Съесть хризантему увенчанную

Наташа Шевченко
Неожиданно, случай с килькой вызвал интерес. И все хвалили мою бабушку за мудрость жизненную. Так я еще одну, очень важную, историю решила рассказать в связи с этим. С бабушкиной подачи, опять таки, я оказалась…

Извините, отвлеклась. Только окунулась в воспоминания, а тут, Кирёнок, птенчик мой ненаглядный, подбежал:
- Мама, испеки мне колобок!
- И мне, и мне, - это уже лапушка Светик присоединилась.

Смотрю в их лучистые глазки, и, кажется, будто сердце мое крылышки обрело и порхает, порхает. Ах, ну как не побаловать своих чад радостью малой.

Десять минут тесто замесить, полчасика в духовке не сильно жаркой подержать и колобки готовы. Павлику тоже испекла и себя не забыла. Но только четыре! Чтобы каждый съел своего колобка как что-то особенное, а не так, что в вазочке еще куча лежит. Печенек много пеку, на несколько дней, а колобков… утомила, да?

И то правда, о другом хотела рассказать.

Когда Павлик сделал мне предложение, стали мы с семьями друг друга знакомиться. Сперва к его родителям заглянули. Ох, и натерпелась я. Они у Павлушки хоть и простые, но отец старый партиец, рабочий литейного цеха, громкий и прямолинейный, а мама… насупленная и молчаливая. Все поглядывала сердито на меня, да губы поджимала. Ужас!

А Павлик, как ни в чем ни бывало, смеялся да шутил. Потом, правда сказал, что мама его переживала да валерьянку пила. Вот, что после этого делать?

Я к бабушке. Она всю жизнь была моей первой советчицей.

Расспрашивает о моей будущей свекрови, а я то, ничего и не знаю. Паша тоже толкового ничего не сказал. Только одно, что бабушка оценила: Анна Николаевна очень любит хризантемы. На даче у нее их видимо-невидимо. У моей бабушки их меньше, но зато есть особенные. Вот на них и сделали мы ставку.

Должна сказать, что в молодости мои дедушка и бабушка несколько лет проработали Китае. Оттуда бабушка привезла много разных знаний. Она так и говорит: привезла чемодан знаний.

В Китае выращивают, в том числе, кулинарные сорта хризантем. Щепотку семян этих цветов бабушка привезла вместе со знаниями. Их больше всего посажено на даче. Потому что, мы их едим. Не удивляйтесь, а слушайте дальше.

Вот что бабушка придумала.

- Верочка, скажи Паше, чтобы на сватовство, он не розы покупал, а попросил маму привезти с дачи букет хризантем.

В назначенный день, бабушка собственноручно начала колдовать. Молоденькие нежные листочки хризантемы увенчанной (coronarium) -  того самого съедобного сорта, бабушка добавила в салат, придав тем самым блюду пикантный нежный вкус. Я обожаю эти бабушкины салаты.

В бульон с курицей, перед окончанием варки, она добавила, кроме петрушки, укропа, зеленого лука, еще и сухих листиков хризантемы. Немного. Но какой цвет бульона получился. А запах! Вдыхаешь просто таки оттенки лета.

В лимонад из пары лимонов, также были добавлены цветы хризантемы, что сделало этот напиток в трехлитровом стеклянном кувшине красивым и праздничным.

И конечно, десерт.

Самый обычный бисквит, выпеченный тонко и сбрызнутый коньяком, бабушка смазала взбитым с сахаром белком, а сверху выложила лепестки хризантемы, подготовленные особым способом. Свежие цветки были вымыты и отделены лепестки. Далее, бабушка ложечкой опускала их во взбитые яйца с мукой, а после в горячее масло на чуточку. Дав стечь излишку масла на бумаге, эти готовые лепесточки, бабушка выложила на смазанный бисквит слоем побольше, чем толщина бисквита, и густо присыпала сахарной пудрой.

Пирог из хризантем и лимонад были поставлены в холодильник, и мы стали ждать гостей.

Конечно, бабушка дала последнее наставление:
- Вера, дорогая, вскипяти воду и брось в нее пару горстей цветов. Когда вода остынет, процеди ее в малый эмалированный таз и положи три цветочка хризантемы. Когда гости вымоют руки в ванной, сядут за стол, поднеси таз с полотенечком сперва маме, предложив окунуть руки в хризантемную воду. Сама вытри их ей, потом папе и суженному. Все что будет дальше, почти не важно.

А так все и было. Не важно, что салат из хризантем был оценен Анной Николаевной и я впервые увидела на ее лице удивление. Не важно, что Николай Николаевич, с большим удовольствием заедал бульоном с большими кусками курицы водочку. Не важно, что моя будущая свекровь, открыв рот, с интересом слушала бабушкины китайские знания о хризантемах. Не важно что, когда порезала пирог на тарелочки, положив на каждый кусочек ложку мороженного, и налила в хрустальные стаканы лимонад из запотевшего графина, я увидела в глазах Анны Николаевны теплую радость…

Важно, когда они уходили, то в один голос говорили, что давно так замечательно не проводили время, а Павлик их оказывается, разбирается в женщинах, если выбрал такую славную им невестку.

Мне лично было важно, ага.

И еще: день свадьбы мы выбрали особенный: девятый день девятого лунного месяца. Бабушка посоветовала. Этот день китайцы называют днем хризантем. Считается, что сорванные в этот день цветки хризантем обладают волшебной силой вечной молодости. А в браке это так важно. Конечно, на свадьбе было много этих цветов. И осыпали нас, и спали мы на лепестках хризантемы увенчанной в ту ночь. Не правда ли название подходящее?

Вспоминаю часто, как проснувшись на рассвете, мы услышали шуршание длинных бумажных полос, на которых бабушка за насколько дней до свадьбы тушью выписывала на русском и китайском языках прекрасные любовные стихи. А в день свадьбы развесила на деревья перед входом в дом и у окон нашей спальни. Чтобы, как произнесла бабушка фразу, услышанную об этой традиции, прочитать их могли не только люди, но и ветер, шумящий в листве, и птицы, пролетающие мимо...   

Думаете, что негоже иноземное в нашу жизнь привносить? А если во всем этом приятность душевная и мудрость, щедрое тепло близких и уважение? И красивая история о цветах, и маленькая легенда нашей семейной жизни.