Часть 1. 25. Мамины гости

Вайдукова Татьяна
Мамины гости.

У мамы были подруги, с которыми  они дружили много-много лет, с самой молодости. И они периодически собирались вместе -  то у одной из подруг, то у другой. Так называемый, мамин девичник.  Вообще, надо сказать, компания у них была замечательная. И я очень любила, когда они собирались у нас дома. В этот вечер всегда было весело, у мамы было хорошее, приподнятое настроение и часто слышался ее заливистый смех. Подруги у мамы были, что надо. В такие вечера они часто читали стихи, которые цитировались ими непременно наизусть, так что получались такие своеобразные литературные вечера.

Нам, детям, конечно, доступ за стол со взрослыми был запрещен. Нечего слушать взрослые разговоры. Но нам не шибко-то и хотелось, поскольку, что и за интерес сидеть там с ними и скучать. Мамуля всегда нам накрывала отдельный стол. Все праздничные кушанья, которые стояли у взрослых, конечно же, стояли и у нас. А при таком раскладе событий нас и тем более не тянуло туда.  Мы знали, что это время мамино, что сейчас не нужно ее дергать и отвлекать от гостей. Ведь должна же она хоть немного пожить своей жизнью.

Помню еще такой случай. У нас дома должны были собраться дома гости. Мамочка, естественно, готовилась к их приходу. Было наготовлено множество разных салатов, фирменных маминых пирогов. Гостей ждали, а их все не было и не было. Телефонов в то время у нас тоже не было и позвонить было неоткуда. И  я в своем детском сознании сохранила ту печальную картину – накрытый к приходу гостей стол , а гостей так и нет. И помню, что мне тогда было очень жалко мамочку, которая столько сил и времени потратила на то, чтобы все это приготовить, которая столько времени их ждала, и все напрасно. Я помню, что я уже легла спать, а в гостиной комнате так и горел свет в ожидании нерадивых гостей. Уж и не знаю, почему так получилось, что никто не пришел. Не могу сказать. Но помню это далекое детское воспоминание, и чувство сожаления к мамочке до сих пор скребет у меня на сердце.

А так мамочка, повторюсь, была очень гостеприимной.  Она часто могла кого-то повстречать на улице и упросить зайти к нам в гости.  Я и сейчас не перестаю восхищаться ее человеколюбием и радушием. И как ее одну на все это хватало?
Не было такого, чтобы  гости могли застать ее врасплох. Она умела мастерски приготовить что-нибудь оригинальное, как говорится, из ничего.  Помню, что  как-то к нам пришли нежданные гости. Я про себя ужаснулась, так как знала, что дома не было ничего такого, чем бы можно было накормить и побаловать. Но каково же было мое удивление, когда через некоторое время я увидела, как красиво мама накрыла стол «из ничего», как она искусно смогла его сервировать. Среди всех ее многочисленных даров у нее еще было особое чувство прекрасного, которое выражалось в утонченном вкусе не только в плане одежды, но и так же в сервировке стола, в композиции цветов в вазе, в обстановке квартиры. Вкус был просто какой-то аристократический. Видимо, сказалась княжеская кровь ее мамы. Она любила, чтобы то, что лежит в тарелке, вызывало эстетическое наслаждение. Все должно было быть не только вкусным, но и красивым. И это было не только, когда у нас были гости. Это было всегда.

В детстве мамуля и нас старалась приучить к ножам и вилке, учила, как держать нож, как им пользоваться. Не скажу, что дома  мы пользовались ими постоянно, но первые уроки по их применению мы получили именно от мамочки.
(На фото - встреча с мамиными выросшими учениками).