Классная работа!

Анатолий Денисенко
    
     Рассказы серий «Курсантские деньки» и «Офицерские будни» - сочинения мемуарного характера. Они ориентированны на читателей, которые интересуются военной тематикой, темой обучения в военных училищах и в частности – в военных училищах связи. Эти рассказы также о том, как складывалась дальнейшая служба выпускников таких училищ.
*********************


Конец октября. Тёплая и сухая осень. Алексей и его новые друзья привыкли и немного освоились в военном училище. Сегодня прошли уже две пары занятий: «Основы электротехники» и «Военная топография». Довольно интересную тему изучали на второй паре – ориентирование на местности и движение по азимутам. Следующее занятие будет практическое, в лесу. А завершится курс топографии длительным, почти суточным занятием с большими ночными переходами группами по 3 человека с ориентированием днём и ночью. Программа курса интересная. Но это в будущем.

     Через пятнадцать минут надо быть готовыми к занятию по работе на телеграфных аппаратах в другом крыле учебного корпуса. Опаздывать нельзя, а на занятие к Петру Андреевичу - немыслимо. Быстро вышли на улицу. «Взвод! Бего-о-ом МА-АРШ!» Бежать курсантам, примерно, километр, это около пяти-шести минут. Они бежали мимо штаба, швейной мастерской, клуба, на крыше которого ещё осталось строение, служившее когда-то голубятней. Ещё перед войной там держали почтовых голубей.

     Алексей думал, что почтовые голуби использовались в далёком прошлом, до Первой мировой войны. Но побывав в музее училища, узнал, что ошибался. Голубиная связь широко использовалась  даже во время второй мировой войны. Некоторые голуби получали государственные награды (конечно, это было не в Советском Союзе), а один знаменитый почтовый голубь даже стал полковником английской армии.

     Голубиная связь, в общем, имела неплохие показатели: средняя дальность связи – триста километров, хорошо тренированные голуби обеспечивали восемьсот км, рекорд – три тысячи двести км; с подвижных пунктов депеши доставлялись голубями на тридцать-пятьдесят км; скорость доставки сообщений – шестьдесят – семьдесят км в час; размер депеши – шесть с половиной на шестнадцать с половиной сантиметров. 

     Алексею, как большому любителю фотографии, было очень интересно узнать, что голуби с большим успехом использовались для съёмок разных объектов. В начале двадцатого века были изобретены фотокамеры для голубей. Камера весила сорок граммов и делала до двенадцати снимков. Эти съёмки имели большой военный и коммерческий успех. Такие специальные средства и способы фотографирования с помощью голубей применялись, трудно себе представить, даже во время холодной войны в семидесятые годы. А что, логично. Снимать со спутника было далеко и дорого, с самолёта-шпиона - собьёт ПВО, а с голубя - съёмки с высоты сто метров, скрытно и совсем не дорого.

     Вдали за забором видны жёлто-зелёные склоны холмов Телички* и гладь величественного Славутича*. Запыхавшиеся, но довольные что успели, курсанты забежали в класс и расселись по своим местам. Большие круглые часы на стене показывают, что до начала занятий - четыре минуты. Надо быстро проверить работоспособность аппарата. Загудели двигатели «ЭСТэшек». Алексей набрал на клавиатуре «Широка страна моя родная» Телеграфная лента вышла плавно и ровно, шрифт жирный. Годится, аппарат работает исправно. Лента в барабане есть, надо быстро положить на стол бланки телеграмм, тексты, два простых карандаша, заточенные с обеих сторон, аппаратный журнал, одну телеграмму смыслового текста – на пепитр, клейницу с водой поставить рядом с аппаратом. Поправить гимнастёрку и ремень. К занятию готов.  Звонит звонок, значит до начала занятий - две минуты.

     - Выключить аппараты!  Дежурный - на исходное! - командует командир группы сержант Володя Новиков.
     Толя Навальный выбегает вперёд на средину аудитории, поправляет гимнастёрку, ремень и пилотку.  В классе  устанавливается тишина. Курсанты ждут преподавателя.  Входит преподаватель цикла СЭС подполковник Усик Пётр Андреевич.
     - Взвод, ВСТА-АТЬ! СМИРНА! - командует дежурный, - Таварищ подполковник! Пятьдесят четвёртая учебная группа на занятия по работе на телеграфных аппаратах ПРИБЫЛА! Присутствуют все. Дежурный по группе курсант Навальный.

     Пётр Андреевич поворачивается к группе и негромко здоровается «Здравствуйте, товарищи курсанты».
- Здрав желам, та-а-арищ подполковник!», -  громко отвечают курсанты.
- Прошу садиться. Подвожу итоги вашей самостоятельной работы. Все курсанты вашей группы на самоподготовке работали, ленточки сдавали, но некоторые ходят к нам редко. Вот например, курсант Валеев, за три дня был только один раз. Курсант Валеев, почему?
- Товарищ подполковник, я был болен, простудился.
Пётр Андреевич кратко объяснил необходимость регулярной работы на аппаратах. - Ваши старшие коллеги иногда на носилках своих товарищей к нам носили. Берите с них пример. Навёрстывайте.

     - Продолжаем занятие. Тема: «Передача телеграмм «на себя». Цель занятия: учиться передавать и принимать телеграммы без ошибок.
Переходим к работе. Сейчас всем напечатать в начале ленты «Классная работа ЗНК ВСКЛ». Увидев, что один из курсантов опустил голову и задумался, задаёт вопрос:
- Что такое "знк вскл"? Это нам объяснит курсант Горалио.
Лёня Горалио встаёт и задумчиво смотрит на преподавателя.
Пётр Андреевич:
- Курсант Горалио, вы итальянец?
- Никак нет, я русский, - отвечает Лёня.
- Хорошо, значит вопрос понимаете. Так что такое "знк вскл"?
Лёня уже пришёл в себя и отвечает:
– Ну, это, наверное, восклицательный знак.
- Правильно. Садитесь. Товарищи курсанты. На клавиатуре телеграфного аппарата нет восклицательного знака, кавычек, знака проценты, градус, номер и других. Поэтому эти знаки передаются текстуально. Например, знк вскл, квчк, процент, градус, НР.

     - Продолжаем.  Напечатать "Классная работа знк вскл". Затем передать три телеграммы серийностей «Самолёт», «Внеочередная» и «Срочная». После передачи каждой телеграммы оформить её приём. Вопросы есть? Курсантам всё понятно.
     - Включить аппараты! Пётр Андреевич внимательно смотрит на курсантов.
- Стоп! Выключить аппараты! Товарищ курсант,- обращается он к Мише Перцеву. Миша вскочил, вытянулся и представился:
– Курсант Перцев!
- Курсант Перцев, товарищи курсанты! Чтобы сесть правильно, то есть посредине перед телеграфным аппаратом, не надо двигать стол с аппаратом; вы можете повредить электропроводку. К тому же, все столы прикреплены к полу. Надо подвинуть стул. Курсант Перцев, вам понятно? Курсанты улыбаются, Миша тоже.
- Так точно, товарищ подполковник.

     - Продолжаем занятие. Включить аппараты! К работе приступить!
Курсанты начинают передачу. Пока ещё работают они довольно медленно. Через полчаса некоторые аппараты выключаются и курсанты заканчивают оформление журнала телеграфиста. Ещё через несколько минут преподаватель даёт команду:
- Выключить аппараты! Обменяться работами с напарником. Проверить работы друг друга, в журналах сделать отметку.  Поставить в журнал оценки с учётом нормативов. Нормативы доложит курсант Забловский.
Саша Забловский излагает чётко:
-Нормативы качества передачи на телеграфных аппаратах следующие. Передать телеграмму объёмом сто слов или групп и допустить не более одной ошибки – оценка отлично, не более трёх ошибок – оценка хорошо, не более пяти ошибок – оценка удовлетворительно. Курсант Забловский доклад закончил."
- Доложено правильно. Вопросы есть?». Курсанты молчат. Как говорится, «У матросов нет вопросов».
     - К проверке работ приступить. Подполковник ходит по аудитории, подходит к некоторым курсантам, смотрит их записи в журналах. Вдруг он оживился и взял журнал со стола одного курсанта:
- Курсант Ветров, а что это такое? Первая телеграмма – оценка три, вторая – четыре, третья – три. Общая оценка – три. Я вас не понимаю. Вы же написали, что у вас классная работа, а ваша оценка – только удовлетворительно. Несоответствие!
- У кого ещё общая оценка три? – в группе нашлось ещё три «троечника».
Курсанты оценили шутку преподавателя, улыбаются.
- Товарищи курсанты, те, у кого оценка не соответствует названию вашей ленточки. В течение недели вам надлежит обязательно сдавать ленточки ежедневно, работать не менее чем по сорок минут. Классная работа – это работа только на отличную оценку. Всем понятно?
- Так точно!
 
     - Продолжаем занятие. Товарищи курсанты. Сейчас я дам вам по секрету одну жаргонную кодовую фразу, которая используется телеграфистами для проверки работоспособности канала связи. При проверке канала телеграфист должен передать короткий текст для проверки, например, одну строку маскировочной телеграммы, далее телеграфист запрашивает ЗЗЗЗЗ (пять букв Зэ). Если канал нормальный - получает ответ ООООО (пять букв О). Если канал плохой - ответ ХХХХХ (пять букв Ха). Для лучшего запоминания: "Зина, Зина, Зина, как проходит моя работа, ответ: если хорошо - ООООО!", если плохо - ХаХаХаХаХа. Запомнили?
- Так точно! Оживление в аудитории, улыбки на лицах.

     - Сейчас вы будете передавать только смысловые тексты. Сделать следующий заголовок – БО БП три раза. Итак, БО БП  БО БП  БО БП. Это значит: работаем без ошибок, без перебоев.  Включить аппараты! К работе приступить!
Курсанты включили аппараты и с усердием передают тексты, стараясь не ошибиться. Через двадцать минут следует команда «Выключить аппараты» и «Каждому проверить работу напарника». Курсанты обмениваются работами и проверяют качество передачи друг друга. Делают отметки на ленте.

     Следует опрос и выборочная проверка качества работы курсантов. Преподаватель объявляет оценки за работу на занятии нескольким курсантам.

     - Последнее на сегодня задание, -  объявляет преподаватель, - передача текста технической пробы:  «В чащах юга жил-был цитрус, да? Но фальшивый экземпляр (1).» В скобках указывается номер пробы. В этом тексте присутствуют все буквы алфавита и основные знаки. Рекомендую вам применять этот текст для проверки исправности аппарата и качества канала. Всем передать пять раз. После этого - отработка передачи смысловых телеграмм. Работать ритмично. Слушайте метроном и ориентируйтесь на него.
- Включить аппараты. К работе приступить.

     Алексей успевает до конца занятия выполнить задание и передать три телеграммы по сто слов. Уже чувствуется усталость.

     Но вот время занятия истекло. Дежурный по группе подаёт команду: «Выключить аппараты». Преподаватель подводит итоги и объявляет конец занятий. Следует команда «Выходи строиться!». На сегодня занятия закончены. Курсанты строем идут в спальное помещение и готовятся к обеду. Впереди переход строем ротой в столовую на обед. Затем сорок минут свободного времени и самоподготовка в классе до самого ужина. На последнем часе самоподготовки можно уйти в спортзал или в библиотеку. Алексей через день практикует тренировки на снарядах в спортзале и библиотеку, а в день, когда нет занятий по работе на аппаратах, надо идти на цикл СЭС и «набивать ленточку». Ужин в училище – в  девятнадцать тридцать. После ужина есть ещё около часа личного времени. Вот такие они, курсантские деньки.

РЕЗЮМЕ:

1. Если анонсируется, что работа будет «классная», значит, действительно, должен быть отменный результат при высоком качестве работы и продукта): .

2. Текст технической пробы «В чащах юга жил-был цитрус, да? Но фальшивый экземпляр (1).», разумеется, можно использовать для проверки работы любого печатающего устройства, в том числе и клавиатуры компьютера.

3. Только регулярными тренировками, начиная с правильно поставленной основы, можно достичь очень высокой скорости печати (набора текстов). Начинать надо с того, как правильно сидеть, как держать руки, как правильно наносить удар по клавишам, в каком ритме работать. Только после этого можно постепенно, не торопясь, наращивать скорость.

4. Голубиную почту и фотосъёмки с помощью голубей можно использовать и сейчас (например, в любительских целях). В интернете есть информация о том, что некоторые такие фотографии очень высоко ценятся, особенно, если на них снята часть крыльев голубя, что доказывает способ съёмки. Разумеется, объекты для съёмки должны быть уникальными. Тогда и снимки будут тоже оригинальными и уникальными. А техническая сторона в интернете на специальных ресурсах описана. Прекрасная идея для оригинального хобби (ИМХО).

************************
ЭСТэшки - телеграфные аппараты СТ-35, СТА-2, СТА-2М;
СЭС - станционно-эксплуатационная служба;
Теличка - жилой массив в Киеве;
Славутич - река Днепр.
О подготовке телеграфистов можно также прочитать в рассказах "Телеграфисты" ( http://www.proza.ru/2016/03/20/181 ) и
"Подготовка телеграфистов" ( http://www.proza.ru/2016/03/21/41 ).