На мой взгляд, все достаточно просто.
Существуют два вида людей: рационалисты и иррационалисты. Если первых отличает более развитое левое полушарие (рациональное мышле-ние), то вторых – правое (иррациональное, интуитивное мышление). Причем рациональное и иррациональное мышление напоминают два сообщающих-ся сосуда: чем сильнее развито у человека рациональное мышление, тем менее развито интуитивное. И наоборот.
Но это еще не все.
Есть еще такое понятие как «способность человека к сопереживанию другим людям».
(Это качество называют еще «человечностью», но я бы воздержался от отождествления этих понятий. Ниже объясню почему.)
Так вот существует одна программа человека, которая говорит о том, что чем более развито у человека рациональное мышление, тем менее раз-вита у него способность к сопереживанию другим людям. Наверное, многим это не понравится, но ничего не попишешь: таковы «правила игры» Создателя.
Итак, мы имеем «на полюсах» два вида людей: одни – абсолютно сопе-реживающие всем людям на свете без исключения (но клинические идиоты), а другие – абсолютные эгоисты, хотя и неглупые.
Понятно, что ни один из этих вариантов зравомыслящих людей устро-ить не может. И идеалом человека, с их точки, зрения не является. В идеале люди должны быть «оптимальными» - наполовину рационалистами и ирра-ционалистами.
Так вот, одна из ошибок Церкви заключалась в том, что она избыточно прославляла «идиотов», «юродивых», и почти не замечала «оптимальных людей» (наполовину рационалистов и иррационалистов). В результате на протяжении многих веков мы воспитывали целые поколения, не способные противостоять «внутренним врагам», «слугам Сил Зла», живущим среди нас и нередко правящими нами.
Никто никогда не убедит меня, что люди с рациональным складом ума, создающие, скажем, новые лекарства против опасных болезней и прове-ряющие эффективность таких лекарств, прежде всего, на себе и своих близ-ких, менее угодны Богу, чем отдельные юродивые. Не зря говорят: «Если Господь хочет наказать человека, он лишает его разума».
Нет, временами просветление у Церкви все же наступало. Речь о кано-низации такого «оптимального человека», как великий князь Александр Невский. Но это скорее исключение, чем правило.
ИСАЕВ Александр Аркадьевич, автор книг «Психология биоробота», «Управ-ляя Зазеркальем», «Физическая психология» и др.