Бабушка Марта

Петр Лобузнов
 -Привет, дружище! Заходи, поговорим!
Бент словно стоял и ждал его у порога.
 -Я так рад тебе!- воскликнул он, хлопая Ханса по плечу. Ты даже не представляешь, как я тебе рад! С момента нашей последней встречи, кажется прошла целая вечность, а тут еще эта нога... оглянулся он на забинтованную ногу.
 "Чего это он так себя ведет? - спросил кто- то внутри Ханса,- ну, понятно, оказался в беде, нешуточное дело, повреждена правая нога, но , ведь, Ханс, согласись, вы же никогда не были с ним закадычными друзьями! Чего это он так расположился к тебе?"
 Ханс, никогда не взвешивал на  весах свои добродетели, чтобы потом использовать их в своих целях,- ой, как противно! -он чуть даже не вскрикнул и совершенно непроизвольно сделал какой-то отталкивающий жест, от чего Бент, нисколько не удивившись его поведению, виновато сказал:
 -да, ладно, прости, Ханс, я , конечно, понимаю, что поступил тогда.. ну не очень, виноват..но, ты не уходи, пожалуйста, не уходи!
 Ханс увидел в его глазах столько боли, что сердечко его выплеснулось навстречу другу, который подвел его в самый решающий момент.
 -ничего, ничего, - проговорил он, отвечая на похлопывание Бента, - ничего, кто из нас не ошибался когда -нибудь, хоть раз в жизни...
 Он не закончил фразу, проходя в комнату Бента и обратил внимание на поблекший портрет, висящий на стене.
 -Кто это!? - невольно воскликнул Ханс, подавшись к заворожившей его картине,- кто это!?
 Бент выскочил вперед, стараясь ровно ставить поврежденную  ногу, но у него это плохо получалось.
 На картине была изображена... Элиза!
 -Откуда она у тебя!?- Ханс подскочил к оторопевшему от испуга и неожиданной реакции товарища на портрет, - откуда она у тебя, я тебя спрашиваю!!
 -Да что с тобою случилось -то, что ты так вскипятился?- недоумевая проговорил Бент.
 -Я спрашиваю тебя откуда в вашей семье этот портрет Элизы?!
 -Это наша фамильная гордость, которая перешла от покойного дедушки по маминой линии...
 Возмущенный Ханс не дал ему договорить:
 -О чем ты говоришь, какая "фамильная гордость", какой дедушка, я же спрашиваю тебя об Элизе!?
 -Дело в том, что на потрете изображена никакая не Элиза, а ваша покойная бабушка Марта, которая умерла еще молодой и ты , наверное, ее не помнишь.
 -Но..ошеломленный Ханс не находил слов,- но, хорошо... какое отношение имеет наша бабушка к..вашей семье? Как же она похожа на Элизу!- фу, ты! как Элиза похожа на нее, я совсем запутался!
 -О , это очень давняя и трогательная история!- проговорил Бент, -когда -нибудь я , может быть, расскажу тебе..
 -Почему, когда-нибудь,- с любопытством спросил Ханс,- расскажи сейчас.
 -Ну, хорошо!- согласился Бент,- только прошу тебя не перебивать меня, потому что мне очень трудно сосредоточиться.


 Мой дедушка Кнут был рыбаком. Он отправлялся на своей лодке ловить рыбу, чтобы прокормить семью. Дед рано остался без кормильца-отца из-за эпидемии холеры, которая скосила многих наших родственников,  и  ему надо было заботиться об оставшихся в живых маме и братишках и сестренках. Частенько ему приходилось возвращаться без улова, и тогда семья ложилась спать голодной. Одна мысль согревала их, что рано утром дедушка  опять отправится на рыбную ловлю, где ему несказанно повезет, и мама сварит вкусную уху из рыбы с добавлением зелени: крапивы, ревеня, лука.
 Несмотря на свои неполные пятнадцать лет он удивительно быстро умел находить самые удачные для ловли места, хорошо ориентировался в окружающей обстановке среди многочисленных проток и небольших проливов.
 Однажды подросток прибыл на свое излюбленное местечко и стал потихоньку подготавливать снасти к рыбной ловле. С утра над морским заливом стоял плотный туман, который плохо рассеивался и мой дедушка уже стал нервничать, что у него сорвется рыбалка. Однако не прошло и пяти минут, как море очистилось. Рыбак забросил снасти и, увидев нескольких вьющихся над водой чаек, удовлетворенно прошептал:
 -где чайки, -там рыба, день сегодня должен быть удачным!
 -Особенно  для  меня! -вдруг раздался звонкий голос.
Подросток оглянулся вокруг, но никого не увидел."Должно быть, показалось!", подумалось ему.
 -Ничего  тебе не показалось,- все происходит на самом деле! -продолжил голос.
 -Ну это уже слишком! - с досадою произнес Кнут и приподнялся с земли чтобы обследовать место, которое он знал как свои пять пальцев. Конечно, его шепот мог кто-нибудь услышать, но мысли! кто мог прочитать его мысли!? Он заглянул за большой валун, находящийся в трех-четырех метрах от  моря и увидел девчонку, да-да, обычную девчонку, примерно одного возраста с ним. Она была тоже рыбачкой, мало того,- в небольшой емкости у ее ног плескалось несколько довольно приличных рыбин.
 Кнут с удивлением посмотрел на них и спросил:
 -когда же тебе удалось поймать эту рыбу, ведь был такой сильный туман, что...
 Подросток не успел договорить свою фразу, как незнакомка со смехом перебила его:
 -это у тебя был туман, а у меня было чистое,открытое море!
 -Как такое может быть!? и как ты прочитала мои мысли?
 -Сказать тебе правду - ты не поверишь, а, говоря  откровенно,я и сама не знаю, могу только догадываться.
 !?
 -Все дело вот в этом камне, - ответила простодушно девочка и протянула к нему руки. На ее правой ладошке лежал обычный серый, обточенный волнами камешек -голыш, каких довольно много валяется под ногами на берегу.
 -Ты, наверное , шутишь? - с надеждой спросил Кнут.
 -Ну, вот,-я же говорила тебе, что ты не поверишь! Но я нашла его не здесь , а в небольшой пещере неподалеку,- продолжила незнакомка.
 -В той, что находится в нескольких метрах от Звонкого ручья? - уточнил Кнут.
 - В ней самой.
 -Странно, очень странно,- пробормотал подросток,- я ее почти всю облазил вдоль и поперек, но ничего особенного там не видел.
 -Странно то, -проговорила девочка,-что я нашла его не на земле...
 -А где же ты еще могла найти его?
 -В стене.
 -Как  это?
 -Очень просто,- ответила незнакомка, -не знаю почему я обратила внимание на овальное пятно на  уровне моей груди, которое было намного светлее окружающих его каменных стен, мне даже показалось, что оно светится в полумраке. Я подошла к стене, поднесла руку к камню, чтобы погладить, попробовать его на ощупь, а он ..упал мне в ладонь.
 -Ты можешь показать мне это место? -загорелся подросток.
 -Конечно,  могу.
Через некоторое время они уже были в пещере.
 -Вот оно, это место! -показала рыбачка небольшое углубление в стене, которое осталось после выпадения камня.
 Кнут внимательно обследовал все вокруг, но так и не пришел ни к какому выводу. Несколько мгновений он стоял задумавшись, затем достал спички и разжег небольшой костерок на полу пещеры из мусора, находящегося под ногами:
палочек, ветоши, обрывков  газет. Света была явно недостаточно, но огонь постепенно разгорался и освещал приличный участок стены. Подросток отошел к противоположной стене пещеры,прижался к ней спиной и ..что это!? Там где было углубление над костром, язычки пламени высвечивали некую фигуру, в которой угадывалось что-то кошачье , судя по большим размерам, тигриное.
 -Смотри! смотри сюда! -позвал Кнут девочку,- как звать тебя?
 -Марта! -откликнулась незнакомка, не отрывая удивленных глаз от открывшейся картины.
 Дети увидели фигуру нарисованного на стене тигра, а там, где ранее находился странный камешек -голыш, судя по всему был глаз. Жутковатое было зрелище! Марта подбежала к стене и вставила свой камень в углубление. Он вдруг засветился зеленоватым светом, как это обычно бывает при встрече с дикими животными ночью.
 -Он оживает!- закричала девочка,- он оживает!
Очертания фигуры расплывались, а сама она становилась объемной, выпуклой, по лапам прошла дрожь...
 -Бежим,  Марта, бежим! - закричал Кнут, бежим  пока не поздно!
Дети выскочили из пещеры и не разбирая дороги пустились наутек. Когда они отбежали приличное расстояние, то оглянувшись, увидели, что никто их не преследует. Успокоившись, и выждав еще некоторое время, дети нашли в себе силы вернуться на место рыбной ловли, собрали снасти и отправились домой. Через некоторое время Марта, смеясь, проговорила:
 -Ох, и струсила же я!
 -А я -то как струсил! - откликнулся Кнут.
 -Послушай, а может быть все нам показалось!? - с надеждой в голосе спросила девочка.
 -Не знаю,- засомневавшись, ответил подросток, - не может же сразу обоим показаться. Ведь говорят же, что у страха глаза велики!
Марта выбрала трех самых крупных рыбин и передала их неудачливому рыбаку.
 -Угостишь своих, мне оставшихся хватит.
Кнут поблагодарил Марту и спросил:
 -Интересно, не разучилась ли ты читать мысли после того , как избавилась от камешка?
 -А вот это мы проверим в следующий раз, когда ты придешь на рыбалку. Ведь ты придешь?
 -Обязательно приду!
 
 
 На следующее утро Кнут как обычно отправился на свое излюбленное место у моря, однако Марту он там не увидел. Ее не было и на другой день и во многие последующие дни.
 -Что же с нею могло случиться?- недоумевая  спрашивал себя подросток. Кнут затосковал. Он вдруг впервые в своей жизни ощутил страстное желание увидеть ее снова.Мальчик обходил все те места, где они встретились, вспоминал ее улыбающееся лицо, своеобразную манеру разговора...Его чистое сердечко посетила первая юношеская любовь от которой все замирало в груди и становилось так хорошо -хорошо на душе и хотелось  петь и кричать во все горло. Задумавшись, он провел рукой по лицу и обнаружил , что улыбается. Ноги сами привели его к той пещере, где они с Мартой увидели фигуру тигра на стене. Без страха он вошел в нее и зажег приготовленный ранее факел. Вновь и вновь подросток всматривался в изображение зверя и находил новые черты, которые свидетельствовали о том, что оно отличалось от первоначального. Кнут обладал удивительной памятью и мог с фотографической точностью запоминать поразившие его природные явления и  события. Однако у него никогда не возникало желания воспроизвести их на бумаге. А сегодня он вдруг ощутил в себе потребность высказаться, изобразить с помощью красок и карандаша эту тигриную фигуру, туман, опустившийся над морем с выступающими из него острыми вершинами небольших скал и .. Марту.
 Отойдя от стены со зверем, он водил рукой с зажженным факелом вокруг изображения, пытаясь увидеть всю фигуру целиком. Неожиданно под камешком, который был на месте глаза, побежали буквы:
 "кто возьмет в руки этот камень, приобретет чудесные способности, которые будут удивлять окружающих. Он сможет видеть то, что скрыто от других, более того,- он станет видеть события, которые должны произойти..,- бегущая строка остановилась, в ней стали пропадать некоторые буквы и целые слова,- ..продолжаться до тех пор, пока камень будет находиться ... а если он его потеряет, то его ждет неминуемая смерть".
 Осененный внезапной догадкой, подросток бросил факел и выбежал из пещеры.
 " Так вот почему Марты не было так долго! неужели она погибла!?"
 Кнут отгонял от себя пугающие мысли , но они не уходили, наоборот, они пошли по кругу, в его воображении возникали всевозможные страшные картины.
 "Но ,ведь, Марта... она же не потеряла этот голыш и вставила его на первоначальное место,- с надеждой думал он на бегу, - может быть еще не все потеряно!?"
 " А куда это я стремглав несусь,- ведь я же не знаю, где она живет, я даже не спросил ее фамилии!?" -остановившись спрашивал он себя.
 -Что с тобой, на тебе лица нет!- встретила его мама на пороге дома.
 -У меня очень болит голова, -ответил Кнут и прошел в свой уголок, где он всегда играл или делал уроки.
 Некоторое время подросток сидел на стуле, уставившись взглядом в стену. Затем подошел к печке, из которой выпали отгоревшие угольки на металлический лист, прибитый к полу, и взял один из них в руки. Сняв с веревки над печкой сохнущую холстину, он положил ее перед собой и, придерживая левой рукой за верх, неуверенно провел первую линию. Его движения становились все увереннее и точнее, он увлекся, замечая, как из под его рук появляется что-то настоящее.
 Когда мама вошла к нему в комнату, приглашая на обед, то сначала хотела поругать его за "испорченную" холстину, но , приглядевшись, пришла в изумление,- на ней была изображена красивая  молодая девушка, которая  словно живая смотрела с полотна.
 -Ты.. это нарисовал ты!? - запинаясь выговорила она,- не может быть!
 -Дети, идите посмотрите, что изобразил ваш братец!
 Ребятишки побросали свои деревянные ложки, которыми ели уху и прибежали к ним. Они смотрели на картину и восхищались.
 -Но , ведь, это же... Марта! -воскликнула старшая сестренка Грета, - точно, она!
 -Ты знаешь Марту!? - с жаром спросил
 Кнут, -может быть ты знаешь где она живет?
 Грета посмотрела на своего брата у которого в глазах было столько боли и напряженного ожидания, что она подавила в себе желание  высказаться  немедленно,  перевела взгляд на маму и, решившись,  через некоторое время едва слышно проговорила:
 -Жила...
 -А почему  "жила", она  куда-нибудь переехала!? - перебил ее Кнут.
 -Она... она умерла..
 -Что ты сказала? не может  быть!
  Подросток в отчаянии поднял обе руки и с силой опустил их на стол. Некоторое время он сидел молча, сжимая кулачки так, что побелели костяшки на пальцах. Немного придя в себя Кнут спросил:
 -Как она умерла и когда это произошло?
 -Я точно не знаю, но их соседи говорили, что ее смерть была довольно странной и загадочной. А девочки на улице связывали ее гибель с каким-то чудесным камешком, который она постоянно носила при себе.. Не знаю так ли это было или не так, но только с тех пор как он появился у нее, она стала какой-то странной, говорила такие  вещи, которые и взрослым-то были не всегда понятны...
 -Например?
 -Ну, например она сказала одной своей подруге, что у нее был  старший брат, который погиб при странных обстоятельствах...
 -И что же здесь непонятного?- спросил Кнут.
 -Все дело в том, что в семье   о нем никогда не говорили, как будто его не было вовсе.Так вот, Марта рассказала ей, что ее старшего брата столкнул с чердака его родной отец -алкоголик, когда сын уличил того в продаже куриных яиц себе на выпивку. Дети вместе с матерью приперли его к стенке и он сознался в убийстве  сына и повторил слово в слово историю, рассказанную ранее Мартой.
 Местные рыбаки всегда приходили к ней домой и спрашивали о том, будет ли удачна предпринятая ими рыбалка. Марта никогда не ошибалась.
 А схоронили ее несколько дней назад. Донеслись слухи, что перед смертью она твердила о каком-то странном безглазом тигре, который приходил к ней по ночам во сне и требовал отдать назад свой глаз. Она металась в жару и бреду около недели, крича о том, чтобы он ее не беспокоил больше, ведь она вернула ему требуемое.
 -А ты знаешь место где...ее похоронили?- спросил брат Грету.
 -На  старом кладбище, рядом с родственниками. Там еще небольшая березка растет.
Кнут быстро встал, взял с собою нарисованный углем портрет Марты и выскочил на улицу.
 -Куда ты!? -крикнула вдогонку мама,- ты же не пообедал!
 -Я  скоро вернусь! -донеслось издалека.
 
 
Кнут сразу же отыскал могилу Марты и, остановившись перед крестом, погладил рукой свежий холмик земли и проговорил:
 -ну вот мы наконец-то встретились опять! Жалко только что не у моря!
 Он развернул холст с портретом  девушки и прислонил его к кресту.
 -А ведь я так и не узнал, что произошло с твоим даром предвидения  и умением читать мысли! Ведь ты  тогда сказала, что все выяснится при нашей с тобою встрече. Но вот мы встретились, а ничего не прояснилось, наоборот возникло много вопросов. Мне так много надо сказать тебе..
 И вдруг юноше показалось, что изображение на холсте стало оживать, появился румянец на щеках и  ямочки, которые ранее были едва заметны.Набросок  углем на глазах становился полноценной картиной с удивительно яркими красками. Девушка находилась в самом центре ее на фоне исчезающего тумана, за  которым угадывалось  море. Казалось, вот-вот она улыбнется и скажет ему как тогда, при первой и последней их встрече:
 -это у тебя был туман, а у меня вовсю светило солнышко!
 "Как  символично,- подумалось подростку, -я до сих пор словно жил в тумане, все в заботах о доме и близких, дом-море, море -дом, даже и поиграть толком было некогда... А теперь, когда туман начал рассеиваться и сквозь него проглянуло  солнце, вдруг набежали невесть откуда тучки и закрыли его.."
 Это было так обидно, что Кнут нарисовал  в своем воображении картину: как будто на будущий цветок, который тянулся к свету и уже оформился в виде бутона, кто-то наступил и смял его..И теперь никогда-никогда не узнаешь, каким бы стал он цветком и ничего уже нельзя исправить.
 "Ну что же ты так расстроился!?- вдруг прозвучало у него в голове,-ведь жизнь продолжается, и у тебя впереди еще  много-много чудесных дней, живи и радуйся им  за  себя и за  меня!"
 "Это я подумал, или..."
 "Конечно, -"или" , неужели ты не понял!"
 Подросток  бросил взгляд на картину и увидел, что Марта... улыбается.
 "Но, ведь, я же рисовал ее не  смеющейся.. И выходит, она не разучилась читать мысли даже после своей..."
 "Какой ты жадный! ты что, отказываешь мне в праве на улыбку!?"- зазвенел у него в ушах девичий смех.
 "Вовсе нет, почему  же.." -ответил Кнут,- просто я.."
 Юноша узнавал и не узнавал Марту, в ней появилось что-то загадочное, новое, чего ему или не удалось разглядеть за время  их короткой встречи, или оно рождалось на глазах...
 "Бутон  раскрывается! - осенило его ,- значит цветок не смят, жив и вот-вот распустится!"
 "Твой бутон тоже начнет скоро распускаться, ты обнаружишь в себе много неизведанного, чудесного, которое до сегодняшнего дня дремало в твоей душе, а сейчас начинает просыпаться. Верь в себя!"
 Живописное полотно стало утрачивать свои краски, бледнеть  и   снова стало  обычным холстом, с которым он пришел сюда.
 "Возьми его с собой!- послышался голос Марты,- сегодня ты увидел какой должна быть картина. Пройдет немного времени и ты нарисуешь ее! И помни: я буду всегда с тобой, в тебе ,- пока будет жива эта картина!"
 Юноша свернул холст в рулон и повернулся уже уходить, но  вспомнил, что у него нет красок и сказал вслух:
 -мне же нечем рисовать, все художественные принадлежности очень дорогие...
 "Пусть тебя это не волнует, все придет в свое время!"

Прошло некоторое время, Кнут стал самым удачливым рыбаком в своей округе, в семье появились небольшие деньги.Когда выдавалась свободная минутка, он рисовал картины, которые пользовались спросом у жителей. Вот так портрет вашей бабушки Марты появился у нас, -закончил свое повествование Бент.
 -Понятно, - задумчиво проговорил Ханс,- непонятно другое: почему до сих пор я ничего не знал об этом, никто в семье не говорил о Марте, как будто ее и не было...И , знаешь, прости меня , пожалуйста , за то, что я наговорил тебе.
Ты настоящий друг!
 Ханс уходил от Бента со светлым чувством. От его прежней обиды не осталось и следа.