Карьерные ухабы

Владимир Озерянин
см.ФОТО:1.Гасиленко. Рядом с ним  его слова мычание. Когда он не знал о чем говорить, а это бывало довольно часто, он мычал:"Э-э-э, и кроме сказанного, э-и-эи-э, и в дополнение к сказанному, э-э-э, и как я шарже его личный автограф, и слово"Согласен"). Шаржи мои. Выполнены тогда же, во время совещаний.


        Первая моя встреча с Гасиленко произошла в далеком 1987 году. Тогда я только что приступил к работе в санитарно- эпидемиологической лаборатории, будучи  еще лейтенантом. Он сидел, как вахтер, в захудалой общаге за перегородкой, прямо  при  входе в казарму ОЗРАдн*. Молодой, розовощекий капитан, небольшого росточка, расточавший мне улыбки навстречу. При этом усиленно затягивался дымом сигареты, а пепел стряхивал себе в левую ладонь. Я представился и доложил цель своего визита. Мол, так и так,  пришел проверять санитарно-гигиеническое состояние подчиненной ему части. Он в свою очередь, картинно  ломаясь,  под козырек доложил, что является командиром отдельного дивизиона зенитчиков.

      Я еще тогда удивился, что какой -то он слишком молодой для командования целой отдельной частью. На что мне со временем знающие офицеры растолковали, что ничего удивительного в этом нет. Он, якобы, лейтенантом начинал службу в одной из дивизий ВДВ на юге СССР. Там сподобился жениться на  молоденькой десятикласснице, дочери  одного из командиров полка. И вот, якобы, тесть теперь является его мощным протеже по продвижению в службе. Мне оставалось только в очередной раз  в шутку попенять себе  за то, что в свое время женился не там и не на той. Везет же некоторым!

      Он был, как минимум, на пять лет меня моложе. Пока  я все еще бегал,  стирая подошвы по полкам и батальонам в звании старлея, он уже досрочно получил звание майора. Лично с ним, как и с большинством командиров частей,   отношения  складывались  довольно  приязненные, потому что никто не хотел иметь проблемы на ровном месте. Вот и он приглашал меня  иногда на свои дни рождения и замачивания внеочередных звездочек.  Иногда при случае тет а тет  даже  доверительно жаловался, что его все таки задерживают в служебном росте, не дают досрочных званий, не продвигают в должностях, как бы ему того хотелось.

      Я вынужден был сочувствовать ему в глаза. Про себя же удивлялся его наглости. Сотни офицеров на должностях подобных той, что занимал он, как минимум на десять лет его старше, живут, служат и радуются жизни, а этот недоволен. Оказывается,  ему кажется, что его  незаслуженно затирают, обходят, несмотря при этом, что уже как минимум два звания он получил досрочно." Может и так, ему виднее",- думал  тогда  я.

           Время летело быстро. Я уже побывал в Ферганской дивизии в должности эпидемиолога дивизии. Получил там звание капитана. В связи с ГКЧП и развалом Союза, вынужден был вернуться обратно в Болград.  Сначала  начмедом  парашютно-десантного полка, затем командиром медицинского батальона.

         Тогда шла массовая перетрубация офицерского состава. Краем глаза заметил, что майор  Гасиленко уже служит начальником штаба одной из бригад.  Мне он при случае пожаловался:
- Я должен был уже быть начальником ПВО дивизии, но тут прибыл полковник, их часть вывели из ГСВГ,  родом из Болграда. Представляешь, невезуха? Получается,  занял принадлежащее  мне по праву место.

    Мне тогда было не до него. Но вот прошло еще пару лет,  и я сам оказался в штабе дивизии. Здесь мы с теперь уже подполковником  Гасиленко начали сталкиваться чаще на различных совещаниях. Он, по - прежнему, много курил. Пепел  также  стряхивал в ладошку, забрасывал в рот и проглатывал. Румянец у него еще был на щеках, но уже менее интенсивный.
- Вы что делаете, Алексей Иванович?
-А что такое?- догадываясь, о чем я спрашиваю, деланно улыбался теперь уже бывший  зенитчик.
-Во первых, вы вообще очень много курите, это я вам уже давно говорил. Во вторых, сомневаюсь, что вы не знаете сколько всякой гадости, начиная от радиоактивного стронция, находится в золе сигарет.
-Да ладно, доктор, ничего со мною не случится. Просто у меня периодически пошаливает желудок и мне сказал кто -то, что этим пеплом можно понизить кислотность.
- Прекратите верить всем, кто вам что -то сказал. Не буду даже говорить  к чему может привести усиленное прокачивание легких дымом и этот пепел с  вашим желудком. Сами знаете. А для снижения кислотности в желудке есть масса более приемлемых препаратов. И вообще, сходили бы вы на консультацию к нашим терапевтам.
- Схожу, как - нибудь при случае, схожу.

 И не ходил.

    Меня много раз в течении службы удивляла абсолютная непрошибаемость некоторых, казалось бы, вполне грамотных офицеров по отношению к своему собственному здоровью. Соответственно, еще меньше некоторые из них  заботились о чужом, то есть о здоровье своих подчиненных.
-Я вот, Владимир Кириллович, собрался в Киев. Буду  учиться в академии. А там уж посмотрим, куда меня занесет. Может уже и не скоро встретимся. Если еще встретимся вообще.
- Желаю удачи в успешном усвоении военных наук. На этом мы, действительно, расстались и я не видел его  чуть более года.

    Но перед этим произошел такой казус.  Гасиленко исполнял обязанности  командира бригады, пока тот был в отпуске. Соответственно, присутствовал на совещаниях у комдива. В какой то момент комдив сделал ему замечание по поводу  громкого шушукания с соседом по скамейке.  Вдруг Гасиленко вскакивает и громко на весь кабинет орет:
- Да пошел ты на … по известному адресу, указанному на заборах, - и громко хлопнув дверью, выскочил из кабинета. Не все присутствующие сразу поняли, что произошло, потому что это было раннее утро, в понедельник. Многие откровенно дремали, пытаясь догнать хоть секунды упущенного сна. Такие, как я , обычно включали внимание только на тот момент совещания, когда решались непосредственно наши вопросы. А если они меня не касались, так я пропускал их мимо ушей. Некоторые командиры, типа командира эскадрильи, на всех совещаниях просто откровенно  спали, потому что практически ни один из рассматриваемых вопросов лично его и ему подчиненной части не касался никогда.

   Вот и сейчас, все,  даже спавшие, встрепенулись только от громкого вопля «бешеного Гасила». Такая кличка закрепилась за ним с некоторых пор. Я обратил в первую очередь внимание на командира. Ему перехватило дыхание. Он никак не ожидал такой реакции от своего мелкого клерка, подчиненного. Его одновременно душила злость, обида, непонимание произошедшего и стыд за принародно нанесенное оскорбление. Поначалу он чуть было не сполз под свой широченный стол. Потом широко развел руками. Затем сцепил пальцы кистей рук в замок и, еле сдерживая свои эмоции, прохрипел:
- Ну, щенок, ну, сученок, вот этого я тебе никогда не прощу! Все слышали!? Я никому не позволю так со мною обращаться! Его лично зарублю на корню, и никуда не пропущу.

   В кулуарах еще долго шушукались по этому случаю. Были всякие мнения. Большинство осуждали поступок придурка, но были и  немногие те, кто молча поддерживал его. Прошло недели три после  этого случая. До меня стали долетать слухи, в штабе они распространяются быстро, что  Гасиленко ищет пути примирения с комдивом. Оказывается, он собрался поступать в академию, а генерал перекрыл ему кислород.  Через своих «друзей» типа НШ  дивизии Нерепа, начальника оперативного отдела   Морюшенко и прочих, а потом и непосредственно сам ползал  на коленях у комдива в кабинете и вымаливал прощения. Но, как говорится, оскорблял публично, а извинялся лично. Тем не менее , что для меня было удивительно, генерал простил его.  Как оказалось,  комдив надеялся таким способом избавиться от него навсегда. С глаз долой, как говорится, и из души вон. Отходчивая душа. И дал добро на поступление.

   Встретились  мы где- то через год  с небольшим в Киеве. Во дворе академии. Гасиленко  тогда уже был на втором курсе. Он был все такой же живчик. Правда, щеки слегка запали и пожелтели. Он по- прежнему  усиленно затягивался дымом, но теперь  уже пепел стряхивал на обочину тротуара.
-О, Владимир Кириллович! Вы как здесь оказались?
-Да вот, повышаю свой управленческий уровень. В стенах вновь созданной Украинской медицинской академии.
- Что там, как там у нас в Болграде?
Я кратко проинформировал его о последних событиях в нашей  общей дивизии. Он внимательно выслушал.
- А хотите посмотреть, как теперь живет кое- кто из наших общих знакомых?
- Да мне -то это зачем?
-Идем, идем, тут вот рядом находится наш академический продовольственный склад.

Рядом, действительно, находилось длинное, приземистое одноэтажное складское помещение.
- Да, ладно, Алексей Иванович, я что складов не насмотрелся?
- Да вы просто не представляете ситуации. Наш бывший дивизионный начальник продовольственной службы  Шморган, который тоже сейчас здесь учится, стоит в общей очереди за получением пайка! Ведь это же прикольно!

    Я категорически отказался заходить внутрь склада, чтобы приколоться над несчастным бывшим дивизионным начпродом, который теперь, как все, мучается в общей очереди за куском мяса. А еще мне стало как -то не по себе за  сквалыгу Гасиленко, который нашел в этом моменте что- то прикольное.

       Хотя этим начпродом и был тот самый бывший когда-то лейтенант, который женился на одной из моих  подчиненных фельдшериц, которая на восемнадцать лет его старше. Ее я, кстати, тоже встретил здесь же во дворе, после того, как мы расстались с академиком.  Она была на сносях. В каком - то  длиннополом, засаленном  салопе, с жирными, коротко стриженными волосами на голове.
- Ой,Владимир Кириллович! Как я рада вас здесь видеть! Каким ветром?
Пришлось остановиться, поздороваться. В трех словах рассказать, что я здесь делаю.
- Ой, да чего  же мы здесь стоим-то? Это я своего муженька выглядываю. Где-то совсем застрял в очереди на продскладе. А вы  заходите к нам. Посидим, пообщаемся. Я вас борщом угощу. Все время изображая радушие, улыбалась по своему счастливая дама.

    Крупная, неряшливая женщина  стояла передо мной  и размахивала большим половником."Еще мне только не хватало хлебать борщи из твоих грязных рук", -подумал я.

Это  была та самая моя бывшая подчиненная, фельдшер батальона связи,  которая своим поступком полностью отразила понятие  семейной  девальвации, променяв «золотой» характер мужа, вахлака-майора, на «железный» член лейтенанта продовольственной службы. При этом со спокойной совестью бросила на бывшего двух детей школьного возраста.
-Извините, Валентина, - говорю, - как- нибудь заскочу в другой раз, сейчас бегу на самоподготовку.
И срочно ретировался, хотя у  нас даже такого понятия, как самоподготовка,   не было.

     Снова проходит год и Гасиленко появляется на орбите нашей дивизии.  Иногда кадровики, чтобы поиздеваться, поступают по принципу: ах, вы хотели от него избавиться? Нам вашего не надо. Где взяли, туда и возвратим. Прибыл сей ценный кадр в звании полковника. Вслед за ним  ползут слухи  среди офицеров, что, мол, перед выпуском  стояла дилемма:
- Алексей Иванович, за вашу отличную учебу перед командованием академии стал  вопрос. Что вы выберете: красный диплом или досрочное звание полковника?
Он выбрал досрочное звание. Думаю, что он сам о себе эти слухи и распространял. Уж очень хотелось одновременно выглядеть и умным и красивым. По распределению из академии он должен был возглавить одну из наших бригад. Молодец, широко шагал! Не зря глотал пепел от сигарет, но не все так гладко бывает в жизни. Есть еще тот, кто  свыше зорько следит за каждым нашим шагом.

     Накануне положенной процедуры приема - передачи бригады от старого комбрига новому произошло одно маленькое, но тайное событие, получившее  в последствии широчайшую огласку. А именно, собралась компания  «крутых», как они тогда о себе думали, парней. Старый, сдававший должность комбриг, подполковник  Щитников. Он после сдачи дел и должности должен был сам убыть на учебу в ту же академию. Его начальник штаба, подполковник Потрощенко.  Замполит, пардон воспитатель сей  же бригады майор Матюк. И принимающий должность, новый комбриг  Гасиленко.

     И решили они это дело освятить-отметить. А чтобы ни одна посторонняя живая душенка не видела, как бугры нажираются до свинячьего состояния, мероприятие спланировали провести не в кабаках Болграда, а где - нибудь в сторонке. Например в селе Табаки. И рядом с частью и посторонние там не бывают. Езды машиной меньше, чем в центр города. Сказано-сделано. В отдельной кабинке замызганного сельского кабачка пили и закусывали под бесконечные разговоры «о службе». Все парни крепкие, богатыри не мы. В начале четвертого утра, когда первые петухи прохрипели побудку, даже у таких бравых десантников стали слипаться глаза.

   За рулем своей «бэхи» сидел недавно снятый за «высокие показатели» в боевой и политической подготовке с должности командира десантной бригады в городе N, и назначенный с понижением,  начальник штаба бригады о которой у нас идет речь, подполковник Потрощенко. Хоть и коротышка, но крепкой казацкой породы мужичок. Краб по фигуре и натуре, но на небольшом подъеме, буквально в сотне метров от забора своей бригады, зеленый змий все -таки одолел его, завернул ему баранку послушной БМВ влево, в дерево на обочине. Я потом сам его осматривал.

   От внезапно резкой остановки все дверцы машинки открылись. Компашка очнулась, так и не успев смежить веки.   С трудом  расползлись ,как тараканы под воздействием дихлофоса, кто куда. Да не долго отлеживались по кустам.  Нужно было сматываться с места  происшествия.  Поодиночке поползли по  своим квартирам.Тот, что был за рулем, вылезти уже не смог, потому что получил,  так называемую политравму, не совместимую с жизнью. Его потом  с помощью сварки, болгарки и прочих инструментов,  извлекали из клещей между баранкой и сиденьем.

    Не долго врачи нашего госпиталя боролись за так и не пришедшего в сознание крепыша.  Он только до последнего  вздоха орал: «Дайте, присвойте мне полковника!». Остальные с перепугу, включая нашего героя главы, пытались, как страусы, прятаться. Но, увы, куда уж тут, надо сдаваться. Шум поднялся на высочайшем уровне. Сначала  наши герои пытались по привычке врать и изворачиваться. В ходу были всевозможные версии. Не вникал и рассматривать  не буду.

    Все закончилось тем,  что Потрощенко похоронили. Горсть земли на гроб вслед за комдивом бросил и я. Гасиленко от приема должности комбрига отстранили. Сразу не уволили, пожалели.  Закинули с понижением в штаб дивизии на должность заместителя начальника оперативного отдела. Старого комбрига, который собирался в академию, отправили досрочно на отдых без пенсии. Замполита бригады притормозили в продвижении и оставили пока на месте в бригаде.

  Я вообще бы не писал этой главы, если бы ее герой и последнее происшествие, не повлияло на карьеру командира дивизии. Его тоже в скором времени после этого ДТП сняли с должности и уволили в запас.

     На Гасиленко  было жалко смотреть. На всем лице лежала  печать горькой обиды на судьбу-злодейку. По-моему он тогда даже прекратил курить. Занял отдельный маленький кабинетик и днями торчал в компьютере. Релаксировал под заунывные звуки тибетских мелодий. А так, как его кабинет был расположен на перекрестке всех путей в штабе, то от нечего делать, не закрывая  дверь,  следил за всеми и активно барабанил новому комдиву обо всем на его взгляд  подозрительном. Долго и очень медленно для него тянулось время ссылки в штабе. Полагаю, что он,  прибыв из академии принимать  бригаду, мечтал на том этапе не останавливаться. До заветных лампасов на штаны оставалось совсем немного, пару шагов. И тут, такой облом.

      Очередное ежедневное построение на плацу спецов. Ко мне с бешено вращающимися глазами подбегает Гасиленко.
- Владимир Кириллович! – шепотом орет он, - вы не в курсе, где сейчас майор Матюк!?
- Что- то слышал краем уха, - отвечаю  ему.
- Так где он?- уже на весь плац от нетерпения орет нервный полковник.
-Уехал в Киев на собеседование.
- Как на собеседование!? По какому поводу!?
- Так вроде как его выдвигают на место нашего дивизионного воспитателя.(На должность НАЧПО*-дивизии, по старому).
- Что!!!? Его выдвигают!? А меня значит задвигают!?  Так это же он заварил тогда всю кашу!  Это он уговорил нас ехать в кабак в Табаки! Это же этот алкаш тупорылый, соблазнил всю компанию посиделками в таком месте, где нас никто не увидит и не узнает. А теперь вон оно как! Ну, я им еще всем покажу Кузькину мать, - потряс кулаками оскорбленный в лучших чувствах выскочка-карьерист.

    Но тут прозвучала команда: Становись! И "паны" офицеры начал занимать свои места в строю. Никто тогда так и не понял, что  за приступ бешенства произошел в очередной раз с Гасиленко. Лично мне было как- то глубоко по барабану вся эта напряженная мышиная возня курков возле дивизионного корыта. Хотя и прекрасно осознавал  угрозу лично для себя  с приходом на дивизионный трон  такого  вот неуравновешенного.

    А теперь, чтобы завершить главу, вынужден с разрешения читателей совершить прыжок во времени. Прошло совсем немного дней, но в дивизии произошло много важнейших для ее истории событий. Сменился командир дивизии. На это место пришел наш старый знакомый , бывший его первый заместитель. Гасиленко все еще сидел в засаде, но как однажды выразился один его бывший начальник, он очень умел заползать под кожу,  то есть втираться в доверие. Очень быстро  заверил нового командира в своей безграничной лояльности и преданности. И с учетом дефицита командных кадров в ВСУ, да еще с академическим дипломом, был вскоре все -таки назначен комбригом. Только в этот раз на соседнюю бригаду. Здесь успел даже быть уличенным в мелком воровстве. Скоммуниздил у своей подчиненной связистки  зимний камуфляж. А так, как она была женой одного из командиров батальонов, то скрывать не стала. Кричала на всю бригаду: "Кроме тебя больше никто в тот промежуток времени не заходил на узел связи!". Он только ухмылялся. Крыть было нечем. Правда, почему-то, мне это неведомо, долго на этой бригаде не задержался и был переназначен на ту, к которой так  стремился по выпуску из академии.

     Не знаю сколько бы он еще ею командовал, но на верхах было принято решение откусить эту бригаду от дивизии, и перевести на ППД* в пригород города Днепропетровска. Бригаду благополучно перевели, а наш Гасиленко остался на месте. Но при этом совершил очередной кульбит и занял кресло начальника штаба дивизии. До заветных широких полос на штанах реально оставался один шаг. При этом очень любил Гасиленко фиксировать моменты своей службы на фото и видеосъемку. Загодя готовил хронику великого полководца.


       Вот тут -то  уж  он развернулся во всю ширину своей мерзопакостной душонки. На ближайших КШУ* с участием окружных генералов, показал свою полную никчемность, как штабиста,  якобы, успешно окончившего украинскую  академию ГШ*. Его судорожные  попытки дергаться возле карты учений и макета местности с нечленораздельным мычанием по учебной, боевой обстановке наглядно и всем одновременно (его подчиненным и начальникам) показали, что он полный ноль, как командир,  и как  стратег.  Поэтому при разборках, когда его прижали к ногтю, тут же заметавшись, как крыловский волк на псарне, с легкостью сдал всех своих подчиненных. В первую очередь, офицеров оперативного отдела штаба дивизии, которых он еще совсем недавно возглавлял, как заместитель начальника оперативного отдела. Это, мол, они во всем виноваты. Плохо подготовились к учениям. Заодно вместе с ними он утопил  и ряд начальников служб дивизии.

      Одесским генералам  что- им только подавай жертв. Неважно кого и за что. Лишь немногих офицеров общими усилиями(типа НРХБЗ*) дивизии и еще одного–двух рангом пониже удалось вырвать из зубов молоха. А нашему попрыгунчику, как с гуся вода. Он пока что оставался  на плаву.  Взамен уволенных натащил из бригад лейтенантов, которые кроме взводов больше ничего не проходили, но зато умели  клеить карты и ловко подавать указку самому  «великому» Гасилу. Лейтенанты и старлеи настолько  безалаберные, без  какого- либо чувства гордости за ВДВ, что  даже  мне,  медику, как - то пришлось одному из них делать замечание за то, что  зашнуровал ботинки-берцы, вместо шнурков,  белой стропой, и долго так бродил по штабу. Читающие эти строки, настоящие десантники меня поймут.

     Но вот  через полгода состоялись очередные подобные учения. И они  показали, что это он, а не его подчиненные,  является полным ничтожеством по всем военным и текущим вопросам. Ему дали срок поискать себе место. В результате чего он оказался на должности начальника оперативного отдела одного из  армейских корпусов. Там  то он, наконец, нарвался на тех, кто не стал с ним возиться. Где и был через небольшое время досрочно отправлен на пенсию.  Так закончилась бесславная карьера еще одного зятя, которому тесть,   увы,  уже ничем помочь не смог.

*ГШ-генерального штаба.
*НСРХБЗ-начальник службы радиологической, химической и биологической защиты.
*КШУ-командно штабные учения.
*ППД- пункт постоянной дислокации.
*ОЗРАД-н-отдельный зенитно ракетный  дивизион.
*НАЧПО-начальник политического отдела.