Платон о вдохновении

Павел Гордеев
В диалоге "Ион" сопоставляются 2 явления. Во-первых, искусство, которое слагается из "технэ" (мастерство, ремесло, выучка, умение, техника) и "эпистемэ" (наука, знание). Они руководимы рассудочным началом. Во-вторых, вдохновение, которое имеет имеет источником сверх-рассудочное начало. Оно  описавыется как божественная сила, божественное определение, одержимость, исступление.

Творческое исступление поэтов (и рапсодов - исполнителей поэм) уподобляется экстазам и одержимости корибантов, вакханок и прорицателей, "... ими овладевают гармония и ритм, и они становятся вакхантами и одержимыми". Очень точно слово "одержимость" - и это подчеркивает сам Платон - ведь поэт держится Музой, или лучше сказать: Муза держит его в исступленном состоянии.

Это вдохновение (или эта одержимость) подобно магнетической силе. Подобно тому как магнит притягивает железные предметы, сообщая при этом им самим силу делать то же самое (т.е. притягивать) так, что может образоваться длинная цепь намагниченных предметов, так и вдохновение передаётся по цепочке (свидетельство этому - воздействие на человека - например, когда рапсод сообщает публике состояние печали и она начинает плакать, хотя обстановка к этому вовсе не обязывает). Схема здесь такова: 1) поэт, одержимый Музой (т.е. сочинитель) --> 2) "рапсод и актёр" (исполнитель) --> 3) публика (восприниматель). Бог же через всех участников "влечёт душу человека куда захочет, сообщая одному силу через другого".