Пуританское размышление краткое введение

Инквизитор Эйзенхорн 2
ПУРИТАНСКОЕ РАЗМЫШЛЕНИЕ: КРАТКОЕ ВВЕДЕНИЕ В ПРАКТИКУ
Джилл Ферт (2009)

1

Считаете ли вы медитативное размышление чем-то хорошим? Эта практика переживает возрождение среди христиан во многих странах. Хотя она долго была в пагубном пренебрежении в евангелических кругах, она высоко ценится в Писании. Псалмопевец поощряет размышления о Писании (Пс.1.2, 118.15) и о могуществе Бога, явленном в Его творении (77.12, 104.34, 145.5 KJV). Размышление может быть простым раздумьем или декламацией Писания. Павел увещевает нас размышлять над тем, что "истинно, честно, просто и достойно похвалы" (Фил.4.8 KJV). Рассмотрение ежедневных событий также подходит для размышлений: Соломон предлагает нам подумать о муравье (Притч.6.6), Иисус наблюдает сельское хозяйство и уход за домом (Мтф.13.31-33), Павел использует наблюдения за солдатской жизнью и атлетикой (2 Тим.2.4-5, 20).
Пуритане высоко ценили размышления над богословскими доктринами и ключевыми положениями Писания. Они стремились заполнить свой ум, воображение, сознание и память Богом и Его целями. Ричард Бакстер (+1691) как настоящий пуританин сделал небо главным предметом своих размышлений. Джон Оуэн (+1683) особенно ценил размышления о Личности Христа и славе Его Царства и любви.
Пуританские размышления были частыми и сосредоточенными. Им посвящалось достаточно много времени. Бейтс замечает, что наши размышления подобны яйца, которые нужно высиживать. Если птица бросит яйца, они погибнут; если мы перестанем размышлять, мы потеряем утешение и радость, проводя время с Богом. Начинать размышления нелегко, это похоже на разведение костра из сырых дров. Тем не менее Бейтс в книге "О Божественных размышлениях" увещевает нас  продолжать раздувать пламя. Размышление начинается с рассмотрения избранной истины. Затем, развивая внутренний монолог, мы увещеваем самих себя, стремясь "оживить сердце" (Бакстер).  Размышление должно завершаться молитвой, ибо она подводит ему итог как ничто другое (Томас Уотсон). Пуритане молились и одни, и на общем служении.
Главное же - то, что размышление должно вести к конкретным изменениям в поведении (Эдмунд Калами, "Искусство Божественного размышления", 1634). Проповедь и чтение может обеспечить материал для устойчивого размышления, но, как отмечает Бакстер, хотя некоторые никогда не уставали слушать проповеди и читать Писание, но не извлекли из этого никакой пользы для своих душ.  Проповедь на короткое время может обновить их, но если она не будет должным образом перевариваться, польза будет недолгой.  Он сравнивает 7 или 8 часов , необходимых для физического пищеварения со временем, необходимым для духовного усвоения проповеди. Размышление - это не просто умственное сосредоточение на Боге, это сосредоточение на Нем наших привязанностей ("Вечное наследие святых"). Пуританин Томас Уайт был согласен с этим, когда писал, что лучше услышать одну проповедь и поразмыслить над ней всерьез, чем услышать две проповеди  в день и пропустить их мимо ушей ("Наставления по искусству размышления", 1672). Томас Уотсон (+1686) описал схоластическое исследование как зимнее солнце, которое светит, но не греет, тогда как размышление способно растопить сердце и залить его слезами любви. 
Стоит регулярно выделять время на размышления о Боге, Писании и о своей жизни. Для получения рекомендаций Вы можете ознакомиться с работами Питера Адамса и Джоэля Бике, такими, как "Пуританская духовность", а также с книгой Ричарда Бакстера "Вечное наследие святых" (рус.пер. СПб.,1901)   или http://www.ccel.org/ccel/baxter/saints_rest.iii.XII.html См.: Peter Adam, Hearing God's Words (2004),  Joel R Beeke, Puritan Reformed Spirituality (2006)

2

"Даже небольшая мысль о милости Божией может повлиять на наши сердца, но изменятся они лишь тогда, когда размышление поселится в них" (Эдмунд Калами).
Вы когда - нибудь ели холодную рыбу и чипсы? Это питательно, но застревает в желудке. Нам необходимо нормальное пишеварение. Наше знание Писания тоже нужно переваривать. Мы можем слушать много проповедей и прочитать кучу христианских книг, но мы должны лично обработать то, что мы услышали и прочитали, чтобы это могло стать частью нашей жизни.
Пуритане называли этот процесс духовного пищеварения размышлением или медитацией. Эти английские и американские верующие XVI - XVII вв. желали поставить всю свою жизнь под господство Христа. Самыми известными пуританами являются Джон Беньян, Джон Оуэн и Ричард Бакстер.
Бакстер (1615-1691) был викарием Киддерминстера (к югу от Бирмингема).  Наряду с регулярными служениями, ежедневной личной и семейной молитвой, духовным чтением, испытанием совести и ведением дневника Бакстер столь ценил размышление, что написал 400-страничную книгу "Вечное наследие святых" (1652), чтобы превознести его достоинства и объяснить свой метод. Я нахожу его руководящие принципы размышления практичными и полезными. В этой статье я кратко опишу их.
В "Наследии" Бакстер определяет, что он имел в виду под размышлением: "Общее название, которое я даю этой обязанности - это размышление или медитация, в отличие от просто мысли, рассмотрения и созерцания, которые обычно относят к духовным вещам" (Baxter R. The Saints Everlasting Rest. Philadelphia,1847. P.274). Размышление должно следовать за чтением Библии, слушанием проповеди и любым обучением богословию. Помолившись или обдумав какую-либо библейскую истину, мы должны выделить время, чтобы переварить ее и  дать ей возможность влиять на нашу жизнь. Мы должны возвращаться к прочитанному и ранее обдуманному для дальнейшего осмысления, как животное, которое жует жвачку, говорит Бакстер. Он объясняет, что размышление должно вовлекать ум, сердце и волю. "Как желудок должен готовить пищу для печени и селезенки, так есть то, что готовит для сердца и мозга, и поэтому понимание должно воспринимать истину и готовить ее для воли, чтобы та, получив ее, воздавала должное привязанностям. Пока истина лишь вращается в мозгу, душа не может овладеть ею. Наша великая задача - передать истину из головы в сердце" (Ibid. P.276)
"Медитация" - это библейское понятие! В Пс.1.2 псалмопевец призывает размышлять (хага) день и ночь о наставлениях Бога. Он декламировал Писание вслух и пропитывал им свой ум, мысленно или устно назидался (сиах) в великих делах Бога  (77.12 KJV), делах рук Его (143.5), в заповедях, уставах и словах Господа (Пс.118.15,23,148). Он также размышляет о человеческой хрупкости, радости и печали (Пс.45,49,73). Иисус Навин размышлял о книге Закона, зная, что она изменит его жизнь (Иис.Нав.1.8).
Пуританская медитация могла быть приурочена к любому месту Писания и любому аспекту повседневной жизни. Ее поле огромно. Бакстер говорит: "У нас есть столько предметов для размышления, сколько букв и черточек в Писании, вещей и существ во всем творении и дел правления Божия в мире и среди людей" (цит. по CW. V.3. L.,1838. P.298). Тем не менее "вечное наследие святых" (Евр.4.9-10 KJV) было высшим предметом размышления для Бакстера.
Томас Мантон предлагает нам выбрать тему, которая является наиболее подходящей к нашей ситуации. В печали мы ждем утешения; во времена нравственной борьбы мы размышляем над властью Господа помочь нам. Бакстер отмечает полезность использования памяти: "Выберите то, что вы будете рассматривать. Вы можете рассмотреть любое обещание вечной жизни в Евангелии, любое описание славы святых, воскресения мертвых и жизни вечной". Любой предмет для размышления может доставить вам радость! Мы всегда должны иметь запас такой информации в нашей памяти, чтобы, когда нам это понадобится, вынести из сокровищницы новое и старое (Лк.6.45). Если наша память слаба, мы можем обратиться к старым заметкам и выпискам из книг.
Пуританское размышление состояло из трех этапов: рассмотрения, внутреннего монолога и молитвы. Бакстер признает, что по мнению некоторых мы должны оставить эту утомительную работу и перейти прямо к молитве. Он отвечает, что размышление должно предшествовать молитве, чтобы оживить ее. Пуританин Натаниэль Ренью согласен с этим: "Размышление должно стоять между высокими тайнами чтения и молитвы, как великий улучшитель первого и высокий вдохновитель последней" (Ranew N. Solitude improved by divine meditation. L.,1839. P. VIII).

1. Рассмотрение

Рассмотрение позволяет нам применить истину к нашей жизни. Епископ-пуританин Джеймс Ашер предлагает нам "рассмотреть, как обстоит дело между Богом и моей собственной душой", а Томас Мантон рекомендует задать вопрос: "Какое отношение эта истина имеет ко мне?". Бакстер описывает этот процесс: "Рассмотрение открывает дверь между головой и сердцем  Как может слава Христа к чему-то побудить нас, если мы никогда не думаем об этом? Только размышление может дать нам аргументы для работы сердца. Если мы можем убедить других людей, сколько же мы должны слушать свои собственные сердца! И более того - сколько мы должны повторять эти доводы для убеждения наших сердец, споря с самими собой, приводя веские доводы в пользу истинности Писания против нашей неверующей природы, чтобы заставить замолчать все аргументы неверия, вникнуть в обетования, изучить знаки провидения, вспомнить свой собственный опыт и то, что было открыто святым в прежние века и в настоящее время, и извлечь оттуда то, что обращено конкретно к нам, чтобы получить наиболее яркие и убедительные аргументы и всегда держать их перед своим взором. Будем чаще использовать их, чтобы сохранить нашу веру свежей. Если вы приведете колесо веры в движение, от него начнут легче вращаться колеса добрых привязанностей" (Op.cit. P.278).
Бакстер рекомендует тщательность при рассмотрении любых вопросов. "От нескольких шагов вам не станет жарко, но от быстрой ходьбы в течение часа - станет наверняка. Краткая случайная мысль о небе не поднимет наши духовные привязанности, но серьезное размышление приведет мысли в порядок и сделает наше хождение серьезнее, взращивая наши сердца" (CW. V.3. L.,1838. P.308). Бакстер приводит пример этого небесного созерцания: "O благословенный покой, когда мы будем отдыхать от греха , но не от поклонения, от страданий и печалей, но не от успокоения! O благословенный день, когда я буду отдыхать с Богом, когда я буду отдыхать на руках и у груди Господа моего; когда я буду отдыхать, зная, любя, радуясь и хваля, когда мои идеальные тело и душа соединятся вместе, чтобы в этих совершенных делах дивно наслаждаться всесовершенным Богом; когда Бог, Который есть сама любовь, будет всегда любить меня и находить в этой любви радость, когда  я буду отдыхать в своей любви к Нему, и радоваться с пением (Соф.3.17), о, как я буду радоваться в Нем! Это та радость, которая была куплена через горе, тот венец, который был приобретен у Креста. Господь мой плакал, чтобы отереть мои слезы; Он истек кровью, чтобы  я мог бы теперь радоваться, Он был оставлен, чтобы я не мог теперь быть оставлен, Он должен  был умереть, чтобы я мог теперь жить" (Op.cit. P.292).

2. Монолог

Вторым шагом должен быть прямой разговор со своей душой, как это делал псалмопевец. "Что унываешь, душа моя" (Пс.42.5,11, 43.5 KJV). "Благословен Господь, душа моя" (Пс.103.1, 104.1 KJV). Бакстер отмечает, что этот внутренний монолог, беседа с самим собой был практикой святых людей Божьих во все времена (Быт.44.6, Суд.5.21, Пс.16.2, Иер.4.19). Давид особенно умоляет свою душу не унывать и укрепляется в созерцании. Бакстер приводит пример своего собственного монолога: "О мое сонное, земное, тупое сердце, как холодно ты в день возрождения!". Далее он приглашает нас перейти от рассмотрения к монологу как существенному шагу в духовной трансформации: "От простого рассмотрения, которое, как бы тщательно оно ни было, не повлияет на сердце всерьез,  мы должны перейти ко второму этапу, монологу, который есть не что иное, как разговор с нашими собственными душами. Как часто мы готовы учить других истинам, которые по сути не применяем, потому что не размышляем о них! Чтобы оживить свое сердце, вы должны вступить в серьезную дискуссию с ним, судиться с ним, призывать его самыми серьезными аргументами" (Op.cit. P.279-280). Каждый серьезный христианин способен проповедовать самому себе, говорит Бакстер. Если мы знаем свои сердца, мы можем бросить вызов самим себе в наших слабых местах и поощрить заботу о своих душах. Мы должны использовать здесь все аргументы, которые найдем убедительными.

3. Молитва

Молитва является неотъемлемой частью размышления. Бакстер утверждает, что серьезная молитва возвышает душу больше, чем любая медитация сама по себе. Обращаясь к себе и к Богу, мы подражаем псалмопевцу (Пс 42,9, 11; 77,1, 2-3, 4, 5-10, 11-20 KJV). Заметив, что Давид часто смешивает монолог и молитву, Бакстер пишет: "Это самый подходящий и необходимый шаг, который мы можем сделать. Наша цель состоит в том, чтобы утвердить наши сердца в любви Божией, чтобы мы могли исполнять Его волю". Томас Мантон напоминает нам о том, что целью размышления является его применение, чтобы "запечатлеть истину в наших душах". Бакстер завершает свой образец медитации  молитвой: "О мой Господь, если Ты дал мне ум, чтобы думать, не дай мне забыть Тебя. Если Ты дал мне язык, чтобы говорить, дай мне призывать Тебя с восхищением. Если я могу согнуть колени, да паду я к Твоим ногам. Если болезнь уложит меня в кровать, Ты сочтешь все мои боли и слезы (Пс.56.8 KJV). Верни меня, Господи, в Царство Твое! Невеста в пустыне говорит: приди, и Дух учит ее молиться и стонет вместе с ней воздыханиями неизреченными (Рим.8.22-27). Все творение вопиет: приди (Откр.22.20)! Ей, гряди, Господи Иисусе!" (Op.cit. P.285).
Желая помочь всем практиковать небесные размышления, Бакстер приводит в конце книги краткое резюме, подходящее даже для наименее способных людей, чья память может подвести. Он предлагает следующие практические рекомендации:
1. Отведите размышлению полчаса или час каждый день в дополнение к вашим ежедневным молитвам.
2. Найдите тайное место, чтобы посвятить себя целиком этой работе.
3.  Выберите время, как Исаак, который выходил для размышления вечером в поле (Быт.24.63), но если вы слуга или бедняк, найдите возможность уединиться хотя бы на работе.
4. Взирайте на небеса; убедитесь, что это ваше вечное наследие; постигайте его превосходство.
5. Побуждайте свою душу, сравнивая земные наслаждения с радостью небес.
6. Судитесь со своим сердцем.
7. Вспоминайте любовь, желание, надежду, радость, небеса, их красоту и величие, чтобы оживить уверенность.
8. Побуждайте себя к труду, пока не достигнете цели. Не отчаивайтесь, и ваша любовь и радость возгорятся снова.
9. Просите помощи у Бога; соединяйте молитвы с рассмотрением и монологом, серьезно умоляйте ваше сердце и благоговейно стойте пред Богом, когда просите Его сделать вас из камня пламенем, из забывчивого грешника - любящим и внимательным верующим.
10. Если вы что-то не смогли сделать в данный день, сделайте в следующий, пока ваше сердце не перейдет от земного к небесного, от сосредоточенности на дольнем к хождению с Богом,  и так до тех пор, пока вы не отдохнете на лоне Христа в полноте вечного отдыха.
Упоминание Исаака и его размышлений (Быт.24.63) в свое время было новинкой. Бакстер часто размышлял по вечерам под открытым небом. Наша давняя традиция библейских размышлений во время прогулок на свежем воздухе на закате многим кажется не слишком духовной. Но это хорошее время для глубокого сосредоточения. Вы можете размышлять в городском транспорте, возвращаясь домой с работы, или даже во время рутинного труда, такого, как мытье посуды или прополка.  Некоторые, возможно , предпочтут выделить для этого время после утренней молитвы или в выходные дни.
Но в любом случае Бакстер предлагает нам попытаться практиковать этот процесс, чтобы самим убедиться в его достоинствах.  "Я предлагаю вам пир; не отказывайтесь от трапезы, ибо вы обретете пользу, если не ограничитесь тем, что просто попробуете".  Бакстер был готов ради этого поставить на карту свою репутацию. "Если ты не хочешь таким образом взращивать свои дары и расти выше очень низкого уровня христиан, исполнять свое предназначение на своем месте и делать то, что ценно в глазах тех, кто взыскателен и чуток, если твоя душа не жаждет общения с Богом и ты не хочешь иметь полноты утешения, и не рассчитываешь на это и в смертный час - можешь отбросить эти наставления и заклеймить меня как обманщика".

Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn