Прогулка по летним каникулам в 5 частях

Сергей Черныш 2
Часть  1
Мы -  взрослые. Могучие, но  сшитые  из  лоскутов  прошлого  с  детства  подобранными. Если  что -  то  не  понятно  сейчас,  то  полагаю,  нужно  искать  причину  в  тех  дальних  временах….
Телевизионные  сериалы  нельзя  смотреть  в  записи. Если  есть  возможность  вернуться  к  предыдущим  сериям  или  фрагментам будущих ,-  утрачивается интригующий  азарт. Напрочь   исчезает,  заменённый  логикой  повествования  и  достоверностью  показа. Но  это  совсем  другой  жанр.  Совсем  другой.
Жизнь  каждого  человека,  даже  с  большим  достатком  и  должностью ,-  то  же  состоит  из  множества  серий,  при  условии  невозврата  повторений. От детства  по  сию  пору,-  где -  то  так. Но  это  не  только   его  жизнь,-  это  смена  эпох  через  него,  в  том  числе. Каждая временная  серия,-  иные  одежды,  иные  увлечения  и  вкусы,  иное  понимание  приоритетов,-  всё  иное. Иное  действо  в  иных  декорациях.  Последняя  серия -  результат  предыдущих,  при  этом  настоящее  является  причудливым  калейдоскопом   уложенных  фрагментов   предыдущего  индивидуального  прошлого  в  эпизодах . Каковы  они,  эти  фрагменты ? Не  понять  нынешнему  поколению  того,  что  не  видели.  Представить  могут -  понять  нет. И  мы  - не  исключение.  Такую-  то  пору  я  могу  вспомнить  как  студент,  потому  что  то  время  я  ощутил  через  студенческую  призму ;  такое  то  время  я  был мастером  на  стройке  и  утопал  в  перспективах  и  прожектах…  Все  эти  эпизоды  неповторимы  в  своей  личностной специфике.
К  примеру  такой :
Маленький эпизод  войны:  с  остановившегося  поезда ,  расстреливаемого  самолётами  врага,  спрыгивают   пассажиры.  Если  Вы  думаете,  что  там  была  очередь  и  был  уместен  вопрос: « Вы  за  кем  занимали, а  впереди  него  - кто ?» То  Вы  сильно  ошибаетесь. В  истерике  и  панике,  отталкивая  друг  друга  ,  народ  горохом   ссыпался  с  высокой  насыпи ,  не  всегда  удачно  приземляясь. Двадцатисемилетняя  полная  женщина  неудачно   упала  коленями  на  щебень и  ещё  на  что – то. К  чему  я  виду ? К  воспоминаниям  детства « что  из  тогда  сделали  теперь». Неотвратимая тягомотина школы с  маленькими  паузами  каникулярных  праздников  и  лето,  ради  которого  стоило  всё  это  вытерпеть,  чтобы  бабушке  дали  меня,  чтоб  отвезти  к  сестре  в  деревню,  где  летний  рай.
У  моей  бабушки  была   одинокая  сестра  инвалид -   ноги  были  так  вывернуты  в  коленях  так ,  что  она  ходила  часть  времени  на  них,  а  часть  на  чудовищно  искривленных  ногах  с  помощью   палки. Немыслимо  старая  хата  сельской  портнихи  с  «  подвесным»  то  есть  полностью  провисшим  потолком   была  плотно  заселена  мухами.  Все  в  детстве  читали  про  мышиное  царство,  а здесь  было  мушиное  царство,  со  своими  традициями предпочтениями  и  рисками. Липкие  ленты  вмещали  мух в  два  слоя ,  третий  , приложив  усилия,  отваливался помушно  на  пол,  где и  был  раздавлен. Рыжий  котяра,  весь  в  шрамах  с женским  именем  Кыця - лениво  уворачивался  от  атакующих  и   неприлично  любопытствующих  мух .  надбитая  тарелка  с  остатками  молока была  для  мух  неким   символом  изобилия,  к  которому многие  стремились.  Некоторые,  не  рассчитав  силы  тонули  в  молочном  блаженстве,  некоторым,  искупавшись,  посчастливилось  выползти,  оставив  молочный  лед ;  иные  наблюдали,  собираясь  с  мыслями. На  всю  эту  вакханалию  котяра  смотреть  был  не  в  силах  ,  но  и  смысла  в  борьбе  не  видел,  потому  щурился,  делая  недоступными  глаза для  этих  летающих  и  мерзко  звенящих  свыше  ниспосланных    бесцеремонно -  наглых наказаний .  Мы  это  увидим  потом,  сперва  открыв  дверь  со  двора ,  добротно  сбитую  из  досок  акации,  с  такими  мощными  засовами,  что без  тротила о  взломе  и  думать  было  нельзя.   Можно  было  не  кричать,  зовя  бабушку  Тоню,  ибо засовы, кованый толстенный   круг,  кусок  цепи,  петли,  рассчитанные  на  входные  ворота  в  крепость  Кенисберга,  что  в  Калининграде,  всё  издавало  такие  звуки, что  соседский  цыганский  кобель  профилактическим  лаем  прокашлялся.  Куры,  цыплята,  утята,  всё  это  шастало  у  ног  в  ожидании   дарственных  подношений,  традиционно  у  входа  даруемых. Вошли, сделав  глубокий  шаг  вниз  и  почувствовав  прохладу ,  настоящую,  не  прогреваемую  прохладу  безоконного   помещения. Это  был  коридор ,  тамбур,  сарай,  кладовка ,-  заставленный  какой-  то  утварью  и  опять же  сбитая  с  досок  деревянная  дверь  в  кухню -  столовую,  где  жила,  питалась  и  работала  бабушка  Тоня .   Дверь  так  же  надёжно  запиралась замком,  называемым амбарный ,  с  невообразимо  большим  ключом  и  толстенной  цепью  на  скобах,  к  чему  всё  крепилось.  Так  надёжно  охранялось  царство  мух!  Моё  детское  воображение,  воображения  маленького  одессита,  было  полностью  подавлено  увиденным. Я  тогда  не  понимал  слово  бедность  и  нужда,  я  тогда  понимал слово  любопытство  и  впечатления,-  а  этого  было  в  изобилии. Железная  кровать  с  шарами  на  спинках  и  толстенной  периной?! Ковёр  с  рыцарским  замком,  прибитый  не  рейкой,  а  ровной  веткой,  выкрашенной  в  коричневый  цвет ?!   Большая  швейная  машинка,  приводимая  в  действие  ногой ?! Этого что,  Вам  мало ?  А  мне  хватило. Но  это  не  то , что  не  всё,  даже  не  начало. Из  кухни  в  горницу, где  нас  поселили  с  бабушкой , вела  узкая  и  низкая  дверь  с  высоким  порогом ,  плотно  затянутая  марлей,  настойчиво  атакуемой полками  и  армиями  мух. Ничего  интересного.  Всё  чисто,  красиво,  аккуратно. Видел  такое.  Только  окошко точь  в  точь  как  в   гоголевских  рассказах,  только  вместо  сланца -  стекло. Пирамида  подушек ,  на  которой  возвышается  маленькая  подушка  ,  на  которой  неумелой  рукой  вышили  солнышко,  которое  смотрит  в  злое  искривлённое  зеркало! Лежать  на  этой  кроватке   может  только   жираф, вертикально расположив  шею   и  откинув  голову  на  эту  подушечку  с  злым  солнцем. Всё  чисто  и  аккуратно  расставлено  раз  и  навсегда, свет,  радостный  оптимистичный  свет  не  зовёт,  а  буквально требует  выскочить  во  двор, где  жизнь  без  мух.
Калитка – это  сложное  сооружение  из  высушенных  веток ,сбитых   гвоздями, а  так  же  обвязанных аллюминевой   проволокой . Калитка – то   с  характером,  что  видно  по  выцарапанному  калиткой    полукругу  на  пересохшей  и  потрескавшейся  земле.    К  домику  ведёт  аллея  вдоль  которой  выстроились  никогда  никем  не  подрезанные  кусты  смородины  и  ешты. Мешающие  ветки  ломал  именно  тот,  кому  они  мешали. Двор  белеет  развешанным  бельём,  которое  бабушка  брала  на  стирку  у  детсада, Подпорки  из  веток  дерева,  рогатины,  развилки,  руками  отшлифованное  дерево ,- это  какое  то  чудо,   в  которое  органично  вписывается  табурет  и  лестница  сделанная  каким то  умельцем,  делающим в  основное  время  ,  видимо,  декорации  для   сказок.
- Всё,  иду  резать  петуха!
С  этими  словами  нас  плача   встречали,  и  плача  провожали.  Мне  было  жалко  петуха  и  я  не  принимал  участия  в  охоте. Были  поинтереснее  дела.  К  примеру -  сарай  где  разводили  гусениц -  шелкопрядов. Что ?  Не  знали  за  такое ? Вижу  и  чувствую,  что   Вы напряглись  и  собрались  посмотреть  в  интернете  о  чём  речь.  А  я  на  это  смотрел   глазами  инопланетянина ,  еле  удерживающего  психический  баланс  в  рамках  допустимой  нормы.
- Боря,  а ну   ходь  сюда!
И  в  загон ,  из  приоткрытой  двери  выходит  «пидсвынок».  Громадные  уши  стоят  в  напряжении ,  он  приветственно  хрюкает ,  маша  хвостиком  и  глаза  вопрошающе,  дружелюбно  смотрят  снизу  вверх  прямо  на  тебя  .  Всё  что  можно  было  стащить  за  едой ,  я  прятал  и  носил  Боре,  а  он  искренне  радовался  каждому  моему  визиту,  что  было  невероятно  приятно.  Если  куры  после  моего  кормления,  понимая,  что  зерна больше   нет,  теряли  ко  мне  всяческий  интерес,  то  Боря  благодарно  смотрел  в  глаза  и  маленький  хвостик  его  выписывал невероятный  крендельки. Благодарный  взгляд глаза в  глаза , с  надеждой  на  перспективы  взирал  из  под  белесых  ресниц  и  мне  казалось что  дуга  понимания  прочно  установилась  между  нами.  Бабушки  о  чём - то  говорили,  в  промежутках  работы,  а  я  был  увлечён  двором  настолько,  что  всё  остальное  просто  пропало,  как  несущественное.  Петух  присматривался  ко  мне ,  делая  пробные  попытки  атаковать ,  но  всё  же  пока  не  рискуя.
Вот  отбросьте  вашу  важность,  понимание  уровня  и  достатка,  а  постарайтесь  посмотреть   простодушно. Не  важно глазами   взрослого  или  ребёнка,  но  глянуть  искренне,  понимая ,  что  никто  точно  не  подсматривает,  потому  как  замочной  скважины  в  душу  нет. Будьте  искренны  в  своей   эмоциональной   впечатлительности.  Приготовились ? Начинаю :
Куры  пьют  воду  из  двух  перевёрнутых  немецких  касок.  Тех  самых,  фашистских, что  в  фильмах  про  войну. Каски  подпёрты  камнями,  чтобы  не  перевернулись  и  чтобы  куры  могли  пить,  но  не  могли  туда  стать  ногами. Разве  не  удивительно ? Исторический  рационализм.,- фашизм  плохо,  каски – хорошо.  А  автомобильная  покрышка  аккуратно  разрезанная   вдоль   на  две  части,  каждая  из  которой  служит  кормушкой?! Я  впитывал  эти  очевидные  новшества  как  чудо  сказочного  откровения. К  примеру   -  вода  из  колодца.  Да,  она  вкуснейшая  и  холодная  и  мне  доверяют  самому  её  набрать ,- это  гордость,  но  не  о  том  речь.  Моё  отражение  в  воде ведра! Моё  играющее  вместе  с  водой  отражение ,  где  виден  даже  лучик  солнца. Без  всяких  чашек  припадаешь  к  ведру  пить  этот  нектар  и  твоё  отражение  -  то  же  пьёт  эту  чудесную  воду.  Не  закрывайте  глаза  от  наслаждения. Понимаю,  хочется,  но  не  закрывайте,  потому  как  удастся  увидеть  глаза  отражения  и  вы  посмотрите  сами  себе  в  глаза  чисто  и  откровенно. Когда  ещё  вы  это  смогли  сделать,  как  не  в  те  далёкие  времена  детства ?  Второй  выход,  забор  и  калитка  то  же  сконструированы  из  веток  разной  толщины  и  разных  размеров,  но  поражает,  то,  что вместо  петель  на  калитке   служит  цепь. Да!  Две  цепи  спокойно  справляются  с возложенной  на  них  задачей.
Прошу  за  мной,  в  нарушении  запрета  бабушек -   прямо  на  лужайку   находящуюся  посередине   улицы. Внимание!  Будьте  сдержаны,  ибо  увиденное  невероятно.  В  землю  вбит металлический  стержень ,  от  которого    удавом  вьётся   цепь,  ведущая  к  ошейнику  и  вам  никогда  не  догадаться  на  кого  надет  ошейник.  Никогда.  Даже   не  пытайтесь. Это за  рамками  воображения.  В  грязи  лужи  под  греющим  солнышком  раскованно, даже  распутно,   расположилась … громадная  свинья. Она  постоянно  издаёт   умиротворённые   хрюкающие   звуки  наслаждения,  всем  своим  видом  показывая,  что рай  рядом,  просто  только  единицы  могут  это  понять  и  этим  воспользоваться. На  меня  скосили  любопытно  ироничный  взор,  как  бы  спрашивая
- Без  комплексов ? Тогда  давай  ко  мне !!!!!
Я  стыдливо  отвёл  глаза. Да!  С  комплексами!  И  ишо  с  какими!  Понимаю  и  верю,  что  тебе  хорошо, но  мне  надо « другое  хорошо».  Прошли  десятилетия,  но  я  так  и  не  понял  какое  именно  другое  хорошо  мне  надо. Я  видел  потрескавшуюся  грязь  по  краям  лужи  и  высохшую  корку болота  на  свинье,  видел  жижу,  в  которой  она  пребывает  и  явное  ощущение   небывалого  наслаждения  на  её  мордашке,  ошибочно  именуемым  рылом.
Развалины  старой  почты,  заросшие  так,  что  рассказ  о  бунте  слонов  в  Индии  и  последующих  опустошениях -  теперь  очевидная  реальность. Не  нужно фантазируя  домысливать  Киплинга – перед  Вами  живая  иллюстрация.  Сирень,  высотой  с  яблоню,  поглотила  веранду  и  вход,  из  развалиной  крыши  гордо  возвышается  акация,  кусты  будяка  охраняют  оконные  проёмы.  Нет!  Если  Вы  подумаете  использовать  руины  как  туалет,  ничего  не  выйти -  не  пробраться.  Но  если  Вы, наплевательски  рискуя  шейкой  бедра,  туда  забредёте,  то  место «для  присесть»  Вам  не  найти. Извилисто  стелясь,  злобная  крапива,  в  сговоре  с армией  обезбашенных  комаров,  которые  жалят  там  даже  днём, накажут  любого  дерзающего нарушить  фрагмент  островка  джунглей в  виде  полуразрушенной  сельской  почты,  много   десятилетий  верой  и  правдой  служившей  людям.
 Рядом  открытый  вытоптанный   двор  без  единого  деревца  и  кустика.  Две  мирно  стоящие   лошади  и   старая  телега.  Всё.  Ничего  более  перед  хатой  нет.  На  бревне  сидит  седой  цыган  и  играет  на  гармошке ,  а  перед  ним  танцуют  два  малыша. Я  почему-  то  испугался и  быстро  вернулся  во  двор. Заросшая  аллея позволяла  инкогнито   подсмотреть  танцы  маленьких  цыган!  Сколько  пластики,  чувства  ритма  и  совершенно  невиданных «па» !  Вы  бы  видели  умиротворённое  лицо  старого  цыгана! Он  не  играл,  он  радовался  гармонью,  своими  внуками,  тому,   что  в  жизнь  войдёт  оптимистичный, талантливый  род  продолжателей  его  фамилии!!!!!  Можно  ли  желать  большего  счастья ? Он играл  глазами,  а  пальцы  выполняли  команды,  перебирая  тона.
О  мир  воспоминаний! Волшебно  добрый  и  неповторимый,  навсегда    утраченный!
В  ванной  я  отлежал  своё, нежась и  готовясь  к  дню  грядущему, ностальгирование   отнастольгировалось  и  пора  готовиться к  рабочему  дню,  сомнительные  перспективы  сулящему.
Утро  закончилось,  мне  пора  собираться  на  работу, закончилось  и  моё  путешествие  в  атмосферу  времён  ушедших
- Наташа,  где  ты  положила  мои   любимые  шорты,  мне  в  халате  жарко!
- Не  морочь  голову,  а  собирайся  на  работу,  а  то  опоздаешь  и  меня  сделаешь  ещё  и  крайней   !!!
Вот  что -  то  не  закончилось!  Что – то  я  не  досмотрел,  что – то  недопережил!!!  Что  доброе  внезапно  оборвалось,  прерванное   суетой  и  метаниями! И  с этим надо начинать  день!
Еду  на  работу  по  этим  невероятным  пробкам  и  вижу  как  раскормлено -  перекормленного боксёра,  на  изящной  цепочке  ведёт   изящная  мадам  с  отработанной  походкой   подиумной  леди. Она  увидела  мой  взгляд  и  улыбнулась  мне , а   я  ей. Мы  оба  улыбнулись,  но  по  разным  причинам. Я  представил  себе,  как  в  Бобрике,  в  конце  дня,  местная  леди  Макбет  мценского  уезда   на  цепи  прогуливает  ту  самую  лёху  от  лужи – домой. А  что,  полное  подобие,  с  поправкой  на  время. Если  у  Блока – ночь  , улица,  фонарь,  аптека,  то  тут  цепь ,  ошейник, раскормленное  животное и  хозяйка.


                Часть 2
Уж  не  знаю  сколько  времени  прошло  с  тех  ностальгических, таких  сладких  воспоминаний  ,  -  может  два,  а  может  и  четыре  года. Прошли -  пронеслись  эти  года,  а  мне  опять   захотелось  вспомнить  то  далёкое  время  детства ,  когда  маленький  одессит  рос  в  другой  стране,  с  другими  устоями  и  другим  достатком.
Далёкие  мои  предки  были  многодетны,  потому  близлежащие  сёла  и  хутора   населены  дальними  и  очень  дальними    родственниками. Старые  люди  с  удовольствием разгадывают  ребусы  родословной ,  выясняя    чей  именно  наследник  стоит  перед  ними. Эта  традиция  практически  забыта ,  а  в  те  времена  была  очень  распространена.
Бабушка  Тоня,  бабушка  Маня,  дедушка  Саша  и  бабушка  Поля,  родные  сёстры  моей  бабушки  Веры. И  это  ещё  не  все  родственники  из  близких. Совсем  нет!  Вот  я  периодически ,  вооружившись  палкой  и  небольшими  подарками  в  кошелке  совершал  пеший  поход  в гости. Эти  маршруты  были  знаменательны  узловыми  точками,  которые  мне  очень  запомнились.  В  Бобрике  эта  рябеющая  волнами   лужа -  озеро ,  которую  вдоль  забора можно  было  обойти  по  очень  узкой  полоске,  ежеминутно  рискуя  свалиться  в  грязь.  Такой  риск  мне  был  непривычен  и  сей  отрезок я  проходил  карабкаясь  и  цепляясь  за  плетень. Так  было  и  в  тот  злополучный  день. Оступившись,  плюхнулся  в  болотную    жижу ,  удивив лягушек  и пасущихся  коз  со  старенькой  бабушкой  пастушкой .Утробный  звук, тяжелые  брызги болота,  предательская  скользота и я  возвышаюсь  над  землёй  от  колен.  Выбрался  и  обалдело  начал  рассматривать  размеры    пострадавшего  форсового  одеяния. Мама  и  папа  меня  одели  так, чтобы  было  видно  за  нашу  семью. А  то  как  же!!!   Так  нет  же,-    шлимазл,  а  не  воспитанный  сынок ! Обидно  до  слёз  ! Бабушка  что-  то  крикнула  и  сразу  же   со  двора  вышла  какая - то  женщина  и  пригласила  меня  в  дом.  Я  был  так  расстроен,  что  нарушил  святую  заповедь  родителей  НИКОГДА    К  ЧУЖИМ  НЕ  ПОДХОДИТЬ  И   в  разговоры  не  вступать. Да. Я  покорно  прошёл  в  летнюю  кухню,  где  мне  дали   возможность   помыться  и  большое  махровое  полотенце ,  в  которое  я  закутался,  так  как  мои  одежды  уже  сушились   во  дворе  на  верёвке.  Пришла  бабушка ,  принесла  молоко  и  хлеб,  намазанный  маслом  и  сливовым  вареньем,  и  начала  расспрос. Оказывается  дед  Саша,  когда - то  за  ней  ухаживал,  а  замуж  она  вышла  за  его  троюродного  брата. На  стене  висела   остеклённая  рамка  с  фотками  разных  лет,  в  большей  части – довоенных. Мне  показали  деда  Сашу  и  бабушку  Маню. Я  поразился. А  как  не  удивиться,  если  вместо  милых  лиц  дедушки  и  бабушки  на  меня  смотрели   в  каких -  то  странных  одеждах  совсем  молодые  люди  и  меня  убеждали,  что это  они  и  есть.  Чудеса, да  и  только. Бабушка  показала  и  себя. Черты  лица  совпадают ,  а  так -  немыслимые  метаморфозы. Наговорившись  вволю  ,  я  в  чистой  одежде  с  новыми  подарками  и  приветом  отправился  дальше.  Дед  Саша  и  бабушка  Таня,  его  жена, долго  расспрашивали  меня  о  том  месте,  где  стоит дом  приютивших  меня,  так  как  их  фамилию  я  забыл. Чем  угощали,  что  говорили ,  какие  фотки  показывали,-  всё  это  для  них  было  очень  важно  и  я ,  как  уникальный  носитель  ценной  информации, всё  обстоятельно  рассказывал.  Пришёл  их  сын  с  невесткой  и  они  уже  без  меня,  начали  оживлённо  обсуждать  какие – то  события далёкого  прошлого,  я  же  будучи  формально  в  здравии,  фактически  сидя  спал  сыто – осоловело  глядя   помутневшим  взглядом  на  фотографии  в  рамке. Как очутился  в  кровати,  как  разделся  и  заснул  не  помню,  помню  необычный  запах   накрахмаленной  постели .
Невозможно последовательно  восстановить   прошлое,  зато  некоторые  эпизоды  детского  счастья   настолько   ярко  входят  в  душу,  что  навсегда  составляют  твою   суть, диктуя  во  многом  твои  решения   в  последующей  жизни.
Вот  судите  сами :

С какого – то  необычного  камня  сложена  печь ,  а  рядом  та же  печь,  но  без  верха,  с  чугунными  барашками  для  посуды , хитрый  стол  с  кованными  ножками,  на  котором  стоит    медная   керосинка.   Прямо  на  улице,  возле  этого  царства  печей ,-  шкаф  с  посудой , да  какой! Чугунные  казанки,  ухваты,  глиняные  тарелки,-  что  я  Вам  буду  перечислять  то,  что   пришло  в  моё  сознание  из  сказок  и  детских  фильмов,  которые  для  каждого  малыша  тех  лет  составляли  суть  жизни. И   вот  оттуда,  из  сказочных  фильмов  и  мультиков  я  в  реальности  увидел у  родственников  всё  это  как  реально  существующий  быт! Нет,  еда  приготовленная  на этих  приспособлениях  и  потребляемая  с  волшебной  посуды -  совсем  другая  еда,  с  другим  ароматом,  с  другим  вкусом . Запах  сада,  шум  листочков  и  пение птиц ,  отдалённое  мычание  коровы и  геройский  крик  петуха ,-  всё это   органично   сопровождало  поедание   необычной  вкуснятины ,  подобной  которой  я  в  городе  и  не  пробовал.

- Знакомься,  твой  брат Саша. Вы только  в  детстве  виделись.
На  меня  смотрел  парень  на  пару  лет  старше  меня ,  смотрел  дружелюбно ,  как  к  изначально  своему.
- Идём  на  дамбу  купаться,  а  обратно  кролям  акации  наломаем!
Я  махнул головой. Дамба,- это  что ? Кролям  наломать   акации…  Всё  было  так  ново  и  необычно,  что  предложение  попасть  в  деятельную,  но  неведанную   жизнь ,  которой  живут  другие    настолько  увлекло  меня , что  дух  захватило. Да  и  ещё  со  старшим  братом! Всем   встречающимся  мальчикам  и  девочкам,  просто  селянам  меня  представляли:
- Мой  брат  из  Одессы.
Бабушки,  дедушки,  тёти,  дяди,  «дальние» братья  и  сёстры  ,-  может  это  и  есть  изначальная  Родина ? Старая  школа,  где  была  заучем  моя  бабушка,  а  директором  мой  дед ,в  школе   где  училась  моя  мама,-  может  это  и  есть  исток ?  Ну  если  так  всё  запало  в  душу,  ставши  неотделимым  от  тебя ,  то  может  это  и  есть  то,  что  от  дедов -  прадедов  на  генном  уровне  нам  свойственно…. Как  знать….

Каждая  улица  для  мальчишки  имеет  свой  эмоциональный   окрас. Там  немыслимых  форм  и  размеров   выкорчеванные  и  ещё  не  убранные    корневища ; там  узкая  полоса  болот  с  певуньями  лягушками, составившими   сводный  хор ;  а  есть  и переулок  злых и  ленивых  собак.
На  одном  дворе  пёс  аппетитно  спит и  раздражается  если  его  будят. Раздражение  внутреннее  и  выражается  в лае   по  отношению  к  абстрактной  цели,  скорее  это  проявление  недовольства  судьбой,  чем  лай  в  традиционном  понимании. Так,  форма  обращения  к  небу. Другое  дело  пропито -  прокуренный  лай  пса   гуляки  просадившем  молодость   в  безразборной  смене  многочиленных  временных  свор -  стай. Он  злой  за   приобретённые  и  невылеченные  болезни; злой  из – за  коварства    вероломных   собачек,  попросту говоря -  сук ;злой  на  молодых  кобелей  у  которых  нет  ни  малейшего  уважения  к  старшим ; короче – злой  и  всё!!!  Есть  завывающий  лай  обманутой  суки,  народившей  множество  щенят  и  лишенной  материнства.  Обманул  один   видный  пёс  красавец -  негодяй, по  сути -  кобелиная  модель,  в  которого  поверила ,  а  щенят  потопили  хозяева,  в  которых  тоже   верила  как  сама  в  себя. И  кому  теперь  вера ? И  выхода  нет,  а  жить  надо!  Жить  и  служить  тем  кто  потопил  щенят,  а  теперь  кормит…  Сучья  доля  не  из  лёгких… Вот  и  лает  она  воя  или  воет  лая. Есть  лай  оптимистический,  призывной,  коллективный,- ой,  всех  вариантов  я  и  не  перечислю. Я  шёл  в  новых  сандалиях  и  красивых  носках  по  пыльной  дороге  и  с  любопытством  заглядывал  в  дворы  на  собак.
На  выходе  из  переулка,   у  входа  в  двор, в  экспромтном  корыте  двое  мужчин  и  женщина  ногами  месили  глиняный  раствор, вяло  переговариваясь.  Куча  конского  навоза,  резанная  солома ,  глина  и  резанный  камыш  лежали  рядом.  Как  они  камышом  ноги  не  порежут,  думал  я. Там  же  ещё  есть  ВОЛЧоК ,-  такая  громадная  оса,  которая  водится  в  перегное  и  несёт  смерть  людям. Мне  улыбнулись  и  мужик  сказал
-  Малец, дай  молочка  в  кринке.
Я  подошел  к  лопуховому  холмику,  раскрыл  его  и  увидел  глиняный  кувшин  с  молоком,  обтянутый  марлей. Ручка  была  отбита  и  я  ухватил  горлышко ,  сам  удивляясь  своей  ловкости  и  силе.  Подал.  Все  пили  холодное  молоко  с  таким  наслаждением ,  что  захотел  и  я.
- Что  смотришь ?  Пей!
Я  выпил,  без  кружек,  без  всякой  гигиены  и  уроков  приличия,  игнорируя  то,  чему  учили  папа  и  мама,  просто  с  наслаждением  выпил  пару  глотков  холодного  молока  из  кувшина.
- Ты  чей ?
- Моей  бабушки,  мамы  и  папы.
Они  рассмеялись.  Когда  я  сказал,  что  живём  у  бабушки  Тони,  где  гусеницы  и  бельё  сушится,-  они  сразу  всё  поняли.
-Передай  от  Марички  Павловои   привет.  На  неделе  зайду!
Вплоть  до  трассы -  ничего  примечательного. Разве  что  жеребята,  догоняющие   маму  ,  запряжённую в  телегу. Нет,  не  в  телегу  семейной  жизни , в  которой  молодая  видная гонористая  кобыла  становится  выработанной  клячей,  а  запряжённая  в  колхозную  телегу  общественной  жизни .  Сколько  понятного  беспокойства,  пугливости  и  преданности  семье  откровенно  читается  в  жеребьячем   поведении.  При  малейшем  поводе  уши  тревожно  поднимаются,  ноздри  расширяются  и  молодой  мозг   моментально  выносит  решение. Может  скоропалительные  решения ,  вполне  может  быть,  потому  и  такие  шарахания  из  стороны  в  сторону.
Проезжающие  машины,  брички  и  телеги.
- Тэбэ  пидвэзты ?  Сидай!
 - Не!  Я  в  Арчипитовку  пишки!
Неудачно  я  проявил  разговорные  данные  по  украинскому   разговорному  языку. Нешкольный  курс,  но  навыки  к  подражанию  всё  же  есть. Меня  приняли  за  своего,  так  я  подумал.
- Як  хочэш. Бувай.  Нооо, пишла!!!
Придорожные  пейзажи  поражают  разнообразием  .  Громадные лопухи  и  будяки  гордо  возвышаются  в  одиночестве  являя  проезжающим  и  проходящим  всю  свою  красоту.  Смотрите,  мол,  любуйтесь  -  учитесь  красоте !  Красоте  во  мне,  растущем  так,  что  сама  судьба предоставила  вам,  проезжающе -  проходящим ,   возможность  понять  прекрасное  через  меня -  красавца  лопуха!  Лопуховско  будяковская  красотища, для  тех  кто  понимает  об  чём  рэчь!
Заборы,   обвитые  хмелем  и   плющом   так  надёжно ,  что  понятно,  участок  под  надёжным  прикрытием. Защита  так  надёжна,  что  дорожная  пыль  не  в  силах  пробраться  через  охрану   и   бессильно   осела  на  листочках  хмелевой   защиты. Не  пробраться -  не  пролезть. Никому  и  никогда!  Это  вам  не  депутатский  мандат,  пардоньте  за    сравнение.  Железобетонная  стена  ограждающая внутренний  уклад  жизни  семьи    в  пространстве   сельского  участка  вселенной. Время  от  времени  куры  сообщали  свету  о  прибавлении  в  кладке  ещё  одного  яйца -  потенциального  продолжателя  рода,  кричат  они  по  разному ,  в  разной  тональности,  но  одинаково  беспокойно -  радостно. Мычат  коровы  и  телята,  лают  псы, что - то  забивают  на  краю  села  плотники  и  все  эти  звуки  скрашивает  фон  сказочного   шепота  листвы  кустарников  и  деревьев,  луговой  травы  и  кукурузы, засеянной  на  огородах. Боже,  как  хорошо!  Солнышко,  не  солнце,  а  именно  солнышко,  греет,   освещая  всю  округу  в  цвет  детского  оптимизма -  тебе  хорошо  и  прозрачно. Да. Вот  такое  немыслимое  для  умных  взрослых  сочетание. Это  понимают  лягушки,  скромно  выдавая  короткие  дневные  трели, распеваясь,  готовясь  к  большому  вечернему  концерту. Я  нашёл  подкову. Воплощение  месяца,  ухвата  и  вестника  грядущей  удачи.  Сперва  нёс  с  двумя  гостинцами,  потом  спрятал  в  укромное  место,  за  каменной  остановкой  под  лопухами.  Может  и  досель  там  ждёт  меня  мой  клад ?  Может  и  счастье  привалит   удача   если  я  приеду  туда  и  отыщу  и  заберу  спрятанное ?
Вот  я  и  у деда  Саши. Телефонов  не  было  и  меня  не  ждали.  Суета  приготовления  и  стол. Варенье,  мёд,  молоко,  другая  вкуснятина.  Расспросы. Особенно  о  тех,  кто  меня  приютил,  отстирывая.  Там,  в былом,  всё  не  так  прошло,  как  выяснилось.  Эта  бабушка, что  меня  приютила,   в  молодости  была  вертлявая,  чему  есть    и  свидетели  и  пострадавшие. Ещё  та  бабушка.  А  теперь -  сплошная  невинность… Никогда  бы  не  подумал! Хотя  по  фотке,  что  у  них  есть,  а  у  деда  нет,  дед  был  ещё  тем  кавалером.  Чуб,  фуражка,  жакет,  воротник  на  пиджаке…. А  усики  вверх?!!!!  И  кто  устоит  против  деда  Саши  Лисовского ? Первого  председателя  колхоза,  получившего  первый  комбайн  в  области!!!!  Что  слабо  и  не  можете ?  А  это  моей  бабушки  родный  брат, это  шоб  вы  поняли  за  родство! Теперь  уразумели  как  принимали  одесского  мальчика  в  Арчипитовке !  Так  принимали  всех -  дальних  и  близких  родственников,  друзей  и  друзей – друзей,-  всех  кто  не  запятнал  себя  плохими  поступками.  Тогда  такое  было  время,-  я  извиняюсь  за  нудность.
Часть  3
Последний  урок  седьмого   класса  и  я  с  бабушкой  еду  в  Гвоздавку. Наш  классный  руководитель  преподаёт  испанский,  а  я  хожу  на  уроки  английского,-  отсюда  полное   взаимное   непонимание,  что  естественно,  ведь   мы  говорим  на  разных  языках. Давняя  тема. Испанский,  Гишпания, Испания в  моём  восприятии  – это  завоевания,  золото,  флот,  коррида,  вообще   завораживающе  романтическая   часть  истории  человечества,  классная же   дама  - это  причёска  дуля,  очки  и  бесконечная  череда  нудностей – занудностей,  изрекаемая  из  двух  строгих  сезонных   учительских  костюмов. И  как  это  совместить -  я  у  вас  спрашиваю?  Молчите?  И  я  молчал ,  а  что  делать?!  Я  сижу  на  второй  парте  у  деревянного  крашенного -  перекрашенного  окна   и   сквозь   принесенные    родаками  непутёвых  детей   из  дому  за  ненадобностью   горшками  с  умирающей  растительностью, безнадёжно  медленно   умирающей    кроме  ядовитой  колючкообразной  шарообразной  вредятины ,   вижу  , как  на  стадионе играют  в  футбол  знакомые  ребята. Конец  мая – это  у  нас  уже  лето  и  сильно. Сильно  да,  шоб  вы  поняли.  По  ветке   клёна  торопливо  пробежал  скворец,  посмотрел  на  то,  как  Колька  бездарно  пропустил  гол,  нервно  кивнул  головой  и  улетел.  Свалил  бы  и  я , но,  увы,   не  на   том  дереве  сижу,  да  и  летать  не  умею.  Одесский  черноморец ;   Двоенков  и  традиции,  а  тут   Колька  вратарь,  как   астматик  Клименко  и  нормы  ГТО  по  бегу. Что  вы  сравниваете?! Вот  и  молчите  и  давайте  о  другом.   Мои  родители -  прелесть!  На  мне  новые  кроссовки  и  при  мне  новая  сумка  через  плечо,-  но  никто  этого  не  видит ,  этой  подстольной  красоты. Ни  Лариса,  ни  Марина  не  видят!!!! Да  и  Костумяну  не  мешало  б  нос  утереть…. Смотрю  в  окно  под  нудное    невыразительное   журчание  посланной  нам  школой  наставницы,- смотрю  и  вижу, отключив  слух,-  как  красиво  и  хорошо  за  окном! Зелень  не  выгорела ,  а  молода  и  свежа,  дети  радостно  бегают,  наслаждаясь  юностью  и  погодой ,  в  отличии  от  меня. Наша  классная. Эти  её неуместные  воспоминания  на  её   же  взгляд  недостойных  поступков  из нашего,  в  том  числе  и  моего,  прошлого   так  же раздражают,  как  звук  стоматологической  дрели.
 « Что  было,  то  было  и  незачем  вспоминать. Вот  я  был  шесть  раз  женат,  а  седьмой  раз  женился  на  первой,  от  которой  у  меня  трое  детей. Искал ,  нашёл  и  женился.  И  что  я  должен  вспоминать  за  старое ?» ,-  говорит  Яков  Моисеевич,  а  именно  он  мой  наставник,  а  не  она..
- Я  так  понимаю,  меня  вообще  не  слушают. Повтори,  что  я  сказала.
Я  встал,  наступив  на  ремешок   своей   новой  сумки.
- У  меня  всё  равно  поведение  в  табеле  уд, я  на  уд  и  слушаю.
- Опять  хамишь! Скажи  спасибо,  что  последний  урок!  Ничего,  в  восьмом  классе  всё  по  другому  будет. Садись.
Я  сел,  стараясь  не  впустить  в  голову   направленный   пучок   явно  не  божественной  энергии.  Рука  аж  зудела  кое - что  написать  на  парте,  уместное  для  этого  случая.  Лучше  нацарапать!  Сжато  охарактеризовать  суть,  так  сказать. Мужественно  сдержался,  что  не  легко  далось!  Колька  опять  пропустил  гол. Бездарь!  Вот  бы  поменяться. Боже,  завтра  вечером  я  буду  в  деревне   радоваться    жизни,  а  сегодня  сообщу  об  этом  всем  друзьям,  надо  только  перетерпеть  этот  урок  мужества,  воспитывающий  у  нас  мужество  не  послать  всех  подальше. Ценное  умение,  надо  заметить не  раз  в  жизни  пригодившееся.
Гвоздавка!
На  костре  в  медном  тазу  вариться  варенье  из  вишни. Выточенная  из  ветки  мешалка  довольно  длинна  и  изгиб  позволяет  помешивать   варенье    без  риска   опалить  руку. Бегу  в  конец  огорода,  где  свалены  сухие  ветки,  ведь  именно  там  я  оставил  маленького, пугливого   ёжика  в  прошлом  году. Нет,  ежа  нет,  но  это  не  огорчает,  я  нашёл  свою  рогатку,  которую  здесь,  по  рассеянности  оставил  вместе  с  ежом. Резинка  от  велосипедной  камеры  и  полоска из  натуральной  кожи  выброшенного  сапога. Нет,  тяга  к  эстетизму  была  свойственна  мне  с  детства,-  древко  рогатки  обмотано  двумя  видами  изолетны. А  что ? Красота,  она  во  всём  должна  быть.  Стреляю  в  небо  камушком,  оцениваю  высоту  полёта  и  бегу  залезть  в  кош,  на  сено. Всё  это  делаю  торопясь,  так  как  планов  такое  множество,  что  всего  никак  не  успеть. К  примеру , залезть  на  высоченную  вербу,  где  на  развилке  я  прибил  в  прошлом  году  досточку  для  сидения  и  обмотал  верёвкой,  чтоб  не  упасть.
Бабушка  Поля,  останавливающая  пробегающего  меня :
- Сирожа,  иды  молочка  с  пырижком  выпый.
Иду,  конечно  иду.  Жаренный  на  масле  пирожок  с  резанным  варённым  яйцом  и  луком, из  глиняного  кувшина  налитое  в  эмалированную  кружку  молоко – от  этого  нельзя  отказаться!  Невозможно,  вы  меня  понимаете? Если  нет,-  то  мне  вас  жаль!!!  Пока  жадно  покусанное  и  запитое усваивается , осматриваю  такую  родную  дорогу,  видимую  из двора. И  как  вам  это  нравиться ? С  красивейшими  волосами  в  элегантном  летнем  платье,  в  белых  высоких носках   и  босоножках  под  платье   проплыла  мимо   незнакомая  девочка   чуть  младше  меня.  Белые  носки – нет  надо  же!  По  этой  пылюке! Вообще   откуда  она?  Как  занесло ?
Начал  издалека,  отвлекая  от  главного.
- Бабушка  Поля,  а  вот  тут  девочка  прошла ,  что  то  я  не  помню  её.
- Это  до  Таньки  крывой,  племянница  приехала   з   Бендер. А  шо ?
- Ничего,  ничего.  Просто  удивился.
Всё  лето  прошло  в  тайном   ухаживании. Но  эпизодами,  без  фанатизма. А  что ?  Лучший  купальник  с  подстилкой  в  цвет на  пляже  у  неё,  самое  красивое  платье -  у  неё, бричкой  з Ясыновой за  ней  приехали  и  потом  обратно  привезли -  её  же.  На  бричке  с  рессорами,  с  коровьей  шкурой  на  сидении,  кожаным  плетёным  кнутом   и  такой  красивой  лошадью приехали   и  увезли!  Я  как  раз  воду  ведром  из  соседнего  колодца  нёс  и  видел. Стоял,  замерев  пораженный  увиденным. Я  уже  здороваться  с  ней  стал,  даже  парой  фраз  перекинулся,  а  её  увезли. Такая  невезуха.  У  меня  был  фотоаппарат  Смена,  я  б  её  сфотографировал  и  в школе  показывал  как  фото  «моей  девушки». Было  модно  из  больших  круглых  значков  убирать  цветную  картинку,  а  вставлять   фото  «своей  девушки». Это  был  высший  пилотаж,  но  нужна  была  девушка, и  её  фото,  а  тут  такой  шикарный  варьянт  подворачивается… И  тут, взяли  и  беспардонно  увезли,  наломав  все  планы !  Вот  же  люди,  только  о  себе  думают!
Со  злости  я  поспорил  с  Сашком  Вареником,  что  он  не  сможет  повязать   прыпнятому   к  металлическому  шкворню   бычку  красный  платок  на  шею.  На  рогатку  поспорил,  а  он  на  закидушку.  Я  же  видел  корриду,  видел  бешенство  быка  и  уже  готовил  путь  к  неизбежному  бегству,  подумывая   как   и  наивного  моего  товарища  спасти.   Сашик  принёс  из  дому  красную  тряпку  спокойно  подошёл  к  бычку,  погладил  его  и   повязал  галстук.  Тупой  бычок  спокойно  продолжил  пастись,  а  моя рогатка  перешла  Сашку.
Дед  в  картузе,  с  палкой -  веткой,  в пиджаке,  не  взирая  на  жару,  ниоткуда  свалился   к  нам  и  сердитым  голосом  довольно  зычно,  приказным  тоном,   сказал :
-  А  ну  скоро  знимить,  бо  хто  побачэ  бида  будэ. Вы  ж  пионэры!
Тряпку  сняли,  я   же  был  так  поражён  своим  проигрышем, тем,  что  я  знающий  одессит   оказался  треплом  и  выдумщиком,  что  понурив  голову  молча  шёл  по  сельской  дороге  в  сторону  пляжа,  вполуха  слушая  рассказы  Сашика. Около  пляжа  были  привязаны  цепью  на  замок  лодки,  с  носа  которых  мальчишки ,  с  подкатанными  штанами   ловили  рыбу  удочками  с  камышовыми удилами  и  поплавками  из  гусиного  пера. Вообще  поплавки  - это  была  поляна  для  творчества. Пробковые,  гусиные,  совмещённые,  камышовые,  крашенные  в  полоску  и  в  один  цвет,  ой,  всего  не  перечесть. Самодельные  лодки,  старые  и  новые,  разных  размеров   и   форм,  с  тремя  или  двумя  сидениями,  плоскодонки  и  килевые -  укомплектованный  ассортимент  этой  флотилии ,  надёжно  закованный  в  цепи   к  немыслимо  старой  груше  плавно  и  величественно  покачивался  на  мелких  волнах  некогда  судоходной  реки  Кодымы.   Кто  нибудь ,  а  всё  равно  там  должен  быть,  всё  веселее  будет. Так  и  было,  человек  пять  рыбачили.
В  лодки  надо  было  запрыгивать  с  берега ,  а  они  коварно  играли  на  воде ,  как  бы  провоцируя   моё   позорное  падение  с  травмами,  чего  мне  никак  допустить  при  таком  кворуме  было  нельзя. Ещё  Сашик,  с  нашим  спором!!!!  Я  побежал    в  камыши  по  делу  всем   понятному,  что  реабилитировало  меня  полностью. Мой  визит  с  неописуемой  радостью  был  встречен  дивизией  комаров ,  которых  не  смутила  ни  жара  в  божий  день ,  ни  понимание  элементарных  норм  морали. Меня  сделали  донором  абсолютно  игнорируя  моё  согласие, - эти вампиры  кровопийцы  с  крылышками  и  нервным  писком. Что ж,-  школа  выучила  мужеству  и  я  принял  удар  судьбы. Подняв   голову  я  увидел  на  камне…  И  кого  бы  вы  подумали ?  Змею ?  Это  в  вас  ваш  характер  говорит. Не  иначе!  Нет,  не  змею  и  не  ужа. Воображение  не  дотягивает ?  На  меня  смотрела  черепаха!  Настоящая  черепаха! Посмотрела  и  быстро  плюхнулась  в  реку,  с  наглядной  очевидностью  опровергая  домыслы  о   медлительности  и  тормознутости.  Моя  новость  никого  не  удивила. Вот  то,  что  у  Гецкеца  здоровый  не  кастрированный  кабан  стену  сарая  прорыл,  выскочил  на  улицу  и  жути  навёл  с  разрушениями – это  таки  да  новость!  Что  в  пятницу  с  Заплаз   на  танцы  студентки  приедут,- это  да   новость,  не  взирая  на  наш  семиклассный  возраст!  В  этом  возрасте  уже  все  мальчики  ходят  на  кино  / не  в/  и  на  танцы. И  на  то  и  на  другое   ходют  /не  ходят,  так  не  говорят/   и  пока  только  смотрят  и  обсуждают.
Насыщенность  дня  событиями в  ту  пору   была  так  плотна  и  ярка,  что  ничего  подобного  в  последующей  жизни  я  не  испытывал. Ещё  бы -  кабан  пробил  стену  сарая  и  разъярённый  выбежал  на  свободу!  Вот  ему  бы  красное  показать,  а  не  этому   тормозу  природному . Нет,  вы  представляете  за  картину?! Когда  у  Софьи  Генриховны  с  верёвки  во  дворе  какой  то  шутник  стянул  её  цветастый  невероятно  большой  куполообразный  халат, с  ёмкостями  для  двух  казанов  с  прилипшими   сосками  накипи,  на     пояске  которого  была  пряжка,  а  сзади  большой  цветастый   бант ,  -  так  то  было  не  событие  в  сравнении  с  кабаном,  пробившем  стену! Хотя  за  то  знала  вся  улица,  а  помнила  та  улица   ещё  минимум  лет  пять. Вопли  ,  угрозы  и  стенания   стокилограммовой  обиженной  женщины тогда  привлекли  в  наш  двор   народа  немыслимо. Размахивая  громадными  ручищами  при  небольшом  росте  и  большом  весе,  вся  красная  от  жары  и  гнева  она  призывала  небесные  силы,  советскую  и  партийную  власть  сурово  покарать  вора,  посягнувшего  на  итак  нищенское  имущество,  коварно  брошенной  тремя  предыдущими  корыстными  мужьями  наивной, доброй  женщины.  Была  предложена  и  альтернатива -   привести  к  ней  воришку  или  указать  адрес  где  его  можно  найти – этого  будет  достаточно, даже  без  возврата халата,  как  мерила  в  ценностной  шкале.  А  тут   кабан! Извольте  - нате!!!
Привезли на  бричке   модницу - племянницу  из  Бендер ,  но  меня  это  уже  не  так  тронуло.  Я  был  настолько  увлечён  колоритными,  опережающими  друг  друга ,  лавиной  обрушивающимися  на  меня  событиями,  что  этому  первоначально  планируемому  лучу  суждено  было  стать  законченным  отрезком. Что  жара,  если  у  меня  есть  возможность  пойти  на  танцы  в  новых  кроссовках,  жалко  ,  что  без  сумки ? Мои  родители сделали  мне  райское  детство,  в  частности  передав  в  село  мой  велосипед сперва  Орлёнок, затем  Десна.  У  всех  был  велик  Украина  или  Минск ,  и  только  у  меня  одного Орлёнок,  а  потом  Десна.  С  цветными  прищепками удерживающими    передние   и  задние    трещётки. Папа  делал!  Малышня  ездила  на  велике  «под  раму» ,  а  старшие  сперва  на  раме,  а  потом  и  на  сидении. До  рамы  я  еле  дотягивался, что  выдавало  мой  возраст,  а  на  орлёнке  же  смотрелся  очень  органично. А  футбольный  и  волейбольные  настоящие  мячи ?  А  сетка  и  комплект  для  бадминтона ?!  А  воланчики ?  Ко  мне  липли  деревенские  ребята,  на  несколько  лет  опережая  меня  в  возрасте.  Я  был  интересен  им,    они  мне.  Мы  насыщали  друг  дружку  всё  лето  и  расставались  в  конце  августа  с  таким  «тяжелым  сердцем»  ,  что   мечта  о  наступающей  через  год  встрече  грела  нас    весь  учебный  год,  вплоть  до  окончания  школы.
Такой  вот  лучик  из  прошлого.
Часть 4
 Я  закончил  восьмой  класс  и  это  был  мой  последний  отдых  в  Гвоздавке. Мальчик  вырос  и  как  следствие  сего  ему,  то  есть  мне ,  начали  нравиться девушки. Драки,  футбол  и  кража  клубники  с  чужих  огородов,- это  не  в  счёт. Не  та  тема. Даже  клуб  с  танцами – то  же  нет.  Прямо  возле  речного сельского    пляжа,   где  снесли  дом  Мыколы Параниного    построили  барак,  прошу  прощения -  спальни,  где  разместили  школьников  из  Заплаз  на  школьные  каникулы  -  практику. Если  ещё  короче -  её  звали  Оксаной  и  я  с  ней  танцевал  медленный  танец  под бобинный  магнитофон  на  берегу  реки .  Песню  «  Там  где  клён  шумит  над  речной  волной…»  помните ?  Вот  под  эту,  волнующую  душу ,  песню  я  и  танцевал  с  ней. Душевные  волнения  охватили  одесскую  душу  и  мне  был  необходим  какой  то  поступок,  как    кратер,  через  который  прорвёт  вулкан. Оттанцевавшись  до  последнего  «па», Оксана  пошла  готовиться  ко  сну,  а  я   решил  доказать,  что  есть  место  подвигу, даже  при  социализме,  причём  развитом. Местечко  для  подвига.  Есть  такое  место  и  я  знаю  где  оно. Рядом  с  цистерной ,  где  продают  керосин. Сплетённые  ветки  акации  рвали  одежду, нога  приняла  занозу,  но  обратно  я  бежал  с  букетом  хризантем. Пионервожатая  с  белой  повязкой  на  рукаве и  надписью «дежурный»  со  второго  предложения   поняла  кому  цветы,  приняла  их  и строевым  шагом  занесла  в  недра  барака.
Надо  ли  говорить,  каким  франтом  я  пришёл  утром  на  пляж ? Ха! На  меня  смотрели  все  девочки -  её  подружки  и  прыщавый  конкурент  из  местных. Оксана  приветливо  помахала   рукой  и  засмеялась. Улыбнулся  и  я. Да  и  как  не  улыбнуться ?  Яркому  солнцу  и  юности  улыбался  пляж,   улыбался  камыш,  во  всю  смеялись  зайчики  на  ряби  реки, даже  лодка  приветственно  переваливалась  на  волне. Оксана была  так   красива  своей  молодостью  и  оптимизмом,  взгляд  был  настолько  чист  и  глубок,  что  не  влюбиться в  это  олицетворение  юности  мог  только  чёрствый  истукан, которым,  к  счастью,  я  не  был.  Душа  пела,  а  я  играл. Но  у  каждого  Моцарта  есть  свой  Сальери, увы. Прыщавый  юноша  из  местных – это  и  был  противовес  мне.
Какой -  то  адиёт  сбил  вышку  на  берегу  реки,  откуда  прыгала   ласточкой  вся  молодёжь. Прыгнула  Оксана  с  подружками,  прыгнул  и  прыщавый  с  друзьями. Все  выразительно  уставились  на  меня. Выбора  не  было.  В  своих  цветастых,  китайских  плавках  я  прошёл  на  испытательную  голгофу ,  посмотрел  на  место  казни  и  решительно  прыгнул,  полагая  что  ласточкой…
Вы  никогда  не  слышали  какой  звук  издаётся,  если  фанерой  ударить  о  поверхность  воды?  Я  то  же  не  слышал,  но  , полагаю,  его  издал  плоскостью   своего  фасада  слившись  с  поверхностью  реки. Как  я  выжил – доселе  удивляюсь. Физических  травм  не  наблюдалось,  зато  была  полностью  отбита  симпатия  к  этой  коварной  Оксане. Не  мой  фасончик.  Пущай  с  прыщавым  прыгает. Нам  это  счастье  даром  не  берите,  пардоньте  за  тональность.
Дома,  в  Одессе,  я  всё  рассказал  Якову  Моисеевичу  и  он  мудро  обобщил :
- В  голову  надо  вбивать  знания  и  мудрость,  а  не  бить  ею  об  реку. А  что,  если б  травмировался,  к  примеру  сказать ?  Она  б  скривилась  и  пошла  б  к  другому,  прыщавому  или  нет  -  не  важно,  а  вы  остались бы  сами  со  своей  болячкой.  Сирожа,  я  на  вас  удивляюсь,  вы  же  умный  мальчик!!!!
Нет,  опыт,  тот  отрицательный  опыт,  не  отбил  у  меня  желание  прыгать  с  пирса  на  море.  Могу  прыгнуть  и  сейчас,  но  только  другим  способом -  исключительно  бомбочкой,  как  все  приличные  одесские  мальчики в юности  и  в  зрелых  годах. Об  воду  биться  надо  не  головой,  а  совсем  другим,  безопасным,  местом.



Часть 5
В  каком  году  это  было – не  помню. И  так  и  эдак  вспоминал,- вот  нет   привязки,  хоть  что  хочешь  делай! Эпизод  из  космоса! Но  яркий,  насыщенный,  сильный  эпизод.  О  том  и  речь :

Весь  день  парило. Даже  мне,  совсем юному  бутону,  выращенному     на  одесской  ниве   было  тяжело  ,  взрослые  же  обливались  потом  и с  кислыми  лицами  выполняли запланировано   необходимую  работу. Разгар  лета  и  так  парит!  И  одно  и  другое  -  сразу  два !  Алименты  и  неприятности  в  налоговой,-  чтоб  понятнее . Бронзовый  оттенок  загорелых  тел пот  сделал  контрастно  ярким . Деды  периодически  снимали  картузы, для  проветривания  лысины  и  платком  вытирали потные  края традиционного  головного  убора. В  такую  жару  дома  мы  ходили  на  шестнадцатую  купаться  в  море , которое  бодрило,  сбрасывая  накал. Но  река – не  море .  Купание  в  реке  ещё  больше  расслабило и  даже   мне  стало   тяжело.   А  что  б  вы хотели ,  чтоб  купание  в  парном  молоке вас  мобилизовало ?  Ой,  перестаньте  наивничать,-  не  по  возрасту  и  оно  вас  портит.  А  что  погода ?  Ни  единого  облачка,  суетливые   ласточки  летают  над  самой  землёй , бешено  теребя  своими  крылышками,  зелень  же  деревьев  гипсово  замерла  в  оцепенении  безнадёжной  жары. Никакой  надежды  на  ветерок!  Никакой! Душно  даже  в  тени. Проехавшая  гремящая   подвода   образовала  низкий  туннель  густой   пыли ,  а  лошади  оставили  помёт  и  запах,  который  совсем  не  противный. Ну  ничуть. В отличии  от…   Ни  на  улице,  ни  во  дворах  никого  не  видно,  словно временное  опустошение   постигло  село. Я  еду  на  орлёнке  домой,  потому  как  играть  не  с  кем.  И  дам,  перед  которыми  стоило  гордо  продефилировать -  то  же  не  наблюдается. Надо  сберечь  силы  для  возможного  последующего   вечернего   броска. Я  уже  дома.
- Серёжа,  бабушка  Поля  забыла  марлю,  поедь  до  череды  и  отвези.
Всё  правильно  -  обеденная  дойка. Я  рад,  что  пригодился, потому  как  дома  было заняться  нечем. Разогнав  велик,   промчался  через  улицу  и  выехал  в  поле.  А  чего   нервничать,  если  брючина на  прищепке  и  в  цепь  не  попадёт ?!  По  селу  галопом,  может  кто  мельком  увидит  как  я   гарцую - дефилирую,  а  за  пределами  уже   тише   чем  иноходью. А  шо ? Для  кого  усилия ?  То-  то  же  и  я  за  то ! Слева  без  единого  движения  стеной  стоял  камыш ,  поле  на  горизонте   переходило  в  небо    расплывчатой  полосой  ,  полосой  прерываемой  маленькими  неохотно  движущимися столбиками.  Эти  столбики  и  было  стадо  коров. На  дневную  дойку ,  как  и  век  назад,  шли  разновозрастные женщины  по  одной  и  небольшими  группами. В  селе  принято  здороваться,  здесь  чужих  нет  и  я  был  не  исключение :
- Добрый  день.
- Добрый!  А  ты  чей?
- Я  с  бабушкой  к  Ордынским  приехал  на  лето.
Меня  опознали  ,  приняли  и  отпустили. Ответствуя,  я  предложил  подвезти  их  вёдра,  приладив  их  на  багажник.  Они  согласились  и  я  довольный  полезностью  своей  многоплановой  миссии  продолжил  путь  по  раскалённому  жарой  полю.
Так  в  суете  и  прошёл  этот  ужасно  жаркий  день,  прерываемый  дневным  сном  в  прохладной  горнице  и  самым  вкусным  на  свете  борщом  томлённым   в  печи  с   хлебом  домашней  выпечки. День  то  прошёл,  а  след  в  душе  оставил   последующими  событиями.
Только  село  солнце  как  начался  гром  и  молнии. Видимо ни  у  грома,  ни  у  молний  не   было  сил  творить   такое  при  Солнце,  вот  они ,  в  подлом   сговоре  с  темнотой  и  дожидались  заката.   Только  солнышко   село  как  разом  ударили  и  гром  и  молнии! Да  какие!!!!  Вы  видели  как  сапожник  дядя  Миша  в  сильном  подпитии  дебоширит ?  Так  это  в  сто  раз  хуже.  И  вырвалось  не  из  его  будки  с  названием  « Сапожная  мастИрская»  а  с  небес!!!! Вы  себе  это  увидели -  представили ? Что,  оторопели ?  Так  я  тогда  ещё  больше!  Свет  в  доме  вырубило  и   в   полнейшей  темноте  у  иконы  молилась  бабушка  Поля,  а  я  ,  поражённый  средневековым   ужасом  перед   необъяснимой  игрой  стихии   взирал  в  маленькое  окошко,  где  нет,  и  не было  никакой  форточки. Это  не  дождь,  это  вселенский  потоп!  Стена  воды,  усиливающая  страх  перед  молниями  и  громом. Заодно  работают!  Ветер  перестал  быть  ветром,  а выродился  в  ураган,  ломающий  и  несущий  сломанные  ветки.  Был  хулиган,  а  стал  уголовник. Просёлочная   дорога  перед   калиткой  превратилась  сперва  в  большую  лужу,  а  затем  в  маленькое  озеро,  взрывающееся  пузырьками ,  которые  вещают,  что  дождь  скоро  не  закончиться,  и  зря  мы  надеемся,  что   пик  прошёл. Глупы  и  наивны.  Праведно  наказуемы  за  грехи  наша.  Громы ,  молнии ,  шквальный  ветер   и  беспрерывная  бомбандировка крупными  каплями  дождя   всего,  что  на  земле.  Мерцание  свечи,  лик  Николая  Чудотворца  с  большим  морщинистым  лбом , рушник  с  вышиванкой  ,испуганные  разговоры  бабушек  и  я,  с  испуганной  душонкой ,- хороша  компашка!!!  Наверно,  во  время  оккупации, евреи  в  катакомбах  размышляли  о  том,  как  они бы  перебили  и   фашистов  и  румын  и   заодно   поставили  на  место   румынских  проституток! Размышляли,  закутавшись  в  плед, питаясь  кашерным  и настраивая  себя  на  подвиги,  с  которыми  временно  приходится  повременить,  увы!!! А  как  бы  ещё  смогли,  что  зухен  вэй,  или  берегитесь  шакалы,- это  чтоб  культурно. Вот  и  моя  бабушка  с  сестрой  ,- якобы  не  боятся,-    но   я  то  вижу!   Воспоминания,  что  тогда  то, при  подобном  урагане  у  того  то  снесло  крышу ,  а  до  войны  подняло  и  перевернуло  телегу  с  лошадью -  никак   не  смягчали  ужаса.   Ну  нисколечки. Нет,  паники  не  было, но до  неё  было  не  так  далеко,  как  может  показаться. Я  такого  раньше  не переживал  и  острота  ощущений  встрепыхнула  весь   мой   адреналин,  имеющийся  в  наличии.
Но  это  была увертюра,  основной  сольный  выход  наступил  несколько  погодя.  Чуть  - чуть  снизился  темп  этого  природного  мятежа  и  мы   уже   наивно  успокаивались,  вслушиваясь  в   звуки  умолкающей  стихии, как    последовал  новый  акт , минуя  антракт! Нас  ждал  девятый  вал !!!! Не  хотелось  в  это  верить,  но  это  так. Нет, дом  не  смыло  и  не  понесло  в  реку,- до  этого  не  дошло,  но   многозначительная подготавливающая к  событию  пауза  была  не  долгой.
Мы  услышали  вой. Да,  протяжный ,  жалобный   собачий  вой  боли. Судя   по  звуку  животное  расположилось  прямо  посередине  нашего  озера -  лужи. Расположилось  наверно  кощунственно,- бедное  животное на  этом  месте   застала  беда   -   так   правильнее. Бабушки  были  слишком  стары,  а  я  юн,  чтобы  что - то  принципиально  изменить  и  мы  до  утра  слышали  ужасы  грома.  молний, ливня,  прерываемые  нереальной   тишиной   и  этот  немыслимо  тоскливый,  до  жути  жалобный  вой  от  невыносимой  боли  страдающего  животного.  Утром,  проснувшись , я  пулей  вылетел  из  дома  посмотреть  на  бедного  страдальца. Яркое  солнце  отражалось  на  ровной  безмятежной  глади  лужи  и  никакого  намёка  на   живого  или  мёртвого  пса . Может  всё  это  было  в  ужасном  сне ?  Тогда  откуда  взялась  лужа ?  Утро  радовалось  Солнцу, божий  день  набирал  радостные  обороты  и  всё  уцелевшее   радовалось  Жизни – как  главной  ценности  на  земле. Какая - то  неясная ,  необъяснимая  радость  наполнила  мою  юную  душу и  затмила  весь  накопленный  за  ночь  негатив.
По  сей  день    в  деталях  помню  тональность  того  ужасного  воя  отчаяния ,  именно безнадёжного   отчаяния  в  жуткой  боли  пребывающего  живого  существа. И  его и  мою  беспомощность.  Было  и  такое!