Как я играл в шахматы

Юрий Бондаренко Проза
 
         Однажды много лет назад я случайно забрёл в городской шахматный клуб, где его члены готовились к сеансу одновременной игры с известным шахматным гроссмейстером. Среди местных шахматистов несколько человек были мне знакомы.  Они мне предложили принять участие в игре. Всего в зале было двадцать четыре доски, расположенные П-образным способом. Мне досталось 23 место.               
         Председатель клуба и он же главный судья турнира ознакомил нас с правилами игры, представил именитого мастера шахматной игры. Им оказалась женщина лет сорока пяти. К сожалению, я не помню её фамилии.  Она начинала ходить белыми фигурами, а мы в свою очередь должны были играть чёрными.  Так, как у меня не было опыта в таких состязаниях, иногда приходилось играть с друзьями, родственниками, с сотрудниками, однополчанами и я имел самые элементарные познания в теории шахматных партий, то в голову пришла такая шальная мысль : « Буду ходить вопреки всякой логике, избегая всяких комбинаций и планов».
          Когда гроссмейстер подошла ко мне и сделала классический известный всем ход – Е-2 х Е-4, впрочем, как и на предыдущих досках, я обхватил голову руками и сделал задумчивый вид. Дама перешла к следующему противнику. Обойдя снова всех участников, она опять подошла ко мне. Тут я провокационно неожиданно передвинул свою правую крайнюю пешку на одну клетку. Несколько повременив, гроссмейстер пошла конём, видимо в уме уже разыгрывая известную партию. Я опять «задумался»… Свою тактику игры я повторял снова и снова, усложняя ситуацию на доске тем, что ходил фигурами куда придётся и, наконец, пожертвовав своей пешкой, успешно захватил инициативу в свои руки. Мой противник оказался в своеобразной тупиковой ситуации. Любой ход дамы был проигрышным.  Она заметно начала волноваться.
            Большая половина игроков проиграла свои партии, кто-то свёл игру на ничью. И в этот момент был объявлен тайм-аут, небольшой перерыв, во время которого главный судья турнира проинформировал нас о том, что нашего гроссмейстера подменит, прибывший мастер спорта по шахматам, её муж.             Я был поглощён мыслями о следующем своём ходе и не видел, как наша дама, что-то говорила на ухо своему мужу и кивала в мою сторону. Об этом мне потом рассказали мои знакомые зрители.  Игравших осталось мало, и тут я заметил, что за моей спиной скопилось немалое количество болельщиков. Они сопели, дышали, вздыхали, что-то шептали и совсем выбили меня из боевого настроя, в то время как мой свежий соперник попросту пошёл на размен и легко разрядил обстановку на доске.
             Мои нервы не выдержали и я сдался. Но эта игра осталась у меня в памяти на всю жизнь. В дальнейшем я пытался повторить свой незамысловатый трюк с другими обычными любителями шахмат, но, как правило, всегда был в проигрыше.  И тут приходит на ум известное название комедии русского классика Александра Николаевича Островского -  «На всякого мудреца довольно простоты»…
28.02.2016 г.