На виниловых дисках. Кругозор

Александр Соханский
       Первый номер ежемесячного звукового журнала «КРУГОЗОР» вышел в 1964 году. Одним из основателей журнала был актёр, журналист и бард Юрий Визбор, проработавший в нём 7 лет, а название придумал писатель Лев Кассиль.
 
       Журнал имел необычный вид и представлял собой квадратную книжечку 185 х 185 мм со сквозным отверстием 7 мм в центре. Он имел глянцевую обложку, восемь листов текста с фотографиями и рисунками и шесть гибких двусторонних пластинок. Всё вместе соединялось шарнирными полиэтиленовыми петлями.

       Чтобы прослушать запись, журнал открывался на нужной пластинке, складывался пополам и надевался отверстием на диск проигрывателя грамзаписи. Одна сторона на скорости 33 1/3 оборота в минуту звучала около 6,5 минут.
       Качество музыкальных записей, по современным меркам, было весьма посредственным. К тому же игла проигрывателя подпрыгивала на толстой пачке страниц, неплотно сложенных вокруг петель, создавая низкочастотные шумы и рокот, звук «плавал». Но это было простительным, так как журнал и не предназначался в качестве образцового альбома музыки, а только служил ориентиром.
       Редакция журнала неоднократно подчёркивала, что «Кругозор» — это не сборник шлягеров, а «общественно-политический и литературно-музыкальный журнал, стремящийся помогать разным поколениям слушателей познавать всё важное и прекрасное в окружающей жизни».

       Создатели журнала ставили перед собой задачу сохранить подробности нашей истории не только в недолговечной памяти человека, а в памяти коллективной — такой, как книги, фильмы, магнитная лента, грампластинки. Свой журнал они считали скромным «рядовым в этой армии людской памяти».

       На звуковых страницах журнала собеседником слушателя был весь мир.  Здесь звучали редкие записи голоса Ленина и первых создателей Советской власти, давние записи со строек Днепрогэса и метрополитена, грохот битв Великой Отечественной войны и задорные песни БАМа.

       В рубрике «Коммунист – это боец» можно было услышать голоса отважных борцов за свободу и мир во Вьетнаме и Гвинее Бисау, в Чили и Португалии и других борющихся стран.

       Стихи на дисках «Кругозора» читали поэты многих поколений — Владимир Маяковский, Александр Блок и тут же современные, пробующие перо авторы.

       На свои страницы журнал приглашал актёров с мировыми именами и талантливых дебютантов.

       Из двенадцати звуковых страниц журнала как минимум семь отводилось музыкальным темам. Слушатели знакомились с записями голоса и музыки таких великих композиторов, как Хренников, Хачатурян, Кабалевский, Шостакович, Эллингтон.
       В журнале озвучены сотни фольклорных мелодий народов СССР и других стран.
       И, конечно же, журнал отдавал должную дань исполнителям советских и зарубежных эстрадных мелодий, музыке  кино и телевидения.

       Ценный материал представляли и познавательные тексты на бумажных страницах. Здесь помещались даже небольшие рассказы, отрывки из повестей и романов.

       Читатели журнала создавали из его записей свои коллекции по вкусам: история – музыка – поэзия. Редакция получала сотни читательских писем.

       Журнал выпускался под эгидой солидных организаций. Издателем журнала был Государственный комитет Совета Министров СССР по телевидению и радиовещанию.
       Звуковые страницы изготавливались Всесоюзной студией грамзаписи фирмы «Мелодия» и Государственным Домом радиовещания и звукозаписи.
       Печать текстовых страниц и сборка производились в Ордена Ленина и ордена Октябрьской революции типографии газеты «Правда» имени В.И.Ленина.

       Тираж журнала в 80-е годы прошлого века доходил до 500000 экземпляров. Его цена составляла 1 рубль.
       Во второй половине 80-х журнал изменил формат и внешний вид. Он стал выходить в виде мягкой брошюры 250 х 200 мм, а квадратные звуковые страницы свободно вкладывались внутрь. Тираж журнала уменьшился до 270 тыс. экземпляров, а цена поднялась до 1руб. 50 коп.

       В 1990 году руководители «Кругозора» объявили о смене гибкой пластинки на аудиокассету. Был просчитан коммерческий успех, подписан ряд соглашений и договоров, в том числе с зарубежными производителями кассет и записывающей техники. Определены тиражи и стоимость, а также чистая прибыль от реализации проекта, вплоть до получения миллионных прибылей от зарубежных изданий «Кругозора» и его меньшего брата «Колобка» на английском, немецком и французском языках. 
 
       Всё это рухнуло после исчезновения 8 декабря 1991 года Советского государства и вместе с ним СССР-овских фирм-организаторов глобального проекта.

       Ещё до распада СССР тиражи журнала стали снижаться (в 1991 г. – 60 тыс. экз.), а в 1992 году он был закрыт в связи с финансовым крахом.

       Так получилось, что одновременно с «Кругозором» ушла из жизни целая эпоха торжественного шествия грамзаписи со времён граммофонов до суперсовременных стереопроигрывателей высшего класса. Приказала «долго жить» всесоюзная фирма грамзаписи «Мелодия» вместе со своими заводами грампластинок. Закрылись радиозаводы, выпускавшие электропроигрыватели, ставшие вдруг ненужными. Наступала эра компакт-кассет.




       Александр Соханский
                2016 г.