Шарнхорст, Аляска и Сталиград

Виктор Новицкий 2
«ШАРНХОРСТ», «АЛЯСКА» И «СТАЛИНГРАД»
 
Недавно прочитал я статью «Проклятый корабль». Сложилось  впечатление, что фашистский линейный  крейсер «Шарнхорст», названный в честь Герхарда Шарнхорста, выдающегося военного деятеля Пруссии, был создан только для того, чтобы подставлять свой корпус под снаряды, мины и торпеды неприятеля. Позвольте возразить: на самом деле «Шарнхорст», его двойник «Гнейзенау», их творческое развитие - ещё более мощные, уже "линейные",  корабли  «Бисмарк» и «Тирпиц», хоть и неправедному делу, но служили  мужественно, надолго лишив покоя лордов английского адмиралтейства.
   Безотрывно наблюдая за этими выдающимися образцами немецкого и мирового военного кораблестроения, англичане допустили, что на их торговые пути вышли куда менее мощные военные корабли немцев, замаскированные под безобидные круизные лайнеры и торговые суда. Но на этих «гражданских» судах, названных «вспомогательными крейсерами», скрытно размещалась артиллерия, и даже торпедные аппараты, в количестве, достаточном для того, чтобы в мгновение ока пустить ко дну ничего не подозревающие «чисто» торговые суда противника. И, хоть  во время нападения «вспомогатели» поднимали не пиратский, с черепом и костями, а нацистский флаг, с крестом и свастикой, попиратствовали они знатно!
   Первый, пароход «Атлантис», выйдя в море в марте 1940 года, за полтора года «службы» потопил 22 торговых судна водоизмещением в 20 раз больше, чем «весил» сам. Всего в 1941 году «вспомогательные крейсера» потопили 136 военных и торговых судов, общим водоизмещением, почти равным годовой производительности английских верфей.
   Сам же «Шарнхорст», как  и его «систершип» - двойник «Гнейзенау», названный в честь прусского генерал-фельдмаршала Августа Гнейзенау, вместе с генерал-фельдмаршалом Гебхардом Блюхером вогнавшего последние гвозди в гроб военной карьеры Наполеона в битве при Ватерлоо в 1815 году, были одними из последних кораблей своего класса в мире. Класс этот назывался линейными крейсерами.
                «ГОНЧАЯ И ВОЛКОДАВ» В ОДНОМ КОРАБЛЕ
   Именно эти качества хотел придать своим детищам выдающийся английский кораблестроитель, адмирал лорд Фишер, «отец» «дредноутов» и линейных крейсеров. Создавая их, он считал, что главное в военном корабле — его огневая мощь и скорость, в жертву которым можно принести некоторое уменьшение броневой защиты.
   «Если у линейного крейсера, у которого скорость хода будет узлов 30 (54 км/час, авт.), орудия главного калибра будут не менее 350 мм, то ему нечего будет опасаться более сильно бронированных  линейных кораблей. Ведь скорость у них будет узлов на 10 меньше! Мощные орудия позволят линейному крейсеру, при благоприятном ходе событий, начать бой с линкорами на равных, а при плохом повороте дела он от врагов всегда сможет уйти. Зато уж с любыми просто крейсерами противника линейный крейсер расправится в два счёта!» - так мыслил английский адмирал.
     Класс линейных крейсеров «расцвёл» в первую мировую войну. Самым мощным из них был английский корабль «Худ», спущенный на воду в 1916 году, названный в честь одного из капитанов эскадры адмирала Нельсона. Он имел длину 262 метра, был вооружён 8-ю орудиями калибра 381 мм и «весил» 42 000 тонн, развивая скорость до 60 км/час. Англичане «Худом» гордились, считая самым мощным кораблём в мире.
    Германия, решившая в начале ХХ века поспорить с «владычицей морей» Англией за господство в море,  в Первую мировую строила отличные линейные крейсера, показавшие свои высокие качества в главном морском сражении той войны — Ютландском бою, произошедшем в конце мая 1916 года. Качественно «немцы» ни в чём не уступали английскому флоту, и, хотя после того боя немецкий флот в полном составе в открытом море больше не показывался, его корабли, особенно - линейные крейсера, показавшие высокую точность стрельбы и живучесть, заставили говорить о себе с большим уважением.
    Немецкие кораблестроители за время Первой мировой приобрели огромный опыт. Два их корабля — линейный крейсер «Гёбен», и лёгкий крейсер «Бреслау» (корабль, бронированный слабо и вооружённый артиллерией меньшего калибра. авт.), в 1914 году вошли в Чёрное море и практически всю войну держали в напряжении российский Черноморский флот.
   «Гёбен», используя своё преимущество в скорости и в мощи вооружения над российскими кораблями, дошёл до такой наглости, что на рассвете 16 октября 1914 года обстрелял главную базу Черноморского флота Севастополь. Правда, русские моряки собрались с силами, и 5 ноября 1914 года у мыса Сарыч всё же вогнали в «Гёбен» со старого линкора «Евстафий» 350-килограммовый снаряд. Но всё равно всю войну немецкий линейный крейсер, купленный Турцией вместе с экипажем, был головной болью российских адмиралов.
    Россия в 1909-1911гг начала строить 7 линкоров класса «Севастополь». Четыре — для Балтики, три—для Чёрного моря. Практически однотипные, водоизмещением по 23000 тонн, они вооружались 12-ю орудиями калибра 305 мм, весом снарядов по 350 кГ. Строились линкоры в Петербурге и в Николаеве. В принципе, на момент их закладки для России, после Цусимского разгрома не помышлявшей об экспансии в дальние страны, а заботившейся прежде всего о прикрытии от морских десантов  «мягкого подбрюшья» Империи - Чёрного моря, и её «головы» - Петербурга, этого было достаточно.
    Мощь артиллерии новых линкоров позволила Черноморскому флоту поубавить прыти более быстрому «Гёбену». Но мощь флота кайзеровской Германии росла не по дням, а по часам, и, чтобы обезопасить столицу империи от возможного появления «германского супостата» у её порога, в 1913 году в Петербурге, для Балтийского морского театра, были заложены 4 линейных крейсера типа «Бородино». Их водоизмещение должно было составить около 37000 тонн, а вооружение — двенадцать пушек калибра 356 мм. Мощь огромная! На бумаге, в проекте, всё было гладко, но на деле…
    За три года, до Октября 17-го, сделали только корпуса кораблей и стволы для 7 орудий. А после Октября 17-го не только линейные крейсера, а и вообще новые корабли не строили до окончания НЭПа.
           ЧЕМ ЗАКОНЧИЛИСЬ СЛАДКИЕ СКАЗКИ
    После поражения Германии, ей, по Версальскому мирному договору, всё-таки разрешили иметь 6 линкоров, но времён русско-японской войны 1904-1906гг. Замена одного корабля другим разрешалась не ранее истечения 20-ти летнего срока с момента спуска его на воду. Победители убаюкивали себя сладкими сказками, что Германия не построит ничего, способного действовать дальше Северного и Балтийского морей.
   Ну, а в СССР времён «Главкомвоенморства» Льва Троцкого долго думали, что делать с оставшимися в наследство «от старого режима» 4-мя корпусами линейных крейсеров. В конце концов, взяли их на буксиры, и отвели в Германию, на металлолом. С Германией тогда у СССР была дружба. По воспоминаниям академика А. Н. Крылова, немцы эти корпуса, перед отправкой в мартены, исследовали очень тщательно, с большой пользой для себя…
     После этого в Союзе осталось только 3 линкора. Все они базировались на Балтике. В конце 1929 года один из них, «Марат», решили перегнать для службы в Чёрном море. Корабль, попавший в Бискайском заливе в жестокий шторм, чуть не утонул, показав свою полную беспомощность в условиях океанских театров военных действий. Сталин загрустил — отстаивать свои интересы на океанских просторах  СССР было нечем…
   Убаюканные вроде бы отсутствием достойного противника,  делегации США, Англии, Японии, Франции и Италии 6 февраля 1922 года, в Вашингтоне, подписали договор «Об ограничении морских вооружений». По этому договору державы, его подписавшие, обязывались не строить линейные корабли водоизмещением более 35 000тонн, и не вооружать их орудиями, калибром более 406 мм. Но у США и Японии осталось 3 и 2 корабля с такими чудовищными пушками, хотя их водоизмещение было меньше 35000 тонн. Запрещалось строить крейсера с водоизмещением более 15000 тонн.
   Положения Вашингтонского договора распространялись и на другие страны. Худо-бедно, но договор соблюдался примерно до 1935года. А вот с этого года в Англии и США стали закладываться корабли большего водоизмещения, а Япония вообще запроектировала три суперлинкора, с невиданным калибром орудий в 457 мм, весом снаряда в 1,5 тонны.
   Так как корабли, оставленные Германии по Версальскому договору, были заложены в 1902-1906 годах, то уже в 1922 году немцы, вполне законно, уже могли строить новые. Хотя свой первый корабль они заложили только в 1928 году, они сразу делали «нечто, не cравнимое ни с чем». Это был и не линкор, и  не крейсер. Линкорам всего мира он уступал и по бронезащите, и по вооружению, но по скорости хода их превосходил. Любой же из существовавших в мире крейсеров, практически не уступая им в скорости, теоретически  мог разнести в щепки. Именно этот корабль открыл путь всем крупным кораблям Третьего рейха. Назвали его «Дойчланд» - «Германия».
                ПУТЬ К «ШАРНХОРСТУ»
    «Дойчланд»  был спущен на воду в 1931 году, имел водоизмещение всего 11000 тонн, что было меньше дозволенного Вашингтонским соглашением даже для крейсеров. Но вооружён он был 6-ю орудиями калибра 280 мм в двух башнях, по одной в носу и корме. Таких башен не имели самые мощные крейсера того времени. Наверное, потому и нарекли немецкий корабль «карманным линкором». Движимый 8-ю дизелями по 7100л.с., «Дойчланд» брал 2800 тонн солярки, которой ему хватало, чтобы, со скоростью 32 км/час, чуть ли не обойти земной шар.
    Всего было построено 3 «карманника». Судьба их сложилась по-разному. «Дойчланд», «под постоянным надзором» англичан, дожил до 4 мая 1945 года, когда они его окончательно утопили с воздуха. Второй «карманник», «Адмирал Шеер», попиратствовал на Севере, даже в советских водах. Третий, самый молодой, «Адмирал граф Шпее», 3 месяца наводил ужас в Атлантике. После жестокого боя с тремя английскими крейсерами, загнанный в бухту уругвайского порта Монтевидео 17 декабря 1939 года, прослужив всего 5 лет,  «граф Шпее» «покончил с собой» - его взорвала команда. Интересно, что в «фатерлянд» немецкие моряки возвращались через Америку и СССР, в котором были встречены с почётом…
   Ободрённые успешным строительством «Дойчланда», немцы в 1933 году начали разработку крейсера «Адмирал Хиппер», водоизмещением «под завязку», почти в 15000тонн, и главного героя этой статьи — "Шарнхорста», водоизмещением в два раза больше.
    «Шарнхорст» ещё делался с оглядкой на Вашингтонское соглашение 1922 года, а потому его водоизмещение впритык подходило к запретным 35000тонн. Хотя корабль был очень хорошо, не хуже линкоров вероятных противников бронирован, его вооружение составляли 9 пушек калибра всего лишь 280мм. Именно это стало одной из причин его гибели, хотя, надо прямо сказать,  что главной причиной была высокая выучка английских моряков, постоянно бывавших в походах и учениях. Пространства для этого у них было больше, чем у немцев, выход флота которых жёстко контролировался англичанами.
    Вообще, в советской литературе о действиях Royal Navy и Royal Air Force во Второй мировой войне писалось без должного уважения, которого они, бесспорно, заслуживают. Ведь практически  все немецкие крупные надводные корабли были уничтожены флотом Великобритании, и её военно-воздушными силами, в жестоких и трудных боях. Ведь немцы и на море воевать умели…            
         ПОСЛЕДНИЙ БОЙ «ШАРНХОРСТА»
   22 декабря 1943 года немецкий самолёт, вылетевший для разведки погоды в Северной Атлантике, обнаружил, на расстоянии около 700 км от норвежского порта Тронхейм, союзный конвой. У «наших» он обозначался индексом JW—55В. В его составе было 19 пароходов, шедших под непосредственной охраной 8-ми эсминцев прикрытия. Кроме того, дальнее прикрытие осуществлялось ещё 3 крейсерами и 8-ю эсминцами. Всей же операцией по проводке конвоя в советские порты руководил адмирал Фрэйзер,  имевший ещё и резерв в составе 1 линкора, 1 крейсера и 4 эсминцев. Вот этот конвой и получил приказ уничтожить командир «Шарнхорста» контр-адмирал Бей, которому придавалось всего 4 эсминца.
   Силы были изначально неравными, но “befel ist befel”,  «приказ есть приказ», а он,  отданный Бею Главкомом Дёницем, гласил: « Атакуйте и уничтожьте конвой, чтобы помочь вашим товарищам, сражающимся на Восточном фронте». И вот 26 декабря, в полярную ночь, шторм, дождь и снег, нацистский контр-адмирал Бей вышел на бой с английским адмиралом Фрэйзером…
   А Фрэйзер о приказе Бею знал уже через два часа после его получения последним. Помогла ему в этом английская служба радиоперехвата и расшифровки, раскрывшая тайны немецких шифров….
     Дав полный ход, англичане устремились наперехват «Шарнхорсту». По пути они провели учения, проверяя технику и обкатывая свой план ведения боя. Бей же в условиях полярной ночи и плохой погоды потерял свои эсминцы. «Шарнхорст» остался один…
    И вот радиолокаторы крейсеров дальней защиты конвоя, «Белфаста», «Норфолка» и «Шеффилда», обнаружили немецкий линейный крейсер, на расстоянии около 30 километров. Каждый из «англичан» в отдельности уступал «немцу», но вместе они представляли достойного противника. В 9 часов 24 минуты «Норфолк» открыл огонь. Снаряды его третьего залпа сбили антенну главного поискового локатора «Шарнхорста», и серьёзно повредили его систему управления артогнём. Линкор в условиях полярной ночи почти «ослеп». Досталось и «Норфолку»: тяжёлый снаряд разрушил одну из башен главного калибра.
   Адмирал Бей понял, что обнаружен. И тут счастье ему улыбнулось: англичане на время потеряли «Шарнхорст» из виду. На  полной скорости, около 54 км/час, он помчался на перехват конвоя JW 55В, чтобы, несмотря на повреждения, выполнить приказ Дёница. Но через несколько часов английские радары вновь обнаружили линейный крейсер, и с дальности около 15 км мужественный «Норфолк» вновь открыл по нему огонь. Но в этот раз военное счастье было у «Шарнхорста»: его тяжёлые снаряды  накрыли английский корабль, и он был вынужден выйти из боя. Напряжённой гонки не выдержали и турбины «Шеффилда», он стал отставать. Но в это время подошёл отряд адмирала Фрэйзера. Его флагманский корабль, линкор «Дьюк оф Йорк», как волкодав с волком,  свободно мог сойтись с «Шарнхорстом» один на один…
    «Осветить цель!», - приказал Фрэйзер. Над «немцем» повисли десятки огненных «люстр», осветительных снарядов, выпущенных крейсерами, в то время, как «Дьюк» в темноте полярной ночи был невидим. Вскоре  „Шарнхорст” лишился одной из трёх башен главного калибра. Но, по вспышкам залпов «Дьюка», он всё же пристрелялся по английскому линкору, раз за разом его снаряды стали накрывать «англичанина». Однако главный калибр «немца» был недостаточен, чтобы нанести «Дьюку» «повреждения, несовместимые с жизнью», тогда как 750 килограммовые снаряды англичан раз за разом пробивали броню «Шарнхорста». Его скорость упала, и на корабль со всех сторон набросились английские эсминцы.
    Торпед они не жалели, но, из  28 выпущенных, (!!!) только 3 попали в цель. Шторм есть шторм! Тогда вновь, с дистанции всего около 9 км,  в дело вступил «Дьюк», превращая своими пушками некогда красавец - линейный крейсер в груду искорёженного металла. Затем по «Шарнхорсту» выпускали торпеды и крейсера, и 4 эсминца. В корабль еще попало минимум 5 смертоносных сигар. Он потерял ход, его орудия замолчали, но продолжал держаться на воде. Две торпеды, выпущенные с крейсера «Ямайка», закончили надводную жизнь одного из последних линейных крейсеров в истории кораблестроения…
      В числе 36 человек, спасённых с «Шарнхорста», при списочном составе его команды в 1968 человек, ни одного офицера не было. Кто был убит, кто решил разделить судьбу корабля. Англичане взяли реванш за разгром немцами конвоя PQ-17…
              СОЮЗНЫЕ НАСЛЕДНИКИ «ШАРНХОРСТА»
   Как только их приняли в состав «кригсмарине», немецкие корабли сразу напугали многих. Американцы, специально для борьбы с «Шарнхорстом», в 1941 -42 г.г. спустили на воду два линкрейсера—«Аляску» и «Гуам», вооружённые 9-ю орудиями калибра 305 мм. Корабли могли нестись по волнам со скоростью до 60 км/час. Но, после гибели «Шарнхорста»,и постоянного слежения англичан за "Гнейзенау", для «Алясок» достойных соперников не было, поэтому из 6 единиц построили только 2. В то же время US NAVY получил два корабля типа «Айова», которые развивали ту же скорость, но имели значительно более мощное бронирование и артиллерию. «Аляски» потеряли смысл, и в конце 50-х пошли на переплавку, а четыре, по 270 метров длины каждый,  «Айовы», только с 1999 года, превращены в корабли-музеи.
     Учитывая наличие в США «Алясок», Сталин в марте 1948 года одобрил «проект 82»,  советский вариант подобного линейного крейсера, водоизмещением 40000 тонн и вооружённого 9-ю орудиями 305мм. Головной корабль, названный "тяжелым крейсером  «Сталинград», был заложен в Николаеве 31 декабря 1951 года. Второй крейсер — «Москва» - заложили в Ленинграде в сентябре 1952 года. Но через 44 дня после смерти генералиссимуса их строительство было прекращено. Прекращено было и строительство линейных кораблей. Время морских артиллерийских монстров закончилось. Правда, бронированную «цитадель», часть корпуса «Сталинграда», отвели в море. По нему  проводили стрельбы первых советских противокорабельных ракет, и бедный «Сталинград» ещё долго принимал на себя удары, предназначавшиеся корпусам американских «Айов»…