Свято-Софийские Глинские чтения-2005

Борис Бобылев
8-10 июня 2005 года в столице Болгарии Софии по благословлению Патриарха Русской Православной Церкви Алексия II и Синода Болгарской Православной Церкви были впервые проведены Свято-Софийские Глинские чтения.  Организаторами чтений выступили Синодальное издательство Болгарской Православной Церкви, Всероссийское историко-патриотическое общество «Наследники Александра Невского», Международный фонд «Единство православного народа», Балканская православная молодежная организация. В работе духовно-просветительского форума приняла участие делегация православ-ных педагогов из разных городов России во главе с вице-президентом Историко-патриотического общества «Наследники Александра Невского, ректором Московской педагогической академии, доктором педагогических наук  Е.О.Крыловой.
На открытии чтений были зачитаны приветствия от Митрополита Софийского и Патриарха Болгарского Максима, Патриарха Русской Православной Церкви Алексия, Президента Республики Болгария Г.Пырванова, министра культуры России Соколова. С приветствиями также выступили: проф. И. Желев – руководитель Дирекции по вероисповеданию при Совете министров Болгарии, П.Васильев, представитель Министерства образование и науки Болгарии, Г.Тодоров – директор Синодального издательства Болгарской Православной Церкви и главный редактор газеты «Церковный вестник, Е. Миленова – представитель Международного фонда «Единство православного народа».
Значительное впечатление на собравшихся произвело приветственное выступление депутата национального собрания Болгарии Татьяны Дончевой, остановившейся на проблеме социального служения Церкви, ее роли в определении цели развития болгарского народа,  смысла его существования, его самоопределения и самосознания. «Без искры в душе нет возможности идти вперед», - эти слова Татьяны Дончевой нашли горячий отклик у аудитории.
Главным событием первого дня чтений стал доклад Сливенского митрополита Иоаникия «Духовное просвещение и современное общество» Именно в этом докладе прозвучали мысли и образные формулы, определившие характер и настрой всех последующих выступлений. Слова святого евангелиста Иоанна, процитированные митрополитом Иоаникием: «Свет во тьме светит, и тьма не объяла его», - стали образной духовной доминантой всей конференции. По определению владыки, просветители – это люди, исполненные света и способные поэтому помочь другим. Такими были Кирилл и Мефодий. Богопознание невозможно без Церкви. Никто не может выбраться из моря своих грехов, не прибегая к помощи Церкви. Современное разделение государства и церкви, подчеркнул владыка Иоаникий, не является препятствием к духовному просвещению. Церковь нуждается во внимании и помощи государства и, наоборот, государство нуждается в помощи церкви для  лечения духовных недугов. Наша цель – симфония церкви и государства. Залогом истинности просвещения является обращение к святоотеческой духовной традиции, воплощающей в себе суть учения и педагогики Иисуса Христа. Притчи и проповедь Спасителя – образец общедоступного духовного просвещения. Владыка Иоаникий охарактеризовал различные пути просвещения применительно к современным условиям. От слова педагога зависит многое. Одна искра может обновить душу. Наши молитвы должны быть направлены на обретение света. Духовный мрак стремится скрыть наш изначальный образ. Цель просвещения – развеять мрак.
Светоносные идеи доклада митрополита Иоаникия уходят корнями в духовный опыт благодатного старчества. Владыка является духовным сыном выдающегося русского старца схиархимандрита Иоанна Маслова.
Второй основной доклад первого дня конференции на тему «Духовное просвещение и государственные институты» был сделан Запольским епископом Николаем, викарием Софийской митрополии. Владыка Николай подчеркнул, что Болгарский народ переживает сегодня самый опасный в своей истории кризис. Сегодня как никогда набирает силу стремление потонуть в стихии материального, оземленить дух. Погребенные в древности идолы восстали и угрожают душам людей. Родители и учителя лишают детей духовного просвещения, дают им камень вместо хлеба.  Жизнь нуждается в наличии идеала, который несет в себе Благовестие Иисуса Христа. «Любите друг друга» - вот основа педагогики. Существует глубокая связь педагогики и христианства. Школа, рожденная в недрах христианства, оторвалась от него. Мы должны вернуть ей утраченное духовное достоинство. Свой доклад владыка Николай заключил словами: «Свет познания рассеет мрак грехов. Нужно, чтобы мы были светом».
Образ света стал центральным и выступлении декана Богословского университета Софийского университета Емила Трайчева,который, в частности, сказал: «Мы должны быть светом и солью земли. Имея в себе свет, мы сможем преобразить общество, превратить Болгарию в землю святости и мира».
Значительное внимание участников чтений вызвало выступление Панчо Васильева, посвященное проблемам преподавания основ религии («Вероучения») в болгарской общеобразовательной школе. В настоящее время в связи с переходом болгарской школы к практике избирательного изучения предметов, не входящих в базовый стандарт, происходит резкое сокращении количества учащихся, которые выказывают желание знакомиться с основами религии. При прочих равных условиях предпочтение при выборе отдается таким предметам, как «Информатика», «География» «Биология» и пр. Если в 1996 году «Основы религии на правах факультативного предмета по всей Болгарии изучало 16500 школьников, то к текущему учебном году их количество сократилось до 10000. Выступление господина Васильева и последовавшая за ним напряженная и длительная дискуссия выявила серьезный кризис практики духовного просвещения в болгарской школе.
Первый день конференции был завершен презентацией  сборника, посвященного 90-летию Митрополита Софийского и Патриарха Болгар-ского Максима. В выступлении Г.Тодорова была подчеркнута выдающаяся роль патриарха Максима в преодолении раскола и сохранении православного единства в недавние годы политических гонений на Болгарскую Православную Церковь. Путь Патриарха Максима – это путь суровой аскезы, монашеский путь руководства нацией. «Угождая нашим слабостям, он оказал бы нам плохую услугу, - отметил выступающий, оценив представленный сборник как книгу о духовном росте нашего времени.
Второй день конференции проходил в день великого православного праздника Вознесения Христова. В начале дня участники чтений присутствовали на праздничной литургии в старинном православном храме «Святая София». Вторая половина дня была посвящена «Глинским чтениям». С большим вниманием был выслушан доклад Елены Олеговны Крыловой на тему «Православное воспитание в системе современного образования». В докладе получил освещение уникальный духовно-просветительский опыт Всероссийского историко-патриотического общества «Наследники Александра Невского» и Московской педагогической академии. Реакция аудитории, последующие отклики на доклад и на представленные учебно-методические материалы свидетельствуют о том, что данный опыт по достоинству  оценен болгарской православной общественностью. Наиболее показательным в этом отношении было выступление преподавателя вероучения, магистра богословия Тодора Карагезова, который подчеркнул большое значение описанного опыта для  создания и развития в Болгарии духовно ориентированной системы образования и воспитания подрастающих поколений. Особенно важно, подчеркнул выступающий, что в предлагаемой модели обучения христианские идеи, святоотеческие педагогические традиции преподаются не только в рамках специальных религиозно ориентированных курсов, но и  в ходе изучения практически всех предметов в общеобразовательной школе.
Тепло были приняты и доклады остальных членов российской делегации: Т.А. Шевченко (Москва),  Б.Г. Бобылева (Орел), В.И. Попкова (Мичуринск), Л.М. Донченко (Москва). Красной нитью в этих  докладах проводилась мысль о том, что обращение к святоотеческой  традиции, образам и учению благодатных старцев – это путь к восстановлению духовных основ современной школы, возрождению ее воспитательного значения. Осознание данного факта во многом определяет сегодня развитие российской педагогики. Как указывалось в докладах, заметным явлением современной отечественной педагогической мысли,  стала защита в декабре 2004 г. докторской диссертации Н.В. Маслова на тему: «Православное воспитание как явление русской педагогической культуры (на материале трудов схиархимандрита Иоанна Маслова)». В работе Н.В.Маслова выводятся наружу, получают развернутое и всестороннее освещение духовные основы российской педагогической культуры. Здесь убедительно показывается и доказывается, что источником творческой силы русской педагогической мысли, является православие.
Второй день конференции был завершен презентацией книги Ловчан-ского митрополита Гавриила «Характерные черты подвига русских подвижников XIX века». Митрополит Гавриил, выступивший на презентации рассказал об истории создания книги, о том, что он получил благословение на ее написание от выдающегося современного русского старца Иоанна Крестьянкина. Образы русских подвижников, подчеркнул владыка, являются примером, реальным  живым воплощением совершенного идеала  Христа. Жития святых, подвижников благочестия должны вернуться в педагогическую практику, их воспитательное значение бесценно.
Третий, завершающий день Чтений был посвящен наиболее острым проблемам духовно-нравственного просвещения современной Болгарии. Значительный интерес вызвал доклад секретаря Болгарской молоджной православной ассоциации Емилияна Погончева «Духовно-просветительская деятельность в Болгарии после демократических перемен». В докладе получили отражение кризисные явления в жизни болгарского общества и церкви, возникшие под влиянием политики государства. Емилиан Погончев выразил позицию болгарской православной общественности, которая отрицательно относится к процессам глобализации и рассматривает вступление Болгарии в Европейский Союз как источник угрозы для существования народного организма, как новое турецкое иго.  Внимание участников чтений привлекли также доклад председателя ассоциации “Terra humanica” Руси Русева, посвященный изложению православного взгляда на проблему творчества в культуре и просвещении, а также доклад исполнительного директора Центра православной культуры «Князь Борис» Гали Тодоровой, где был дан анализ причин спада интереса к изучению основ религии в современной болгарской школе. В докладе Тодоровой была выявлена ложность подхода к организации духовного просвещения с позиций маркетинга. Говорят: нет потребности в религиозном образовании – нет потребности в учителях. Но в защиту преподавания вероучения в школе было собрано полмиллиона подписей. Церковь должна применить свой тысячелетний опыт к решению современных просветительских проблем. «Я путь, истина и жизнь»,- эти слова являются самым волнующим откровением Бога. Человек проходит путь, который невидимо приближает его к Богу. Бог сопровождает нас везде, а мы стремимся найти его разумом. Не должно отчаиваться перед огромной горой, называемой религиозным образованием. Один из плодотворных путей духовного просвещения является обращение к образам угодников, являющих собой плод жизни во Христе. Как можно заметить, приведенные тезисы доклада Гали Тодоровой удивительно созвучны духу монастырской педагогики Глинских старцев.
Третий день Свято-Софийских Глинских чтений был ознаменован презентацией книги митрополита Иоаникия «Хвалите имя Господне». Книга составлена из ответов владыки на вопросы журналистов. По словам издателя Георгия Тодорова, в ответах владыки явлен живой и спасительный духовный опыт, который открывается в форме смирения. Краткое слово митрополита Иоаникия во время презентации было исполнено смирения и глубокой духовной прозорливости: «Не надо думать, что мы великие. Там, где увеличивается беззаконие, изобилует благодать. Божья благодать над нами есть, но человеческой еще недостаточно. Мы друзья и братья с русскими. Мы с ними одна Церковь. Идет духовная брань. Мы ведем сопротивление не плоти и крови».
В конце третьего дня чтений вниманию присутствовавших был пред-ставлен открытый урок Теодора Карагезова, посвященный профилактике наркомании и нравственному воспитанию современной молодежи. Урок вызвал оживленный интерес и многочисленные выступления участников чтений.
Три насыщенных дня работы Чтений  выявили их насущную необхо-димость, значимость и, можно надеяться, - их результативность. Они показали общность стоящих перед православной общественностью задач, плодотворность сотрудничества в деле православного воспитания. Дискуссии в ходе Чтений выявили остроту проблем сближения церковных и светских институтов Болгарии в деле православного воспитания.
Докладчики Глинских чтений из России сумели представить обобще-ние значительного опыта работы с молодежью различных возрастных категорий и типов учебных заведений от детских садов и вузов не только в столице, но и в регионах. В докладах была особенно проведена линия значимости личности и трудов ученого, богослова, экзегета, писателя схиархимандрита Иоанна (Маслова), их теоретического, методологического и методического осмысления и применения в школьной и вузовской практике.
Можно с уверенностью сказать, что Свято-Софийские Глинские чтения содействовали укреплению русско-болгарских духовных связей, способствовали усилению интереса к России, русскому народу, Русской Православной Церкви.