Женское хамство и как с ним бороться

Игорь Вайсман
               
      Устоялось мнение, что хамство – «достоинство», имеющее пол – мужской. Не стану спорить – мужчины преуспели в нем гораздо больше. Видимо, поэтому их одних и костерят в этой связи. О представительницах же прекрасной половины принято до сих пор говорить словами из песни: «Женщина всегда права!»
      Однако на деле оказывается, что права она бывает далеко не всегда. Хуже того, иногда настолько, что в этом не правом существе и женщину-то в её распространённом возвышенном виде разглядеть трудно.
      Мне неоднократно приходилось сталкиваться с проявлениями женского хамства. При этом бросается в глаза такой факт: если осадить хама-мужчину, окружающие меня поддержат или как минимум сохранят нейтралитет. Но если сделать замечание хамящей женщине, жди неприятностей. Во-первых, кучу гадких слов от самой задетой особы, во-вторых, её, как правило, поддержат окружающие, и даже мужчины. Общество не хочет признавать в хамящей женщине хамку. А тот, кто попытался поставить на место зарвавшуюся даму, покусился на святая святых, на общепринятый стандарт: женщина априори непорочна, непререкаема  и это не обсуждается. Мужчина, как бы в данной ситуации не был прав, все равно неправ. А коли так, то, очевидно, он в сознании масс полагается существом более низкого  порядка. 
      Такая мораль досталась нам в наследство от советской империи. Но если многие её ценности современное общество подвергло обструкции, то вот указанное отношение к женщине, осталось без изменений. Хотя, положа руку на сердце, думаю, оно показное и ханжеское. Только сути дела это не меняет – нельзя критиковать женщину и все тут!
      Приведу несколько примеров, свидетелем или участником которых довелось побывать.
      Во время уфимских осенних ярмарок, их организаторы, помимо сельхозпроизводителей из сёл, не препятствуют и частной торговле самих уфимцев. И вот какую картину я видел. Немолодой мужчина разложил на пустых картонных коробках свой нехитрый товар: варенье, соления, чеснок, тыкву… Народу было много, как продавцов, так и покупателей. Мест для торговли практически не было. Видя такое дело, крупная женщина, по возрасту годящаяся этому мужчине в дочери, не говоря ни слова, отодвинула коробки с товаром этого человека в проход (где ходят покупатели), и на его место поставила свой столик для торговли.
     Мужчина, естественно, возмутился: «Женщина, вы что делаете? Это моё место!»  «Нет, моё!» – ответила нахалка, как ни в чем ни бывало заняв его место. Тот попытался спорить, но за женщину заступилось сразу несколько человек, в том числе двое мужчин: «Ты чего, мужик, напал на женщину! Какое ты имеешь право!» Пришлось незадачливому торговцу ретироваться.
      Этот случай, кто-то, возможно, сочтет нетипичным, либо характерным только для торговок, которые, по распространенному мнению, особым тактом не отличаются. Но вот два примера из жизни и деятельности кондукторов городских автобусов, где жертвой неласкового отношения стал уже я сам. Представительниц этой профессии отчасти можно понять – клиенты им всякие попадаются, но должен же быть какой-то предел их грубости.
      Однажды вечером я возвращался домой, весьма прилично нагруженный: по два полных пакета в каждой руке. Сев в автобус, увидел, что свободных мест нет. Поставить пакеты на пол не хотелось, так как он был очень грязный, – дело было осенью. Тут же передо мной возникла женщина-кондуктор и уставилась недобрым взглядом: «Платить будем?»
      «Будем, – ответил я, – но нельзя ли чуть попозже? Руки, видите ли, заняты».
      Но она категорично ответила, что знать ничего не хочет, а занятые руки, как и грязный пол в автобусе – это мои проблемы.
      Видя, что у меня не получается достать деньги, она крикнула водителю, чтобы тот остановил автобус и высадил меня. Автобус остановился, я с грехом пополам рассчитался, кондукторша отошла. Но я почувствовал себя униженным. 
      Другой случай. Опаздывая в час пик на работу, я еле втиснулся в переполненный автобус. В руке у меня была довольно тяжелая сумка, и достать на ходу деньги было не так-то просто.
      «Эй, мужик у двери! – крикнула мне кондукторша. – Давай, рассчитывайся за проезд!»
      Я ответил, что еду далеко и, как только станет чуть посвободнее, приобрету билет.
      «Я ничего не знаю!» – был ответ. – «Давай, плати!»
      При этом кондукторша, дотянувшись через головы пассажиров до воротника моей рубашки, сильно дернула и он оторвался.
      Несмотря на, казалось бы, полную очевидность, пострадавшей стороной окружающие пассажиры меня не признали. И билет, разумеется, пришлось тут же купить, «подумаешь, рубашку порвали!»   
      Особенностью нашего времени стало откровенное хамство молодых девушек. Они уже практически не уступают парням: те же выражения, та же нецензурная брань и даже такие же угрозы. Но я заметил одну особенность, характерную именно для представительниц прекрасного пола. Речь о молодых мамашах с детьми четырех-восьми лет. Сколько раз доводилось наблюдать такую картину: по людной улице шагает такая мамаша и, схватив, что есть силы своего ребёнка за руку, буквально волочит его за собой, словно ненужную вещь на помойку. Ребенок плачет, кричит, упирается…
      «Ты мне все нервы измотал!» – орёт «воспитательница». На всю улицу, никого и ничего не стесняясь. Проходящие мимо женщины старшего  поколения не могут спокойно отнестись к такой сцене и пытаются вразумить истеричку. Но лишь ещё больше распаляют её. Вместо «спасибо», она им такое наговорит и в таких выражениях, что мало не покажется.
      Я привёл примеры откровенного и грубого хамства, которым милые дамы, очевидно, научились, живя среди мужчин. Однако данное явление имеет и свою специфику – хамство исключительно женское, на которое ни один мужчина не способен. Ну, разве что актёр, исполнитель женских ролей. При определенных обстоятельствах, когда дама разговаривает с кем-то с глазу на глаз и никому не мешает, это и не хамство вовсе, а некая своеобразная манера общения. Но когда рядом находятся другие люди, которым эта женщина мешает, это становится чем-то качественно иным.
      Как-то я простудился и забежал в аптеку купить настойку эхинацеи. Рассчитывал потратить на это две-три минуты. У кассы стояла очередь из четырех человек. «Пустяки!» – решил я про себя. Но ошибся. Самая первая женщина, кажется, намеревалась закупить половину имеющегося ассортимента. И ладно бы просто закупить. О каждом препарате она задавала с десяток вопросов: «А нет ли побочных эффектов?»; «А кому противопоказано?»; «А что вы мне ещё посоветуете?»; «А вот в прошлый раз я покупала что-то другое. Оно у вас есть?»
      Очередь стоически терпела, не проронив  ни слова. Покупательница, наконец, отошла, но надо же было такому случиться – за ней стояла точно такая же дамочка! Задав свои сто вопросов и уже завершив ритуал покупки, она продолжала болтать, не обращая на притомившуюся за ней очередь ни малейшего внимания. «А в прошлый раз меня обслуживала другая женщина. Её, кажется, Света зовут?»; «Вы знаете: у вас очень интересная прическа. Серьёзно. Вы какой салон посещаете?»
      Тут я не выдержал и спросил: «Женщина, вы не наговорились?»
      Выражение её лица  мгновенно изменилось. Она измерила меня испепеляющим взглядом и бросила в лицо: «Это вас не касается!»
      «Почему же не касается? – попытался я возразить. – Ещё как касается. И не только меня. Вот ещё люди вынуждены терять из-за вас время».
      «Хам!» – угостила меня на прощание дама  и с подчёркнутым достоинством удалилась.
      В другой раз в магазине я тоже попытался воздействовать на совесть такой же покупательницы и получил в ответ такие слова: «Сколько мне надо, столько я и буду говорить! А вас это не касается!»
      «Ну, хорошо, раз у вас есть такая острая потребность, вы  хотя бы заходили в магазин, когда нет наплыва покупателей», – посоветовал я ей.
      «Когда мне удобно, тогда я и зайду! И вас не спрошу!» – таков был ответ.
      Аналогичные случаи происходят и в транспорте. Вот весьма типичная ситуация.
      Водители частных маршрутных автобусов, как известно, ценят свое время. Оно для них в прямом смысле – деньги. Нормальным пассажирам это понятно и они стараются соблюдать принятые правила. Рассчитываются за проезд заранее; говорят, где выходят, своевременно, никого не задерживают. Но дамы, о которых идёт речь, ни с кем и ни с чем не считаются. Они могут задержать автобус полный пассажиров и совесть их мучить не будет. Они не приготовят деньги заранее перед выходом и долго будут их искать, требуя водителя подождать. Выходить будут подчеркнуто медленно, с достоинством, гордостью, чтобы все поняли, какая особая персона осчастливила их своим присутствием. Выходя, они успеют произнести кучу слов, не важно кому. Создается впечатление, что они специально хотят всех задержать. А если, не дай Бог, в это время у этакой  леди зазвонит телефон, тогда – пиши: пропало! Пока она не наговорится, весь автобус так и будет ждать. 
      Что это, как такое назвать? Женская непосредственность? Неповторимость? Оригинальность? Артистизм? Свобода личности? А может быть просто хамство? 
      Я совсем не против хорошего отношения к женщине. Больше того, убеждён, – по совокупности достоинств женщины превосходят мужчин, особенно в наше время. Но вот икону из них создавать не нужно. Они тоже люди, а не ангелы, со всеми вытекающими отсюда недостатками. Считаю, что с хамством, как и с другими пороками, нужно бороться независимо от того, от кого они исходят.