Из книги «От Вишеры до Витима»
На фото: один из порогов на реке Сакмара
В затерявшемся среди всхолмленных степей юго-восточной Башкирии небольшом посёлке Баймак, куда занесла нас туристская жажда странствий, в ночной темноте носимся в поисках пристанища.
Мы не одни. Десяток групп собрались здесь. Челябинцы, пермяки и наши земляки набились в комнату диспетчера автохозяйства и в его коридорах, мы же с роскошью, – в «Доме приезжего».
В других местах такая ночлежка обычно зовётся – «Дом колхозника», но условия проживания везде одинаковы – комнаты на 5 – 7 коек.
Сутки болтались в вагонах и автобусах, сделали четыре пересадки и всё это – с тяжёлыми байдарками и неподъёмными рюкзаками, поэтому ребята, перекусив чаем, засыпают мгновенно.
Утром, когда солнце вырвется из-за горизонта, нам предстоит последний рывок по степной дороге к цели – реке Сакмара. С автобусом группы водников договорились накануне: диспетчер обещал два «Пазика» дополнительно к рейсовому.
А там два-три часа сборов, дозакупка продуктов, распределение снаряжения по байдаркам, их сборка и спуск на воду.
И когда уже будем готовы оторваться от берега, завхоз флегматично заявит, что забыли ряд пустяков: соль, например, или спички. И что масла на выпечку оладушек вообще не куплено.
И снова будем пересчитывать кульки и мешочки, и побежим в сельпо, где заодно нахватаем ещё всякой всячины, чтобы потом недоумевать: когда же это купили и зачем?
А потом.… Потом вешние воды Сакмары понесут нас через перекаты и пороги, мимо скал и лесов. Лёгкие будут вдыхать свежий весенний воздух, а глаза откроются шире, стараясь впитать всю прелесть пробудившейся от зимней спячки природы.
Будут мелькать посёлки, притоки и скалы со звучными именами: Арамбаево, Зилаир, Баракал, Яман-Таш. И руки будут неустанно работать вёслами, а слух настороженно ловить звуки гремящего впереди порога.
Но всё это впереди. А пока ещё ночь и неизвестно, когда будет автобус и будет ли он вообще.
Утром солнце с трудом разорвало пелену облаков. Автобус, отданный нам и группе из Тагила, проскрипев и отгромыхав на щебёночной дороге, высадил нас прямо на мосту через Сакмару. Левее, рассечённое оврагами, лежало село Юлдыбаево – начальный пункт маршрута.
Выгрузились. Посмотрели на реку и ахнули! Где мощь и скорость потока? Где «саянская река в миниатюре», которую обещали нам в Свердловске? Бежит ровный широкий поток, рябит вода на мелях. Ни скорости, ни перекатов и порогов, ни скал.
Экипаж «киношников» сразу же в два голоса заплакал: «Вот, будем две недели тащиться по мелям! Тоже, нашли нам реку!»
Но командирский экипаж, сдвинув брови, без слов взвалил свои тюки на плечи и двинулся на берег собирать байдарку. Сохраняющие нейтралитет «макаронники» засуетились у продуктов и котлов: «Что бы там ни было, а пить-есть надо».
К двенадцати часам дня суда спущены на воду, снаряжение уложено и увязано, завтрак и одновременно обед уничтожены.
«Адмирал» строго поглядел на экипажи и произнёс фразу, всеобъемлюще разъяснившую всю технику и тактику сплава:
– В общем, не ковыряться…. не отставать… и там… поглядывать. Колонной… за нами.
Что же, для такой реки и этого напутствия достаточно. Сели, оттолкнулись, поплыли. Деревня остаётся позади. Вот поворот реки и старая разрушенная плотина со сливом около метра, за ней мелкий галечниковый перекат на крутом повороте. Молча входим в слив, поворот, ещё поворот… и понесло.
Река сужается. И скорость есть. Задние байдарки отстают, мы их не видим, но не тревожимся, понимаем: это в порядке вещей – экипажи срабатываются. Идём ещё полчаса.
На всех маневрах командир молчит. Сам, дескать, догадывайся, что делать! А мне-то что?! В этом походе я всего лишь штурман, моё дело – карта, знай, греби да рисуй.
Но как-то непривычно, если экипаж не ругается. Не то. Вот сидели бы мы наоборот, он впереди, а я – сзади, я бы показал ему, что такое капитан, прокомментировал бы на всю реку его работу с вёслами.
Впрочем, пусть молчит. Всё равно сидим мы вдвоём в одной лодке только до порогов, а там разделимся.
Отставшие экипажи почему-то долго не догоняют. А впереди за поворотом уже что-то гремит. Судя по лоции, это первый порог.
Из-за очередного поворота выплывает скала с головой глухаря наверху. Точно! В лоции так и помечено: «за скалой-глухарём» – первый порог.
Причаливаем к песчаному берегу. Капитан сразу пристраивается загорать, я иду на разведку. Так, ничего особенного: под скалой гряда валунов, между ними слив, за ним – стоячие волны до полуметра – не захлестнут даже без фартука.
Ждём отставших. Наконец из-за поворота вырывается первая байдарка, за ней ещё две. Что-то многовато…. Так и есть – не наши. Причаливают. Знакомимся. Группа из Саратова, сплавляются с верховьев от села Бекетова. Мы тот участок проигнорировали: тихая речушка, ни перекатов ни шивер, – «болото» – на лексиконе водников. Признаются что ишачка по «болоту» и им надоела, рвутся в пороги.
А волжан-то что сюда занесло? Оказывается, тоже наслышались о прелестях Сакмары, самолётом добирались до Сибая. Сложность реки у них оценена на категорию выше, - привлекательно выполнить водную «тройку» за быстротечный весенний сплав. А у уральцев Сакмара – всего лишь «двойка».
А вот, наконец, и наша байдарка с «Кинщиком» в качестве капитана и матросом, которому ещё не успели подобрать прозвище, заменяющее в походе имя. Так и останется весь поход без «кликухи».
Третьей лодки всё нет, где же они?
– А там сидят, клеятся, – с ехидцей говорит главный «киношник» – Три пробоины на плотине и две ниже, на мели.
Непорядок, но что делать? Сидим, ждём. Через час все в сборе. Идём через порог.
Река всё веселее, всё суматошнее. Берега вплотную подошли к ней, сжали в узкое ущелье нависающими скалами. На скалах примостились группками и поодиночке хвойные деревья, то ли ёлки, то ли пихта – издалека не поймёшь. Холмы за скалами тоже покрыты лесом.
Почти на каждом повороте – или шивера, или порожек. Волны плещут, подбрасывают байдарку, как лёгкую щепку.
Очередной порог посложнее предыдущих. За сливом вал пенной воды ударяет в грудь, лицо, захлёстывает в кокпит.
Причаливаем, сливаем воду и крепим «фартуки», теперь пусть хлещет – байдарка надёжно закрыта сверху.
Вода всё ускоряет свой бег. Бурлит пена вокруг камней, на поворотах поток несёт судно на «прижим» или пытается вытолкнуть в улово. Гул волн многократно отражается в прибрежных скалах.
Пора перекраивать экипажи, делать их равноценными по опыту. Бросил я адмирала и ушёл к «шефу-макарон», пока что пассажиром. Здесь веселее: он кричит, «Казначей», она же «Медбрат», огрызается и изредка взвизгивает; при ударе волны оба в такт закрывают глаза – цирк, да и только!
Где-то впереди должен быть четырёхступенчатый порог Яман-Таш. Самый мощный, самый грозный. «Адмирал» начал беспокоиться:
– Штурман! – это он мне кричит, – где мы?
– На воде, – отвечаю, – забыл, что ли? По Сакмаре плывём!
Не принимает шуток:
– В каком месте? Сколько ещё до Яман-Таша?
Ну что ему ответить? Здесь столько поворотов, столько порожков и береговых скалок, что даже с хорошей картой в руках не уследишь за всеми. А у меня только обзорная пятивёрстка района да рисованная лоция. И они давно уже покоятся в непромокаемом кармане – не мочить же?
Да и карта у нас девятнадцатого столетия, и неизвестно ещё, – Сакмара ли на ней изображена или, может, Урал, а то и Иртыш в верховьях. А лоцию рисовали водники, пользуясь, видимо, часами, а не компасом.
В общем, нечего гадать, будет порог – услышим.
Продолжение: "Весенняя Сакмара, часть - 2
"http://www.proza.ru/2016/02/29/1728