Анализ Даниила 13

Игорь Булышов
13-Я ГЛАВА КНИГИ ДАНИИЛА
 
  1 В Вавилоне жил муж, по имени Иоаким.
  2 И взял он жену, по имени Сусанну, дочь Хелкия, очень красивую и богобоязненную.
  3 Родители ее были праведные и научили дочь свою закону Моисееву.
  4 Иоаким был очень богат, и был у него сад близ дома его; и сходились к нему Иудеи, потому что он был почетнейший из всех.
  5 И были поставлены два старца из народа судьями в том году, о которых Господь сказал, что беззаконие вышло из Вавилона от старейшин-судей, которые казались управляющими народом.
  6 Они постоянно бывали в доме Иоакима, и к ним приходили все, имевшие спорные дела.
  7 Когда народ уходил около полудня, Сусанна входила в сад своего мужа для прогулки.
  8 И видели ее оба старейшины всякий день приходящую и прогуливающуюся, и в них родилась похоть к ней,
  9 и извратили ум свой, и уклонили глаза свои, чтобы не смотреть на небо и не вспоминать о праведных судах.
  10 Оба они были уязвлены похотью к ней, но не открывали друг другу боли своей,
  11 потому что стыдились объявить о вожделении своем, что хотели совокупиться с нею.
  12 И они прилежно сторожили каждый день, чтобы видеть ее, и говорили друг другу:
  13 "[пойдем] домой, потому что час обеда", - и, выйдя, расходились друг от друга,
  14 и, возвратившись, приходили на то же самое место, и когда допытывались друг у друга о причине того, признались в похоти своей, и тогда вместе назначили время, когда могли бы найти ее одну.
  15 И было, когда они выжидали удобного дня, Сусанна вошла, как вчера и третьего дня, с двумя только служанками и захотела мыться в саду, потому что было жарко.
  16 И не было там никого, кроме двух старейшин, которые спрятались и сторожили ее.
  17 И сказала она служанкам: принесите мне масла и мыла, и заприте двери сада, чтобы мне помыться.
  18 Они так и сделали, как она сказала: заперли двери сада и вышли боковыми дверями, чтобы принести, что приказано было им, и не видали старейшин, потому что они спрятались.
  19 И вот, когда служанки вышли, встали оба старейшины, и прибежали к ней, и сказали:
  20 Вот, двери сада заперты и никто нас не видит, и мы имеем похотение к тебе, поэтому согласись с нами и побудь с нами.
  21 Если же не так, то мы будем свидетельствовать против тебя, что с тобою был юноша, и ты поэтому отослала от себя служанок твоих.
  22 Тогда застонала Сусанна и сказала: тесно мне отовсюду; ибо, если я сделаю это, смерть мне, а если не сделаю, то не избегну от рук ваших.
  23 Лучше для меня не сделать этого и впасть в руки ваши, нежели согрешить пред Господом.
  24 И закричала Сусанна громким голосом; закричали также и оба старейшины против нее,
  25 и один побежал и отворил двери сада.
  26 Когда же находившиеся в доме услышали крик в саду, вскочили боковыми дверями, чтобы видеть, что случилось с нею.
  27 И когда старейшины сказали слова свои, слуги ее чрезвычайно были пристыжены, потому что никогда ничего такого о Сусанне говорено не было.
  28 И было на другой день, когда собрался народ к Иоакиму, мужу ее, пришли и оба старейшины, полные беззаконного умысла против Сусанны, чтобы предать ее смерти.
  29 И сказали они перед народом: пошлите за Сусанною, дочерью Хелкия, женою Иоакима. И послали.
  30 И пришла она, и родители ее, и дети ее, и все родственники ее.
  31 Сусанна была очень нежна и красива лицем,
  32 и эти беззаконники приказали открыть [лице] ее, так как оно было закрыто, чтобы насытиться красотою ее.
  33 Родственники же и все, которые смотрели на нее, плакали.
  34 А оба старейшины, встав посреди народа, положили руки на голову ее.
  35 Она же в слезах смотрела на небо, ибо сердце ее уповало на Господа.
  36 И сказали старейшины: когда мы ходили по саду одни, вошла эта с двумя служанками и затворила двери сада, и отослала служанок;
  37 и пришел к ней юноша, который скрывался там, и лег с нею.
  38 Мы находясь в углу сада и видя такое беззаконие, побежали на них,
  39 и увидели их совокупляющимися, и того не могли удержать, потому что он был сильнее нас и, отворив двери, выскочил.
  40 Но эту мы схватили и допрашивали: кто был этот юноша? но она не хотела объявить нам. Об этом мы свидетельствуем.
  41 И поверило им собрание, как старейшинам народа и судьям, и осудили ее на смерть.
  42 Возопила Сусанна громким голосом и сказала: Боже вечный, ведающий сокровенное и знающий все прежде бытия его!
  43 Ты знаешь, что они ложно свидетельствовали против меня, и вот, я умираю, не сделав ничего, что эти люди злостно выдумали на меня.
  44 И услышал Господь голос ее.
  45 И когда она ведена была на смерть, возбудил Бог святой дух молодого юноши, по имени Даниила,
  46 и он закричал громким голосом: чист я от крови ее!
  47 Тогда обратился к нему весь народ и сказал: что это за слово, которое ты сказал?
  48 Тогда он, став посреди них, сказал: так ли вы неразумны, сыны Израиля, что, не исследовав и не узнав истины, осудили дочь Израиля?
  49 Возвратитесь в суд, ибо эти ложно против нее засвидетельствовали.
  50 И тотчас весь народ возвратился, и сказали ему старейшины: садись посреди нас и объяви нам, потому что Бог дал тебе старейшинство.
  51 И сказал им Даниил: отделите их друг от друга подальше, и я допрошу их.
  52 Когда же они отделены были один от другого, призвал одного из них и сказал ему: состарившийся в злых днях! ныне обнаружились грехи твои, которые ты делал прежде,
  53 производя суды неправедные, осуждая невинных и оправдывая виновных, тогда как Господь говорит: "[невинного] и правого не умерщвляй".
  54 Итак, если ты сию видел, скажи, под каким деревом видел ты их разговаривающими друг с другом? Он сказал: под мастиковым.
  55 Даниил сказал: точно, солгал ты на твою голову; ибо вот, Ангел Божий, приняв решение от Бога, рассечет тебя пополам.
  56 Удалив его, он приказал привести другого и сказал ему: племя Ханаана, а не Иуды! красота прельстила тебя, и похоть развратила сердце твое.
  57 Так поступали вы с дочерями Израиля, и они из страха имели общение с вами; но дочь Иуды не потерпела беззакония вашего.
  58 Итак скажи мне: под каким деревом ты застал их разговаривающими между собою? Он сказал: под зеленым дубом.
  59 Даниил сказал ему: точно, солгал ты на твою голову; ибо Ангел Божий с мечом ждет, чтобы рассечь тебя пополам, чтобы истребить вас.
  60 Тогда все собрание закричало громким голосом, и благословили Бога, спасающего надеющихся на Него,
  61 и восстали на обоих старейшин, потому что Даниил их устами обличил их, что они ложно свидетельствовали;
  62 и поступили с ними так, как они злоумыслили против ближнего, по закону Моисееву, и умертвили их; и спасена была в тот день кровь невинная.
  63 Хелкия же и жена его прославили Бога за дочь свою Сусанну с Иоакимом, мужем ее, и со всеми родственниками, потому что не найдено было в ней постыдного дела.
  64 И Даниил стал велик перед народом с того дня и потом.
 
  (Дан.13:1-64)



ПОЧЕМУ 13-Ю ГЛАВУ КНИГИ ДАНИИЛА НЕЛЬЗЯ СЧИТАТЬ БОГОДУХНОВЕННОЙ

 
  Канонические книги Библии считаются богодухновенными в силу их соответствия следующим основным признакам:
 
  – они написаны Божьими пророками или служителями;
  – они не содержат научных ошибок;
  – они не противоречат другим каноническим книгам;
  – они не содержат вымысла, домыслов, приукрашивания и нелепостей;
  – они написаны простым, ясным и благозвучным языком;
  – они открывают что-то новое о Боге, Его делах или Его служителях.
 
  Рассмотрим, соответствует ли этим признакам 13-я глава книги Даниила – история Сусанны.

 
  1. Выражение «возбудил Бог святой дух молодого юноши» (ст.45) не характерно ни для книга Даниила, ни для всего Ветхого Завета. В книге Даниила встречаются лишь слова «дух святого Бога», сказанные о Данииле царём Навуходоносором (Дан.4:5,6,15) и женой царя Валтасара (Дан.5:11), а словосочетание «Святой Дух» есть лишь в псалме Давида (Пс.50:13) и у пророка Исаии (Ис.63:10,11). Причём во всех этих случаях речь идёт о Духе Бога, а не человека. И неважно, что в русском переводе истории Сусанны слова «святой дух» написаны с маленькой буквы, – в еврейском письме нет больших букв, их расставляли сами переводчики в соответствиями с правилами своего языка и религиозными традициями. Во всей Библии эти слова относятся исключительно к Божьему Духу, а о человеке всегда говорится просто «возбудил дух» (1Пар.5:26; 2Пар.21:16, 36:22; Езд.1:1,5; Иер.51:11; Агг.1:14). Поэтому исходная фраза из истории Сусанны не стыкуется с каноническими книгами Библии.

 
  2. О старейшинах написано: «И видели её оба старейшины всякий день приходящую и прогуливающуюся, и в них родилась похоть к ней, и извратили ум свой, и уклонили глаза свои, чтобы не смотреть на небо и не вспоминать о праведных судах» (ст.8-9). Это повествование содержит домыслы, так как писатель не мог знать, что происходило в сердцах старейшин и какие у них были помышления. Все библейские авторы в таких случаях сообщают лишь о том, что достоверно или достаточно очевидно. Вот несколько примеров похожих ситуаций:

  «И обратила взоры на Иосифа жена господина его, и сказала: спи со мною» (Быт.39:7);

  «И увидел её Сихем, сын Еммора Евеянина, князя земли той, и взял её, и спал с нею, и сделал ей насилие. И прилепилась душа его к Дине, дочери Иакова, и он полюбил девицу, и говорил по сердцу девицы» (Быт.34:2-3);

  «Однажды под вечер, Давид, встав с постели, прогуливался на кровле царского дома и увидел с кровли купающуюся женщину; а та женщина была очень красива. И послал Давид разведать, кто эта женщина? И сказали ему: это Вирсавия, дочь Елиама, жена Урии Хеттеянина. Давид послал слуг взять её; и она пришла к нему, и он спал с нею» (2Цар.11:2-4);

  «И было после того: у Авессалома, сына Давидова, была сестра красивая, по имени Фамарь, и полюбил её Амнон, сын Давида. И скорбел Амнон до того, что заболел из-за Фамари, сестры своей; ибо она была девица, и Амнону казалось трудным что-нибудь сделать с нею» (2Цар.13:1-2); «Потом возненавидел её Амнон величайшею ненавистию, так что ненависть, какою он возненавидел её, была сильнее любви, какую имел к ней» (2Цар.13:15).

  Во всех этих историях авторы пишут о душевном состоянии и помыслах людей лишь то, что достаточно явно: «обратила взоры», «прилепилась душа его», «полюбил», «скорбел», «возненавидел». Никто из них не употреблял фраз типа «извратил ум», «уклонил глаза» и подобных им. Они не фантазировали и не давали оценку желаниям и поступкам людей, а просто описывали события. Автор же истории  Сусанны просто загромождает свой рассказ личными домыслами, которые к тому же весьма сомнительны. Вряд ли эти старейшины и в самом деле думали: «Не буду я смотреть на небо» или «Не буду я вспоминать о праведных судах». Это просто вольность автора, подобной которой никогда не позволяли себе пророки, писавшие по вдохновению от Бога.

 
3. О заступничестве Даниила написано так: «И когда она ведена была на смерть, возбудил Бог святой дух молодого юноши, по имени Даниила, и он закричал громким голосом: чист я от крови её! Тогда обратился к нему весь народ и сказал: что это за слово, которое ты сказал? Тогда он, став посреди них, сказал: так ли вы неразумны, сыны Израиля, что, не исследовав и не узнав истины, осудили дочь Израиля? Возвратитесь в суд, ибо эти ложно против неё засвидетельствовали. И тотчас весь народ возвратился, и сказали ему старейшины: садись посреди нас и объяви нам, потому что Бог дал тебе старейшинство» (ст.45-50).

  Здесь восклицание Даниила «чист я от крови её» выглядит нелепым, так как не несёт никакой смысловой нагрузки. Оно не содержит ни протеста, ни увещания, ни объяснения, ни предложения и рассчитано лишь на то, чтобы привлечь к говорящему внимание и вызвать расспросы со стороны окружающих. Это похоже на возглас юродивого, который задумал что-то сказать и своими действиями и словами добивается наводящих вопросов зрителей. Однако ни один из библейских героев никогда не поступал подобным образом. Если они имели что сказать против беззакония или греха, то говорили об этом прямо, без игры на публику. Например, когда апостолов однажды приняли за богов и хотели принести им жертвы, то они «разодрали свои одежды и, бросившись в народ, громогласно говорили: мужи! что вы это делаете? и мы – подобные вам человеки» (Деян.14:14-15). Так и в ситуации с Сусанной Даниил мог бы просто воззвать к народу: «Остановитесь, сыны Израиля!» – и продолжать записанными далее словами. Такая речь действительно могла быть вдохновлённой Святым Духом, чего нельзя сказать о крике Даниила, который к тому же не соответствует истине. Ведь Даниил имел бы право сказать «чист я от крови её» лишь в том случае, если бы он уже сделал всё возможное для справедливого суда над ней. Он же только собирался вступиться за неё, и ему было рано заявлять о своей невиновности в её смерти. Поэтому утверждение о том, что его слова были вдохновлены Богом, следует признать не соответствующим истине.

  Не менее странно выглядят и слова старейшин: «потому что Бог дал тебе старейшинство». На основании чего они сделали такое заключение? Неужели такое впечатление на них произвело восклицание Даниила или его пока ещё не доказанное обвинение в адрес судей? Или на них подействовал сам факт его протеста против приговора суда? Но в его действиях и словах не было ничего чудесного или невозможного для обычных людей. Поэтому самое большее, что ему могли бы сделать, это предоставить слово для защиты и позволить провести своё дознание, как это и описано далее. Но ни у кого не было оснований говорить, что Бог сделал его старейшиной, и это, видимо, ещё одна неудачная выдумка автора.
 

  4. Начиная допрос старейшин, Даниил обращается к первому со словами: «Состарившийся в злых днях! ныне обнаружились грехи твои, которые ты делал прежде, производя суды неправедные, осуждая невинных и оправдывая виновных» (ст.52-53), и ко второму: «Племя Ханаана, а не Иуды! красота прельстила тебя, и похоть развратила сердце твоё. Так поступали вы с дочерями Израиля, и они из страха имели общение с вами» (ст.56-57). Эти обращения полны голословных обвинений и даже содержат оскорбления. Конечно же, справедливый судья ни в коем случае не должен так относиться к подследственным, а тем более к людям, облечённым властью. Ведь в законе Моисеевом есть ясное повеление: «Судей не злословь, и начальника в народе твоём не поноси» (Исх.22:28). Кроме того, в словах Даниила имеются искажения действительности: грехи первого старейшины ещё не обнаружились, а второй происходил не от Ханаана. Так что совершенно невероятно, чтобы праведный и богобоязненный Даниил произносил такие речи.

 
  5. В ответ на показания старейшин Даниил говорит: «Точно, солгал ты на твою голову; ибо вот, Ангел Божий, приняв решение от Бога, рассечёт тебя пополам», «Точно, солгал ты на твою голову; ибо Ангел Божий с мечом ждёт, чтобы рассечь тебя пополам, чтобы истребить вас» (ст.55,59). Подобная ссылка на ангелов абсолютно не характерна для речей библейских героев. Когда пророки предупреждали кого-либо о последствиях беззаконий, они всегда говорили о том, что сделает Бог, а не ангелы. Они использовали выражения «поразит тебя Господь» (Вт.28:22-35), «воздаст Господь» (2Цар.3:39), «да видит Господь и да взыщет» (2Пар.24:22) и т.п. Поэтому предостережение о карающем ангеле в устах Даниила столь же немыслимо, как и молитва баптиста ангелу-хранителю. И кстати, куда же этот ангел подевался? Ведь старейшины погибли без его участия – не от болезни или стихии, а от рук народа. Получается, либо он не дождался возможности рассечь их пополам, либо его вообще не было. В любом случае неисполнившееся пророчество превращает его автора в лжепророка (Вт.18:22). Таким образом, и в этом отрывке Даниилу приписываются неправильные высказывания.
 

  6. В описании процедуры суда сказано: «А оба старейшины, встав посреди народа, положили руки на голову её» (ст.34). Однако у израильтян не было обычая возлагать руки на голову подсудимым. Бог велел совершать возложение рук лишь для очищения левитов (Чис.8:10), а также при передаче Моисеем власти Иисусу Навину (Чис.27:18). В Ветхом Завете больше нет ни одного случая, когда на человека возлагали бы руки; так поступали только с животными, приносимыми в жертву Богу. Так что если бы старейшины и в самом деле положили руки на голову чужой жены, да ещё и обвиняемой в прелюбодеянии, то это наверняка вызвало бы возмущение народа. Поэтому данное обстоятельство, по всей видимости, также является выдуманным.

 
  7. Автор написал: «и эти беззаконники приказали открыть лице её» (ст.32). Эта фраза резко контрастирует со стилем Библии. Нигде в канонических книгах не встречаются выражения типа «беззаконник сделал», «грешник сказал», «злодей замыслил» и т.п. Все библейские авторы называют своих персонажей по имени или по роду занятий и никогда не присваивают им ярлыков, содержащих оценку их действий: нечестивый, убийца, любодей, предатель, глупец, ленивец, обманщик. Вряд ли это Святой Дух побудил автора истории Сусанны использовать такое выражение.
 

  8. Когда старейшины домогались Сусанны, угрожая ей лживым судом, то о её реакции написано: «Тогда застонала Сусанна и сказала: тесно мне отовсюду; ибо, если я сделаю это, смерть мне, а если не сделаю, то не избегну от рук ваших. Лучше для меня не сделать этого и впасть в руки ваши, нежели согрешить пред Господом» (ст.22-23). Здесь непонятно, почему она решила, что если она согрешит с ними, то её ожидает смерть. Ведь в этом случае всё осталось бы втайне и ей не грозил бы суд и казнь. Кстати, Даниил потом утверждал, что именно так происходило у этих старейшин ранее с другими женщинами. Поэтому в словах Сусанны есть явная логическая нестыковка.

  Ещё одно замечание связано со словом «застонала». Неужели Сусанна так сильно испугалась угроз и почувствовала себя настолько беззащитной, что начала стонать и причитать? Вряд ли это можно считать нормальной реакцией целомудренной и богобоязненной женщины на постыдное предложение. В такой ситуации гораздо более вероятным был бы решительный и безоговорочный отказ. Думается, что даже если бы эти старейшины схватили нож и угрожали ей убийством, то и тогда она без колебаний отвергла бы их домогательства. Таким образом, 22-й стих принижает праведность Сусанны и выглядит лишним в ходе повествования; без этого стиха оно выглядело бы намного более похожим на библейское.

 
  9. На вопрос Даниила «под каким деревом видел ты их разговаривающими друг с другом?» первый из старейшин ответил: «под мастиковым» (ст.54). Это название в Библии не встречается ни разу, и потому весьма странно, что автор употребил его. Мастиковое дерево – это вечнозелёная разновидность теревинфа, и именно это название упоминается в Ветхом Завете (Быт.49:21, Ис.6:3, Ос.4:13). Если бы эту историю писал сам Даниил, то он, скорее всего, использовал бы привычное библейское название.

 
  10. Даниил сказал старейшине: «Так поступали вы с дочерями Израиля, и они из страха имели общение с вами; но дочь Иуды не потерпела беззакония вашего» (ст.57). То есть он акцентирует внимание на том, что Сусанна принадлежит не к Израильскому царству, а к Иудейскому, и потому она оказалась более праведной, чем израильские женщины. Действительно, когда-то Израиль отступил от Бога и впал в идолопоклонство, в то время как иудейские цари в большинстве своём держались Господа. Однако в последнее время они тоже оставили Бога, и их постигло наказание в виде завоевания Вавилоном и переселения в ту же землю, где уже находился народ Израиля. Поэтому в Вавилоне иудеи были ничуть не правее пред Богом, чем израильтяне. Более того, в книге пророка Иеремии сказано: «Отступница, дочь Израилева, оказалась правее, нежели вероломная Иудея» (Иер.3:11). Также пророк Иезекииль говорил о «дщери Иерусалима», то есть об Иудее, сравнивая её с Самарией (другое название Израиля по его столице): «И Самария половины грехов твоих не нагрешила; ты превзошла их мерзостями твоими, и чрез твои мерзости, какие делала ты, сёстры твои оказались правее тебя» (Иез.16:51). Таким образом, с точки зрения Бога Иудея поступала хуже Израиля и оказалась менее праведной.  Поэтому у Даниила не было никаких оснований превозносить праведность «дочери Иуды» над «дочерями Израиля». Такое высказывание плохо согласуется со словами библейских пророков и вряд ли могло быть вдохновлённым Богом.

 
  11. В отличие от канонических книг, в истории Сусанны есть много фраз, отражающих личную точку зрения автора и не соответствующих простому и ясному стилю Библии. Кратко рассмотрим некоторые из таких выражений, кроме уже упоминавшихся.

  «Оба они были уязвлены похотью к ней, но не открывали друг другу боли своей» (ст.10) – здесь вместо слова «боли» было бы уместнее менее эмоциональное слово – например, «желания».

  «Пришли и оба старейшины, полные беззаконного умысла против Сусанны, чтобы предать её смерти» (ст.28) – библейский автор написал бы просто «умышляя предать её смерти» или вообще опустил бы это разъяснение, излишнее в силу своей очевидности.

  «Сусанна была очень нежна и красива лицем» (ст.31) – слово «нежна» нигде в Библии не употребляется при описании женщины. В Писании встречаются выражения «прекрасная видом» (Быт.12:11), «весьма красивая» (Быт.12:14), «весьма умная и красивая лицем» (1Цар.25:3), «красива станом и пригожа лицем» (Есф.2:7), «чрезвычайно красива» (Иез.16:13). Красота – понятие объективное, не зависящее от восприятия зрителей: она существует даже если её не замечают. Понятие же нежности субъективно, оно характеризует чувства, возникающие в душе конкретного человека по отношению к женщине или какому-либо другому объекту. Поэтому использование слова «нежна» является нарушением стиля библейского повествования.

  «...чтобы насытиться красотою её» (ст.32) – чересчур личное и недостоверное предположение автора. Более приемлемым было бы написать: «чтобы видеть её красоту».

  Все эти выражения, не свойственные стилю Библии, свидетельствуют о том, что текст истории Сусанны был написан не по вдохновению от Святого Духа.

 
  12. В истории Сусанны есть ссылка на слово, сказанное Богом: «И были поставлены два старца из народа судьями в том году, о которых Господь сказал, что беззаконие вышло из Вавилона от старейшин-судей, которые казались управляющими народом» (ст.5). Однако в Библии нет выражения, хоть сколько-нибудь похожего на данную фразу. Поэтому непонятно, кому из пророков Бог сказал такое слово, почему оно не было записано в Библии и почему тогда народ так легко доверял этим беззаконным судьям.

 
  13. Весьма сомнительным является сам факт того, что у иудеев в Вавилоне существовал собственный суд, к тому же ещё и обладающий правом совершать смертную казнь. Для сравнения можно вспомнить период завоевания Израиля римлянами, когда иудеям было «не позволено предавать смерти никого» (Иоан.18:31) – и это на своей родной земле. А во время Вавилонского плена они жили в чужой стране и, естественно, должны были подчиняться её законам. Какой правитель потерпит, чтобы группа чужеземцев жила по своим законам и имела власть над жизнью его подданных? И в библейских повествованиях о жизни израильтян в Вавилонском царстве нет ни одного упоминания о суде или судьях. Более того, о царе Вавилонском сказано: «И переселил он оставшихся от меча в Вавилон, и были они рабами его и сыновей его, до воцарения царя Персидского» (2Пар.36:20). Таким образом, в плену иудеи семьдесят лет находились на положении рабов и потому вряд ли имели право производить суд в своей среде.

 
  14. Наконец, если 13-ю главу написал сам Даниил, то почему он не поместил её на соответствующее место в своей книге? Ведь очевидно, что 12-я глава является завершением книги Даниила и что история Сусанны относится ко времени, когда Даниил ещё не занимал высокого положения в государстве, – то есть до его воспитания при дворе царя. Поэтому историю Сусанны следовало бы вставить между вторым и третьим стихами 1-й главы, однако это почему-то не было сделано. Так неужели сам Даниил счёл нужным написать эту историю и добавить её к своей законченной книге? Это крайне сомнительно, ведь во всей Библии нет ни одного случая отступления от хронологического порядка событий. Напрашивается вывод, что история Сусанны была написана не Даниилом и присоединена к его книге другими людьми лишь впоследствии.
 
  Итак, история Сусанны имеет множество недостатков и погрешностей против действительности и потому не может считаться богодухновенной. По всей видимости, она рассказывает о вымышленных событиях и является просто художественным произведением, плодом человеческой фантазии. В ней есть поучительные моменты, и христиане могут почерпнуть из неё назидание для себя, но считать её истинным словом Божьим никак нельзя. «Пророк, который видел сон, пусть и рассказывает его как сон; а у которого – Моё слово, тот пусть говорит слово Моё верно. Что общего у мякины с чистым зерном? говорит Господь» (Иер.23:28).