26 февраля - память прп. Симеона Мироточивого

Галина Николаевна Николаева
        26 февраля Церковь празднует память удивительного православного святого – преподобного Симеона Сербского, оставившего славу земного владыки ради Господа нашего Иисуса Христа и тем, и самим своим житием стяжавшего благодать Святого Духа.
         Родившись в 1114 году от жупана Давида, Стефан (Симеон в монашестве) был младшим из четырех сыновей. Даже в раннем возрасте он правил столь мудро и благочестиво, что после смерти отца ему была отдана в управление большая часть страны; и потому он всю жизнь страдал от гнева своих братьев. Бог утешил его, даровав в жены княжну Анну, дочь Византийского Императора.
         Под твердым и мудрым правлением великого жупана Стефана Немани Сербия, дотоле униженная в своем политическом и духовном состоянии, начала возвышаться и укрепляться. Став в 1149 году великим жупаном Рашским, а с 1165 года возведенным на престол своего отца Теши, сверженного Византийским императором Мануилом Комниным, Стефан Неманя вскоре расширил свои владения покорением всей Сербии, включая Боснию. После смерти императора Мануила (около 1180 года) Стефан совсем освободил Сербию от греческой зависимости, присоединив и некоторые территории Византии.
      
        Утверждая свое политическое и военное могущество, Стефан старался вместе с тем о распространении и утверждении в своем Отечестве Православной веры. Он уничтожал оставшиеся языческие капища, воздвигал новые храмы и монастыри, с особой ревностью противодействовал распространению ложных учений новых манихеев, известных под именем павликиан, кафаров, патаренов, появившихся в то время в большом количестве в Болгарии и Боснии. Во время своего правления он много потрудился, защищая свой народ от влияния латинства, арианства и других ересей.
        Стефан был справедливым правителем своего Отечества и ревностным христианином, его жена Анна, дочь бана Боснийского Стефана Борича, не уступала мужу в добродетелях. У царственных супругов появились дети – Вукан и Стефан, прошли годы, и они пожелали иметь еще одного сына, обратившись с молитвой к Богу, которую подкрепили обетом после рождения просимого сына отлучиться навсегда от супружеского ложа. Молитва была услышана, и благословенным плодом ее стал родившийся в 1169 году будущий святитель Савва, названный при рождении Растко.

        Пятнадцать лет Растко воспитывался под родительским покровом, и хотя ему дали доброе христианское воспитание его вовсе не готовили для духовного пути. По мере того как мальчик рос и мужал, все больше и больше проявлялись сокрытые в нем душевные и умственные дарования. Видя это, Стефан Неманя решил, что передаст в будущем управление Сербским государством в руки Растко, полагая, что он станет лучшим правителем, чем его старшие братья. Стефан готовил своего младшего сына для роли мирского владыки, не подозревая, что тот станет владыкой духовным.
        Когда юному князю исполнилось пятнадцать лет, он получил от своего отца в удел Захолмскую область (современная Герцеговина), чтобы научиться всем премудростям управления, необходимым для наследника Престола. Но богатство и роскошь княжеского двора, с ее великосветскими забавами была чужда душе и уму молодого Растко. Он стал жить своей, обособленной от всякого мирского попечения жизнью, часто посещал храмы, постился, много времени уделял молитве. Когда Растко исполнилось восемнадцать лет, его родители захотели, чтобы он вступил в брак, но в сердце благочестивого юноши жила только одна пламенная любовь к Богу и ревностное желание служить Ему одному. Растко задумался о полном отречении от мира.

        При царском дворе своего отца он много слышал о Святой Горе Афон, о постниках и молитвенниках, населявших ее. Ведь к жупану Стефану часто приезжали иноки за милостыней и восторженно рассказывали о монашеских подвигах и подвижнической жизни на Святой Горе.
        Однажды, когда Растко приехал из своего удела навестить отца, он познакомился с русскими иноками, прибывшими из Афона. Среди них был один, который с особым пламенным чувством рассказывал об обителях и монашеской жизни. Взволнованный княжич пригласил этого инока к себе и тайно расспросил его об образе жизни монахов на Святой Горе.
        Картина безмятежной, душеспасительной жизни, свободной от всяких мирских забот, посвященной одной только молитве и благочестивому созерцанию, картина подвигов добродетелей афонских иноков восхитила благочестивого юношу, у которого от избытка сердца заговорили уста: «Вижу, что Бог, зная болезнь сердца моего, послал твою святость утешить меня. Теперь я понял, чего я так сильно желал. Блаженны те, которые сподобились проводить такую безмятежную жизнь! Что мне делать? Как избавиться этой суетно жизни? Я не хотел бы оставаться ни одного дня, убежал бы в Святую гору, если бы не боялся препятствий со стороны своих родителей». С такими словами обратился Растко к монаху. Видя в юноше искреннее желание иноческой жизни, старец взялся довести его до Афона.

        Под предлогом охоты за оленями, княжич покинул дом отца, и отделившись вместе со старцем от свиты, устремился на Афон. Когда исчезновение Растко было обнаружено, его родителям не трудно было догадаться, куда он, склонный к иноческой жизни, скрылся вместе с русским иноком.
        Стефан послал одного из главных своих сановников отыскать и вернуть сына, если понадобиться, то и силой. Получив от греческого императора Исаака Ангела (1185-1195) строгое предписание к Проту (настоятелю) Афонской Горы и ко всем инокам вернуть юного княжича домой, военный отряд начальника Солунской области явился на Святую Гору и нашел беглеца в русском Пантелеимоновом монастыре.
        Растко был еще в мирской одежде, что обрадовало искавших его послов, которые стали его убеждать вернуться к отцу, при этом пригрозив тем, что если он не сделает этого по доброй воле, то его заставят покинуть Афон силой. Видя настойчивость послов, подкрепленную наличием в их распоряжении военной силы, Растко ответил: «Да будет воля Божия!» Обрадованные послы устроились отдыхать после долгого пути и обильной трапезы.

        В это время Растко вымолил у игумена благословение на пострижение в малый ангельский образ. Тотчас юный княжич произнес перед алтарем иноческие обеты, и игумен совершил постриг. Проснувшиеся послы уже ничего не могли сделать. Они забрали с собой только мирскую одежду, остриженные волосы и письмо юного инока к отцу. В письме он просил своих родителей не скорбеть о нем, не считать его погибшим, а лучше молить Бога, чтобы Он, даровал ему благополучно совершить путь, на который он вступил. Это случилось в 1186 или 1187 году.
        Так молодой инок поселился в русском Пантелеимонове монастыре, где снискал у братии большую любовь и уважение. В летописях этого монастыря пребывание Растко Неманича, младшего сына Великого Сербского Жупана записано, как одно из самых больших событий, имевших место в его истории.
 
        Вскоре по всей Горе разнеслась весть, что сын Сербского самодержца, оставив своего отца, поселился на Афоне. Многие желали видеть этого смиренного юного инока. Вскоре он перешел в Ватопедский монастырь и там принял ангельский постриг с именем Саввы. Юного монаха сильно влекло к отшельничеству, но по настоянию игумена монастыря Савва остался в общежитии, где нес послушание образцово.
        Днем он служил братии, ночью молился, часто ходил к отшельникам и раздавал им милостыню из богатых приношений, которые ему присылал отец из Сербии. Ревнивый инок пешком, босой обошел вес Афон, увидев все его святыни, и полный умиления возвратился в Ватопед. Сильно ранили душу монаха Саввы письма родителей, которые молили его вернуться домой или хотя бы навестить их на время. Но не хотел будущий святитель оставлять Афон даже на самый короткий период.

        Его сердце возгорелось благочестивым желанием того, чтобы все то, что он нашел на Святой Горе Афон, сделалось достоянием его народа, он хотел, чтобы та же высота веры, христианской жизни и духовного просвещения была перенесена к нему на Родину, в Сербию. И вот после трехлетнего пребывания в монастыре, Савва понял, что своим примером, своим подвижничеством, он уже подготовил необходимую почву, на которой, следуя его опыту, другие сербы смогут подвизаться в пламенном служении Господу.
        И тогда он берется за перо, пишет своему престарелому отцу письмо, предлагая ему отказаться от царской власти, всецело обратив свои помыслы к Господу, приглашая его к себе в монастырь для совместной иноческой жизни:
«Молю тебя, в земном царстве движимый апостольским духом, ты просветил людей своих православием, истребил ереси, ниспроверг бесовские храмы, и воздвиг церкви Богу. Теперь остается тебе довершить слова Сына Божия, глаголющаго в Евангелии: аще кто хощет Мне ити, да отвержется себе и возьмет крест свой и по Мне грядет. Прийми мой добрый совет, и оставив земное царство и богатство, иди путем смирения и вселись со мною в пустыни. Здесь, упразднившись от всего молитвою и постом, ясно уразумеешь Бога. А если не примешь моего совета, то не надейся более видеть меня в своей жизни».

        Венцом его жизни стало отречение от Престола, когда он последовал своему сыну, святителю Савве, в возрасте 82 лет. Стефан, собрав вельмож и выборных из всего своего народа, объявил письмо сына и свое желание отречься от мира и царства. Несмотря на все моления и слезы подданных 25 марта 1195 года Неманя сложил с себя достоинство великого жупана, передав правление сыну Стефану, и вступил в монастырь Студеница, им основанный. Здесь он и принял постриг с именем Симеона. Супруга его Анна также приняла иноческий образ с именем Анастасии.
        Пробыв некоторое время в Студеницах, монах Симеон отправился к сыну на Афон, за ним последовали многие из знатных сербов. День 2 ноября 1197 года стал днем неописуемой радости. В Ватопед прибыл Симеон. Встреча двух царственных иноков – отца и сына после многолетней разлуки произвела на всех глубокое впечатление. Оправившись после первого волнения, отец и сын – оба опустились на колени и вознесли Господу радостную благодарственную молитву.

        По прошествии некоторого времени Симеон и Савва отправились в Карею (центр управления афонскими монастырями), чтобы испросить небольшой участок земли, на котором можно было бы построить обитель для сербов. Получив на это благословение, они осмотрели Святую Гору, и нашли на берегу моря развалины покинутого монастыря Хиландария, где и решили основать новый сербский монастырь Хиландар. На средства, присланные новым великим жупаном Сербии Стефаном, монастырь был быстро восстановлен, и в 1198 году в него переселились Савва, Симеон и первые иноки из сербов.
        Но необходимо было еще получить одобрение Византийского императора, на земле которого находился Афон, надо было юридически закрепить право сербов на Хиландар. Поэтому, испросив себе благословение отца и наставленный его горячими молитвами, Савва отправился в Константинополь.

        В прекрасной столице Византии Савва нашел приют в одном из наиболее строгих монастырей Константинополя – в Эвергетидском. Рвение, ученость и большая строгость, которыми была проникнута жизнь иноков в этом монастыре, произвела на Савву очень большое впечатление. На аудиенции у императора Алексия III Ангела, который был родственником Саввы (дочь императора была замужем за его братом – жупаном Сербским Стефаном) Византийский государь не только одобрил все начинания монахов Саввы и Симеона, но даже присвоил Хиландару достоинства императорской Лавры, подчинив ему еще свои императорский монастырь Зиг.
        Теперь Хиландар совершенно не зависел от Прота Святой Горы – ни в управлении, ни в избрании игумена. Император Алексий своим Хризовулом (императорским Указом) в 1198 году возвел Хиландар в статус самоуправляющегося монастыря «да буде Србима на поклон вечни». Наделив Савву многими дарами и вручив ему игуменский посох, император отпустил инока обратно на Святую Гору.

        Будучи спокойными за судьбу своего монастыря, Симеон и Савва стали трудиться для его дальнейшего процветания и настолько в этом преуспели, что уже в те годы, народные певцы в своих песнях стали воспевать «белый Хиландар посреди Святой Горы», как невиданное чудо. Души старца Симеона и его сына Саввы были полны радостной благодарности Господу за то, что их великое дело по утверждению на Афоне сербского монашества оказалось так успешно.
        Богу было угодно еще больше привязать «белый Хиландар» к сербской земле и сербскому сердцу, освятив эту обитель могилой первого сербского господаря Стефана Немани, ставшего смиренным иноком Симеоном. Преподобный Симеон только 8 месяцев прожил в Хиландаре. Чувствуя скорую кончину, он спешил сделать последние распоряжения, просил сына усилить молитвы за него, а после смерти перенести прах в Сербию, просил не оставлять Сербскую Церковь, так нуждающуюся в попечении.

        И вот в ночь на 13/26 февраля по нов. стилю 1199 года в возрасте 86 лет старец Симеон, несмотря на слабость, встал с одра, облачился в иноческие одежды, и причастившись Святых Таин сказал «Слава Богу за все», ранним утром старец призвал всех к себе и ясно произнес: «Всякое дыхание да хвалит Господа». Хвала Господу была его последним словом. Вдруг воздух наполнился благоуханием – это была минута смерти преподобного. Опечаленный Савва похоронил своего отца согласно завещанию в Хиландаре под правым клиросом Введенского храма в мраморном гробу.
        Савва с великой скорбью и боязнью принял на себя управление Хиландаром, оставленным на его попечение заветом отца. Но заботами Саввы монастырь вскоре сравнялся по числу иноков с первыми монастырями Афона. Хиландар был перестроен до основания, в нем трудами Саввы появились в большом количестве книги, сосуды, иконы, ризы и прочая церковная утварь, внешнее содержание братии обеспечивалось вкладами.

        Савва приступил к выработке правил иноческих для своего монастыря по образцу Эвергетидской обители. В своем Уставе он высказал горячую любовь к Господу и свой опытный взгляд на иноческую жизнь. Устав, данный Саввою, составлял и порядок богослужения, и порядок жизни, и управления монастырем.
Вскоре после того, как Савва окончил свой труд по составлению Устава монастыря, он был рукоположен в диакона и пресвитера епископом города Иериссо Николаем, имевшим право на Афоне поставлять во священство.
        Написав Устав для Хиландара по началам общежития, Савва написал и для своей кельи Устав по началам отшельнической жизни. Место для безмолвия Савва избрал себе в Карее. Эта келья была независима от игумена Хиландара. Брат, поселенный в этой келье помимо обычного богослужения должен был прочитывать каждый день всю Псалтырь и совершать особые поклоны в конце каждой службы. Пять дней положено вкушать пищу один раз в день, при том в понедельник, среду и пятницу без масла и вина.

        Во время безмолвия в Карее Савва написал житие своего отца – преподобного Симеона. Однажды ночью явился Савве преподобный Симеон в лике святых, украшенный Небесной славой, он утешил сына извещением о своей блаженной участи, обещая и ему подобное блаженство. Со слезами радости, возблагодарив Бога и своего родителя за то, что получил такое утешительное известие, Савва с дерзновением стал молить Господа, чтобы он открыл святые мощи его отца.
        В уповании на милость Господа, он призвал Прота и других афонских игуменов, чтобы совершить поминовение своего отца в день его памяти. Собралось множество старцев, так, что храм переполнился иноками. После вечерни блаженный Савва попросил Прота совершить утреннее пение при гробе старца Симеона. И в то время, когда братия отдыхала, Савва взошел на столп, где провел всю ночь в молитве, усердно прося Господа, чтобы Он прославил его отца.

        Во время утрени, когда Прот совершал обычное пение и приносил молитвы о упокоении старца Симеона, храм вдруг наполнился благоуханием; было слышно, как будто тихий ветер исходил из гроба святого. Все предстоящие увидели, что мраморный гроб преподобного Симеона весь наполнился миром. Полные удивления и ужаса присутствовавшие в храме, оставив богослужение, со страхом восклицали: «Господи, помилуй!» Тогда Прот призвал Савву, который со слезами умиления облобызал раку с мощами своего отца. Прославив Господа, предстоявшие помазались святым миром.
        Новоявленный святой совершил много чудес. Одержимые духами нечистыми и разными болезнями от прикосновения к его гробу и помазания истекавшим от него миром получали исцеление. И не только от мощей, но и от настенного изображения преподобного Симеона истекало чудотворное миро.

        Принимая во внимания все эти чудеса, Собор Афонских иноков причислил преподобного Симеона Мироточивого к лику святых и положил праздновать его память вместе со святым Симеоном Богоприимцем. Савве Собор поручил составить стихиры и канон преподобному Симеону, и описать его чудеса. Желая преподать утешение своему Отечеству, Савва подробно сообщил обо всем, что совершилось на Афоне, своему державному брату великому жупану Стефану в Сербию. Он послал на Родину и миро от гроба прославленного родителя, и описание его чудес и службу преподобному.
        Спустя некоторое время Савва отправился по делам монастыря в Солунь, где остановился в монастыре Филокалия. Митрополит Солунский Константин, много слышавший о Савве, пригласил его сослужить ему и еще двум архиереям в кафедральном соборе. За богослужением эти иерархи соборно наградили отца Савву набедренником и возвели его в сан архимандрита.

        Но к этому времени покой и тишину на Афоне стали нарушать страшные вести. Во время четвертого крестового похода (1202—1204 гг.) крестоносцы 12 апреля 1204 года захватили Константинополь и образовали Латинскую империю. В Никее было основано греческое Никейское царство, просуществовавшее до 1261 года, когда была восстановлена Византийская империя (в Никее все это время пребывали Византийский император и Патриарх). Католическая угроза нависла и над Афоном. Все это до глубины души печалило Савву, но еще больше его печалили черные вести, приходившее из родных краев.
        Когда великий жупан Стефан Неманя в 1196 году ушел от мира, он передал свою Державу не старшему сыну Вукану, а среднему его брату – Стефану. Вукан покорился воле своего отца, подчинился младшему брату, но переносил это с большим недовольством. Стремление к власти не оставляло его, и он искал случая освободиться от подчинения брату и самому взойти на престол. При помощи венгров Вукан отнял у брата Далмацию и Диоклию, объявив себя в 1202 году при поддержке Папы Иннокентия III королем.

        Стефан с трудом удерживал за собой только одну Сербию. Земля Сербская страдала, текла обильно братская кровь, опустошались поля, сжигались деревни. В таком тяжелом положении Стефан писал Савве на Афон, чтобы тот ради спасения Сербии перенес мощи их святого отца на Родину: «По отшествии вашем, земля наша стала осквернена беззакониями нашими, улита кровию, пленена иноплеменными; враги наши одолели нас; и по взаимной ненависти мы сделались позором для соседей наших. Может быть, вашими молитвами святыми, пришествием к нам, Всемилостивый Бог умилосердится над нами, соберет воедино рассеянных и посрамит противников».
        Вести о вражде между его братьями, об угрозе, под которой оказалась православная вера, отзывались страшной болью в сердце святого Саввы. Торжество Вукана, подчинившемуся Папе Римскому, который располагал силами всей Западной Европы, угрожало Православию в Сербии.

        Следуя призыву брата, архимандрит Савва поднимает из раки тело своего отца, которое, несмотря на семилетнее пребывание в гробу, осталось нетленным, И с великими трудностями, через земли, где господствовали смуты и междоусобные войны, благополучно прибывает в сербские пределы. На границе Сербского государства в 1206 году тело своего святого отца с великими почестями встретили оба брата – Стефан и Вукан.
        С великим торжеством эти мощи были положены в монастыре Студеница, построенном самим Стефаном Неманей, сподобившимся стать святым Симеоном, и весь народ был свидетелем  того, что тело Симеона все еще было теплым и выглядело живым, он как бы спал.
        "Радуйся, преподобне отче Симеоне Мироточивый, великий чудотворче!"

        В день памяти преподобного Савва испросил у Господа такое же излияние святого мира, какое бывало на Святой Горе. По этому поводу Савва сказал народу слово, в котором убеждал всех подражать добродетелям преподобного своего отца, угрожая нераскаявшимся грешникам страшным судом Божиим. Это слово произвело глубокое назидание на сербов. Вскоре Савва захотел вернуться на Афон, но Стефан заклинал его именем отца остаться в столь неспокойное время на Родине и приступить к укреплению Православной Церкви. Уступая этим просьбам, Савва остался архимандритом в монастыре Студеница, который был назван Лаврой святого Симеона.

        Величайший подвиг преподобного Симеона состоял в том, что он не только сам всей своей жизнью исповедовал Христа, но просветил верой отечество, искоренял ереси на Сербской земле, умножил стадо Христово и дал возможность, по воле Божией, вот уже почти 800 лет подвизаться православным сербам и другим славянам в родном для них монастыре на Святом Афоне. По своей смерти преподобный Симеон являл множество чудес, а рака его в изобилии источала драгоценное миро.
        В настоящее время широко известны случаи чудесной помощи Божией, по молитвам святого Симеона, супругам не имеющим чад.

        В России глубоко почитались на протяжении многих веков Сербские Святые святитель Савва и его отец преподобный Симеон Мироточивый. Так в Архангельском соборе Кремля сохранились до наших дней фрески этих Святых.
        В центре Москвы на улице Солянке до революции находился храм Святого Саввы Сербского. Это был центр славянофильства, здесь организовывались сборы пожертвований для освободительной войны на Балканах от турецкого ига. Отсюда в конце 19 века отправлялись в Сербию тысячи добровольцев в помощь православным братьям-сербам.

        Тайна братского единства наших православных народов непостижима умом человеческим, но является Промыслом Божиим ради спасения славянских народов. Любовь к евангельской истине и презрение ложных латинских учений стало главной осью в русско-сербских взаимоотношениях на протяжении полутора веков.
       «И вообще, Россию любят те, - сказал протоиерей Андрей Ткачев, - кто любит Господа, потому что понимают, что прав был Райнер Мария Рильке, который говорил, что Россия граничит с Богом. Это земля, у которой есть особый промысел, особая задача, у неё есть своё. Не просто вопросы внешней политики, валового продукта, котировки драгоценных металлов — это всё вопросы западной ментальности. У России есть нечто своё.

        Россия граничит с Богом, и в этом смысле ближайшие наши друзья на европейском континенте — это наши братья и сестры сербской страны, столь же многострадальной, как и наша. В которой понимают, что такое война, унижение, нападение, оболганная история, массированные атаки всех западных средств массовой информации, когда ты ничего никому не должен, а тебя представляют преступником. Всё это сербы понимают прекрасно, потому что вся русская судьба проходит под тем же знаком, под которым проходит и сербская судьба».
   
        Тропарь, глас 3
        Божественною благодатию просветився, и по смерти показуеши светлость жития твоего, источаеши бо миро благоухания притекающим к раце мощей твоих, и люди твоя наставил еси к свету Богоразумия, Симеоне отче наш, Христа Бога моли даровати нам велию милость.

        Кондак, глас 6
        Ангельское возлюбив на земли житие, миродержание и мир оставив, пощением Христу, Симеоне, последовал еси, к Немуже любящих тя апостольски наставил еси, вопия: возлюбите Бога, якоже Он возлюби нас.

        Величание
        Ублажаем тя, преподобне отче Симеоне, и чтим святую память твою, наставниче монахов и собеседниче ангелов.

            Молитва преподобному отцу нашему Симеону Мироточивому – Чудотворцу

        О преподобне отче Симеоне, Студеничский чудотворче!
Владыко Сербския земли Стефане и монашества похваление Симеоне предивный, во дни земнаго царствия твоего никтоже неутешенный не отыде от тебе, но всем радость и утешение милостивно даровал еси.
        Упаси виноградник твой, отче преподобне, да не преданы будем в сети сатаны, змия лукаваго. Просвети очи наша с высоты Небесныя, да плена греховнаго избегнем.
        Посети, свете, немощь нашу, вразуми и направи ны на стези святости, да николиже оставит ны Любы Божия, да не престает молитва твоя заступати Отечество твое.
        О богоносне чудотворче, яко звезды небеснии просияли чудесы твоя во всех землях христианстих. Даруй нам от скверных греховных страстей свобождение и введи ны в вечное Царство Животворящей и Нераздельней Троицы, да мы с тобою и всеми святими будем вечно прославляти и славити Бога! Аминь .               
         
               ПРЕПОДОБНЕ ОТЧЕ НАШ СИМЕОНЕ, МОЛИ БОГА О НАС.



         Источник:
http://www.pravoslavie.ru/orthodoxchurches/40867.htm
http://www.zykunov.narod.ru/afon2003.html