Озарение. Письмо к Лаврентию Павловичу

Ирина Миляновская
Уважаемый Лаврентий Павлович, Вы дали мне задание написать к следующей среде что-нибудь на тему «озарения». Кажется, Вы мне когда-то давали такое задание и, кажется, я его выполнила, но что я тогда (по-моему, года два назад) написала о своих озарениях, убей бог, не помню. Я хотела было отказаться от этой темы и выбрать для себя самостоятельно что-нибудь другое, но подумала-подумала и передумала.
В жизни у меня было множество озарений. Всех и не упомнишь, но попробую. Должна откровенно Вам сознаться в своём несовершенстве. Понимаете, в начале перестройки кто-то, очень умный, заявил по радио, что он уже в 15 лет всё знал и понимал, что у нас, в России, делается. А я до сих пор, несмотря на свой почтенный возраст, многого не знаю и не могу понять. Итак, начнём рассказ о моих озарениях по порядку.
Училась я в школе где-то ещё в начальных классах. У нас в квартире появился маленький серенький приёмничек. С его появлением в мою жизнь вошла классическая музыка, и появился «Театр у микрофона». Была такая передача. По четвергам в вечерние часы передавали полностью спектакли лучших театров нашей страны.  Сколько великолепных спектаклей я прослушала за годы существования этой передачи! Но, должна сказать, этот «Театр у микрофона» испортил меня навсегда. Я не могу восторгаться и любить что-нибудь ниже тех спектаклей, которые я тогда прослушала. Не могу, и всё тут. Как ни изощряйся и ни крутись, создатели новых шедевров.
Так вот, услышала я тогда спектакль по пьесе В. Вишневского «Оптимистическая трагедия». Тогда впервые революция предстала передо мной с изнаночной стороны. «Какие же это революционные моряки? – думала я. – Это же бандиты!». Я никогда не могла отделаться от этого озарения. Несмотря на благоприятную для революции концовку спектакля. Никогда!
Прошло несколько лет. Я пребывала в стационаре глазной больницы. Однажды вечером, лёжа в кровати, я слушала по транзисторному приёмнику спектакль по драме Гёте «Фауст». Речь там шла о несчастной Маргарите, о её гибели. Историю любви Маргариты, её падение, преступление и смерть от руки палача я знала раньше, но тогда, вечером, я подумала о том, что в наши дни нашим молодым людям, чтобы сотворить такую пакость с человеком, чёрт не нужен. Обойдутся самостоятельно. Они ведь атеисты!
Прошло ещё несколько лет. Посмотрела я фильм «Джейн Эйр». Меня опять озарило. Богатый землевладелец, аристократ, эксплуататор, по моим тогдашним понятиям, оказывается очень порядочным, воспитанным и очень несчастным человеком. Но потрясло меня в основном то, что мистер Рочестер, любя одну женщину, пытается спасти во время пожара другую, свою сумасшедшую, ненавистную, но законную жену. Согласитесь, неслабый это был человек, мистер Рочестер. Есть, над чем задуматься. Во время пожара была тоненькая грань, отделявшая его от преступления (никто бы её и не заметил), но он не переступил эту грань.
Во времена, ближе к нашим, мне часто приходилось слышать такую фразу: «Деревня умерла». Для меня смысл этих слов стал понятен после того как я услышала по радио весть о том, как деревенские жители уничтожили хозяйство преуспевающего фермера. Они подожгли помещение, где содержался скот. Животные: молодняк и взрослые, погибли в огне. Вот тогда до меня дошло: деревня действительно умерла, если крестьяне, деревенские жители смогли так поступить. Можно простить им пьянство, лень, невежество, но это – никогда! Они погубили себя нравственно, и никто их не воскресит, ни Бог, ни Царь и не Герой.
Помню, как-то я смотрела впервые фильм «Иван Васильевич меняет профессию». Меня заинтересовал один момент в этом фильме. Мнимый Иван Грозный с добродушной улыбкой пообещал немецкому послу отдать часть русской земли Германии, а его товарищ по путешествию во времени, жулик Жорж Милославский яростно набросился на него:
– Ты что, царская морда, казённые земли раздаёшь?
Вот это меня удивило и озадачило. Чтобы такой человек, как Жорж Милославский, стал заботиться о казённых землях?... Невероятно! Всё стало понятно, когда я узнала, как лихо распоряжались русскими казёнными землями наши руководители. Конечно, устами жулика и вора Милославского говорили те, кто знал об этих делах, и кто был этим очень огорчён.
Недавно я увидела ещё один фильм, который тоже озарил кое-что в моём сознании. Гордость и предубеждение. Можно критиковать этот фильм и одноимённый роман «Джейн Остен» как угодно, но одно обстоятельство так и бьёт по глазам. Миссис Беннет – глупейшая женщина, абсолютно без царя в голове, несчастье для своего мужа и дочерей. Однако как она повела себя с мистером Дарси! Мистер Дарси нелюбезно обошёлся с нею на балу. Она оскорбилась и высказала всё, что она о нём думает довольно громко, так что все, и мистер Дарси, слышали её. А ведь мистер Дарси был очень богатый человек и один из виднейших мистеров в Англии. Но миссис Беннет это не остановило. Она совсем не передовая женщина,  не богатая, жившая 200 лет назад, хорошо оттянула своего обидчика, и ничего ей за это не было.
А теперь вспомним повесть А.С. Пушкина «Дубровский». Там помещики трепетали перед богачом Троекуровым почти так же, как и его крепостные крестьяне. Троекуров мог с каждым из них сделать, что угодно. Старый Дубровский, который осмелился бунтовать, был уничтожен. Какие горькие мысли возникают, когда сравниваешь эти две истории! У нас в России дворяне были унижены до рабства. А как у нас сейчас насчёт этого? Помогли ли нам наши бунты, революции, Гражданская война, Великая Отечественная война, все наши победы и достижения? Свободны ли мы от троекуровщины теперь? Или как?
Ну, и заодно уж. Недавно меня опять озарило. Слушала по радио, смотрела по телевизору всякие новости и вести. Мне на ум пришло вот что: раньше я думала, что капиталистический зарубеж во главе с Соединёнными Штатами Америки ненавидят нас за то, что у нас советская власть, и что мы строим коммунизм. Ничего с коммунизмом и с советской властью у нас не получилось. Мы стали другими, вроде бы как капиталистами. И что же? Нас ведь опять ненавидят! Даже ещё больше, чем раньше. Выходит, дело не в том, кто мы, а в том, что мы существуем на белом свете. Как грустно осознавать такое! Лаврентий Павлович, если бы Вы знали, как это грустно. А жизнь идёт и идёт, и чего ещё она нам принесёт, какие ещё озарения ожидают нас? Лаврентий Павлович, думаете, что это конец? Как бы не так! Конец нам только снится. Недавно увидела по телевизору американский фильм «На грани». Представьте, там трое мужчин очутились вне цивилизации, в глухом лесу, безо всего, к чему они привыкли в своей обычной жизни. Они, все трое, были обречены, но выжил и победил только один из них, победил не только физически, но и морально. Он, после всех неприятностей, предательств, охоты на себя, не унизился до обвинений того, кого уже не стало. Злодей сам попался в свои сети и уничтожил самого себя. Кто же был, этот выживший? А был он богачом, миллионером, вот я и подумала: есть люди, которые, в силу своего ума, находчивости, изобретательности обречены на успех, но они так же обречены на одиночество. Как это меня печалит, Лаврентий Павлович.
                2016 г.