Улыбка

Галина Марчукова
         Подойдите к зеркалу и улыбнитесь. Что вы увидите в зеркале? Улыбку. А теперь улыбнитесь незнакомому человеку. Вряд ли вы увидите агрессию с его стороны, в худшем случае вы увидите удивление или недоумение, но не агрессию. Меня улыбка выручала, когда я попадала в трудные ситуации.
         Когда я была в девятом классе, я возвращалась со дня рождения подруги очень поздно вечером. Был промозглый ноябрьский вечер, и я решила сократить дорогу домой, пройдя через проходные дворы. Благополучно пролезла в дырку в заборе первого двора, вошла во второй двор и увидела человек восемь ребят. Местная шпана. Оживились, увидев меня. Что делать? Древнейший человеческий инстинкт – охотничий. Побегу от них, буду лёгкой добычей. Нет, не буду ланью. Надо разоружить их. Бодро шагаю прямо к ним.
         - Добрый вечер, ребята, -  с улыбкой говорю. - Заблудилась. Где-то здесь есть проход в соседний двор.
         - Ну, есть дырка в заборе, - отвечает главарь. – Серый, - обращается к дружку, - покажи ей.
         Мы с Серым идём к знакомой мне дыре. Сколько раз я пользовалась ею.
         - Вон она, - кивает Серый в её сторону.
         - Спасибо большое, - говорю с улыбкой, - сама ни за что не нашла бы! И ныряю в лаз. Вернее, не сразу ныряю: ноги дрожат так, что не сразу попадаю в дырку. Пронесло! А что помогло? Улыбка и то, что дала им почувствовать их благородство, попросив помощи.
         Этот год был у меня урожайным на путешествия, причём впервые я путешествовала одна! Летом ехала к бабушке в городок Умань, в двухстах километрах от Киева. Поездом доехала до Киева, а оттуда надо было ехать автобусом. Маршрут был очень неудобным: в Киев приехала ночью, так как автобус отходил в шесть утра. Посидела в зале ожидания. Нет, чувствую, что засыпаю, надо выйти на свежий воздух. Выхожу на улицу, ставлю чемодан у вокзальной стены, сажусь на него, дышу ночной  прохладой. Подходит ко мне парень с повязкой на рукаве рубашки. Дружинник.
         - Здесь нельзя находиться, пройди вовнутрь вокзала, - говорит.
         - Почему нельзя? – спрашиваю.
         - Мало ли почему? Обкрадут, обидят, - отвечает.
         - Я боюсь проспать, мне надо быть на автовокзале в шесть часов. Но раз нельзя, так нельзя, - вздыхаю я, вставая, и берусь за ручку чемодана.
         Парень берёт у меня чемодан.
         - Знаешь, что? – говорит мне с улыбкой. - Давай сдадим чемодан и подежурим вместе. Смотри, вот мой студенческий билет.
         Раскрывает билет. Вижу фотографию, фамилию: Ломонос Николай Васильевич. Чуть-чуть не дотянул до великого учёного.
         Идём в камеру хранения, сдаём чемодан, ходим по вокзалу, вокруг вокзала, разговариваем. Николай расспрашивает меня о Москве (он никогда не был в нашей столице), рассказывает мне о своей учёбе на журфаке Киевского университета, о летней практике здесь, на вокзале. Наверное, хороший рассказик получился у него о практике, о нашей встрече, о необычном дежурстве, о прогулке по Киеву (мы дошли до здания университета), о рассвете.
         Вернулись с прогулки, выпили в буфете по стакану кофе с булочкой, забрали чемодан из камеры хранения и пришли к трамвайной остановке. Подошёл первый трамвай. Обменялись адресами, я почему-то дала Николаю адрес бабушки, где буду всё лето, потом жалела о том, что не дала ему свой московский адрес. Может быть, Николай Ломонос обиделся, что не оставила московский адрес, был бы шанс увидеть Москву.
         А ведь мама предупреждала меня, отпуская в самостоятельное путешествие, быть осторожной, не быть чрезмерно доверчивой, думала, предупреждена – значит, вооружена. А вот и нет. Поддалась на авантюру. Почему? Да потому, что пятнадцать лет, жажда приключений, любопытство, участие и улыбка!