" В своей основе книжный знак - это выявление любви и
уважения к книге. Это - сгусток мыслей и чувств,
посвященных книге" ( А.А. Сидоров)
Увлечение книгой и экслибрисом остаётся увлечением и делом всей жизни многих художников и книголюбом России!
Экслибрис - "Ex ibris" в переводе с латинского "из книг" - книжный знак, служащий для маркировки книги библиотек,- для указания на её принадлежность книголюбу.В середине прошлого века экслибрис стал самостоятельным жанром печатной графики во многих странах мира. Экслибрисы имеют миниатюрный формат и по праву являются редкими произведениями изобразительного искусства.
Формы для печати гравируются на меди, дереве, камне или линолеуме, а затем - печатаются на бумаге и наклеиваются на внутреннюю сторону книжного переплёта или обложки любимых книг домашних или иных библиотек, раритетных собраний редких книг по избранным темам книголюба.
По характеру изображений различают книжные знаки:
- геральдические (с гербом и девизом или эмблемой владельца библиотеки);
- вензелевые (в декоративно- орнаментальную композицию включены
инициалы книголюба);
- сюжетные (изображается пейзаж,интерьер библиотеки, натюрморт, фрагменты
архитектуры);
- иконографические (портрет любимого поэта или писателя; портрет
друга по увлечению); и пр.
Художник должен обладать немалым мастерством, чтобы не просто отразить натуру, но и соединить искусство словесного образа с графическим образом изображения, прошедших через сердце и душу автора экслибриса! Мастер книжного знака сам создаёт новую художественную реальность, насыщая её многими скрытыми символическими смыслами и фантазией, причём такая,- озарённая воображением - реальность не ограничена строгими рамками,- много зависит от чувства меры, стиля и вкуса самого художника.
Мой давний друг по графике и книжному знаку, пропагандист лучших образцов книжного знака страны Владимир Иванович Митин (Ставрополь- Кисловодск), организатор множества выставок " Кисловодск в экслибрисе",работавший на сувенирной фабрике художественного фарфора "Феникс" - один из таких мастеров форм малой графики Юга России. С ним свела судьба в середине 90-х гг. прошлого века и до сей поры,- он работает в данной сфере графического искусства. Он ,- с 1992 года проводил раз в два года свои уникальные выставки работ друзей художников из разных городов СНГ: Айна Карлсоне (Рига); Сергей Парфёнов (г.Благодарный); Рудольф Копылов (г.Екатеринбург); Василий Якоби (г.Горняк);Александр Денищик (г. Орск); Татьяна Волкова (Москва);Никола Неймеш (Украина);Николай Бирюков (Кисловодск); Иван Земцов (Йошкар-Ола) и др.
Особо нужно отметить поддержку дирекции кисловодского предприятия художественного фарфора "Феникс", которая всегда представляла зал для размещения стендов с работами В. Митина и его друзей по искусству, оказывала помощь в печати тиражей книжных знаков и каталогов к выставках на офсетных машинах типографии.Помнится, что в 1995 и 1996 годах Владимиру Ивановичу удалось издать солидный каталог выставки "Кисловодск в экслибрисе", часть тиража которого он приготовил, как подарочное издание для коллег по штихелю и перу.
Скоро,- ему предоставился удобный случай для очных встреч и плодотворного общения с мастерами экслибриса и книголюбами- коллекционерами, когда он поехал в Санкт- Петербург на 27 международный конгресс (22-25 августа 1998 года), проходивший в Центральном выставочном зале (ЦВЗ) "Манеж". На открытии конгресса присутствовало около 500 участников и гостей форума экслибристов из 41 страны мира. Обидно, что не смогла приехать большая делегация и Китайской Народной республики, где очень развита уникальная и древняя техника цветной гравюры на дереве в 4- 8 досок, которую в совершенстве освоил к тому времени и большой друг В. И. Митина - Рудольф Владимирович Копылов из Екатеринбурга, с которым мы поддерживали переписку и обмен экслибрисами. Техника офорта тогда преобладала среди большинства участников конгресса.Интересны были темы экспозиций выставок конгресса в ЦВЗ "Манеж": "Мировой экслибрис 1996-1998"; "Серебряный век русского экслибриса, небольшая выставка "Памяти мастеров экслибриса А. Колокольцева и Г. Ратнера". Ещё 14 выставок книжных знаков и графики малых форм было открыло :
в здании Эрмитажа, в Академии художеств, в музее - заповеднике "Петергоф" и в Российской национальной библиотеке и др. Участники форума экслибристов могли наяву увидеть весь трудоёмкий процесс изготовления и печати гравюр и книжных знаков, когда на твоих глазах- рождается экслибрис и ты можешь своими руками подержать экземпляр тиража "охранной грамоты библиотеки" - экслибриса!
Особенно привлекла внимание Митина выставка "Современный петербургский экслибрис", где экспонировались работы около ста мастеров графики Санкт-Петербурга, среди которых были и знакомые имена (по заочной переписке):
Нина Казимова; Евгений Блюмкин; Юрий Люкшин; А. Гетманский и др.
Владимир Иванович привёз массу экслибрисов от коллег, фотоснимков с выставок и каталогов от друзей-книголюбов, энтузиастов- издателей тематических альбомов собраний книжных знаков о любимых поэтах страны.(Впоследствии наш общий друг - коллекционер В.В. Меркулов смог издать редкие альбомы по малоизученным - есенинской лермонтовской темам в книжных знаках!).
Удивительная и праздничная атмосфера праздника малых форм графики и экслибриса принесла радость и счастье общения с друзьями по увлечению!
1998
илл.-
экслибрис
Приложение:
ССЫЛКИ на другие эссе, стихи и статьи о
книжных знаках и друзьях -экслибристах:
http://www.proza.ru/2015/09/21/1342 Mitin Vlad
http://www.proza.ru/2015/07/22/1495 Museum by Artist Jaroshenko
http://www.proza.ru/2014/02/07/1278 For artists of Ex Libris
http://www.proza.ru/2013/01/25/1545 Artists of 21 Age in Ex Libris
(my friends).
http://www.stihi.ru/2014/06/23/2390 M. Lermontov in Ex Libris(Snezin)
http://www.stihi.ru/2013/12/02/7631 ( about poet M.Lermontov)