Почему я не стал Генералом! - 4 глава - 1

Долгирев Сергей Николаевич
   Глава – 1

 Хочу отметить, что Н.К.  не очень то спешила ко мне,  да я ей и не писал сам ничего.
 Только после сдачи экзаменов,  она приехала на два дня и сказала. Что ее папа И.П, просил меня приехать в город Татарск, где он уже работал в МТС.
  Я приехал,  пришел к ним,  он мне стал говорить,  чтобы я,  раз окончил учебу, то  приехал сюда в Татарск, где есть  у них свободная должность нормировщика МТС.
  Я, правда,  сходил туда,  посмотрел, что это за предприятие,  так для интереса,  так как мне совсем не влекла перспектива работать в МТС.
  И насколько убога показалось мне это сельское - хозяйственная станция,  с ее допотопными,  еще где - то добытыми,  царскими станками,  работающих от общей трансмиссии. 
  Ее жалкие не цеха, а сараи, замызганные слесаря и мотористы, что - то очищающие,  в чем то ковыряющие.
  Хотя, и наш судоремонтный завод не блестел техникой, но там чувствовалась напряжение работы,  там чувствовался завод,  а тут просто жалкие примитивные мастерские.
  Нет, сюда меня и насильно не заманишь и не загонишь.

 Я был полон сил, знаний теоретических, да и практических, я жаждал настоящей работы с приложением всех своих способностей.
  Я уже тогда знал на много больше,  чем обычный выпускник техникума. 
  Мог свободно работать механиком судна,  так как его эксплуатацию и его все устройства я знал на отлично,  плюс хороший багаж, теоретических знаний. 
  Но,  увы я знал и другое,  что меня не поставят механиком,  не поставят и мастером цеха  так как мне всего было 24 года,  а на мою внешность,  то давали и еще меньше, лет 19 - 20 от силу.
   Да и не пустят меня такого молодого,  в свои ряды маститые специалисты, хотя они многие технически малограмотные  и  выслужили свои места по должности,  так сказать «задницами» и возрастом.
  Но,  не буду отвлекаться,  своей теперь уже никому не нужной философией, а продолжу дальнейшие воспоминания, свои огорчения и удачи, словом свою прожитую жизнь. 
 
Явился я в отдел кадров пароходства,  а там меня сразу начали направлять на одно из судов,  в должности второго помощника механика.
  Я им заявил,  что согласно существующему положению,  мне по окончанию учебы положен месячный отпуск,  так что я пока не отгуляю,  плавать не буду, и они вынуждены были согласиться со мной.
  Я взял билет на  железнодорожной станции и выехал в Москву к маме.               
Вот я в поезде  Омск - Москва, я снова в дороге, я снова в пути…..
Ох! Как нравилось, да и сейчас нравится эти перемещения по просторам нашей России,  встречи с незнакомыми людьми, которые тоже куда - то едут, куда - то спешат и вместе с тем с каким - то, благодушием рассказывают свое сокровенное своим попутчикам.
  Которых и видят - то в первые в жизни,  зная заранее, что вот  пройдет день,  два и все они разойдутся в разные стороны и большая вероятность,  что их жизненные пути,  никогда уже не пересекутся.
  И как всегда мне попался очень интересный попутчик - старичок, как казался мне тогда лет 62 - 65,  хотя сам сейчас немного старше его.
  На вид это был обычный дед,  с не большой бородкой и усами,  без претензий, на «оригинала», простовато одетый, но с живыми, добродушными, но хитрыми глазами.
  Анекдотов он знал уйма,  умел их с интересом рассказывать,  чем и веселил все вагонное общество,  а особенно мужское. 
  Кроме того, он замечательно играл, в любую игру,  в карты,  тут он был, не победим.
  Правда, когда играли двое  на двое,  выигрышей было меньше,  а когда один на один,  игра его была беспроигрышной, не которые думали, что у него крапленые карты, заменяли другими колодами карт и все равно он всегда был в выигрыше.
   Играли просто так, на интерес, без всяких денег.
 
  Меня его постоянное везение заинтересовало и вот в один из перекуров,  а он тоже смолил самокрутки,  то - есть  козьи ножки, а это когда газетная бумага свернута фунтиком. 
Когда остались с ним вдвоем я спросил:
 - Где это Вы так хорошо научились играть в карты? И в чем все же успех вашего везения?
Дед, он был очень разговорчивый и я чем - то видно нравился ему, как собеседник, хотя по сравнению с ним, был просто пацан. 
  На  мои слова – вопросы , он ответил: 
  - О! Это длинная история, а секрета никакого нет,  просто я хорошо, внимательно слежу за игрой,  запоминаю какие уже карты вышли,  и что осталось на руках.
  Память у меня всегда была на разные расчеты отличная,  вот и выигрываю,  а научился я играть в армии,  в австрийском плену еще в Империалистическую войну, до революции.
  - А, Вы, что в Омске живете?
 - Да,  нет  я жил в Омске раньше до 1937 года,  а сейчас живу в Краснодаре, сюда приезжал за должком. Должен мне один родственник две тысячи рублей,  вот я и приезжал за деньгами.  Да, откровенно говоря, чуть ли не больше уже проездил.  Слава Богу, моя старуха об этом не знает.

Ты, понимаешь,  я до сих пор сейчас не пойму,  почему мне 24 летнему парню,  так откровенно рассказывал этот дед,  а часто и другие люди свою жизнь,  или сокровенные свои планы, в чем дело?
  Чем я их располагал к себе,  не знаю и не могу понять до сих пор,  да и сейчас стоит побыть с человеком,  несколько часов,  поговорить с ним.
  И он довольно доверительно начинает говорить о своем прожитом, чем я вызываю расположение к себе,  почему люди порой видя меня первый раз, довольно легко говорят о своем том, что порой является даже тайной для своих близких?
  Может быть умение слушать рассказчика с вниманием,  мимикой и во время брошенной репликой, сочувствия или смеха, все это как - бы подбивало рассказчика на откровенную беседу со мной, может быть.


  – Ну,  а в плену то как у австрийцев было: - спросил я деда.
  - Да как сказать,  попал я туда,  к ним в период сильного их наступления в 1915 году,  у нас одни винтовки, да несколько пулеметов,  а у них и артиллерия и танки,  ну и раздолбили наш полк, кто ранен , кто контужен, так вот и попали к ним в лапы.
 - А у них, где были? 
 - Да, известно где,  в лагерях для военнопленных,  мы солдаты отдельно жили в бараках,  а наши офицеры отдельно. Конечно, нас солдат гоняли на разные работы по погрузкам, разгрузкам вагонов.
 - А кормили как вас?   
  - Да, ничего, особых деликатесов не было, а щи да каша всегда была,  в общим не бедствовали и даже  раз в месяц,  кто хорошо работал, в солдатский бордель водили.
  Вот и мне разок повезло,  попал и я туда,  да тут осечка получилась,  смех и грех вспоминать… 
  Привели нас строем человек 10 - 12 в официальное такое заведение, а  у них это разрешено законом.
  Зашли мы туда,  нас сразу определили по комнатам,  в которых проживали и принимали гостей специалистки по интимным делам.
  Не теряя времени, я разделся,  а она взглянула на мое самое сладкое место, да и залопотала:
  -  Найн! Найн!,  - и руками машет.
  - Я сразу сообразил в чем дело, а дело в том, что у меня на самом интересном месте была какая - то бородавка, ну ей она и показалась подозрительной.
 Я ей  по - русски  говорю, мол это ерунда, что  все нормально будет, а она свое твердит: «Найн! Найн!» и на дверь мне показывает, дескать, уходи, уходи, что  оставалось делать?
 Так я и ушел от нее  несолоно нахлебавшись. Сказал,  опосля,  своим ребятам, а они гогочут надо мной, а меня досада берет.
  Пришли  обратно в лагерь, я прямо к своему фельдшеру, говорю:
  - Режь  к чертовой матери эту бородавку, а  он стал меня уговаривать, но я ему режь и все.
  Так и отрезал он мне эту бородавку,  да  оказалось, и напрасно,  перегнали нас в другое место,  уже в Германию,  а там стало намного хуже и отношения к нам и питание, а уж об сладких удовольствиях и помину не было.
 

  Пробыл я там, в Германии до начала 1918 года. 
Затем  нас повезли на границу и  передали в Россию  в обмен на их пленных, которые были у нас в России,  так сказать сменяли «баш на баш».
  Приехал я домой в Омск,  где не был почти три года, а меня уже и в живых не считали, но я был рад без ума, что, наконец - то я дома, да и родные мои тоже.
  Как сейчас помню,  легли мы отдыхать поздно, а утром мне моя жена и говорит,  когда я стал одеваться:
   - Слушай Петро, а  бородавка то твоя где она?
 А , я в ответ ей  и говорю:
   -  Бой был,  наступали мы на немцев,  а те по нам из минометов,  да пушек, вот и попал мне осколок в ноги,  да и как бритвой срезало эту бородавку, хорошо, что все не оторвало.
 Уже не знаю, поверила она мне или нет,  скорей всего сомневалась, в моем рассказе, а что и как было, конечно не знала.

 
  - Ну, а как Вы жили в период Гражданской войны, воевали?
  - Понимаешь,  сынок я свое  уже а войну отвоевал и не был ни за  красных, ни за белых.
  При Колчаке я отпустил бороду да усы, чтобы старым выглядеть,  чтоб меня не мобилизовали они в свою армию.
  Когда пришли красные, то и тут меня борода с усами  выручала,  а когда все кончилось,  то привык уже бородатым,  да усатым быть.
  Так и жил помаленьку с семьей,  у меня росли два сына,  да и дочь,  а их надо было кормить,  учить да  умирать мне во славу идей совсем не хотелось.
   До войны и революции мы с отцом занимались извозом,  то - есть имели четырех лошадей и нанимались возить грузы от разных организаций и от частных лиц.
  Много на этом не заработаешь,  но жить можно было.
  А в революцию и гражданскую войну лошадей у нас мобилизовали,  а проще говоря,  их  отобрали и белые,  и красные.
  Но, вот наступил НЭП,  было снова  разрешено иметь частные свои маленькие предприятия.
  Отца  моего тогда уже не было,  похоронили мы его 1922 году, и решил я заняться пивным делом.
 - Как это пивным делом? - спросил я.
 - Да очень просто.  Деньжата, т.е. сбережение, кое - какие после моего родителя остались.
  Я договорился с Пивным заводом,  что  они мне будут отпускать пиво бочками по оптовой цене.
  Я арендовал несколько старых домишек в Куломзино, в районе  железнодорожного вокзала. И в городе на Северных и на Линиях, где торговали пивом, что я привозил, мои родственники, да хорошие приятели, чтобы было без обмана.
  Сам я купил крепкую лошадь и возил в эти мои точки пиво,  этим и жили и я, и они.  Мой дед, собеседник, усмехнулся и засмеялся.
  - Вы что – то видно интересное вспомнили? - Спросил я.
  - Да, так один жизненный случай того времени.
 - Если не секрет расскажите.
-  Да, какой тут секрет, так суета, сует.
 

  Случился однажды со мной грех, да уж Бог простил меня, поди, за него. Привез я однажды пиво в Куломзино,  где его продавали мой кум с кумой.
   Дело уже было позднее,  темнело,  разгрузили мы пиво,  погрузили пустые бочки.
 Я  отогнал  к дому кума лошадей,  а у меня уже тогда были две подводы и вернулся к нему в магазинчик, так как еще у него были посетители.
  Посидели, покалякали. Время уже и закрывать пивную скоро,  пора. Вот мой кум и говорит:
   -  Ты, Петро  давай с жинкой моей идите домой.  Ты Маруся ужин нам приготовь, я вот только сейчас приберусь, отпущу последних посетителей и быстренько приду домой.
  Вот тут - то вскоре и произошел со мной грех.  Шли, мы шли с кумой,  да в канаву заросшею травой и упали…. …..
  Пока мы из нее  «карабкались» смотрим,  кум уже домой идет по улице, пропустили мы его,  он нас не заметил,  а сами  огородами и напрямик к дому,  и успели минут на 10 прийти раньше.
  Маша тут развернула быстренько ужин варганить,  а я сижу на крыльце,  как бы кума поджидаю.
  Подошел он,  я его еще спросил,  что так долго я уже и заждался тебя, от сидения на крыльце уже задница заболела.
  Кум, конечно, ничего не мог заподозрить о нас,  так как с виду все было всегда благопристойно.
   Переночевал я у них, а утром рано на паром и в Омск на пивной завод.
   Так времечко - то и шло, -  и он опять засмеялся,  - а потом продолжил. 
 - Подошло время, идти в церковь исповедоваться, пришли и мы с женой в нашу церковь на Тарской улице, она и сейчас работает, но только священнослужители в ней другие.
  Накрыл меня полой священник и спрашивает:
   -  В чем грешен, сын мой покайся?
 А я ему, и говорю:
  -  Грешен батюшка, грешен.
   -  В чем грех состоит сын мой?
  - Да, вот батюшка черт попутал с кумой грех совершили. А батюшка веселый попался мне.
 - О! Это великий грех, сын мой, ты нарушил седьмую и десятую заповедь Христа - сына Божьего.
   Да, знаешь ли ты, что когда вы с кумой грех совершали, под вами земля на семь верст горела.
 А я в ответ, на эти его слова, возьми , да брякни, так шутя.  Зная,  что батюшка сам был не без греха,  мне раньше моя супружница рассказывала о нем, от баб ведь почти ничего не утаиться, а сарафанная газета быстро разносит новости.
 -  То - то,  батюшка она задом  - то и вертела,  ей видно жарко было?
Тут  он с досады, плюнул и  сказал:
  - Изыди сатана! Налагаю на тебя эпитимию, ежедневно  целую неделю, делать на коленях 20 поклонов и просить Господа Бога нашего простить тебе грех твой, на этом Аминь!



  Вот собственно говоря и вся моя история в этом. Дед затянулся самокруткой и продолжал:
  - Но вот скоро моя извозная деятельность кончилась, организовали артельные обозы, а нас частников такими налогами обложили, что и не пикнешь.
  Продал я своих лошадей, и закрылись мои пивные лавочки,  а точнее они перешли в государственные кооперативы,  остался я не удел, так сказать.
   Подумал, подумал я,  и решил заняться покупкой и продажей домов.
 - Как это? - Спросил я его.
  - Да, просто очень,  мой старший сын к тому времени окончил семилетку и работал в Жилищном управлении или как это сейчас называется Карточном бюро что ли?
  Помозговал я,  прибросил все стороны такой работы,  и поговорил с сыном о том,  что вот если к тебе придет человек спрашивать подлежит его дом сносу или нет?
Можешь ты сказать,  что да,  ваш дом будут сносить,  так туманно, чтобы человек знал, что дом его снесут. 
-  А, зачем это батя?
 - Нужно сынок,  нужно, жить то ведь как - то надо.
Он задумался, а я ему говорю:
  - Ты просто напусти туману тому, кто придет,  вот и все.
   - Не знаю батя, не знаю, боязно что - то.
  - А чего тут бояться? Может быть, и правда снесут дом, город  - то видишь, перестраивается.
 - Ладно, подумаю - сказал он. 
 А я и настаивать больше не стал. Стал я ходить по улицам и приглядываться к частным домам, что были поближе к разным стройкам и предприятиям.
  А  в тот,  который по моим расчетам стоящий,  я заходил и начинал разговор, так:
 - Дом не продаете?
 - Откуда Вы взяли? И не думаем его продавать!
  -  Да, слыхал я, что тут стройка вот большая будет,  ну сносить вот дома четыре будут, вроде как в Вашем районе, а я бы купил да перенес его на другое место, да вы подумайте, может и будете продавать?  Я, через недельку,  две, зайду.

 
   Дело в том, что при сносе домов, владельцам тогда не предоставляли квартир,  или перенос дома на другое место,  а просто выплачивали сумму на которую был этот дом застрахован и все.
  Как правило страховка эта была мизерной,  так что для домовладельца такое положение дел было не выгодно и лучше было,  как ни - будь,  его продать, хотя и дешевле, настоящей его стоимости.
  И так зерно сомнения,  мною было брошено, теперь я выжидал,  когда оно созреет.
  Но домовладелец не дремал. Шел в домоуправление, а там неизменно попадал к моему сыну,  у которого все сведения по сносу   домам были.
   А, он уже мною был предупрежден об этом,  мною облюбованном доме.
 Получив неопределенные сведения о том, что да его дом по всей вероятности  будет снесен, но без конкретного срока, мы мол, вас предупредим тогда.
  Владелец дома размышляет о том, что вот когда его уже предупредят, он дом продать не сможет, тогда не разрешали уже дома подлежащие  сносу продавать, и он потеряет большую сумму по сравнению со страховкой и  он уже в панике, а вдруг скоро снесут? Что делать?
   А, я выжидаю,  еще одну недельку,  а он думает надо,  наверное, продавать.
    Так как, и соседей, наверное, снесут,  а они пока не знают, узнают, будут мне конкуренты по продаже.
   Ну и готов мой домовладелец.  Я,  как бы мимоходом к ним захожу и спрашиваю :
  -  Ну, что не надумали продавать?
  - Да, Вы зайдите в дом, что во дворе то толковать,  - отвечают они.
Вот и вижу, что готов он,  так сказать поспел.
  - А, сколько Вы дадите? -  Уже спрашивает глава дома.
 -  Не знаю, а  какая ваша цена будет.
 Он называет, а я отвечаю:
   - Нет, это очень дорого, я в другом месте поищу.
   Тут как бы начинается торг, иногда я его прерываю и ухожу,  пообещав подумать,  а иногда все же договариваемся  сразу о цене дома.
   Наконец все, договорились, и я официально покупаю этот дом,  но не на свое имя,  а на сына, или дочь.
    Владельцы рады, что продали,  хотя и дешевле чем он стоит,  покупают себе другой в более дальнем районе и я доволен, что на этом заработаю несколько тысчонок.
 
   Потом делаю небольшой ремонт в купленном доме, переезжаю туда со своей старухой,  а спустя два, три месяца, вывешиваю объявление, что дом продается, и уже теперь цену беру, что надо и продаю его на 5 - 10 тысяч дороже, чем купил.
  Вот так и нашел я себе новое занятие.
 - Да, ведь это обман, шантаж – говорю я.
 - Ну и что? А, разве нас государство не обманывает? Всю жизнь платим за землю, за страховку, а потом сносят и дают гроши,  это как честно? – говорит он.
 - Молод ты еще и многое не понимаешь, вот  постарше будешь, сам осознаешь, что и как. Ладно, пойдем в купе, хватит лясы точить, там, в компании то веселее.
 Он ушел из тамбура в вагон, а я закурил еще одну папиросу и подумал, что все же этот дед - подлец,  жил за счет других и бывший к нему интерес у меня пропал……..

Продолжение следует - http://www.proza.ru/2016/02/29/1838