Настоящий полковник!

Любовь Матвеева-Поротикова
               
                «Не спрашивай старого, спрашивай бывалого» (русск. пог.)

               С дачи возвращалась с целой охапкой роскошных пионов. Куда мне столько? Встречная женщина неожиданно мне улыбнулась. Я протянула ей цветы: «Это вам!» Так мы познакомились с Хадичой  Джамалитдиновной Сыртлановой. Первое впечатление не обмануло: человек она оказалась общительный и приятный. Мы подружились. Однажды зазвонил телефон, и я услышала знакомый голос:
               - Приглашаю вас к себе в гости на презентацию книги!
               Презентация? Дома? У сильно пожилой женщины? Что за розыгрыш? Я потребовала объяснений!
               - Приходите, тогда всё и узнаете! – сказала моя новая приятельница, и положила трубку.
               В назначенное время я была на месте. Дверь открыла сама разрумянившаяся хозяйка. Она ждала гостей, и мне обрадовалась. Оказавшись в маленькой, уютной квартире, я осмотрелась. Негромко наигрывал магнитофон – известная певица пела о разочаровавшей её встрече с ненастоящим полковником. На накрытом праздничном столе блестел начищенными боками самовар. «В день рождения маме от сына» - было написано на его медном боку.
               - Так у вас есть сын? – спросила я Хадичу Джамалитдиновну.
               - Да, мой сын живёт в Москве! Вот эти подарки он прислал мне недавно. А этот – самый дорогой! – торжественно взяв в руки небольшую книгу, она протянула её мне. «Под крышей дома своего»,  Марат Сыртланов – значилось на её атласной обложке. И от руки на первой странице: «Только маме».
              - Вот он, мой Марат! – с гордостью сказала мать, указывая на один из снимков, данный в полный разворот книги. За плечами президента Ельцина, рядом с мэром Москвы, стоял молодой мужчина в форменном кителе с… тремя большими звёздами на погонах!
             - Настоящий полковник! – протянула я восхищённо в унисон с заканчивающей песню певицей, и мы обе с хозяйкой засмеялись.
             Читаю короткую аннотацию: « Марат Сыртланов после срочной службы в армии поступил на факультет журналистики Львовского военно-политического училища. Лейтенантское становление прошёл в воздушно-десантных войсках, затем в составе ограниченного контингента советских войск в Афганистане. По результатам службы военного корреспондента в Закавказском  военном округе был зачислен на редакторское отделение Академии, позже работал в центральной печати Министерства Обороны России.
             В должности старшего редактора журнала побывал во всех горячих точках последних лет, включая конфликт в Чеченской республике. За мужество награждён медалями «За отвагу» и «За боевые заслуги». Ему досрочно присвоено очередное звание – полковник. Автор нескольких книг"...
              Собрались гости. Мы «обмывали» книгу молодого полковника прекрасным марочным вином, присланным им самим. Отведали и других московских лакомств...
               Из гостей я уходила не с пустыми руками: уносила книги нашего земляка, его публикации в центральных российских газетах - дали почитать. Занимал вопрос – как он, человек из скромной семьи, где мать библиотекарь, а отец ветеринарный врач, выросший в сельской глубинке, стал образцом гражданственности и человеческой зрелости? Одним из тех, кто формирует общественное мнение, а иногда и попросту учит жить?
              Я не нашла ответа. Снова пришла к Хадиче, вернула ей книги.  Мы перебирали старые письма Марата, его дневники. «Помнишь, - пишет он матери, - как ты за руку повела меня в библиотеку, записала, и отдала в залог пять рублей? Так я приобщился к литературе»… Нет, это ещё не ответ на мои раздумья. Кто не читал запоем, перед кем книга не открывала двери в широкий мир?.. Да я сама такая...
              Однажды сын спросил: «Мама, а трудно быть писателем?» «Трудно, - ответила она, - надо очень много знать и не бояться говорить правду»… А скоро в республиканскую газету «Дружные ребята» ушла первая заметка одиннадцатилетнего автора…
              Увидеть впервые своё имя, набранное типографским шрифтом… Это был праздник! Так для Марата стало самым большим увлечением в жизни  стремление аккумулировать впечатления в точном слове. А через год Марат Сыртланов из посёлка Узун-Агач был послан в знаменитый пионерский лагерь «Артек» на седьмой Всесоюзный слёт юных корреспондентов!
             Наверное, сам Марат об этом никогда не думал, но там, в детском дневнике, который он вёл в Артеке, словно заложена программа его будущей жизни. Зачатки всех знаний, что он получил в детском лагере в форме игр, в дальнейшем он доведёт до профессионализма. И теперь он – кадровый военный, фотокорреспондент, классный водитель не только автомобиля, но и военной техники, и… писатель. Были у него в жизни, как в Артеке,  и «военные игры» в Афганистане, Чечне, и «соревнования» снайперов, и тревоги «воздух», а ещё «огонь, вода и медные трубы»…
              Военный корреспондент Марат Сыртланов посылал свои сообщения о самом важном  оттуда, с первых рубежей борьбы за правду и справедливость, находясь среди героев своих публикаций – сам герой! Не понаслышке знает он, как свистят пули, как погибают молодые солдаты, как  взрываются снаряды, мины, как атакуют самолёты!
              Помните подлый взрыв на Котляковском кладбище в Москве, который унёс четырнадцать жизней его товарищей и двадцать восемь ранил? Пришли они туда в годовщину помянуть боевого командира и товарища по Афгану М. Лиходея, не менее подло убитого в подъезде своего дома уже в Москве... Вот все они на снимке, сделанном Маратом за двадцать секунд до взрыва... Те, кто остался жив, и сейчас стоят рядом с теми, кого не стало через несколько мгновений - только на снимке…
                Тогда на встречу с боевыми друзьями  Марат пришёл с двумя сыновьями-подростками. Стал снимать всю группу. Выбирая лучший ракурс для снимка, он отошёл в сторону, и тут…
                - Помню, что асфальт вздыбился, в земле образовалась дыра, из неё повалил чёрный дым, - рассказывал он позже, как очевидец. – Я увидел, как над моей головой пролетело чьё-то тело, разрывающееся в воздухе на куски. Потом удар в голову, и – полная отключка!
                Придя в себя, он кинулся искать сыновей. Особенно тяжело пострадал младший, Ринат. А фотоаппарат, который позже будет найден среди кровавых ошмётков человеческих тел, не пострадал, уцелел…
                Я снова смотрю на фотографию Марата Фаридовича Сыртланова, и думаю: всё-таки особенные у него глаза. Глаза много повидавшего, мужественного, целеустремлённого и волевого человека.
               «Не избранный, а избравший» - написал он об одном из своих героев.
                Таков и он сам...