О законосообразности

Павел Гордеев
Платон в "Критоне" утверждает родство законов земных (законов государства) и законов потусторонних (законов Аида). Если будешь преступать законы, - говорят Законы, - "то и мы будем на тебя сердиться при твоей жизни, да и там наши братья, законы Аида, не примут тебя с радостью, зная, что ты и нас готов был уничтожить, насколько это от тебя зависело" (54bd). "... послушайся ты нас, своих воспитателей, - призывают Законы, - и не ставь ничего впереди справедливости - ни детей, ни жизни, ни еще чего-нибудь, чтобы, придя в Аид, ты мог оправдаться этим пред тамошними правителями" (там же). Справедливо же следовать закону, то есть некоему порядку, имеющему сверхэмпирический характер (отсюда родство с законами Аида). Пусть не вводит в заблуждение кажущаяся абсурдность слепого следования возможно нелепым земным законам. Нет, не это имел в виду Платон. Дело не в самих законах, а в человеке. Только справедливый человек может действовать законно, то есть усматривать некий порядок и сообразовывать с ним своё существование, свои поступки. Именно эта способность законосообразности, то есть усматривания порядка и приведение себя в согласие с ним, является ключом к пониманию родства "законов земных" и "законов Аида".