности долететь куда-либо.  В то время как у Китая все в порядке с ядерным щитом, и Китай обладает самой большой армией в мире. А еще есть Северная Корея, с собственной ядерной программой. И руководству Северной Кореи совсем не нравится, что коммунизм остался только в их стране. Но вернемся к нашей теме, почему мир заинтересован в процессе демократических реформ в Украине.

Со становлением демократии в Украине и ее уходом в ЕС, дальнейшее «собирание земель» Россией становится невозможным. Проект на более широкую интеграцию сам собой свертывается. Китай и Индия больше заинтересованы в экономических связях с Украиной. А значит от идеи Большого Евразийского союза приходится отказываться. Не будет единой валюты, открытых границ с Китаем и Индией, не будет экономического противопоставления Евразийского союза с Европейским. Институты ЕС, включающие в себя Европейский совет, Европейскую комиссию (правительство), Совет Европейского союза (официальное название - Совет, обычно упоминается как Совет министров), Суд Европейского союза, Европейскую счётную палату, Европейский центральный банк и Европейский парламент продолжат наращивать свою экономическую мощь и политическое влияние на весь мир. В целом, в будущем, все страны придут к пониманию в необходимости мира без границ. К этому и стремится Европейский союз, но создание политического и экономического мира на всем пространстве земли невозможно, если другие союзы будут экономически противостоять нынешнему. Процесс не только будет тормозиться, но, из-за экономических войн, могут возникнуть и ядерные войны. Поэтому для Европы так важна Украина, как залог мира на всей земле.