Вырос я в Кокчетавской области - 12

Владимир Сизенов
Девочки

На занятия по физкультуре девочки надевали спортивные штаны на резинке. Рыженький немец (назовём его просто Рыжий) воспользовался этим. Он подкрадывался к какой-нибудь девочке сзади, резко сдёргивал вниз её штаны и убегал.

Девочкам, конечно, это не нравилось. На одной из перемен они окружили Рыжего и потребовали от него прекращения хулиганских выходок. В ответ Рыжий рассмеялся. Он был полностью уверен в своей безнаказанности и считал, что девочки с ним не справятся.

Тогда Орлова (одна из девочек) схватила его за грудки. Несмотря на отчаянное сопротивление Рыжего, Орлова при большом скоплении любопытствующих школьников положила его на лопатки. Я, будучи свидетелем этого случая, понял, что девочки в десятилетнем возрасте ничуть не слабее мальчиков.

Для Рыжего поражение было позором. Он оказался самым слабым в классе. Для того чтобы как-то самоутвердиться, Рыжий попытался побороться со мной, но проиграл. Мне был понятен душевный дискомфорт Рыжего. Очень тяжело, когда в классе многие старше тебя и намного сильнее. Испытал на своей шкуре.

Грамматика

Удивительно, но до четвёртого класса я не могу вспомнить ни одного классного урока. Как будто в школе я вообще не учился. Ученье давалось мне очень легко, и я считался твёрдым хорошистом. По русскому языку диктанты и упражнения я писал почти без ошибок, оценки мне снижали за грязь и корявый почерк. У доски я назубок произносил правило, заданное на текущий урок, и тут же надёжно его забывал.

Однажды учительница решила копнуть поглубже, и выяснилось, что я не помню ни одного грамматического правила. В дневнике появилась двойка с соответствующей записью.

Родители, ознакомившись с моими успехами в учёбе, посадили меня за изучение грамматики. Целую неделю я зубрил правила за третий и четвёртый класс, после чего отец проэкзаменовал меня.

Теперь правила я знал. Но попытки их применения на практике привели к тому, что я стал делать ошибки. В итоге по письменному русскому я съехал на тройки. К счастью это длилось недолго. Основательно подзабыв грамматику, я снова стал писать без ошибок.

Как это объяснить? Дело в том, что я много читал и, имея хорошую образную память, слова, не задумываясь, писал правильно. Вспомнив правило, я задумывался над правильностью написания слова. Появлялись сомнения, и с вероятностью в пятьдесят процентов я делал ошибку.

Подготовка уроков

Дома я уроки делал очень редко. А почему? Да потому что я приспособился. Письменные уроки на следующий день я делал на большой перемене. С устными было проще. Я обычно внимательно слушал учительницу, объясняющую новый материал, и этого мне было достаточно, чтобы на следующий день в случае надобности ответить на четыре. За пятёрками я никогда не гнался.

Однажды мне не повезло. Когда я делал упражнение по русскому языку, в класс вошла незнакомая учительница. Увидев, чем я занимаюсь, она повела меня в директорскую. Там мне устроили «разгон» за невыученный урок.

Но когда выяснилось, что урок я готовлю на следующий день, гнев сменился на милость. Мне объяснили, что перемена предназначена для отдыха, и уроки нужно делать дома. Предупредив, чтобы я больше так не поступал, меня отпустили. Но я всё равно продолжал делать письменные уроки в школе, только стал более осторожным.

«Книга книгой, а мозгами двигай»

В школьном коридоре висела доска, на которую помимо стенгазеты вывешивались также вырезки из газет и журналов. Интересного в них для меня было мало, но одна вырезка, содержащая заметку об основных положениях теории относительности, почему-то привлекла моё внимание.

Я перечитал заметку несколько раз, а потом дома пересказал её содержание отцу. Мой отец физикой никогда не интересовался, и поэтому я ожидал, что, выслушав меня, он скажет что-нибудь неопределённое, и на этом всё закончится.

Но отец, внимательно посмотрев на меня, спросил: «И ты этому веришь?». «Но это напечатано в заметке», — попытался оправдаться я. «Напечатать можно всё что угодно», — ответил отец, — «Не верь печатному слову. Думай своими мозгами. То, что энергия превращается в массу, а масса в энергию, это чушь. Ты это поймёшь, когда станешь изучать физику. Такой же чушью является и сокращение длины тел в направлении их движения».

«А как же эффект Майкельсона?» — поинтересовался я. «Эффект Майкельсона говорит только о том, что суммарное время прохождения прямого и отражённого лучей света зависит от длины пробега и не зависит от направления излучения. Всё остальное является домыслами».

Из беседы с отцом я понял, что нужно соображать своими мозгами, а не мозгами авторов, прочитанных мною книг. Аналогичную мысль устами деда Каширина высказывает и М. Горький: «Книги читай, однако помни — книга книгой, а своим мозгом двигай!».

Что касается теории относительности, то в школе и институте я с ней не сталкивался. После института я в основном занимался электронной техникой, и теория относительности была вне сферы моих интересов. Но отдельные вопросы физики меня всё-таки интересовали. Так, задумавшись над природой движения материальных тел по инерции, я сделал кое-какие наброски по теории пространств.

После выхода на пенсию, я на основе одного из пространств разработал гипотезу альтернативную специальной теории относительности (СТО). Основные постулаты гипотезы и СТО совпадают. Однако, для объяснения существующих фактов такие понятия, как релятивистская масса, Лоренцово сокращение длины и принцип одновременности, гипотезе не потребовались.

То есть искусственные образования, подвергающиеся ожесточённой критике, из гипотезы исчезли. Математическим фундаментом гипотезы явилась геометрия Лобачевского, в которой задолго до Эйнштейна были сформулированы преобразования, альтернативные преобразованиям Лоренца.

Из гипотезы следует, что реальное (метрическое) пространство описывается геометрией Евклида. Совокупность всех возможных скоростей материального объекта в метрическом пространстве образует виртуальное пространство скоростей, описываемое геометрией Лобачевского. Время является коэффициентом связи между метрическим пространством и пространством скоростей.

То есть в гипотезе универсальной мировой константой для всех инерциальных систем отсчёта (ИСО) является не скорость света, а длина пути, проходимого лучом света в вакууме за единицу измерения времени в направлении распространения луча. Таким образом, численное значение скорости света для всех ИСО остаётся одинаковым.

Фактически Лобачевский создал геометрию пространства скоростей, и его с полным правом можно назвать основоположником современной физики. Его геометрия изначально противоречит СТО, так как в её основе лежит множественность предельных скоростей.

С точки зрения проективной геометрии основная разница между гипотезой и СТО заключается в том, что если на плоскости за «световой абсолют» в СТО принимается окружность и только окружность, то в гипотезе за «световой абсолют» принимается эллипс, частным случаем которого является окружность.

Из геометрии пространства скоростей следует, что своим существованием время обязано наличию предельной скорости движения материальных тел в метрическом пространстве. Так как скорость света в вакууме незначительно меньше предельной, то её можно выбрать в качестве таковой. Чем выше скорость материального тела в метрическом пространстве, тем медленнее для него течёт его собственное время.

Об относительности скорости хода времени хорошо говорит следующий анекдот. «Бедняк в церкви молит Бога сделать его богатым и вдруг слышит глас Божий «Подожди один миг». Бедняк долго ждёт обещанного. Наконец, отчаявшись, он приходит в церковь и снова обращается к Богу «Миг давно прошёл, а я всё ещё бедный». А в ответ слышит: «То, что для меня один миг, для тебя вечность»».

Я полностью уверен, что моя гипотеза рано или поздно найдёт признание, иначе бы я не стал публиковать её в журналах и интернете. Но результатов от моих публикаций пока не видно. А почему? Да потому что я дилетант, а на статьи дилетантов большинство физиков не обращает внимания. А может быть для осознания сущности моей гипотезы ещё не подошло время?

Горошек

На новый год у нас была ёлка и всем школьникам сделали подарки. Подарки были простые, каждому школьнику подарили небольшую коробочку конфет под названием горошек.

Конфеты у меня появились впервые в жизни. Родители, конечно, сахар покупали, но на конфеты денег никогда не было. Свою коробочку я поставил на галанку около трубы и потихоньку целый месяц опустошал её. Впрочем, к конфетам я всегда относился равнодушно и особой ценности в них не видел.