Лейтенант Коновалов, командир КВ. 1942

Владимир Репин
Июль сорок второго, бои в степях Задонья,
И танки к полю боя идут за взводом взвод.
Беда с бензопроводом. Отставший от колонны,
КВ остался в балке, а полк ушёл вперёд.

Прозрачных дней сиянье, и жаворонки в небе,
И ласточек в зените стремительный полёт,
Мечтать об урожае, о мягком тёплом хлебе...
Но где-то там, в машине, пробит бензопровод.

На гребне появились два бронетранспортёра.
- Ах, чёрт! Кресты по борту! Откуда, растудыть!
Осколочным, наводчик! - снаряд влепили споро,
Второй ушёл. Разведка. Ну, как теперь им быть?

- Механик, как с насосом? Наводчик, танки справа!
И грянул безнадежный и всем понятный бой...
Вот тридцать пять... плюс сорок... Немецкая орава
Несётся по дороге.
                - Что? Мимо нас с тобой?

Наводчик, бронебойным! Лупи по головному!
Ну, где ж тут командирский? Быстрее заряжай!
Вот так, горят четыре. Хотели по-другому?
Мы соберём сегодня богатый урожай!

В очередной атаке - шесть факелов на поле,
Машинам и пехоте давно потерян счёт,
И снова рвутся танки, и шесть горят. Доколе?
Но вот и самоходка немецкая идёт.

Тяжёлые снаряды броню в упор курочат,
Боекомплект расстрелян, заклинен пулемёт,
Радист, убит, механик, и падает наводчик,
Но только речь о сдаче сегодня не идёт...

Друзья, вернувшись к танку, услышали о бое,
Увидели сгоревший, расстрелянный КВ.
"Присвоить лейтенанту... посмертно... Да, Героя!"
А ласточки кружили над танком в синеве.

Закралась опечатка в приказ о награжденье,
Похоже, торопился дежурный командир.
По белому там чёрным: "Посмертно..., но "с врученьем..."
Военная бумага, поля казённых дыр.

...

И он, назло фашистам, со снятым пулеметом,
Немецкими тылами из схватки роковой,
Угнав немецкий "панцер" из рощи мимоходом,
Из окруженья вышел - с трофеем и живой.
____________________________

«13 июля 1942 года., в р-не Н-Митякинское 2-е, танк «КВ» лейтенанта КОНОВАЛОВА стоял из-за неисправности после боя (речь идет о бое, который состоялся накануне, тогда несколько попаданий вражеских снарядов привели к перебоям с топливом, но сразу это удалось устранить, однако позднее, 13 июля неисправность вновь дала о себе знать. - Прим. автора). Экипаж своими силами восстанавливал танк. В это время показалось две немецкие бронемашины. Тов. Коновалов немедленно открыл огонь и 1 машина была подожжена, вторая поспешно скрылась. Вслед за бронемашинами показалась движущаяся колонна танков, сначала 35 машин, а затем ещё 40.

Противник продвигался к деревне. Лейтенант КОНОВАЛОВ, используя выгодную позицию своего замаскированного танка, решил принять бой. Подпустив первую колонну танков на расстояние 500 - 600 метров, экипаж «КВ» открыл огонь. Прямой наводкой было уничтожено 4 танка. Колонна противника не приняла бой, вернулась обратно. (Думаю, что немцы даже представить не могли, что против всей их бронированной армады сражается всего один советский танк. - Прим, автора). Но через некоторое время развернутым строем деревню атаковали 55 танков противника. Лейтенант КОНОВАЛОВ решил продолжать борьбу с бронированными машинами немецко-фашистских захватчиков, несмотря на такое подавляющее превосходство. Героический экипаж поджег ещё 6 танков противника и заставил его вторично откатиться.

Враг предпринимает третью атаку. Герои танкисты, руководимые своим комсомольцем - командиром тов. КОНОВАЛОВЫМ, ведут огонь по танкам и машинам противника до последнего снаряда. Они уничтожают ещё 6 вражеских танков, 1 бронемашину и 8 автомашин с вражескими солдатами и офицерами. Советская крепость умолкает. Фашисты открывают огонь из 105-мм орудия, которое подтягивают к танку на расстояние 75 метров. Экипаж танка с героем-командиром лейтенантом КОНОВАЛОВЫМ вместе с танком погиб в этом неравном бою, защищая нашу Родину от немецких захватчиков.

Лейтенант КОНОВАЛОВ проявил мужество, непоколебимую стойкость, беззаветную отвагу. За героизм, проявленный при защите Родины, тов. КОНОВАЛОВ достоин посмертного присвоения звания «ГЕРОЙ СОВЕТСКОГО СОЮЗА» с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда».

Наградной лист на Коновалова. Фраза комбата Василькова «достоин посмертного присвоения... с вручением» оказалась отчасти пророческой.
Вот так описан этот бой в наградном листе. Внизу стоит дата - 17 ноября. Наградной лист подписан командиром 15-й танковой бригады майором Савченко. Как видим, товарищи не забыли о подвиге однополчанина. Командир бригады был другой, фронт уже назывался Закавказским, но героизм не имеет временных границ, поэтому командование решило воздать герою должное.

Всё в этом наградном листе правда, кроме одного - сам герой, лейтенант Семен Коновалов оказался... жив! В такое невозможно было поверить, но это так. Спустя некоторое время, уже после того, как документы ушли в Москву, в бригаду пришло от него письмо. Только тогда боевые товарищи узнали о том, как закончился тот день, 13 июля 1942 года...

Когда в ствол танковой пушки был загнан последний снаряд, Семен предупредил экипаж, что после выстрела все покидают танк. К этому времени боевая машина полностью «обездвижилась»: многочисленные попадания сделали-таки своё дело.

Грянул последний выстрел, и танкисты стали «эвакуироваться» через нижний люк. В это время самоходное орудие немцев с расстояния около 75 метров в упор расстреливало израненную боевую машину.

Выбраться наружу удалось только троим: самому командиру, технику-лейтенанту Серебрякову и наводчику орудия Дементьеву. Остальные члены экипажа погибли. Пользуясь наступившей темнотой, а также тем, что вокруг стоял густой дым, валивший от горящих немецких танков, советские воины скрылись в густой траве.

Они не знали, что на следующий день бригадные разведчики проберутся на поле боя, увидят сгоревший «КВ», останки танкистов в нем, переговорят с местными жителями и уйдут в полной уверенности, что весь экипаж геройски погиб. Об этом будет доложено командиру бригады. Все узнают о том, что Семен Коновалов и его ребята пали смертью храбрых на поле брани, сдержав данное накануне боя слово - умереть, но не пропустить врага.

Сами же оставшиеся в живых герои больше недели пробирались по фашистским тылам к линии фронта. Питались, в основном, сырым зерном и травой. Непосредственно к своим они прорвались, захватив вражеский танк. Это случилось далеко от того участка фронта, на котором воевала их родная бригада. Поэтому и пришлось воевать в другой части...