Портфолио

Дядя Вова
                Министерство образования и науки Российской Федерации
Нижнетагильский государственный социально-педагогический институт (филиал) федерального государственного автономного
образовательного учреждения высшего профессионального образования
«Российский государственный профессионально-педагогический университет»
Социально-гуманитарный факультет










Портфолио учебной дисциплины

ИСТОРИЯ ДРЕВНЕГО МИРА И СРЕДНИХ ВЕКОВ
Основная образовательная программа подготовки бакалавра
по направлению 050100 «Педагогическое образование»









Исполнитель:
       В. В. Кизилов,
студент гр. 411 и СГФ
Преподаватель:
О. В. Рыжкова, к. и. н.,
доцент кафедры ГиСЭН




Нижний Тагил
2016




               


               
                Введение
Я — Кизилов Владимир Вячеславович , на литературных сайтах просто — Дядя Вова . Закончил ВСАМК , металлургический колледж в Верхней Салде . Занимаюсь творчеством , а именно , пишу прозу различного жанра : статьи , исторические романы , рассказы , юмор... Опыт не большой , издал в интернете всего 5 томов . Надеюсь догнать Юрия Никитина , один роман которого растянулся на 50 книг .
Уверен , изучение истории древнего мира и средних веков актуально и по сей день . Мы строим свое будущее, на основе богатого опыта поколений, жившим за много веков до нас. Например , люди до сих пор пользуются колесом и веревкой . Не зря самые ревностные ценители истории, древние греки, называли ее «наставницей жизни». Наука открывает нам красочный мир минувшей действительности. Мы становимся непосредственными участниками канувших в Лету событий, которые отразились на формировании современного человеческого общества. История не имеет неважных страниц, ведь каждый век, прожитый человечеством, несет в себе поучительный и наставнический характер . Здесь каждый найдет что-то интересное для себя, ведь история – это не только хроника кровопролитных войн и революций, но еще и яркие средневековые рыцарские турниры, изысканные балы викторианской эпохи, важные и дорогие для каждого сердца традиции . Наука кропотливо работает с вечными человеческими ценностями, но сама оценок никогда не выносит. Это право она предоставляет нам.  Выступает беспристрастным наблюдателем жизни человечества, никогда не указывает на виновных и жертв. Делать это должны мы путем глубокого анализа исторических фактов.





                Задание 2 .
Из списка всемирного культурного наследия ЮНЕСКО я  выбрал музей под открытым небом — город Мемфис . Он был столицей Древнего Египта и на данный момент находится в 19 км от современного Каира . Геродот писал, что первый египетский царь Мин (Мени, Менес) возвел защитную плотину . До этого река протекала у песчаных гор на Ливийской стороне. Мени приказал приблизительно в ста стадиях выше засыпать нильскую излучину. Реку он направил в середину между горами, а старое русло осушил. На этой осушенной земле Менес и основал город, называемый Мемфисом. В городе царь возвел большое и весьма достопримечательное святилище. Если река прорвет эту плотину, говорили жрецы Геродоту, город окажется под угрозой наводнения.
Памятники Мемфиса сохранили нам древнейшие произведения египетской литературы. Город рано стал и ведущим художественным центром, который внес огромный вклад в египетское искусство. Период Древнего царства был временем сложения основных форм египетской культуры, начиная от самой формы государства. Тогда же, и именно в Мемфисе, определились и главные задачи, и характер египетского искусства, и соотношение его видов, постепенно сложились основные типы архитектурных памятников. В истории египетского искусства ведущая роль принадлежала архитектуре. Уже во время Древнего царства были созданы грандиозные каменные постройки — гробницы фараонов, пирамиды. Это стремление обеспечить особую прочность культовых сооружений и в особенности гробниц, было связано с древнейшими верованиями. Для истории египетской архитектуры большое значение имело строительство царских гробниц, на сооружение которых тратились огромные средства. Именно здесь применялись технические изобретения, новые идеи зодчих. Классическим образцом такого рода сооружений являются пирамиды фараонов 4 - й династии (27 в. до н.э.) Хеопса, Хефрена и Микерина (греч. вариант их имен). Их отточенная форма, основанная на пропорциях “золотого сечения”, была предельно лаконична и бесконечно выразительна. Два элемента определяли закономерности формы: основание, квадратное в плане, и схождение сторон в одной точке, подобно тому, как вся египетская жизнь сходилась, сфокусировалась в обожествленном фараоне. Гениальная в своей простоте пирамидальная конструкция несла художественное обобщение самой сути египетского общества, подчиненного безграничной власти фараона.
Характерной особенностью пирамид как архитектурных соображений было отношение массы и пространства: погребальная камера, где стоял саркофаг с мумией, очень небольшая, а подводили к ней длинные и узкие коридоры. Пространственный элемент был сведен к минимуму.
Безраздельно господствовала масса всей пирамиды, в  то время как сама пирамида была завершающей частью огромного пространственного ансамбля: на берегу Нила стоял небольшой нижний заупокойный храмик, от которого шел длинный крытый коридор. Поднимаясь по склону Ливийского плоскогорья, он подводил к верхнему заупокойному храму, расположенному у подножия пирамиды. Ансамбль фараона Хефрена имел гигантского сфинкса, которого египтяне называли “отцом страха”. Считается, что это было изображение Хефрена в львином образе (голова человека и тело льва).
Исключительное место в египетском искусстве занимает знаменитый Большой сфинкс. Основу Большого сфинкса составляет естественная известняковая скала, которая по своей форме напоминала фигуру лежащего льва и была обработана в виде колоссального сфинкса, причем недостававшие части были добавлены из соответственно обтесанных известковых плит. Размеры Сфинкса огромны: его высота — 20 м, длина — 57 м. На голове Сфинкса надет царский полосатый платок, на лбу высечен урей — священная змея, которая, по верованиям египтян, охраняет фараонов и богов, под подбородком видна искусственная борода, которую носили египетские цари и знать. Лицо Сфинкса было окрашено в кирпично-красный цвет, полосы платка были синие и красные. Несмотря на гигантские размеры, лицо Сфинкса все же передает основные портретные черты фараона Хафра. В древности Сфинкс, колоссальное чудовище с лицом фараона, должен был внушать вместе с пирамидами представление о сверхчеловеческой мощи правителей Египта . Большое место в искусстве Древнего царства занимали рельефы и росписи, покрывавшие стены гробниц и храмов, причем и здесь в данный период были выработаны основные принципы дальнейшего развития этих видов искусства. В Древнем царстве уже применялись оба вида египетского рельефа — и более распространенный барельеф и свойственный именно египетскому искусству врезанный рельеф, при котором сама поверхность камня, служившая фоном, оставалась нетронутой, а углублялись контуры
изображений. Были известны и два вида техники стенной росписи: большинство росписей выполнялось темперой по сухой поверхности, в некоторых же гробницах этот способ сочетается с вкладкой цветных паст в заранее приготовленные углубления. Краски были минеральные: белая краска добывалась из известняка, красная — из красной охры, черная — из сажи, зеленая — из тертого малахита, синяя — из кобальта, меди, тертого лазурита, желтая — из желтой охры . Росписи в ряде случаев отличаются замечательным сочетанием красок. В известных изображениях гусей из одной гробницы в Медуме коричневые, желтые и красные тона фигур одних птиц и серые, черные и красные тона других прекрасно оттеняются нежной зеленью растений. В период Древнего царства большое значение получило художественное ремесло. Сосуды из различных пород камня — алебастра, стеатита, порфира, гранита, яшмы; ювелирные изделия из золота, малахита, бирюзы, сердолика и других полудрагоценных камней, а также из фаянсовых паст; художественная мебель из ценных пород дерева — кресла, носилки, палатки, то с инкрустациями из золота, то обитые листовым золотом, деревянные ложа с художественно обработанными костяными ножками; изделия из меди, бронзы, глины — таков лишь краткий перечень тех разнообразных предметов, которые уже вырабатывались в течение Древнего царства. Изделиям художественного ремесла Древнего царства свойственны такие же строгие и простые, законченные и четкие линии, которыми отличается стиль всего искусства данного периода. Таковы контуры и высоких каменных цилиндрических сосудов для хранения благовоний, и неглубоких больших блюд, и различных ваз. Эта строгость и благородство линий не отвлекают внимания от главной прелести таких сосудов — чудесно обработанного камня, из которого они сделаны. Пестрота брекчии, причудливые сочетания сливочных, белых, желтоватых волнистых полос полусквозящего алебастра, то параллельных, то неровных, матовые зеленые или темно-серые оттенки шифера — все это как бы подчеркивается самой формой ваз. Обработка самых различных материалов впервые осваивалась именно на изделиях художественного ремесла, которые показывали тем самым широкие возможности декоративного использования данных материалов; красота полированных поверхностей камня и разнообразие тонов блестящих цветных фаянсов сначала были освоены в ремесле, а затем использованы в зодчестве и скульптуре. С другой стороны, ремесленники, тесно связанные с народным искусством, являлись постоянными проводниками его животворящего влияния на произведения профессионального искусства Изобразительное искусство Древнего Египта, представленное архитектурой, скульптурой, рельефами и росписями, теснейшим образом связано с заупокойным культом . При этом ведущим видом была архитектура. Первым значительным сооружением в ряду грандиозных царских усыпальниц была ступенчатая пирамида фараона Джосера в Саккара (28 в. до н.э.). С детищем зодчего Имхотепа связаны два важных момента: первый - создание целого ансамбля, вобравшего в себя комплекс заупокойных храмов, молелен и дворов, окружающих 60 - метровую усыпальницу. Ансамблевое начало подчеркивалось стеной отгораживающей прямоугольную территорию заупокойного комплекса;  второй - воплощение идеи увеличения гробницы по вертикали. Выделение гробниц фараона за счет резкого увеличения масштабов отражало растущую власть “сынов бога”.
Отличительная черта египетского изобразительного искусства его каноничность. Оформившиеся характерные особенности изобразительной  форм, композиционного решения становятся обязательными для всех последующих произведений определенного жанра, будто портретная скульптура, рельеф, роспись . При всем этом египетское искусство претерпевает и некоторую эволюцию, ибо истинное художественное творчество не может не реагировать на те изменения, которые происходят в духовной культуре общества. Поэтому мы будем рассматривать весьма  ограниченный круг произведений, связанных со скульптурными статуями, рельефами и росписями, отобрав  те образцы, в которых наиболее ярко отразились основные моменты развития египетского  искусства.
В Древнем царстве вырабатываются строго определенные типы статуй: стоящая с выдвинутой левой ногой и опущенными руками, прижатыми к телу (статуя Микерина с богинями, статуя Ранофера); сидящая, с руками, положенными на колени (статуя Рахотепа и его жены Нофрет, статуя царского писца Каи) . Для всех характерны следующие художественные приемы: фигуры построены со строгим соблюдением фронтальности и симметричности; голова поставлена прямо и взгляд устремлен вперед; фигуры  неразрывно связаны с блоком, из которого высечены, что подчеркивается сохранением части этого блока в виде фона ; статуи раскрашивались: тело мужских фигур - красновато-коричневого цвета, женских - желтого , волосы - черного , одежды - белого цвета.
Основной характер - торжественная монументальность и строгое спокойствие. К этим общим для всех скульптурных статуй закономерностям следует добавить небольшой, но очень существенный штрих - портретные черты в передаче лица. Невозможно перепутать лицо писца Каи с его чуть плоским носом и выдающимися скулами и лицо царевича Рахотепа с напряженными морщинками у переносицы, аккуратными усиками и пухлыми губами; надменное лицо зодчего Хемиуна, чуть полноватое, с маленьким , но энергичным и жестким ртом и лицо верховного жреца Ранофера с правильно строгими и бесстрастными чертами . Как говориться : лучше один раз увидеть и поэтому лучше посмотреть презентацию .
                Список использованных источников
1. Рак, И. В. Египетская мифология / Рак И.В. - 3-е изд.,доп. - СПб. :"Нева", 2000. - 400 с. : ил.
2. Замаровский, В. Их величества пирамиды - М., 1986.
3. Кинк , X. А. Как строились египетские пирамиды - М., 1967.
4. Лауэр ,Ж.-Ф. Загадки египетских пирамид - М., 1966.
5. Матье , М. Э. Искусство древнего Египта - Л.-М., 1961.
6. Масперо , Г. Во времена Рамзеса и Ассурбанипала / Пер. Е. Григорович. Тт. 1-2, М., М. и С. Сабашниковы, - 1916. - 324 стр.
7. Жданов В.В. Проблема времени в древнеегипетской мысли / В.В. Жданов // Вопросы философии. - 2003. - N2. -  С. 152-160
8. Культурология: Курс лекций:Учеб.пособие / Под ред. А.А. Радугина, 1996. - 398 с.
9. Фарлонг, Д.  Стоунхендж и пирамиды Египта: Ключи от храма жизни / Фарлонг Д. - М. : Вече, 1999. - 400 с.
10. Винкельман, И. И. История искусства древности: малые сочинения /Винкельман И.И. - СПб. : Алетейя, 2000. - 800 с.
11. История Востока: в 6 т. / . - М. : Восточная литература РАН, 2000 -  Т.1 : Восток Ив древности : научное издание. - 688 с.
                Задание 3.
Поскольку я затронул тему древнего Египта , то хочется задержаться в музее города Каира . Он расположен на главной площади , чтобы легче добраться туристам . История его создания началась в 1835 году . Правительство организовало «Службу древностей Египта» дабы положить конец разграблению в местах археологических раскопок и спасти бесценные находки. Вскоре была собрана первая коллекция шедевров древнеегипетского искусства.
В 1858 году египтолог Огюст Мариет основал музей в Булаке , где и была выставлена коллекция . После того, как в 1878 году по причине наводнения многие экспонаты были повреждены, а часть их украдена, Мариет выступил с инициативой построить большой музей для хранения древностей. В 1880 году по приказу Исмаила-паши экспонаты были перевезены и до окончания строительства нового музея оставались в крыле его дворца в Гизе . Коллекция насчитывает около 120  тысяч экспонатов . Само здание было построено в 1900 году в неоклассическом стиле по проекту французского архитектора Марселя Дюнона. Открытие музея состоялось в 1902 году .
Для тех, кого впечатлили пирамиды Саккары , Дахшура или Гизы здесь находится оригинал статуи фараона Джосера. Так же здесь есть небольшая статуэтка из слоновой кости, изображающая фараона Хеопса (единственное изображение фараона, сохранившиеся до наших дней) — создателя Великой пирамиды в Гизе. А прекрасная статуя его сына Хефрена — один из шедевров древнеегипетской скульптуры. Его защищает бог Гор в образе ястреба. В углу первого этажа скрываются несколько каменных фрагментов, которые были найдены прямо под головой Великого сфинкса. Это части церемониальной бороды и царской кобры, некогда украшавших статую.
Почти каждый, кто приезжает в Египет посещает Долину Царей , и в Каирском музее для них есть особенный отдел. Все хотят посмотреть сокровища гробницы Тутанхамона. Почти половина второго этажа отдана под выставку этих бесценных артефактов. Здесь находится более 1 700 экспонатов, занимающих 12 залов! Здесь можно увидеть прекрасную статую Тутанхамона, стоящего на спине пантеры; великолепный трон из дерева, инкрустированный золотом и драгоценными камнями, на обратной стороне которого изображен фараон со своей молодой женой, которая приходилась ему сводной сестрой; так же можно увидеть золотые амулеты и саркофаги из чистого золота, а так же маленькие (38-сантиметровые) золотые саркофаги, в которых хранились внутренности фараона. И, вероятно, главное сокровище Тутанхамона — золотая посмертная маска, которая покрывала лицо мумии. Сделанная из чистого золота маска, украшенная лазурью, привезенной с территории нынешнего Афганистана является одним из главных экспонатов .
Конечно , перечислять ценные раритеты можно очень долго . Вот некоторые из них :
- украшения царицы Аахотеп, супруги фараона Таа II Секененра и матери фараонов Камоса и Яхмоса I
-Мумии фараонов Таа II Секененра, Яхмоса I, Аменхотепа I, Тутмоса I, Тутмоса II, Тутмоса III, Сети I, Рамсеса II, Рамсеса III, Аменхотепа II, Тутмоса IV, Аменхотепа III, Мернептаха, Сети II, Рамсеса IV, Рамсеса V, Рамсеса VI
- Мумии и саркофаги жрецов Амона
- Предметы из гробниц Тутмоса III, Тутмоса IV, Аменхотепа III и Хоремхеба, а также предметы из гробницы Тутанхамона. Всего в экспозиции представлено 1 700 предметов из более 3 500, один из главных экспонатов — посмертная маска Тутанхамона.
- Предметы из гробницы царицы Хетепхерес I, матери Хеопса
- Предметы периода царствования Эхнатона, обнаруженные в Амарне, где находятся развалины Ахетатона
- Предметы 21 и 22 династии, обнаруженные в Танисе, среди которых — золотая погребальная маска фараона Псусеннеса I
- Предметы, обнаруженные египетскими и иностранными археологами во время раскопок в Гизе, Саккаре, Бубасте, Гелиополе, Асуане и Нубии
Предлагаю рассмотреть презентацию...
                Список литературы

1 . Ионина Надежда : Энциклопедия «Сто великих музеев мира» 2004 изд. Москва . 
2. Матье , М. Э. Искусство древнего Египта - Л.-М., 1961. 3. Винкельман, И. И. История искусства древности: малые сочинения /Винкельман И.И. - СПб. : Алетейя, 2000. - 800 стр .
                Задание 4
Я выбрал Гуревича потому , что утверждает о влиянии христианской морали на быт жителей средневековья . Мировоззрение и культура всегда играют большую роль . Информационная война ,  которую ведут правительства разных стран , это доказывает . Однако , я не согласен , что верующие люди — отстают в умственном развитии и подчиняются мнению духовных гуру и общины . Во времена гонений христиан — одиночки выдерживали пытки , но не отрекались от Бога . Если Святая Русь такая слабая и не развитая , то как на протяжении веков удерживала огромные территории и не распалась ? Да , наступил технический прогресс , но мир завис на грани экологической катастрофы .
Следует признать , что мнение Арона Яковлевича в какой-то мере субъективно , ведь он вырос в атеистический период .   
Арон Яковлевич Гуревич (12 мая 1924, Москва — 5 августа 2006, Москва) — советский, российский историк-медиевист, культуролог. Лауреат Государственной премии Российской Федерации в области науки (1993). Окончил кафедру истории Средних веков исторического факультета Московского государственного университета (1947), аспирантуру Института истории АН СССР (1950). Кандидат исторических наук (1950, тема диссертации: «Крестьянство Юго-Западной Англии в донормандский период»). Доктор исторических наук (1962, тема диссертации: «Очерки социальной истории Норвегии в IX—XII вв.»). Ученик крупнейшего специалиста по средневековой истории Англии академика Е. А. Косминского. Профессор. Так же является учеником профессора Неусыхина А. И.
В 1950—1966 гг. преподавал в Калининском государственном педагогическом институте (ныне — Тверской государственный университет): ассистент (1950—1956), к.и.н, доцент (1956—1963), профессор (1963—1966).
В 1966—1969 гг. — старший научный сотрудник сектора истории культуры Института философии АН СССР.
С 1969 г. работал в Институте всеобщей истории РАН, с 1987 г. возглавлял центр исторической и культурной антропологии ИВИ РАН, С 1989 г.

Принадлежа к рус. школе аграрной истории Запада, Г. на рубеже 50—60-х гг. начал пересматривать содержание понятия "социальная история", углубляя его и перерабатывая в концепцию соц.-культурной истории и ист. антропологии.
Соч.: Проблемы генезиса феодализма в Западной Европе.

М., 1970; Категории средневековой культуры.

М., 1972 (2-е изд. — 1984); Проблемы средневековой народной культуры.

М., 1981; Культура и общество Западной Европы глазами современников.

М., 1989; Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства.

М., 1990; Исторический синтез и Школа "Анналов". М., 1993
Для того, чтобы понять далекую эпоху, необходимо обратиться прежде всего к ментальной среде, породившей все памятники средневековой культуры, включая и высшие достижения этого периода. Именно поэтому А.Гуревич сосредоточил внимание на «коренных проявлениях мироощущения рядового человека», а не на высоких формах интеллектуальной деятельности (философии, архитектурных стилях, литературе). Несмотря на то, что картина мира средневекового человека не представляла единого монолита, а дифференцировалась в зависимости от положения того или иного слоя общества, А.Гуревич рассматривает культуру в ее целостности, включающей различные пласты и уровни сознания. При этом сознание человека средних веков он определяет как «многослойное и противоречивое».
А. Гуревич выделяет характерные черты народного сознания - это фольклорно-магическое видение мира и конкретно-чувственное восприятие действительности. Духовенство, понимающее всю сложность осознания народом христианских истин и учений отцов церкви, внедряло их через языческие представления, что в свою очередь обусловливало принципиальные изменения христианского мировоззрения. Мы можем уточнить, что такая особенность являлась препятствием для восприятия высокодуховных основ Нового завета, осознание которых становится возможным при развитой способности к абстрактному и отвлеченному мышлению. Таким образом, взаимодействуя между собой, дохристианская картина мира и церковная идеология образовала «народное христианство» или «приходской католицизм».
Мышление прихожан, по убеждению А. Гуревича, характеризовалось отсутствием рефлексии и поэтому обладало «большой силой вследствие их «автоматизма» и традиционности». Такому мышлению чужды отвлеченные понятия, «в нем общее и абстрактное воспринимаются исключительно в конкретно образном воплощении». Поэтому в проповедях, поучениях и повествованиях о чудесном, основная идея выражалась при помощи сравнений и живых образов, что делало доступным для понимания прихожанами истин, которые до них пыталась донести церковь.
Для безграмотного населения создавалась специальная литература, учитывающая особенности мировоззрения простолюдинов. Сюжеты этих произведений (неизменные в течение столетий) воспроизводились в устной форме низшим духовенством, которое «недалеко ушло от простонародья по своему интеллектуальному развитию, и по образованности». Это стало причиной слишком медленного изменения народного сознания по сравнению с успехами на интеллектуальном поприще. При этом необходимо отметить, что традиционные представления настолько укоренились в сознании большинства людей средневекового общества, что отголоски дошли до наших дней, хотя и в трансформированном виде. Некоторые ученые называют их «пережитками» в культуре (Э.Тайлор, Фрейзер, Л.Леви-Брюль, Л. Я. Штернберг). Гуревич же считает данную дефиницию недостаточной для полного понимания процесса. Решающим фактором существования так называемых «пережитков» является контекст, «внутри которого эти «пережитки» сохраняются, важны причины, по которым они сохраняются, важна функция, выполняемая этими фрагментами старой культуры в системе культуры новой». Поэтому магия, распространенная среди простолюдинов, не является «пережитком» дохристианских верований, а представляет собой «часть повседневной практики людей аграрного общества». В связи с этим, А. Гуревич считает, что устойчивость магических привычек средневекового сознания связана с тем, что, являясь атрибутом коллектива и навязываясь каждому члену, стремящемуся сохранить принадлежность к коллективу, вынуждала их «приноравливать свои мысли, настроения, оценки и поведение к «этосу» целого».
Во все времена, кроме первобытнообщинного, уровень сознания большинства членов общества наглядно отражался в популярной литературе. А. Гуревич из числа подобной литературы выделяет агиографии, покаянные книги (пинитенциалии), видения потустороннего мира, «Светильник» (обобщающий популярные богословские знания), поучительные примеры. Анализируя эти жанры , он предложил вычленить мировоззренческие установки простолюдинов, где магические традиции переплетались с верованиями и идеями христианской ортодоксии. Эти типы сознаний «не просто сосуществовали, но, пересекались, взаимодействовали в сознании средневековых людей, от крестьянина до епископа» и только у исключительных личностей, выдающихся творцов, по мнению А. Гуревича, такие стереотипы мышления отсутствовали.
Исследования А. Гуревича в области средневековых религиозных представлений дают возможность увидеть корни некоторых воззрений, сохранившихся до наших дней. Например, он анализирует причину появления культа поклонения святым в эпоху средних веков. Этот культ сохранялся в церковно-религиозной практике во всех последующих этапах развития культуры вплоть до современности. По мнению Гуревича, в культе святых отразился языческий взгляд на мир, когда в облике святого народ почитал «преисполненного благости и милосердия и увенчанного нимбом мага».
Такой образ был более доступен для понимания на уровне фольклорно-магического типа сознания народа, нежели христианская теология и церковные таинства, для осознания которых требовались навыки отвлеченного мышления. Магическое сознание имело потребность в чуде, и не воспринимало процесс развития и становления святого . Поэтому, утверждает А. Гуревич, церковь использовала чудо в качестве эффективного средства социально-психологического воздействия на верующих . Таким образом, духовенство, считаясь с особенностями мировоззрения прихожан, избегало конфликта между обоими видениями мира.
А Гуревич выявил законы коллективного сознания, заключающиеся в доминировании чувств над разумом. Поэтому народ проявлял равнодушие к идеям, которые не был способен воспринять должным образом, но «легко возбуждался в эмоциональном плане». Святость в средние века вмещала сочетание единства бинарных оппозиций «сублимированного и низменного, небесного и земного, жизни и смерти» и могла выступать как сплав «возвышенного благочестия и примитивной магии». Все эти странности и парадоксы, по мнению А. Гуревича, лежали в основе культуры, породившей эти сочетания. Поэтому признаками средневекового сознания являются парадоксальность и антиномичность. Это находило свое проявление в просьбах, с которым обращались прихожане, чаще всего противоречащих евангельским истинам. Некоторые привычки сознания связанные с культом святых сохранились до наших дней. Например, отсутствие стремления людей с обыденным сознанием понять философско-мировоззренческие основы христианства. И до сих пор большинство просьб прихожан, обращенных к святым , носят корыстный характер.
И, тем не менее, народное сознание не стояло на месте. В исследованиях Гуревича прослеживается эволюция взглядов народа под воздействием популярных жанров церковной литературы. Несмотря на то, что в культах святых отражалось языческое сознание, все же христианское мировоззрение, сочетавшееся с языческими фантазиями (например, в агиографиях), оказывало влияние на перестройку общественного сознания через восхищение высшим подвигом святого, заключавшемся в «отрешении от мира и в служении потустороннему». Такой взгляд не был свойственен ни варварскому, ни античному сознанию. В агиографиях традиционные взгляды приобретают новый смысл. В них приучали языческое сознание чтить силы не связанные с привычными представлениями. Через образ святого в сознании людей укореняются нравственные принципы, чуждые варварской эпохе. Церковники, вынуждая каждого члена общества исповедоваться, прививали навыки интроспекции, через самоанализ, оказывая воспитательное воздействие в духе христианства.
По наблюдению А. Гуревича народное сознание имеет свойство сохранять архаические черты, несмотря на деятельность церкви по его искоренению.
Магическое сознание способно вместить те стороны христианства, которые были ему привычны для восприятия, другие стороны этой религии «усваивались несравненно хуже». Поэтому, подчеркивает А. Гуревич, в приметы народ верил больше, чем в божьей воле. И все-таки под влиянием христианской религии прослеживается трансформация сознания народа. Магическое видение мира, вступая во взаимодействие с христианством, образовало единство «не лишенное противоречивости и амбивалентности, но в контексте которого и старая магия и учение Христа обрели свой смысл и функцию только во взаимной соотнесенности» . Таким образом, основы христианства, воспринимаемые разными уровнями сознания «принимает новое обличье». А. Гуревич так же отмечает, что в популярных версиях народного христианства часто встречается возврат от основ Нового завета к Ветхозаветным принципам. Иными словами, в результате симбиоза традиционных верований в сознании прихожан с новой верой, усваиваемой «поверхностно и отчасти даже искажено», по убеждению А. Гуревича, возникло амбивалентное гротескное мировоззрение, отличающееся от «проповедуемого церковью учения».
В точке максимального сближения двух сознаний (народного, фольклорно-магического и христианского) проявляется «суть средневекового гротеска», который находит отражение в основном в назидательной литературе, созданной клириками, имеющими дело как с элементами ученой культуры, так и с народными представлениями. Гротескное мышление не снимает антагонистические противоречия земного и небесного, сил добра и зла и т.д., а «представляет их только вместе», поэтому гротеск всегда амбивалентен. Особенность религиозного сознания средневекового человека заключается в органическом восприятии «сакрально-возвышенного в единстве с «низовым» и грубо материальным». Такой тип мышления то смешивает противоположности, то противопоставляет их, снимая границы между ними. Средневековый гротеск, по утверждению А. Гуревича, является одной из форм приближения к сакральному. Гротеск – стиль мышления, пронизывающий все слои общества и соответственно присущ всей средневековой культуре.
А. Гуревич отмечал возврат от Новозаветных принципов к Ветхозаветным, применяемым в популярной средневековой литературе для облегчения понимания церковных истин. В результате чего мы можем предположить, что для народов, стоящих на архаической ступени осознания мира, Ветхозаветные принципы являются необходимой ступенью для последующего постижения основ Евангелия.
На основании вышеизложенного я могу заключить, что А. Гуревич отразил особенности коллективного сознания и мышления, которые в совокупности с мировоззрением образованной части населения, образовали единую средневековую культуру, в которой христианская религия играла доминирующую роль. Он показал трансформацию христианства под воздействием народных представлений. При этом коллективное сознание имело возможность вместить некоторые его истины (хотя и искаженные) только посредством привычных образов, несущих новую смысловую нагрузку.
Многие привычки сознания, сложившиеся в средние века (особенно это связано с религиозными представлениями), сохранились до наших дней, хотя и в трансформированном виде. Например, культ святых и связанная с ними вера в чудеса, играющая не последнюю роль в представлениях многих прихожан. Участие в ритуале (смысл которого не всем понятен и в наше время) чаще всего доминирует над стремлением осознать Евангельские истины, в их философско-мировоззренческом аспекте. Архаические пласты сознания, глубоко укоренившиеся в сознании людей и не изжитые на протяжении столетий, в относительно преобразованном виде сохранились в современной культуре. Это дает нам основание сделать вывод о сосуществовании различных уровней сознаний в современном мире. При этом один человек может вмещать как элементы архаических представлений, так и знания современной науки. Но в целом, культура, внутри которой сосуществуют разные пласты сознаний, сама несет предпосылки, делающие возможным существование подобных явлений.
Список литературы
1. Гуревич А.Я. Проблемы средневековой народной культуры /Избранные труды. - СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2007. – 542 с.
2. Гуревич А.Я. Средневековый мир: Культура безмолвствующего большинства / Избранные труды. - СПб. : Искусство, 2000. - 633с
5 . Таллин
Я заинтересовался этим городом потому , что изначально он находился на территории славянских племен , соседствующих с фино-угорскими родами . Даже сейчас население состоит из русских на 40% Немецкие рыцари успешно продвинулись в расширении земель и добрались до Новгорода . Их внимание привлек удобный порт и выход к Балтийскому морю .
История города начинается с примерно со второй половины первого тысячелетия, когда на холме Тоомпеа (находится в центре современного Таллина) была построена деревня Линданизе. В те времена финским заливом владели датчане, они и дали городу датское название. На берегу деревни была сооружена пристань. В Киевской Руси этот город называли иначе – Колывань, финны называли его тоже по другому – Кесониеми, шведы – Линданас.
Через сто лет деревня разрастается и превращается в город-порт.
В 1219 году город получает новое название – Ревель. В город начали переселяться немецкие купцы.
В 1248 году Ревель получает Любекское право – становится свободным торговым городом. Дания по-прежнему считается хозяйкой южного побережья Балтийского моря.
В семнадцатом столетии Таллин завоёвывают шведы. А в начале Северной войны Российская империя завоёвывает территорию Эстонии. Ревель входит в состав Российской империи.
Список литературы
1. «Магия исторического авторитета" (Молодежь Эстонии 06.11.00) — Владимир Лесмент
2. "Таллин" ("Периодика" Таллин, 1974) - Х. Талисте
3. "Музеи Таллина" ("Периодика" Таллин, 1987) - И. Розенберг
4. "Кадриоргский дворец" ("Периодика" Таллин 1981) — Ю. Кээваллик