Командировка в Чехословакию

Николай Шурик
     Эта миниатюра принадлежит перу Владилена Ракушина, страничка которого на Прозе ру весьма мала.  Но он напечатал эту вещь под названием "Проблемная фамилия" в журнале "Чешская звезда"
Нельзя не отметить вдумчивого творческого оформления заголовка художником журнала: текст, напечатанный на старой машинке (1969 г.), попытки разобраться с фамилией при чешском написании, категоричное резюме "Вступ заказан!" (Доступ запрещен!) и синяя печать!
     Поскольку, мне тоже довелось печататься в этом журнале, договориться о помещении этой вещи на моей странице не составило труда. Кстати, там же я встречал еще знакомые фамилии авторов с Прозы ру...
Не к тому, что я хвастаюсь, но у него 4 рецензии были получены за два года, а здесь - за один месяц.

   
     Первый выезд за рубеж в командировку для молодого младшего научного сотрудника – дело не совсем обычное. Конечно, «Злата Прага – красавица Прага» всегда хороша, и зимой и летом, тем более, дело происходило в декабре 1969 года. В программе командировки было посещение ряда родственных предприятий, ознакомление с техническими процессами, решение вопросов, представляющих взаимный интерес. Первый день был предоставлен на обустройство и «акклиматизацию». Конечно, остаток того дня и ближайший выходной мы посвятили Праге. Архитектура, католические соборы, Карлов мост, музеи, часы, первые посещения магазинов, печное отопление – все это было интересно и необычно.
     Выезды из Праги на предприятия обычно проводились на «Шкоде» представительского класса. Темная кожа элегантных сидений, непривычные полезные мелочи в салоне, мощный малошумящий двигатель, позволяющий преодолевать подъемы, не снижая скорости, да еще отличные дороги, делали наши поездки «буржуйскими». Хотя прошло много времени, я не могу называть городки и заводы, где мы были, поскольку, эта часть командировки относилась к спецтехнике. Потому и произошел здесь забавный конфуз. Через соответствующее министерство было получено разрешение на посещение одного из режимных предприятий, куда утром мы и отправились. Малозаметная проходная в глухой ограде. Выходим из машины, чтобы оформить пропуска (на обычных предприятиях машину пропускают сразу, так как визит согласован). В бюро пропусков извиняются и ставят в известность, что пропуска заказаны только на двоих, поскольку, в связи со спецификой производства, австрийца туда не пустят. Ничего не понимая, сдаем паспорта в бюро пропусков. Оказывается, «ракушАн» на чешском – ни что иное, как АВСТРИЕЦ, и, после звонка (а не факса) из министерства с указанием фамилий, заводчане долго ломали головы, однако, решили «не пущать», согласно строжайшей инструкции того же министерства. Мой паспорт помог решить эту проблему, и не зря. Дело в том, что технолог нужного нам цеха не кончал советский ВУЗ, потому его познания в русском, особенно техническом, были весьма ограничены, в отличие от английского В то же время он отлично ориентировался в своей технической области на английском. Мой английский (понятно, технический) был к тому времени вполне пристойным, учитывая еще занятия кандидатским минимумом. Так что в этот день «австриец» вполне справился с ролью переводчика, и все вопросы по технической части (технического плана) были выяснены без использования чешского языка.
     Еще один «технический» эпизод - когда в очередной поездке мы проезжали Пльзень, грех было не остановиться у одного из пивных заведений. Антураж этого предприятия «общепива» был для меня непривычен и весьма интересен. Хотя пиво я не пил и не пью, но, зайдя туда с нашей «делегацией», не счел возможным подрывать социалистическую и мужскую солидарность, и потихоньку начал тянуть кружку бархатистого пива. Неожиданно оно мне так понравилась, что я даже пожалел о своих принципах, лишавших меня, как оказалось, такого приятного ощущения. Благостное состояние продолжалось как-то зыбко, пока все вокруг медленно не закружилось… Остальные члены делегации клятвенно утверждают, что вели меня за руки до машины (это – с одной-то кружки!) и открыл глаза я только перед самой гостиницей. К сожалению, ни опровергнуть, ни подтвердить сей факт, я не могу, ничего не помню.
      Так что, директор пражского завода, опекавший нас с самого приезда, на прощание презентовал фирменное пиво двум членам делегации, а третьему (догадайтесь, кому?) досталась бутылка «Кофолы» (чешского напитка типа «Кока-колы») со словами: «А это - для Мисс Австрия!». Все посмеялись, но «Кофолой» я был действительно очень доволен. Пиво я так и не пью. А в память о той поездке остались эти воспоминания, да отчет в спецотделе, но там я «австрийцем» не числюсь.