Одиннадцать долгих лет

Сергей Борисовец
ОДИННАДЦАТЬ ДОЛГИХ ЛЕТ

Павел стоял в коридоре купейного вагона и смотрел в окно. Косой дождик вместе с порывами ветра рисовали на стекле водяными разводами. В памяти, как пейзажи за окном, пролетали события нескольких последних дней…
В этот областной центр Павел приехал на юбилей военного училища, которое когда-то окончил. Юбилей, юбилеем, но повод и возможность повидаться с однокашниками затмило все. Не остановил его даже перевод к новому месту службы, куда он должен был отправиться сразу же по возвращению домой.
Торжественные и неофициальные мероприятия были настолько насыщенными, что время промелькнуло словно одно мгновение.
Сдав вещи в камеру хранения и проводив на поезд своего старинного друга, Павел взглянул на часы — был полдень.
— Так! Дело к обеду, а мы еще не ели! — негромко сказал он сам себе и улыбнулся. — Есть не хочу — мы с Серегой неплохо перекусили в привокзальном кафе. Вот бокальчик пивка такой жарой я с превеликим удовольствием долбанул бы где-нибудь в тенечке крыш или развесистых деревьев!
Когда Павел выбирался из вокзальной толчеи в город, его нечаянно, но очень «отчаянно» толкнул молодой парень. Тому друзья подставили подножку, и он, налетев всем телом на Павла, падая, уцепился за ворот его рубашки и некрасиво ее надорвал.
— Ешкин ты кот! — чертыхнулся Павел.
— Извините меня… Я не хотел…
— Спасибо, что хоть не хотел! — словесно поддел парня Павел, разглядывая разодранную тенниску. — Извини как кот свиньи! Что вот теперь прикажешь мне делать?
— Что? — переспросил, подошедший к ним вразвалку приятель возмутителя спокойствия. — Валить, дядя, отсюдова! Валить! Ты че, не понял? Валить тебе, я сказал надо! Не то…
— Если ко мне еще ближе чем на метр подойдешь, уважаемый «качок», у тебя в жизни сейчас будет самое хреновое «не то»! — перебил его Павел.
— Кого пугаешь, дядя?! — играя мышцами, хамовато спросил «качок». — Не такой как ты левизне мы с пацанами ласты клеили.
— К твоему горькому сожалению кроме тебя, конечно, я вокруг левизны как-то не наблюдаю! Заранее предупреждаю, что после тесного общения со мной отдельным глупцам потом даже многочисленные светилы от медицины ласты, о которых ты говоришь, с головы снять не могли. Теперь бродят где-то, вспоминая о спокойных добрых временах и проклиная себя за невоспитанность.
— А это мы сейчас проверим! — злобно сверкая глазами и надувая щеки, прошипел «качок». — Это с твоей головы кое-что будут снимать доктора! — добавил он и стремительно двинулся на Павла.
Тот поймал летящий в его голову кулак и отступил на шаг в сторону, словно хотел уступить «качку» дорогу. Придав нападавшему ускорение и подкорректировав направление дальнейшего движения, он «уложил» его на асфальт. «Качок» попытался в горячке вскочить, но только завыл, корчась от боли в спине.
— Кто еще желает?! — спросил Павел у оторопевших дружков «качка». — Ты? — спросил он у парня, который порвал ему рубашку.
— Нет! — испуганно замотал тот головой.
Их диалог прервал истошный женский крик:
— Убили! Человека убили! Милиция! Человека убили!
Представитель власти не заставил себя долго ждать.
— Что здесь происходит? — с железными нотками в голосе спросил молодой сержант милиции.
— Человека убили! — продолжала голосить румяная женщина с большим рюкзаком за плечами, указывая пальцем на встающего с асфальта «качка». — Ой! Да он никак живой! — округлив от удивления глаза, выпалила она и затараторила: — Товарищ милиционер, я иду, а этот к нему, а тот его так, потом так! Гляжу, этот упал, лежит и не шевелится!..
— Да тише вы! Дайте спокойно во всем разобраться! — строго прикрикнул сержант на румяную даму и обратился к Павлу: — Гражданин, предъявите ваши документы!
— Пожалуйста, но только держать я их буду в своих руках, — ответил тот, разворачивая служебное удостоверение, и, вероятно, для большей убедительности добавил: — Полковник государственной безопасности Полевой Павел Сергеевич.
Собравшиеся вокруг многочисленные зеваки придвинулись ним, всем хотелось заглянуть в удостоверение полковника.
— Кажется, я попал! — шепнул «качок» на ухо одному из своих приятелей.
— Не то слово! За нападение на комитетчика дадут на полную катушку! — ответил тот. — Нужно под шумок линять!
— Извините, товарищ полковник! Патрульный ЛОВД сержант Чибис! — отдав под козырек, представился милиционер и вытянулся по стойке «смирно».
— Спокойней, сержант, расслабьтесь, — умерил его пыл Павел.
— Товарищ полковник, разрешите обратиться!
— Разрешаю, только давайте без излишней официозной напыщенности.
— Товарищ полковник, может, вы сможете мне пояснить, что здесь произошло?
— Собственно говоря, ничего особенного. Вот этот парень, — рассказывая, Павел указал на «качка», — видимо, на спор с приятелями хотел им сальто продемонстрировать. Да вот незадача, немного не рассчитал и шлепнулся. Не знаю, может это он в последний момент увидел меня и изменил траекторию прыжка? Извини, парень, — обратился он уже к «качку», — если помешал твоему прыжку!
— Это так было? — спросил сержант у «качка».
— Так все и было! Вот и ребята видели! — обрадовавшись такому повороту событий, ответил тот. — Товарища полковника вот чуть не задел.
— Это вы, товарищ полковник, меня извините. Я сам во всем виноват!
— Да ничего страшного не произошло, Все в порядке! Только всегда помни, что привокзальная площадь не есть спортзал.
— Теперь мне все ясно, — произнес милиционер и почесал затылок. После обратился к «качку»: — Хулиганить в общественном вздумал?!
— Да нет, товарищ сержант, какое здесь хулиганство?! Так, пошутили с ребятами. Друга на электричку провожали.
— Пошутили они! Друга провожали! Чтобы я ни тебя, ни дружков твоих никогда больше здесь не видел! Поняли?! Еще раз появитесь, дам в руки по метле и будете площадь до последней пылинки вылизывать, бездельники!
— Понял! — улыбнувшись, ответил «качок» и, переминаясь с ноги на ногу, спросил: — Так мы, может, того? Пойдем?
— Дуйте! И чтобы через минуту духу вашего здесь не было! Время пошло!
— Отпускаете?! Товарищ милиционер, врут же они все! — вновь заверещала румяная женщина. — Врут, я все видела! Вот этот, — указала она на «кача», —  полез драться к полковнику, а тот его за это чуть не убил!..
— И по камень положил, даже надпись написал! — засмеялся Павел. — Насмотрелась гражданка «Кавказской пленницы»!
— Скорее всего, самой в артисткой стать захотелось. Придется устроить ее в театр. Раз так, прошу, гражданочка, пройти к нам в отдел для дачи свидетельских показаний, — сказал сержант, после того как переглянулся с Павлом. — Вы, товарищ полковник, не против, тоже пройти с нами? Ко всему я дам вам иголку и нитки.
— Не вопрос! Поезд у меня только ночью и я никуда не спешу.
— Вас тоже, господа лоботрясы, попрошу пройти в отдел. Вам, бездельникам, все равно нечего делать, так что часа три-четыре будете хоть чем-то заняты!
— Как три-четыре? — всполошилась румяная гражданка. — Я не могу! У меня электричка скоро!
— Ничего не знаю! — беря ее под руку, сказал милиционер. — Пройдемте, будете давать следователю показания по поводу драки между этими гражданами.
— Какому следователю?
— Обыкновенному! Капитану Орлову!
— Товарищ милиционер! Я ничего не знаю, ничего не видела! Я на электричку опаздываю! Отпустите меня! — пойдя на попятную, взмолилась румяная гражданка.
— Как я могу вас отпустить, если только что пожелали выступить свидетелем по делу о нарушении общественного порядка.
— Так вы же сами сказали, что здесь ничего не было! Товарищ милиционер, отпустите меня, пожалуйста! Я на электричку опаздываю!
— Можно было вас, гражданка, за лжесвидетельство задержать, но думаю, эти люди войдут в ваше положение и не будут на этом настаивать. Однако, на всякий случай, запишу ваши данные…

Выйдя из отдела милиции, Павел решил все-таки попить пива. Обойдя здание, он увидел четверых уже «знакомых» ему парней.
— А мы вас ждем, — сказал высокий блондинистый парень, стоявший рядом с «качком», когда полковник подошел ближе.
— Что-то еще случилось? — спросил его Павел. — Мне приключений на сегодня было достаточно.
— Да мы не это, — замялся «качок», несколько раз очертив кроссовкой дугу на асфальте. —  Как-то нехорошо с вами расстались. Я даже не поблагодарил за то, что не сдали меня менту. Сидеть бы мне сейчас у них в каталажке.
— Будем считать, ничего не было. Проехали. Мир?
— Мир! — радостно воскликнул «качок» и протянул ему руку в знак примирения.
— Меня Геной зовут, а задиру — Вадимом. Сколько раз говорили ему, чтоб не задирался, но без него ни одна драка не обходится. Постоянно проблемы на свою голову ищет. Вот этот, что рубашку вам порвал — Руслан, вот это — Жорка. Кстати, поехали к нам в поселок, рубашку зашьете. Здесь недалеко.
— Да нет, спасибо. Мне сержант в этом деле уже помог.
— Нашинский он, из поселка, — с гордостью пояснил Вадим.
— То-то я смотрю, как быстро он вас от беды погнал.
— Жарища стоит, мать родная, может, хотите искупаться? — предложил Гена. У нас, между прочим, около поселка классный водоем имеется!
— Это, где старая мельница и руины графского замка?
— А вы откуда знаете? Бывали у нас? — вопросил Руслан.
— Бывал и не просто бывал, — ответил Павел и на несколько мгновений задумался. — Я учился в здешнем военном училище. Вот и сейчас был приглашен отпраздновать его юбилей.
— Тем более поехали! — не переставал упрашивать его Гена.
— Будем считать, что уговорили! Но для начала, я сегодня выпью кружку пива или нет?! Где у вас продают свежее разливное пиво?..

— Ничего за эти годы здесь особенно не изменилось, — стоя на берегу водоема после купания и рассматривая окрестность, сказал Павел ребятам. — Может только руины замка стали поменьше, а деревья повыше. Кустов на пригорке раньше, по-моему, не было. Что касается вашего поселка, так в нем жила моя девушка. Хотя и провожал ее всего два раза, однако кое-что помню. В то время все пацаны в поселке были такие же задиры, как Вадим! После драки с каким-то «Котом», провожания окончились. С девушкой я встречался больше на КПП училища или где-нибудь в городе.
— С Котом? — в удивлении поднялся с травы Гена. — Это не с нашим ли кочегаром с котельной Ленькой Котовым?
— Уж этого я вам не скажу, так как не знаю. Моя девушка тогда в медучилище училась, мечтала стать врачом. Настырная была, наверно стала. Этих лет хватило, чтобы училище и институт окончить…
— Павел Сергеевич, а  вы, правда, полковник? — поинтересовался Вадим.
— Правда…
— Когда я вам хотел, так сказать, заехать по физии, у меня и в мыслях не было, что передо мной мог стоять полковник! Вам от силы, ну двадцать пять! Не больше!
— Хотя я и не барышня, спасибо за комплимент, но подмолодил ты меня конкретно!
— Кстати, коли заговорили о барышнях, скажите, как звали вашу девушку? — поинтересовался Вадим. — Может быть, мы ее даже знаем?
— Знаете или не знаете, какая уже теперь разница. Поди замужем уже давно, детишек полон дом…
— Ну, скажите, — заканючил уже Руслан.
— Понимаете, мужики, вы сплетню можете какую-нибудь запустить, и пошла небылица по поселку гулять. Мне не хотелось бы ей доставлять неприятности, тем паче по прошествии многих лет.
— А что мы знаем о вашей истории? Павел Сергеевич, будем молчать, словно воды в рот набрали! Никому ни-ни, обещаем! — поддержал приятелей Гена.
— Если так, то скажу. Откровенно говоря, мне и самому интересно узнать о ее судьбе. Звали ее Лиза…
— Стоп! — оборвал Павла на полуслове Гена. — Если она докторка, то это никто иная как Лиза Беляева! Черненькая такая?!
— Точно так! Ты не ошибся.
— Так это же наша «Королева»! — восторженно воскликнул Руслан.
— Кстати, Павел Сергеевич, — перебил его Гена, — она до настоящего времени не замужем и никогда не была. Сколько мужиков за ней увивались — ни за одного так и не пошла. За это ее и провали холодной Снежной Королевой. Красивущая! Как по поселку пройдет, так какой пеший дядька так себе шею и свернет, или в столб головой удариться. Водилы, кто Королеву знает, так те, во избежание аварии, норовят притормозить у обочины. Заезжие же непременно долбанут один одного. Заколдованная она какая-то. По поводу сплетен, так ими Королеву не удивить — столько о ней всякого в поселке болтают!..
— Я ее лучше всех знаю! Она вместе с моей матерью в одной больнице детским врачом работает! — взахлеб выпалил Руслан. — Они сегодня до трех и, если где в магазине не застрянут, то аккурат скоро будут здесь проходить.
—  А вы, Павел Сергеевич, случайно не женат? — полюбопытствовал Гена.
— Случайно не женат… — словно отрешившись от реального мира, ответил тот.
— Что и не были никогда?
— Когда, Ген, мне было время? После окончания училища распределился в спецподразделение. Полгода подготовки в горах, затем — Афганистан. После ранения снова туда… Потом контузия и снова госпиталя. Во второй раз учился говорить. Практически комиссовали. Боевой товарищ, тоже после ранения, перешел в другое силовое ведомство и меня за собой потянул. Всего не рассказать, об ином, так даже думать нельзя. Всю жизнь на колесах. Вот и завтра утром прямо с поезда соберу дома кое-что и снова в поезд — к новому месту службы. За остальными вещами потом приеду…
— Глядя на ваши шрамы, мы думали, что попали в аварию, — удивленно протянул Гена.

— Идут! — вмешался в беседу Руслан. — Между прочим, я давно мать и Королеву заметил!
Будучи совсем невдалеке, к ним приближались две женщины.
Павел подхватил с травы свои брюки, но от волнения все никак не мог попасть ногой во вторую штанину.
Заметив волнение полковника, Гена с руганью накинулся на приятеля:
— Руслан, какой же ты все-таки оболтус! — Королева столько лет не видела Павла Сергеевича, а ты его решил представить в самом неприглядном вида. Мол, здравствуйте, а я здесь в трусах стою на берегу!
— Да ладно, мужики, бросьте перепалку. Пока вы бранились, я уже оделся. Даже гриву успел причесать. Надеюсь, что она меня не узнает и пройдет мимо…
— Она-то может и прошла бы мимо, а мы на что? — засмеялся Гена. — Мы Королеве о вас напомним.
Вдруг одна из женщин взглянула на них и остановилась. Вторая, пройдя немного вперед, тоже замедлила шаг.
— Лиз, ты чего? Пошли, солнце больно палит! — позвала она подругу. Заметив сына, крикнула ему: — Ты сестру из детского сада забрал?
— Еще рано!
— Какое рано? Пока до садика дойдешь, к этому времени всех детей родители разберут! Снова наша Сашка в одиночестве плакать будет! Бегом за сестрой, сказала!
Щуря на солнце глаза, Лиза внимательно рассматривала мужчину, стоявшего среди поселковых парней.
— Паша, ты! — тихо спросила она и выпустила из рук большую хозяйственную сумку.
— Я…
— Я тебя ждала все эти одиннадцать долгих лет…

01 марта 2011года, г. Минск