Из Снroniса Slаvоruм

Кузьма Калабашкин
ГЕЛЬМОЛЬД. CHRONICA SLAVORUM


... маркграф Теодорик и герцог Бернард захватили славянские земли, овладев один восточной их частью, другой—западной. Их безрассудство заставило славян стать вероотступниками.

Потому что эти, до сих пор еще неискушенные в вере, языческие народы, с которыми некогда лучшие государи с великой лаской обращались, умеряя свою суровость в отношении тех, к спасению коих усердно стремились, оба они с такой жестокостью преследовали, что те, сбросив иго, пытались защищать свою свободу оружием.
Князьями у винулов были Мстивой и Мечидраг, под руководством которых вспыхнул мятеж.

Как говорят и как известно по рассказам древних народов, Мстивой просил себе в жены племянницу герцога Бернарда, и тот обещал. Теперь этот князь винулов, желая стать достойным обещания, отправился с герцогом в Италию, имея тысячу всадников, которые были там почти все убиты.
Когда, вернувшись из похода, он попросил обещанную ему девицу, маркграф Теодорик отменил это решение, громко крича, что не следует отдавать родственницу герцога собаке.
Услышав это, Мстивой с негодованием удалился.
 
Когда же герцог, переменив свое мнение, отправил за ним послов, чтобы заключить желаемый брак, он, как говорят, дал такой ответ: Благородную племянницу великого государя следует с самым достойным мужем соединить, а не отдавать ее собаке. Великая милость оказана нам за нашу службу, так что нас уже собаками, а не людьми считают. Но если собака станет сильной, то сильными будут и укусы, которые она нанесет.

Сказав так, он вернулся в Славию.
Прежде всего он направился в город Ретру, что в земле лютичей.
Созвав всех славян, живущих на востоке, он рассказал им о нанесенном ему оскорблении и о том, что на языке саксов славяне собаками называются. И они сказали: Ты страдаешь по заслугам, ибо, отвергая своих, ты стал почитать саксов, народ вероломный и жадный. Поклянись же нам, что ты бросишь их, и мы станем с тобой. И он поклялся.

Когда герцог Бернард поднял при таких обстоятельствах оружие против императора, славяне, используя удобное время, собрали войско и сначала опустошили мечом и огнем всю Нордальбингию, затем, пройдя остальную Славию, сожгли и разрушили все до одной церкви, священников же и других служителей церкви разными истязаниями замучили, не оставив по ту сторону Альбии и следа от христианства, в Гамбурге же в это время и позднее многих из священников и городских жителей в плен увели, многих из ненависти к христианству поубивали.

Старцы славянские, которые хранят в памяти все деяния язычников, рассказывают, что больше всего христиан оказалось в Альденбурге.

Перерезав всех их, как скот, 60 священников они оставили на поругание. Главный из них в этом городе носил имя Оддар. Вместе с остальными он был предан такой мученической смерти: разрезав железом кожу на голове в форме креста, вскрыли, таким образом, у каждого мозг, потом связали им руки за спиной и так водили исповедников божьих по всем славянским городам, пока они не умерли.

Так, превращенные в зрелище для ангелов и людей, они испустили  дух посреди своего пути, как победители.
О многом, подобном этому, совершавшемся в то время в разных славянских и нордальбингских землях, вспоминают старые, но из-за отсутствия тогда хронистов принимается теперь за басни.

Столько мучеников было тогда в славянских землях, что о всех едва ли можно написать в книге…

Это происходило в последние годы жизни архиепископа Либентия Старого при герцоге Бернарде, сыне Бенно, который тяжко угнетал славянский народ.
Теодорик, маркграф славян, которому, так же как и упомянутому были свойственны жадность, а также жестокость, был лишен должности и всего наследственного владения и, став приходским священником в Магдебурге, он окончил там жизнь худой смертью, как того заслужил.

Мстивой, князь славянский, мучимый в последние годы своей жизни раскаянием, обратился к господу, и так как не хотел отречься от христианства, то был изгнан из отечества, бежал к бардам и там дожил до глубокой старости, сохранив верность христианской религии.