Три поездки в Дивеево

Елена Седова
Поездка  первая:

"... на вразумление и исцеление".

Попутчиков не оказалось. - Иваново-Арзамас-Дивеево.- Дом паломника.- Акафист Серафиму Саровскому.- Матушка с наперсным крестом. - Святая Канавка.- Источник святой Александры.- Промысел Божий.-"Я вернусь сюда летним днём..."

Наконец решилась рассказать, что увидела, запомнила и прочувствовала, трижды побывав в Свято-Троицком Серафимо-Дивеевском монастыре.
Удивительное место, окормляемое Самой Пресвятой Богородицей, ставшее Её Четвёртым земным Уделом по молитвам преподобного Серафима Саровского.

Ещё в марте  2012 года была возможность отправиться в Дивеево, но тогда приглашение родных восприняла прохладно и даже с раздражением.

Только на исходе осени, почти через девять месяцев, вдруг почувствовала непреодолимое желание побывать в монастыре.

Попутчиков не оказалось. Поехала одна, но одиночества не испытывала. Была уверенность, что еду в родной дом, где будут рады моему возвращению, покаянному и смиренному.
            
Уйти от суеты мирской,
Чтоб душу содержать в порядке.
И попроситься на постой
Под благодать Святой Канавки.

Сказали мне:"Весны дождись,
Сейчас то слякоть, то морозно.
Не усложняй до срока жизнь..."
А я боюсь - вдруг будет поздно?

Меня дождём встречал перрон.
И нёс осенний ветер стужу...
Но дальний колокольный звон
Уже лечил больную душу.

До Дивеева из Арзамаса добиралась на такси. Вёз меня Александр, средних лет мужчина с открытым лицом и доброй улыбкой. Осеннее солнце уходило за горизонт... Убранные поля радовали глаз...

Через пятьдесят минут уже подъезжали к воротам монастыря. Договорившись с Сашей, что он приедет за мной через день, чтобы отвезти  к поезду, я направилась к зданию Паломнического центра.
Там мне объяснили, как пройти в Дом паломника.

Мой номер (келья) был на втором этаже. Поднимаясь по лестнице, увидела большую икону с изображением лика Серафима Саровского. Пронзительный взгляд батюшки был исполнен мудрости и ободрения. Так он встречает здесь каждого, кто переступит порог своего временного пристанища.

В келье чистота, уют, а современность убранства и удобств ничем не отличается от того, что можно увидеть в хороших гостиницах.
Уснула с лёгким и благостным  чувством. Во сне увидела маму и папу. Молодые и радостные, они словно одобряли моё пребывание здесь.

В семь утра я уже входила в Свято-Троицкий собор. Расстроилась, что нет у меня текста акафиста преподобному Серафиму Саровскому. Церковные лавки в  это время ещё закрыты. В притворе дежурная матушка дала мне свою книжечку, старую, зачитанную, но этим ещё более дорогую для меня.

Как же светло было на душе, когда вместе со всеми я старательно выводила:"Радуйся, преподобне Серафиме, Саровский чудотворче!"
Какой неизъяснимой любовью наполнялось сердце, когда звучали слова Величания:
"Ублажаем тя, преподобне отче наш Серафиме, и чтим свЯтую память твою..."

Закончилось утреннее богослужение. Открылась церковная лавка. Купила несколько книжек с акафистом.  Вышла в притвор,но дежурной на месте не оказалось. И я просто оставила на столике её книжицу, присовокупив две своих. Вернулась в храм и встала в очередь , чтобы приложиться к мощам Саровского чудотворца.

Вдруг подходит ко мне матушка с наперсным крестом (тогда я ещё не знала, кто носит такой крест):
- Это вы положили две книжечки акафиста?
- Да.
- Пошли!
- Куда?
- Ничего не говорите!
Она берёт меня за руку, ведёт и ставит в самую гущу очереди, состоящей из одних монахинь. Стекло над ракой приподнято. И я прикладываюсь к открытым мощам. Ничего не понимаю. Только слёзы льются сами собой. И ощущение нечаянной радости...
Выходя из храма, в притворе, снова вижу матушку с наперсным крестом. Искренне благодарю её.
"Это не я,- говорит матушка, - это преподобный батюшка Серафим так управил".

Иду как во сне. Плачу уже во весь голос. На паперти две монахини с участием спрашивают:
- Что случилось?
- Вы что-то потеряли?
 -Нет. Обрела, - сквозь слёзы говорю им.
Просят рассказать.
- Да. Это настоящая радость, - говорит одна из них и кладёт мне руку на голову.
Шла и думала:"Неужели и я сподобилась услышать Серафимово "РАДОСТЬ МОЯ?!"

Шли убогие и несчастные.
Утром шли. На исходе дня...
Всех встречая с отцовским участием,
Обращался к ним:"Радость моя"!

Искалеченные и недужные,
Жизнь свою почём зря кляня,
Так привыкшие к равнодушию,
Вдруг услышали: "Радость моя!"

Сердце дрогнуло. Слёзы хлынули.
Взгляд, что небо после дождя...
Душу снова к жизни подвигнули
Серафимовы - РАДОСТЬ МОЯ!

До сих пор из далёкого 19 века звучат бессмертные слова великого старца, купая наши души в богоочистительной любви и радости. И не будет этому конца и забвения!

Поднимаюсь на свой этаж. Слева на стене вижу большую фотографию: монахини идут по Святой Канавке. Впереди матушка с наперсным крестом. Сразу же  узнаю - ведь это она подвела меня к раке со святыми мощами.
Спрашиваю женщину, моющую полы:
- Кто это?
- Настоятельница монастыря - матушка Сергия. А почему вы спрашиваете?
Рассказываю и ей о том, что произошло  со мной.
 Обе плачем. Обнимаемся. Радуемся. Наверное, впервые по-настоящему понимаю,что значит выражение "сестры по вере".

После обеда, купив чётки, иду на Святую Канавку. Она сразу же за Преображенским собором.

Величаво плывут облака...
И в закатных лучах купола
Вместе с ними плывут над землёй,
Излучая ЛЮБОВЬ и ПОКОЙ.

А за храмом (и сердцу так сладко!)
Пролегает Святая Канавка,
Где над ней, по невидимой тропочке,
Богородицы шествуют стопочки.

Нескончаемо идут и идут паломники вдоль Канавки, вознося горячие молитвы Пресвятой Богородице. В этом молитвенном потоке и я. И ноги не болят. И усталости не чувствую... Тихо, почти беззвучно, вместе с прочитанной молитвой переговариваются чётки...

Вдруг за моей спиной раздаётся резкий, нервный голос:
- А где это я?! Это что и есть Канавка? А где же мой автобус?!
Невольно оборачиваюсь. Суетливая простоволосая  женщина хватает меня за руку, что-то говорит.
Мысли мои путаются. Сокровенный настрой разрушен. Недоумение. Раздражение.
Усилием воли заставляю себя сосредоточиться и продолжить путь.
А женщина словно сквозь землю провалилась.
Видно, и бесы иногда идут рядом с нами , чтобы сбить с толку таких, как я, духовно слабых, обросших мирской бронёй греховных метаний.

Сейчас, когда я пишу эти строки, вспомнились мне слова преподобного Серафима
Саровского: "Канавка эта - тропа, по которой прошла Царица Небесная.Канавка эта - стопочки Божией Матери, она до небес высока! Как антихрист придёт - везде пройдёт, а Канавки не перескочит!"

И этому верим! И на это уповаем!

После небольшого отдыха, ближе к вечеру, иду на источник святой Александры.
Небольшой деревянный домик. В нём сооружена купель.  Никого . Я одна. Робко окунаюсь дважды. Погружаю в святые воды платочки, рубашки, свои и тех, кто попросил меня об этом, когда я отправлялась в поездку.

Входит женщина. Разговорились. Она из Москвы. Живёт в Дивееве уже неделю. Каждый день приходит на источник. Окунаясь, молит Бога, чтобы её дочь удачно разрешилась от бремени.
Вдруг, внимательно всмотревшись, говорит:"А ведь это вас подвела игуменья матушка Сергия к открытым мощам. Можно я вас поцелую?"
Искренне и радостно обнимаемся. Свет любви великого старца, коснувшись меня, неиссякаемым потоком передаётся окружающим. Это ли не чудо?!
"Помолись о нас, отче, нами любимый, любящий нас!"

Вернувшись в келью, почувствовала сильную головную боль. Повязала платок, побывавший в святой купели. Через пять минут боль как рукой сняло!
Какой удивительный день! Сколько благостных знамений явил мне Господь! И всё это по молитвам Саровского чудотворца.
Как же велика твоя любовь, отче Серафиме, к нам, "болящим душею и телом..."

Этот день, 13 ноября 2012 года, будет в моей памяти неизбывно: всё, что произошло со мной в этот день, было дано мне не в награду, а "на вразумление и исцеление". "Спасай нас молитвами твоими, Серафиме, преподобне отче наш".

Воспринимаю свою первую поездку как промысел  Божий. Я увидела и прочувствовала столько, сколько смогла вместить моя душа. Большего я бы просто не выдержала.

Я вернусь сюда летним днём.
Встретит звоном
мой любимый Троицкий храм
весь в зелёном.

Вдоль Канавки, молясь, пройду
с крестным ходом.
И к распятиям приложусь,
и к иконам.

Окунусь в святые струи
в тихий вечер...
И поставлю за упокой
ближних свечи...

Продолжение следует.

Картинка - инет- Троицкий собор в Дивеевском монастыре.