Джон Оуэн. Восстановление отпадших от благодати

Инквизитор Эйзенхорн 2
ВОССТАНОВЛЕНИЕ ОТПАДШИХ ОТ БЛАГОДАТИ
Джон Оуэн (1675)
Works. V.3. L.,1826. P.95-100

Вопрос. Как мы можем быть восстановлены при отпадении от благодати?
Ответ. Мы говорили об отпадении от принципа благодати; и теперь я предложу вас несколько мыслей, которые могут быть применены к нашему восстановлению после такого отпадения. При этом я не скажу вам ничего большего, нежели, как я полагаю, я нашел на собственном опыте.
Если мы хотим восстановить духовную жизнь, мы должны прийти как можно ближе к ее источнику, как мы только можем, и держаться Его  столько, сколько мы можем. Вся наша жизнь исходит от Христа, и в сообразовании с Ним мы должны смотреть на нашу духовную жизнь.
Прежде чем я упомянуть, как мы должны подойти к этому Источнику жизни, позвольте мне заметить, что когда есть общее заразное заболевание (чума и т.п.), каждый человек будет проверять свое здоровье и безопасность, имея в виду другие случаи, но будет наиболее осторожным в отношении общего заражения. Если уже есть угроза жизни, то есть чума в том месте, где мы живем, то мы должны быть очень осторожны, чтобы опасная зараза по возможности так или иначе не достигла нас. Мне очевидно, что у кого есть некоторое преимущество, чтобы рассмотреть вещи глубже, чем обычно люди - что проклятое отступничество, которое распространяется в нашем народе и приносит плоды всяческого нечестия и нечистоты, заключается в отступлении от Христа и оставлении Его Личности. Некоторые пишут о том, как мало пользы от Личности Христа в религии; они крадут все евангельское учение.
Рассмотрим проповедь и беседы человеческие. Вы могли слышать много речей о добродетели и пороке; это было среди и философов древности, но если при этом Иисус Христос отложен и забыт, как если бы Он не принес нам никакого блага, то это значит, что люди вовсе не знают, как прибегнуть к Нему и как жить с Богом.
Эта подлинная чума, всеобщее отступничество времени, в которое мы живем, такова, что мы должны рассмотреть очень тщательно, не затронуты ли ею мы сами в какой-то степени, ибо там, где есть общий соблазн, он грозит в большей или меньшей степени всем людям, даже лучшим из верующих, и более или менее преобладает среди душ остальных. Я боюсь, что некоторые из нас не имеют любви ко Христу, не находят наслаждения в Нем, а также не имеют постоянной обители у Него. Мы очень ослабели в нашей вере и нашей привязанности к Тому, Кто Сам есть Жизнь и Кто есть центр, сила и слава всей духовной жизни, и через Кого мы единственно можем иметь дело с Богом - то есть к Самому Иисусу Христу. Я говорю об этом, чтобы мы могли понять, что если мы хотим возродить нашу духовную жизнь - а если кто-то из нас не интересуется своими падениями, то он совершенно безжизнен и лишен всякого духовного познания - то мы должны приникнуть как можно скорее и ближе к самому Источнику жизни. Это наставление Господа нашего Иисуса Христа: «Пребудьте во Мне: если вы не пребудете во Мне, вы не можете принести никаких плодов", ибо "никакая ветвь не может приносить плода сама собою".
Но вы спросите: как мы можем сделать так? Как мы можем приникнуть ближе к этому Источнику жизни?
1. Мы должны приблизиться и приникнуть к Источнику жизни, больше и чаще доверяясь Христу. Вера - это благодать, посредством которой мы не только привиты ко Христу, но в силу которой мы также пребываем в Нем.  Если это так, то чаще прибегать верой к Самой Личности Христа значит приближаться к Источнику жизни. И хотя мы должны усилить бодрость, серьезность, бдительность наших сердец в послушании, все же, если мы перестанем полагаться на Самого Христа лично, то какие бы мы сами ни прилагали усилия, желая ходить с Богом и жить с Ним, мы будем слабеть и в конце концов проиграем.
Понимаете ли вы меня? Я не учу мудрое и знающее стадо; я говорю к тем, кто пал. Предположим, что мы должны решить с большой серьезностью, усердием, бдительностью, что мы будем пребывать в исполнении наших обязанностей, в том числе внутренних, будем следить за нашими сердцами, что действительно необходимо нам; все же, если при всем этом мы не прибегаем часто верой ко Христу, как Источнику нашей жизни, мы падем при всех наших усилиях, бдительности и умножении обязанностей.
Посему, братия мои, позвольте мне дать вам этот совет, - что вы бы день и ночь, на ваших постелях, на путях своих, во всех случаях жизни - осуществляйте доверие к Личности Христа! Вера, действующая через созерцание Его, как Он представлен в Евангелии, через доверие к Нему и призывание Его - позволит вам постоянно приближаться к Нему, ибо Он приблизится к вам. И вы не сможете приблизиться к Нему, если не будете через эту веру, дар которой приходит к вам по благодати Его, постоянно приближаться к Нему, чтобы пребывать у Источника жизни. 
Я мог бы показать вам эти прекрасные преимущества, которые мы должны использовать, постоянно находясь рядом с Христом, Который является постоянным Источником благодати, и Он будет приближаться к нам,  если мы пребываем с Ним, хотим быть близко к Нему и приникнуть к этому Источнику.
2. Пребудем же рядом с Ним в любви. О, горячие чувства к Христу, что некоторые из вас испытали сами и могут это засвидетельствовать - что ваши сердца были наполнены любовью ко Христу, когда вы были под Его призывом верить в Него! И это чудесный способ оставаться со Христом непрестанно - пребывать в Его любви, чувствуя это единство!
Но как же тогда мы сможем управить наши сердца, чтобы пребыть со Христом в Его любви? Это тема, по которой я проповедовал не раз, и сейчас скажу лишь главное: в силу  превосходства Его Личности, превосходства Его любви, нашей нужды в Его слове, преимуществ и пользы, которые мы имеем от Него, и Его доброты к нам! Все эти вещи и многое другое мы должны вспомнить, чтобы предоставить себя Ему.
Но я назову лишь одно, и считаю, что этого достаточно, ибо я уже упомянул это и в молитве, с которой начал: потрудитесь, чтобы ваши сердца были наполнены любовью к Иисусу Христу, ибо в Нем пребывает вся полнота Божественного превосходства. Это был великолепный замысел Божий. Он не должен быть отделен от Его замысла прославить Себя в деле искупления, ибо значительная часть славы Божия замысла состояла уже в Воплощении Христа, чтобы в Нем представить нам Самого Себя, ибо Он есть "образ Бога невидимого и подобие славы Его лика". Теперь если вы рассмотрите Христа как Бога, великолепно явившего вам Самого Себя, вы найдете Его самым истинным объектом Божественной любви, той любви, что излита в ваши сердца Духом Святым, в которой вы найдете всю сладость, достаточность и удовлетворенность. Давайте же вспомним о том, что нам надлежит приложить свой ум к тому, чтобы созерцать Христа, как и все прекрасные свойства божественной природы и совета Его воли, а также любви и благодати, явленной во Христе.
Если мы будем пребывать таким образом у Источника жизни,   мы должны пребывать в этих вещах; и пусть любовь наша любовь будет обращена ко Христу, рассмотренному именно таким образом, ибо Он представляет высший объект вашей любви, как Сам Бог, во всех славных свойствах Его характера.
3. Добавьте к этому размышления. Постигайте как можно больше Христа и все Христово; пусть вас радует каждая проповедь о Нем. Он наш лучший Друг, и пусть  никакие трудности не удержат вас от постижения тайны Его Личности и благодати. Дивный совет небес и слава святого Бога явлены во Христе как Главе Церкви; если вы будете исследовать их, то найдете непостижимое сокровище Божественной мудрости, благодати и любви, явленное во Христе; поэтому размышляйте над ними больше. Позвольте мне заверить вас, что это окажется наиболее целесообразным для восстановления нашей духовной жизни.  И я буду следовать этому учению до самой вечности, ибо без него мы никогда не восстановим духовную жизнь во славу Бога во Христе.
4. И тогда, братья, спрошу: что делать, если вы чувствуете падения среди исполнения умноженных обязанностей и труда ввести духовность в ваши обязанности? Что происходит с нами, спросите вы? Я скажу так: осуществляйте каждую благодать, которая необходима для исполнения ваших обязанностей! Пусть каждая такая благодать находится на своем месте и надлежащим образом используется, и тогда ваши обязанности станут поистине духовными. Как, например, человек может быть духовным во всех своих молитвах? Пусть он оценит, какая благодать и какие упражнения благодати требуются для этой обязанности. Надлежащий страх и почитание имени Бога; вера, любовь и наслаждение в Нем; смиренное чувство собственной нужды, серьезное стремление ее восполнить, зависимость от Бога и Его руководства и тому подобное - все мы знаем, что эти милости необходимые для исполнения обязанности молиться Духом Святым. И пусть эти дары и милости будут использоваться должным образом, и вы будете духовны в своих обязанностях.
Разве не является нашим долгом благотворительность, уделение бедным? Наш ум должен быть готов, а сердце сосредоточено для конкретного послушания этой заповеди Христа. Есть дары благодати, необходимые для исполнения этой обязанности, и воздержания от противоположных ей пороков. Так что, если мы хотим принести духовность в исполнение наших обязанностей, будем использовать дары, необходимые, чтобы их исполнять.
Выскажу далее лишь одно предупреждение: следите за тем, чтобы ваша голова в понятиях и ваш язык в беседе не изгоняли истину из ваших сердец. Мы склонны забивать себе голову абстрактными понятиями  и употреблять их в наших разговорах, а не хранить истину в наших сердцах; и это значительно ослабляет духовную жизнь. Мы слушаем слово, и это имеет значение для того, какой мы дадим отчет за то, что Бог благовествовал нам, ибо мы должны будем ответить за то, что мы слышали и что извлекли из каждой проповеди, и хотя мы слышим много прекрасных слов, все же слишком ясно, как мало мы извлекаем из них! И причина этого в том, что некоторые, когда они слышат слово, ничего не делают дальше, не будучи "внимательны к слышанному, чтобы не отпасть" (Евр.2.1). И если мы жалуемся на вероломство нашей памяти - это самый безвредный способ уклониться от исполнения слова. Это предательство не наших воспоминаний, но наших сердцец и привязанностей, которые заставляют сердце уподобляться разбитому сосуду, не держащему воды, а потому бесполезному. Слово ускользает от нас, если мы не будем упражнять наши чувства и привязанности с его помощью, и оно быстро уходит из сердца, которое не находит ему должного применения. Мы слышим правильные проповеди и понимаем их, но что-то лишает нас и самой проповеди, и плодов ее. Человек слышит доброе слово истины, но вместо того, чтобы оно набрало силу в его сердце, он лишь берет понятия из него в свой ум и пытается насыщаться ими. Но это не тот путь, на котором мы сможем процветать. Дай Бог, чтобы я никогда не проповедовал ничего такого, кроме того, над чем потрудившись, мы получим опыт силы этого в наших сердцах, и не только сами извлечем пользу из слова, которому научены, но еще и передадим ее другим! И я молю Бога, чтобы вы все получили какую-то пользу от слова, преподанного вам, чтобы оно не было поколеблено плотскими привязанностями и не утонуло в умственных понятиях и разговорах, но чтобы вы смогли дорожить им в своих сердцах!
Вот вещи, старательно внимая которым, мы можем  восстановить наши духовные потери, на которые мы жалуемся и имеем на то причины.
Вопрос. Как мы можем открыться Христу для осуществления Его благодати, чтобы мы имели благодать укрепляться и быть готовыми к испытаниям? Или как мы можем прибегнуть ко Христу, чтобы мы могли получить благодать от Него, и чтобы оправиться от отпадения?
Ответ. Я думаю, что указания, данные Самим нашим Спасителем, столь ясны и столь совпадают с нашим опытом, что нам не нужно идти дальше. Он говорит: "Если не пребудете во Мне, не сможете приносить плоды". Если мы стремимся приносить плоды, которые состоят во внутреннем энергичном действии благодати в той же мере, что и в исполнении внешних обязанностей - то будем верными в наших умах и душах, а также в нашей жизни. Путь к этому, говорит Спаситель, в том, чтобы "пребыть в Нем". И если мы не сделаем это, то, как Он ясно говорит нам, что бы мы ни делали еще, мы не сможем приносить плоды и, скажем более того, вообще не узнаем,  что такое пребывать во Христе. Конечно, это означает не просто не отпадать от Христа, хотя, если мы говорим, что если человек где-то пребывает, значит, он не намеревается уйти.  Ибо надеюсь, что если при всех наших падениях мы продолжаем оплакивать их и хотим быть плодоносными, то мы не покинули Христа и не отступили от Него. Мы пребываем в Нем, как ветвь питается от корня, с которым она всегда связана и которому принадлежит. Поэтому, если мы таким образом пребываем во Христе, мы живем в Нем, и Он обитает в нас. И это и означает - пребывать во Христе, всегда быть близко ко Христу и в духовном общении с Ним. Это не просто сам акт веры, которым мы прививаемся ко Христу таким образом, чтобы уже не потерять Его, но это особое, духовное состояние души, пребывающей во Христе, с Ним и в Его присутствии. 
И если это пребывание со Христом должно порождать некоторые действия в наших душах, давайте рассмотрим, какие этой действия и что может помочь нам прояснить этот вопрос. Во-первых, это несомненно некий акт в наших умах; во-вторых, акт нашей воли; в-третьих, действие наших привязанностей. И, таким образом, мы пребываем со Христом и имеем возможность принести плоды.
Во-первых, Христос пребывает в наших умах. Это, как мне представляется, предполагает созерцание Его и мысли о Нем день и ночь. "На ложе моем я искала его", говорит супруга; будем же все больше рассматривать Личность Христа, созерцать Его как наделенного славными служениями, а также доверять замыслу Отца в Его деле.  Мы все", говорит апостол, "созерцая открытым лицем славу Господню, как в зеркале, преображаемся в тот же образ от славы в славу, от Духа Господа". Братья мои, обратите на это внимание, и стремитесь к тому, чтобы "преображаться в тот же образ", то есть, в образ и подобие славы Божией во Христе. Смею смело сказать, что те из нас, кто имеет основания ежедневно опасаться нашего ухода из мира и знает реальное положение вещей, не может иметь  никакого большего желания, и ничто не может быть чаще в наших умах, чем то, что мы можем более и более изменяться в этот образ, прежде чем мы выйдем из этого мира; ибо мы ищем совершенства в подобии Христа. Поэтому пожилые христиане в особенности могут свидетельствовать, что теперь у них нет никакого  большего желания и вряд ли вообще есть какое-то еще, нежели все более и более преображаться в образ Христа. Именно поэтому с годами мы все больше жаждем больше и больше преображаться в образ и подобие Христа. Как же мы достигнем этого? Почему апостол учит нас непрестанно взирать на Христа, хотя это подобно тому, как мы смотрим через оптические стекла на объекты, удаленные от нас? Мы пребываем с Ним, говорит он, когда непрестанно ищем Самого Христа и славы Божией в Нем. Нам предстоит Тот, в Ком все величие;  и если мы взираем на славу Божию во Христе, будем видеть Его во всем, что предстает нашему взору. Личность Христа, Его служение, заслуги, пример, жизнь и смерть - пусть все это будет непрестанно пребывать в ваших умах, когда вы созерцаете Христа. Я не знаю, говорили ли вам об этом другие братья, но я бы дал вам совет, пожилые христиане: сколько бы вы ни оставались еще в этом мире, потратьте время на то, чтобы размышлять о Христе! Все, чему учили вас служители, имело своей главной целью наставить вас на это; и на самом деле, если я что-то понимаю в вещах, мы извлечем из этих размышлений сладкую силу, преобразующую весь опыт, который мы имели в других взаимоотношениях и обязанностях. "Мы должны быть изменены в тот же образ" (KJV): это значит, что мы должны иметь Христа в нашем уме, размышлять о Нем даже ночью в постелях, на прогулке и в другое время, которое мы можем выделить для размышлений. Ничем не оценить пользу от этого труда созерцания.
Во-вторых, если вы будете пребывать с Христом, Его воля будет действовать в вас и во всяком вашем усердии и заботе о послушании, которого требует Христос, Он вас не оставит. Это наилучший способ общения со Христом - во всяком нашем деле предоставить Ему свою волю в готовности ко всякому послушанию, к которому Он призовет нас. Пусть главным для нас будет вопрос: есть ли воля Божия, чтобы мы поступили так-то, или нет?  И если так будет, то давайте молиться, чтобы быть готовыми пребывать со Христом и радостно повиноваться Ему во всех наших обязанностях, к которым Он нас призывает, как и во всех остальных вещах. Я бы призвал каждого из вас подумать, конкретно в своем случае, чего Христос требует от меня лично в порядке долга и послушания, и быть готовыми исполнять все вещи, которые Христос требует от нас. И в особенности, братья, я призвал бы вас быть готовыми к тому, чего Христос требует заботиться больше всего - хранить себя от грязи, от пятен и скверны мира. Этого Он требует во все времена, при всех обстоятельствах и во всех случаях жизни. И разве не этому учит нас вся проповедь Евангелия и все учителя, что наставляли нас? Все вы научены также тому, что вы должны знать свой долг в целом, как и то, чего Христос требует конкретно от вас. И если вы знаете это, то блаженны вы, если исполняете! Вот плод вашего созерцания Христа, о котором я прошу вас и хочу, чтобы его и моей душе хватало в изобилии, в то время как мы еще в этом мире; и если вы найдете Христа в исполнении этой обязанности, Он будет чаще приближаться к вашим сердцам, и эта обязанность будет больше способствовать тому, нежели любая другая.
В-третьих, есть пребывание со Христом и в моменты наших падений и поражений. Мы можем любить все, о чем мы сказали, и восхищаться этим, но если мы не будем мыслить духовно, нам будет поставлена преграда. В этом мире ни от кого не требуется быть столь же духовным и евангельским, как на небесах, однако, нуждаясь в любви и радости, люди чаще всего ленивы ко всему, что способно их дать. Я могу провести этот день и час таким образом, чтобы не принести пользы своей душе и не воздать никакой славы Богу, и все же желать при этом любить Его и наслаждаться Им. Будем же охотно исполнять свой долг и радовать сердце Бога и человека, Христово и наше собственное. Потрудимся и будем молиться о том, чтобы мы могли пребывать со Христом в радости и восторге, находить в Нем сладость и освежение, и чтобы любое общение со Христом приносило духовную радость и веселье в наши сердца. Теперь у вас есть прекрасная возможность жить со Христом, стряхнув житейскую суету; есть лучшее время для этого.
 
Перевод (С) Inquisitor Eisenhorn